Главная       Продать работу       Заказать работу       Блог       Контакты       Оплата       О нас       Как мы работаем       Регистрация       Вход в кабинет
Тех. дипломные работы
   автомобили
   спец. техника
   станки
   тех. маш.
   строительство
   электроснабжение
   пищевая промышленность
   водоснабжение
   газоснабжение
   автоматизация
   теплоснабжение
   холодильники
   машиностроение
   др. тех. специальности

Тех. курсовые работы
   автомобили
   спец. техника
   станки
   тех. маш.
   строительство
   детали машин
   электроснабжение
   газоснабжение
   водоснабжение
   пищевая промышленность
   автоматизация
   теплоснабжение
   ТММ
   ВСТИ
   гидравлика и пневматика
   машиностроение
   др. тех. специальности

Тех. дополнения
   Отчеты
   Расчетно-графические работы
   Лекции
   Задачи
   Лабораторные работы
   Литература
   Контрольные работы
   Чертежи и 3D моделирование
   Тех. soft
   Рефераты
   Общий раздел
   Технологический раздел
   Конструкторский раздел
   Эксплуатационный раздел
   БЖД раздел
   Экономический раздел
   Экологический раздел
   Автоматизация раздел
   Расчетные работы

Гум. дипломные работы
   педагогика и психология
   астрономия и космонавтика
   банковское, биржевое дело
   БЖД и экология
   биология и естествознание
   бухгалтерский счет и аудит
   военное дело
   география
   геология
   государство и право
   журналистика и СМИ
   иностранные языки
   история
   коммуникации
   краеведение
   кулинария
   культура и искусство
   литература
   экономика и торговля
   математика
   медицина
   международное отношение
   менеджмент
   политология
   музыка
   религия
   социология
   спорт и туризм
   таможенная система
   физика
   химия
   философия
   финансы
   этика и эстетика
   правознавство

Гум. курсовые работы
   педагогика и психология
   астрономия и космонавтика
   банковское, биржевое дело
   БЖД и экология
   биология и естествознание
   бухгалтерский счет и аудит
   военное дело
   география
   геология
   государство и право
   журналистика и СМИ
   иностранные языки
   история
   коммуникации
   краеведение
   кулинария
   культура и искусство
   литература
   экономика и торговля
   математика
   медицина
   международное отношение
   менеджмент
   политология
   музыка
   религия
   социология
   спорт и туризм
   таможенная система
   физика
   химия
   философия
   финансы
   этика и эстетика
   правознавство

Гум. дополнения
   Отчеты
   Расчетные работы
   Лекции
   Задачи
   Лабораторные работы
   Литература
   Контрольные работы
   Сочинения
   Гум. soft
   Рефераты

Рефераты
   Авиация и космонавтика
   Административное право
   Арбитражный процесс
   Архитектура
   Астрология
   Астрономия
   Банковское дело
   Безопасность жизнедеятельнос
   Биографии
   Биология
   Биология и химия
   Биржевое дело
   Ботаника и сельское хоз-во
   Бухгалтерский учет и аудит
   Валютные отношения
   Ветеринария
   Военная кафедра
   ГДЗ
   География
   Геодезия
   Геология
   Геополитика
   Государство и право
   Гражданское право и процесс
   Делопроизводство
   Деньги и кредит
   ЕГЭ
   Естествознание
   Журналистика
   ЗНО
   Зоология
   Издательское дело и полиграф
   Инвестиции
   Иностранный язык
   Информатика
   Информатика, программировани
   Исторические личности
   История
   История техники
   Кибернетика
   Коммуникации и связь
   Компьютерные науки
   Косметология
   Краеведение и этнография
   Краткое содержание произведе
   Криминалистика
   Криминология
   Криптология
   Кулинария
   Культура и искусство
   Культурология
   Литература : зарубежная
   Литература и русский язык
   Логика
   Логистика
   Маркетинг
   Математика
   Медицина, здоровье
   Медицинские науки
   Международное публичное прав
   Международное частное право
   Международные отношения
   Менеджмент
   Металлургия
   Москвоведение
   Музыка
   Муниципальное право
   Налоги, налогообложение
   Наука и техника
   Начертательная геометрия
   Оккультизм и уфология
   Остальные рефераты
   Педагогика
   Политология
   Право
   Право, юриспруденция
   Предпринимательство
   Прикладные науки
   Промышленность, производство
   Психология
   психология, педагогика
   Радиоэлектроника
   Реклама
   Религия и мифология
   Риторика
   Сексология
   Социология
   Статистика
   Страхование
   Строительные науки
   Строительство
   Схемотехника
   Таможенная система
   Теория государства и права
   Теория организации
   Теплотехника
   Технология
   Товароведение
   Транспорт
   Трудовое право
   Туризм
   Уголовное право и процесс
   Управление
   Управленческие науки
   Физика
   Физкультура и спорт
   Философия
   Финансовые науки
   Финансы
   Фотография
   Химия
   Хозяйственное право
   Цифровые устройства
   Экологическое право
   Экология
   Экономика
   Экономико-математическое мод
   Экономическая география
   Экономическая теория
   Этика
   Юриспруденция
   Языковедение
   Языкознание, филология

Главная > Блог


Характеристика техногенного воздействия магистральных нефтепроводов на окружающую среду

Нефть является горючей жидкостью и относится к малоопасным веществам по воздействию на организм человека (III класс опасности). Основная опасность при авариях связана с загрязнением почвы и водных объектов при проливе нефти и возможностью пожара пролива с термическим поражением людей при горении нефти.

Продукты испарения жидких составных частей нефти оказывают наркотическое действие. Вдыхание паров ароматических углеводородов (входящих в состав нефти) может вызвать хронические отравления с изменениями крови и кроветворных органов. Сернистые соединения в нефти могут быть причиной острых и хронических отравлений. При контакте с нефтью отмечены сухость кожи, пигментация или стойкая эритема, кератозы и гиперкератозы, фолликулиты и угри, телеангиоэктазии.

Нефть содержит легкоиспаряющиеся вещества, опасные для здоровья и жизни человека и для окружающей среды. Предельно допустимые концентрации нефтяных паров и опасных веществ нефти в воздухе рабочей зоны установлены в ГОСТ 12.1.005 и ГН 2.2.5.698-98.

При перекачке и отборе проб нефть относят к 3-му классу опасности (предельно допустимая концентрация аэрозоля нефти в воздухе рабочей зоны - не более 10 мг/м3), при хранении и лабораторных испытаниях - к 4-му классу опасности (предельно допустимая концентрация по легким углеводородам в пересчете на углерод - не более 300 мг/м3). Нефть, содержащую сероводород массовой доли более 20 млн.-1, считают сероводородсодержащей и относят к 3-му классу опасности. Предельно допустимая концентрация сероводорода в смеси с углеводородами Ci-C5 в воздухе рабочей зоны - не более 3 мг/м3.

Согласно Санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам
СанПиН 2.2.1/2.1.1.-14 в целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с Федеральным законом №52 ФЗ «О санитарном благополучии населения», вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека устанавливается специальная территория с особым режимом использования (далее - санитарно-защитная зона (СЗЗ), размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II класса опасности - как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.

Параметры магистральных нефтепроводов в соответствии с РД 153-39.4 113-01 «Нормы технологического проектирования магистральных трубопроводов» приведены в таблице 1.

Таблица 1 - Параметры магистральных нефтепроводов

Производительность,

млн. т. год

Диаметр (наружный), мм

Рабочее давление

МПа

кгс/см2

0,7-1,2

219

8,8-9,8

90-100

1,1-1,8

273

7,4-8,3

75-85

1,6-2,4

325

6,6-7,4

67-75

2,2-3,4

377

5,4-6,4

55-65

3,2-4,4

426

5,4-6,4

55-65

4-9

530

5,3-6,1

54-62

7-13

630

5,1-5,5

52-56

11-19

720

5,6-6,1

58-62

15-27

820

5,5-5,9

56-60

23-50

1020

5,3-5,9

54-60

41-78

1220

5,1-5,5

52-56

Для магистральных трубопроводов углеводородного сырья, компрессорных установок, создаются санитарные разрывы. Рекомендуемые минимальные размеры санитарных разрывов приведены в таблице 2.

Таблица2 - Рекомендуемые минимальные расстояния от магистральных нефтепроводов

Элементы

Расстояние в м при диаметре труб в мм

застройки

до 300

300-600

600-1000

1000-1400

Города и поселки

75

100

150

200

Отдельные малоэтажные жилища

50

50

75

100

Гидротехнические сооружения

300

300

300

300

Водозаборы

3000

3000

3000

3000

Разрывы от магистральных нефтепроводов, транспортирующих нефть с высокими коррозирующими свойствами, от продуктопроводов, транспортирующих высокотоксичные, раздражающие газы и жидкости, определяются на основе расчетов в каждом конкретном случае при обязательном увеличении размеров не менее чем в 3 раза.

Согласно Правилам охраны магистральных трубопроводов

Опасными производственными факторами трубопроводов являются:§ разрушение трубопровода или егоэлементов, сопровождающееся разлетом осколков металла и грунта;§ возгорание продукта при разрушении трубопровода, открытый огонь и термическое воздействие пожара;§ взрыв газовоздушной смеси;§ обрушение и повреждение зданий, сооружений, установок;§ пониженная концентрация кислорода;§ дым;§ токсичность продукции.Для исключения возможности повреждения трубопроводов (при любом виде их прокладки) устанавливаются охранные зоны:-    вдоль трасс трубопроводов, транспортирующих нефть, природный газ, нефтепродукты, нефтяной и искусственный углеводородные газы, - в виде участка земли, ограниченного условными линиями, проходящими в 25 метрах от оси трубопровода с каждой стороны;-    вдоль трасс трубопроводов, транспортирующих сжиженные углеводородные газы, нестабильные бензин и конденсат, - в виде участка земли, ограниченного условными линиями, проходящими в 100 метрах от оси трубопровода с каждой стороны;-    вдоль трасс многониточных трубопроводов - в виде участка земли, ограниченного условными линиями, проходящими на   указанных   выше расстояниях от осей крайних трубопроводов;-    вдоль подводных переходов - в виде участка водного пространства от   водной поверхности до дна, заключенного между параллельными плоскостями, отстоящими от осей крайних ниток переходов на 100 метров с каждой стороны;-    вокруг емкостей для хранения   и   разгазирования   конденсата, земляных амбаров для аварийного выпуска продукции - в виде участка земли, ограниченного замкнутой линией, отстоящей от границ территорий указанных объектов на 50 метров во все стороны;-    вокруг технологических   установок   подготовки    продукции    к транспорту,   головных   и  промежуточных  перекачивающих  и  наливных насосных    станций,    резервуарных    парков,    компрессорных     и газораспределительных станций,  узлов измерения продукции,  наливных и сливных эстакад,  станций подземного хранения газа,  пунктов подогрева нефти, нефтепродуктов - в виде участка земли, ограниченного замкнутой линией,  отстоящей от границ  территорий  указанных  объектов  на  100 метров во все стороны.

Технология транспортировки природного газа, нефти, конденсата и продуктов их переработки, конструктивные решения линейной части и наземных объектов характеризуется особенностями антропогенного воздействия на природную среду.

На всей территории России рассредоточены искусственно созданные трубопроводные сооружения, которые находятся в сложном взаимодействии с окружающей средой. Как правило, взаимовлияние трубопроводных комплексов и природной среды носит негативный характер. Отсюда и основная задача: с одной стороны, свести к минимуму техногенные воздействия в период строительства и эксплуатации трубопроводов, с другой, ослабить отрицательное влияние природных компонентов на надежность и безопасность трубопроводных объектов.

В общем случае система «магистральный трубопровод - природная среда» характеризуется сложным набором прямых и обратных связей, проявляющихся во взаиморазрушающих процессах, значительно снижающих надежность магистралей.

Разрушение газопроводов связано с крупномас­штабными экологическими потерями, в первую очередь, из-за механических и термических повреждений природного ландшафта. Иные экологические последствия, имеет аварийная ситуация на нефте- и нефтепродуктопроводах. В этом случае доминирующую роль играет фактор глобального загрязнения водоемов и почв. Экологическое загрязнение в рамках понятия, определенного ЮНЕСКО, включает не только прямое, непосредственное введе­ние сторонних веществ или энергии в окружающую среду, но и косвенное нарушение экологической целостности природного ландшафта, которое приводит к быстро или медленно проявляющемуся отрицательному последствию как в отношении чело­века, так и различных популяций флоры и фауны.

Уровни и виды потенциального воздействия нефтепроводов зависят от компоненты окружающей природной среды (атмосферный воздух, поверхно­стные и подземные воды, почвы, растительность, животный мир) и опреде­ляются периодом функционирования нефтепровода (период строительно­-монтажных работ, регламентный режим эксплуатации, аварийная ситуация), каждый из которых характеризуется строго определенными источниками воздействия. В таблице3приведена классификация основных видов воздействия нефтепроводов на окружающую природную среду.

Таблица 3 – Классификация видов воздействия нефтепроводов на компоненты ОС

Компоненты ОПС

Период воздействия

Источники воздействия

Виды потенциального воздействия

Атмосферный воздух

Строительно-монтажные работы (СМР)

 

 

 

Строительная техника, автотранспорт, сварочные и лакокрасочные работы, заправка техники и автотранспорта, земляные работы

Загрязнение атмосферного воздуха выбросами загрязняющих веществ

Регламентный режим эксплуатации

Нефтепровод

 

Отсутствуют

Аварийная ситуация

Разлив нефти

Загрязнение атмосферы парами нефти

Поверхностные воды

СМР

Строительная техника, автотранспорт, земляные работы

Водопотребление, водоотведение, изменение гидрохимических свойств и гидравлического режима

Регламентный режим эксплуатации

 

Нефтепровод

Отсутствуют

Аварийная ситуация

 

Нефть

Загрязнение воды нефтепродуктами, загрязнение поймы рек

Подземные воды

СМР

 

Строительная техника, автотранспорт, земляные работы

Загрязнение подземных вод

Регламентный режим эксплуатации

Нефтепровод

Отсутствуют

Аварийная ситуация

Нефть

Загрязнение подземных вод нефтепродуктами

Геологическая среда

СМР

Строительная техника, автотранспорт, земляные работы

Нарушение грунтов, изменение микрорельефа, нарушение поверхностного стока, активизация эрозийных процессов

Регламентный режим эксплуатации

Нефтепровод

Отсутствуют

Аварийная ситуация

Нефть

Загрязнение грунтов нефтью, образование провалов и т.д.

Почвы

СМР

Строительная техника, автотранспорт, земляные работы

Механическое повреждение, уплотнение почвенных горизонтов, химическое загрязнение

Регламентный режим эксплуатации

Нефтепровод

Отсутствуют

Аварийная ситуация

Нефть

Загрязнение территории, образование отходов

Территория

СМР

Строительная техника, автотранспорт, земляные работы

Отчуждение земель, образование отходов

Регламентный режим эксплуатации

Нефтепровод

Отчуждение земель

Аварийная ситуация

Нефть

Загрязнение территории, образование отходов

Растительность

СМР

Строительная техника, автотранспорт, земляные работы

Уничтожение растительности в пределах строительной полосы. Химическое загрязнение

Регламентный режим эксплуатации

Нефтепровод

Смена растительных сообществ

Аварийная ситуация

Нефть

Химическое воздействие нефти на растительность, гибель растений

Животный мир

СМР

Строительная техника, автотранспорт, земляные работы

Сокращение, трансформация местообитаний и беспокойство

Регламентный режим эксплуатации

Нефтепровод

Аварийная ситуация

Нефть

Загрязнение местообитаний, гибель животных

Воздействие на атмосферный воздух при аварийном разливе нефти будет проявляться в загрязнении атмосферы в результате испарения легких фракций нефти и нефтепродуктов, а при горении нефти в атмосферный воздух будут поступать оксид углерода, оксиды азота, оксиды серы, орг. кислоты, сажа; сероводород, формальдегиды, цианистый водород.

Объем и состав выбросов зависит от условий конкретной аварийной ситуации и транспортируемой среды.

Расчет выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух про­изводится по следующим методикам:

  1. Методика определения ущерба окружающей природной среде при авариях на магистральных нефтепроводах [29];
  2. Методика расчета выбросов вредных веществ в атмосферу при свободном горении нефти и нефтепродуктов [30].

Степень воздействия выбросов загрязняющих веществ на окружаю­щую среду зависит от устойчивости ландшафтов к антропотехногенным воздействиям через воздушный бассейн. Критериями оценки устойчивости ландшафтов служат следующие показатели:

Метеорологические параметры – средняя месячная и годовая температуры воздуха, месячное и годовое количество осадков (мм), среднегодовая повторяемость (%) направления ветра и штилей, средняя месячная и годовая скорости ветра (м/с), продолжительность солнечного сияния, коэффициент стратификации атмосферы, характеризующие вышеупомянутые показатели, принимаются на основании многолетних наблюдений на метеостанциях.

Для оценки воздействия источников загрязнения объекта на состояние атмосферного воздуха проводится расчет рассеивания вредных выбросов в атмосфере. Расчет рассеивания выполняется для всех периодов воздействия (строительно-монтажных работ, эксплуатации, аварийной ситуации). Расчет рассеивания выбросов вредных веществ в атмосфере выполняется по унифицированной программе расчета загрязнения «Эколог». Данная программа реализует положения «Методики расчета концентраций в атмосферном воздухе вредных веществ, содержащихся в выбросах предприятий (ОНД – 86)».

Уровень воздействия выбросов загрязняющих веществ на атмосфер­ный воздух определяется концентрацией загрязняющих веществ в приземном слое атмосферы на границе санитарно-защитных зон и ближайшего жилья. Размеры санитарно-защитных зон регламентируются СанПиН 2.2.1/2.1.1. -14 [34].

В таблице 4 приведены загрязняющие вещества, попадающие в атмосферу при авариях нефтепроводов.

Таблица 4 - Загрязняющие вещества, выбрасываемые в атмосферу при аварии нефтепроводов

Наименование вещества

Код вещества

ПДК м.р., ПДК с.с. и ОБУВ, мг/м

Класс опасности

Выброс вещества

г/с

т/год

Оксид углерода

0337

5

4

0,02

0,340

Оксид азота

0301

0,085

2

0,008

0,122

Бензопирен

0703

1,0*10-9

1

3,26*10-10

5,2*10-10

Метан

0410

50

0

33,260

0,0683

Углеводороды

2754

5

4

0,020

0,000024

С целью разработки комплекса природоохранных мероприятий по трассам трубопроводов следует установить санитарно-защитные зоны (СЗЗ), которые определяются величиной предельно допустимых концентраций вредных веществ в окружающей среде с учетом фонового загрязнения района расположения объекта.

При этом ориентировочные размеры санитарно-защитных зон в зависимости от мощности нефтепровода и сооружений на объекте могут колебаться от 200 до 450 м. размеры СЗЗ могут быть скорректированы при наличии утвержденных конкретных технических решений, исходных данных по фоновому загрязнению, а также с учетом розы ветров.

Кроме того, по трассам нефтегазопроводов устанавливаются зоны влияния (ЗВ) вредных выбросов на окружающую среду, которые определяются в соответствии с показателями ПДК отдельных загрязняющих веществ или их суммации, которые составляют 1500 - 4500 м.

Большой вред природной среде наносится при попадании нефти в реки и водоемы. Установлено, что повышение содержания углеводородов в водах рек и озер губительно действует на гидрохимический режим, а при достижении их концентрации в воде выше 0,05 г/л наступают необратимые биологические последствия, приводящие к гибели фауны водоемов, уничтожению нерестилищ ценных рыб и т.д.

При попадании нефти в водные объекты вода загрязняется нефте­продуктами. Нефтяная пленка и эмульгированные частицы течением и ветром переносятся на большие расстояния, при выбросах на берег загряз­няют береговую полосу, а разлагаясь, становятся источниками вторичного загрязнения. Легкие фракции нефтепродуктов в виде пленки и водного раствора отравляют организмы, обитающие в толще воды, утяжеленные фракции, оседая на дно, уничтожают донные организации. Нефтепродукты, осевшие на дно, образуют стойкое загрязнение водоема, а неочищенная нефть содержит фракции, действующие на рыб как токсиканты. Загрязня­ется пойма рек.

Степень и характер загрязнения зависит ОТ конкретных условий воз­никновения аварийных ситуаций. Объем нефти, участвующий в аварии и размер ущерба, наносимого окружающей среде, определяются в соответствии с «Методикой определения ущерба окружающей природной среде при авариях на магистральных нефтепроводах».

Основные экологические проблемы при попадании нефти на поверх­ность земли связаны с грунтовыми водами. После того как нефть попадает на поверхность земли, начинается ее просачивание в горизонт грунтовых вод по порам и трещинам пород зоны аэрации, где преобладает движение в. вертикальном направлении. Когда жидкие нефтепродукты встречают на своем пути менее проницаемый слой или достигают уровня грунтовых вод, происходит их накопление и растекание в горизонтальном направлении (активная миграция). Кроме того, на поверхности грунтовых вод может происходить пассивная миграция, т.е. снос нефтепродуктов потоком подземных вод. Один из видов локального техногенного загрязнения подземных вод – образование плавающих на воде линз. Эти линзы могут мигрировать, вызывая загрязнение водозаборов, поверхностных вод.

В случае аварийного прорыва трубопровода площадь и глубина распространения нефтяного загрязнения обусловлена природными и техногенными условиями, а именно:

Основные экологические проблемы при попадании нефти на поверхность земли связаны с грунтовыми водами.

Одним из основных геоэкологических признаков, определяющих возможность просачивания нефти через зону аэрации, является сорбцион­ная способность грунтов.

Сорбционные свойства грунтов зависят от минерального состава, присутствия гумуса и органических веществ, от дисперсности и пористости грунтов.

Глинистые минералы отличаются от других минералов высокой дисперсностью, гидрофильностью, способностью к сорбции и ионному обмену. Глинистые минералы, как правило, имеют размер частиц не более 0,001-0,002 мм, поэтому встречаются в наиболее дисперсной фракции. Глинистые грунты обладают высокой сорбционной способностью по сравнению с песчаными и другими несвязанными крупнообломочными грунтами.

Присутствие органического вещества (гумуса) в грунтах и почвах всегда повышает их дисперсность и значительно влияет на их сорбционные свойства. В состав гумуса входят гуминовые кислоты, которые имеют «губчатое строение» с множеством микропор, этим в значительной степени определяются их сорбционные свойства. Чем выше содержание гумуса в почвах и грунтах, тем выше их сорбционная способность.

Как отмечалось выше, глинистые минералы и включения органических веществ в грунтах усиливают их сорбционные свойства и увеличивают дисперсность грунтов. Следовательно, чем выше дисперсность грунтов, тем выше их способность к сорбции.

Пористость грунтов также влияет на их сорбционные свойства. Пористость имеют все грунты, но наибольшую – дисперсные грунты и почвы.

Втаблице5приведены типы грунтов, классифицированные по их проницаемости к воде и способности связывать нефтепродукты.

Таблица 5 - Способность грунтов к сорбции нефтепродуктов

 

Порядок проницаемости

Количество

Грунт

(для воды), м/сут

нефтепродукта, л/мЗ

Крупный гравий, валуны

102

-

Гравий - грубозернистый песок

102-10

8

Песок крупный - средний

10-100

15

Песок средник - мелкий

100-10-1

25

Песок глинистый - глины

10-1-10-3

40

Влажность грунтов также влияет на сорбционные свойства - увели­чение влажности уменьшает их сорбционные свойства. Чем выше насы­щенность грунтов водой, тем ниже их способность сорбировать углеводо­роды. Насыщенные водой грунты связывают только так называемое оста­точное количество нефтепродукта в форме жидкой фазы. При содержании нефтепродукта, превышающим остаточное, избыток его вытесняется водой в слои с более низкой влажностью.

Воздействие на почвенно-растительный покров при аварийном раз­ливе нефти проявляется в уничтожении и угнетении растительного покро­ва, загрязнении почв. Нефть и нефтепродукты в почве распространяются вглубь и вширь, проникая в поры между частицами грунта. Концентрация нефтепродуктов резко снижается с продвижением в глубину от одного почвенного горизонта к другому. При загрязнении почвы нефтепродукта­ми будут происходить глубокие изменения в микрофлоре почвы, резко ме­няться компенсационный механизм авторегуляции биохимических процес­сов. Следует отметить, что на поверхностный слой грунтов будут оказы­вать негативное воздействие и ликвидационные работы по изъятию загряз­ненной почвы и ее утилизация.

Уровень изменения почв зависит прежде всего от параметров источ­ников техногенного загрязнения, фоновой антропогенной нагрузки, есте­ственной способности почв к самоочищению.

Деградация почв представляет собой совокупность процессов, приводящих к изменению функций почвы как элемента природной среды, количественному изменению и качественному ухудшению ее свойств и режимов, снижению природно-хозяйственной значимости земель.

Высокая биологическая активность почв способствует более быст­рому разложению нефтепродуктов. Высокая буферная способность почв и большая емкость поглощения расширяют границы предельного загрязне­ния нефтепродуктами, поэтому малые количества загрязнителя могут и не вызвать существенных изменений в свойствах почв.

Загрязнение почв нефтью приводит к смене микробиоценоза. В почве отмечается уменьшение содержания подвижного фосфора и калия, суммы обменных оснований, увеличение количества органического веще­ства. Резко изменяется в почвах фракционный состав гyмyca. Так, в загряз­ненных нефтью почвах возрастает доля негидролизуемого остатка, пред­ставленного битуминозными веществами.

Степень и характер загрязнения зависит от конкретных условий воз­никновения аварийных ситуаций. Размер площади, подвергающейся загряз­нению при аварии, и размер ущерба окружающей среды, определяются в со­ответствии с «Методикой определения ущерба окружающей природной сре­де при авариях на магистральных нефтепроводах».

При разливах нефти, содержащиеся в ней токсичные химические со­единения, оказывают крайне негативное воздействие на растительный мир непосредственно в зоне разлива. Под влиянием нефти и нефтепродуктов происходит гибель растительного покрова, замедляется рост растений, на­рушаются процесс фотосинтеза и дыхания. Под действием даже неболь­шихколичеств сырой нефти уменьшаются флористическое разнообразие и биомасса. В природных ландшафтах происходит «сжигание» травянистой растительности, пожелтение и отмирание вегетативных органов. Отмеча­ются также сокращение периода вегетации, карликовость, искривление стеблей, скручивание листьев, суховершинность. Более всего чувствитель­ны к нефти мхи и лишайники. Содержащиеся в нефти ароматические угле­водороды вызывают хронический токсикоз. К активным и быстродейст­вующим токсикантам относятся такие продукты трансформации нефти как бензол, ксилол и толуол. Многие ароматические углеводороды характери­зуются ярко выраженной мутагенностью и канцерогенностью.

Действие нефтепродуктов на растения проявляется также в уменьше­нии габитуса, сокращении поверхности листьев, отставании в развитии. Причем, изменения морфометрических показателей начинаются уже с од­нопроцентного уровня содержания нефти в почве и продолжают усугуб­ляться с увеличением ее концентрации.

Основная опасность, возникающая при химическом воздействии объектов на растительный покров, определяется способностью токсикантов включаться в трофические цепи экосистем, аккумулироваться на отдельных этапах и достигать как организма млекопитающих, так и организма человека.

В случае пролива нефти в результате аварийной ситуации граница зоны химического воздействия на почвенно-растительный покров будет зависеть от конкретных условий возникновения аварии.

При аварийных ситуациях наибольшую опасность для животных может представлять загрязнение почвы и водоемов. Последствия аварий­ных разливов на биоту имеют как явный, так и скрытый характер. К пер­вому можно относится уничтожение среды обитания и гибель объектов животного мира при пожарах и разливах нефти. Скрытое воздействие, яв­ляется более опасным, поскольку оно сохраняется длительное время и мо­жет распространяться на значительные территории (перенос загрязняющих веществ воздушными массами, паводковыми водами, через гидрологиче­скую сеть и трофические связи «хищник-жертва»).

Аварийные разливы нефти и нефтепродуктов оказывают отрица­тельное влияние почти на все группы беспозвоночных. Наиболее быстро погибают крупные беспозвоночные (насекомые, черви), более устойчивы членистоногие, но и они испытывают значительное угнетение. Из позво­ночных наиболее чувствительны к загрязнению мелкие млекопитающие.

Последствия воздействий могут быть обратимыми и необратимыми. Первые могут быть ликвидированы либо искусственно, либо постепенно устранены естественным путем в ходе природных процессов. Последствия некоторых техногенных воздействий устранить не удается или это требует значительных усилий и затрат.

Для оценки воздействия компонентов нефти на животный мир сле­дует учитывать, как легкие, так и тяжелые фракции углеводородов, содер­жащиеся в любой нефти.

Легкие фракции нефти, находясь в почвах, водной или воздушной средах, оказывают наркотическое и токсическое действие на живые орга­низмы. Содержащиеся в воздухе алканы легкой фракции вызывают острые отравления.

Многие исследователи отмечают сильное токсическое действие легкой фракции нефти на микробные сообщества и почвенных живот­ных. Легкая фракция мигрирует по почвенному профилю и водоносным горизонтам, расширяя, иногда значительно, ареал первоначального за­грязнения.

Тяжелые фракции очень трудно разрушаются, с трудом окисляются на воздухе, надолго могут «запечатать» все поры почвенного покрова, ли­шив почву свободного влагообмена и дыхания. Это в первую очередь при­водит к полной деградации биоценоза, гибели живых организмов.

Загрязнение нефтью и нефтепродуктами рыбохозяйственных водоемов приводит к ухудшению качества рыбы (появление окраски, пятен, запаха, привкуса); гибели взрослых рыб, молоди, личинок и икры; отклонению от нормы развития рыбной молоди, личинок и икры; сокращению кормовых запасов (бентос, планктон); сокращению мест обитания, нереста и нагула рыб; нарушению путей миграции рыб, молоди, личинок и икры. Биомасса бентоса и планктона на загрязненных нефтью участках реки резко снижается или полностью уничтожается.

Отравляющее воздействие нефти и нефтепродуктов на рыб обуславливается вымыванием токсичных веществ, содержащихся в нефти, и растворением их в воде. Концентрация нефти и нефтепродуктов выше 0,05 мг/л в воде нерестовых и нaгyльных площадей приводит к гибели молоди рыб. При длительном пребывании в воде с содержанием нефти и нефтепродуктов 0,1 мг/л и потреблении загрязненного корма рыбы приобретают нефтяной привкус. Концентрация 20 – 30 мг/л вызывает нарушение условно-рефлекторной деятельности, более высокая - гибель рыб. Особую опасность представляют нафтеновые кислоты, содержащиеся в нефти и нефтепродуктах. Их концентрация в воде 0,3 мг/л смертельна для гидробионтов.

Согласно Правилам ликвидации аварий и повреждений, на магистральных нефтепроводах РД 153-39.4-114-01 [33]авария на объекте магистрального нефтепровода -это внезапный вылив или истечение нефти в результате полного или частичного разрушения нефтепровода, его элементов, резервуаров, оборудования и устройств, сопровождаемые одним или несколькими из следующих событий:

Распределение причин аварий на магистральных нефтепроводах в период с 2010 по 2015 годы по данным Ростехнадзора приведено ниже (таблица6).

Таблица 6 - Причины аварий на магистральных нефтепроводах по данным Ростехнадзора

Причины

2010

2011

2012

2013

2014

2015

Всего

шт

%

Брак строительства/изготовления

1

0

2

2

1

0

6

43

Конструктивные недостатки

0

1

1

0

0

0

2

14

Износ оборудования

0

0

1

0

0

0

1

7

Механическое воздействие

0

0

0

0

0

0

0

0

Несанкционированные врезки

1

1

0

0

1

2

5

36

Нарушение порядка проведения опасных работ

0

0

0

0

0

0

0

0

ИТОГО:

2

2

4

2

2

2

14

100

Графическое распределение причин аварий за период с 2010 по 2015годы на объектах транспортировки нефти приведено ниже (рисунок 4 и рисунок 5). Из приведенных данных можно сделать вывод, что наибольший вклад в величину аварийности вносят брак строительства/изготовления нефтепровода (43%), несанкционированные врезки с целью хищения нефти(36%) и конструктивные недостатки (14%).

Рисунок 4 - Причины аварий на магистральных нефтепроводах с 2010 по 2014 годы

 

Рисунок 5 - Аварийность на объектах магистральных нефтепроводов в России с 2010 по 2015 годы

Основными причинами смертельного травмирования людей на объектах магистрального трубопроводного транспорта являются грубые нарушения требований промышленной безопасности руководством и персоналом эксплуатирующих организаций в процессе эксплуатации, технического обслуживания и ремонта объектов магистрального трубопроводного транспорта.

Реальную угрозу целостности трубопроводной системы представляют собой нарушения требований нормативных документов о зонах минимальных расстояний трубопроводов, запрещающих застройку зоны прохождения трубопроводов в пределах минимальных расстояний, а также определяющих порядок проведения работ в охранных зонах трубопроводов.

Имеют место случаи проведения различных работ в непосредственной близости от трубопроводов без согласования с эксплуатирующими организациями, что является причиной аварий.

Одной из основных угроз безопасного функционирования магистральных трубопроводов являются несанкционированные (криминальные) врезки. Опасность таких действий не только в хищении транспортируемой продукции, но и в последствиях для окружающей природной среды в случае аварии. Проблема несанкционированных врезок возникла в начале 90-х годов. Наиболее неблагополучная ситуация складывается в Южном федеральном округе, Приволжском федеральном округе и Московской области.

Значительное влияние на аварийность нефтепроводов имеет их возраст. В приложении 2приведены данные по наиболее старым магистральным нефтепроводам России, значительная часть которых продолжает эксплуатироваться и сейчас.

Российские трубопроводные системы активно развивались в 60-80-е годы. За этот период в основном была построена система магистральных нефтепроводов компании «Транснефть».

Анализ технического состояния основных производственных мощностей показал, что, фактически, сроки эксплуатации оборудования нефтеперекачивающих станций в настоящее время имеют следующий возрастной состав:




Комментарии