Главная       Продать работу       Заказать работу       Блог       Контакты       Оплата       О нас       Как мы работаем       Регистрация       Вход в кабинет
Тех. дипломные работы
   автомобили
   спец. техника
   станки
   тех. маш.
   строительство
   электроснабжение
   пищевая промышленность
   водоснабжение
   газоснабжение
   автоматизация
   теплоснабжение
   холодильники
   машиностроение
   др. тех. специальности

Тех. курсовые работы
   автомобили
   спец. техника
   станки
   тех. маш.
   строительство
   детали машин
   электроснабжение
   газоснабжение
   водоснабжение
   пищевая промышленность
   автоматизация
   теплоснабжение
   ТММ
   ВСТИ
   гидравлика и пневматика
   машиностроение
   др. тех. специальности

Тех. дополнения
   Отчеты
   Расчетно-графические работы
   Лекции
   Задачи
   Лабораторные работы
   Литература
   Контрольные работы
   Чертежи и 3D моделирование
   Тех. soft
   Рефераты
   Общий раздел
   Технологический раздел
   Конструкторский раздел
   Эксплуатационный раздел
   БЖД раздел
   Экономический раздел
   Экологический раздел
   Автоматизация раздел
   Расчетные работы

Гум. дипломные работы
   педагогика и психология
   астрономия и космонавтика
   банковское, биржевое дело
   БЖД и экология
   биология и естествознание
   бухгалтерский счет и аудит
   военное дело
   география
   геология
   государство и право
   журналистика и СМИ
   иностранные языки
   история
   коммуникации
   краеведение
   кулинария
   культура и искусство
   литература
   экономика и торговля
   математика
   медицина
   международное отношение
   менеджмент
   политология
   музыка
   религия
   социология
   спорт и туризм
   таможенная система
   физика
   химия
   философия
   финансы
   этика и эстетика
   правознавство

Гум. курсовые работы
   педагогика и психология
   астрономия и космонавтика
   банковское, биржевое дело
   БЖД и экология
   биология и естествознание
   бухгалтерский счет и аудит
   военное дело
   география
   геология
   государство и право
   журналистика и СМИ
   иностранные языки
   история
   коммуникации
   краеведение
   кулинария
   культура и искусство
   литература
   экономика и торговля
   математика
   медицина
   международное отношение
   менеджмент
   политология
   музыка
   религия
   социология
   спорт и туризм
   таможенная система
   физика
   химия
   философия
   финансы
   этика и эстетика
   правознавство

Гум. дополнения
   Отчеты
   Расчетные работы
   Лекции
   Задачи
   Лабораторные работы
   Литература
   Контрольные работы
   Сочинения
   Гум. soft
   Рефераты

Рефераты
   Авиация и космонавтика
   Административное право
   Арбитражный процесс
   Архитектура
   Астрология
   Астрономия
   Банковское дело
   Безопасность жизнедеятельнос
   Биографии
   Биология
   Биология и химия
   Биржевое дело
   Ботаника и сельское хоз-во
   Бухгалтерский учет и аудит
   Валютные отношения
   Ветеринария
   Военная кафедра
   ГДЗ
   География
   Геодезия
   Геология
   Геополитика
   Государство и право
   Гражданское право и процесс
   Делопроизводство
   Деньги и кредит
   ЕГЭ
   Естествознание
   Журналистика
   ЗНО
   Зоология
   Издательское дело и полиграф
   Инвестиции
   Иностранный язык
   Информатика
   Информатика, программировани
   Исторические личности
   История
   История техники
   Кибернетика
   Коммуникации и связь
   Компьютерные науки
   Косметология
   Краеведение и этнография
   Краткое содержание произведе
   Криминалистика
   Криминология
   Криптология
   Кулинария
   Культура и искусство
   Культурология
   Литература : зарубежная
   Литература и русский язык
   Логика
   Логистика
   Маркетинг
   Математика
   Медицина, здоровье
   Медицинские науки
   Международное публичное прав
   Международное частное право
   Международные отношения
   Менеджмент
   Металлургия
   Москвоведение
   Музыка
   Муниципальное право
   Налоги, налогообложение
   Наука и техника
   Начертательная геометрия
   Оккультизм и уфология
   Остальные рефераты
   Педагогика
   Политология
   Право
   Право, юриспруденция
   Предпринимательство
   Прикладные науки
   Промышленность, производство
   Психология
   психология, педагогика
   Радиоэлектроника
   Реклама
   Религия и мифология
   Риторика
   Сексология
   Социология
   Статистика
   Страхование
   Строительные науки
   Строительство
   Схемотехника
   Таможенная система
   Теория государства и права
   Теория организации
   Теплотехника
   Технология
   Товароведение
   Транспорт
   Трудовое право
   Туризм
   Уголовное право и процесс
   Управление
   Управленческие науки
   Физика
   Физкультура и спорт
   Философия
   Финансовые науки
   Финансы
   Фотография
   Химия
   Хозяйственное право
   Цифровые устройства
   Экологическое право
   Экология
   Экономика
   Экономико-математическое мод
   Экономическая география
   Экономическая теория
   Этика
   Юриспруденция
   Языковедение
   Языкознание, филология

Главная > Блог


Анализ состояния законодательной базы в области природоохранного регулирования техногенного воздействия магистральных нефтепроводов на окружающую среду

В соответствии с «Методическими указаниями по оценке и возмещению вреда, нанесенного окружающей природной среде в результате экологических правонарушений» [28] субъект хозяйственной деятельности (природопользователь), по вине которого произошла авария, должен возместить ущерб и убытки от прямого и косвенного воздействия загрязнения, а также от возможных последствий этого воздействия на окружающую среду. В соответствии со ст. 78 закона РФ «Об охране окружающей среды» [17] компенсация вреда, причиненного окружающей среде в результате экологического правонарушения, производится добровольно либо по решению суда или арбитражного суда. Вред, причиненный окружающей среде, возмещается в соответствии с утвержденными таксами и методиками, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды (ст. 77 закона РФ «Об охране окружающей среды»).

Вред, нанесенный окружающей среде, оценивается на основе фактически установленного, инструментально измеренного и документально подтвержденного негативного воздействия на окружающую среду в результате аварии.

Исчисление ущерба и убытков осуществляется на основании действующей нормативно-методической документации, кадастровой оценки природных ресурсов, а также такс для исчисления размера взыскания за ущерб объектам животного и растительного мира. При возможности должны использоваться прямые методы счета, однако большинство методик основано на косвенных расчетах величины ущерба. Данные об убытках и ущербе, включая упущенную выгоду должны подтверждаться документально. В конкретных ситуациях, при недостаточном нормативно-методическом обеспечении, могут быть использованы экспертные оценки специалистов.

Величина компенсации ущерба, наносимого негативным воздействием на окружающую среду, определяется как сумма ущербов, причиненных различным природным ресурсам.

Возмещение вреда потерпевшей стороне может осуществляться в натуральной и стоимостной форме за счет собственных средств виновника аварии или средств страховых организаций, осуществляющих экологическое страхование.

При натуральной форме возмещения вреда заключаются соответствующие договоры и (или) соглашения, регламентирующие порядок, условия, сроки и объемы возмещения причиненного вреда. В этом случае виновник загрязнения должен восстановить окружающую природную среду своими силами и средствами. К натуральным формам возмещения относятся: восстановление утраченного количества и качества природного ресурса, предоставление равноценного природного ресурса взамен утраченного или выведенного из хозяйственного оборота, восстановление природного ресурса до исходного состояния на момент нанесения вреда.

К стоимостным формам возмещения вреда относятся: предоставление финансовых средств для восстановления нарушенного состояния окружающей среды до исходного к моменту нанесения вреда уровня; финансирование мероприятий по воспроизводству природных ресурсов; финансовое обеспечение мер по возмещению реципиентам убытков, включая упущенную выгоду; компенсация иных дополнительных затрат в связи с восстановлением природного ресурса.

При стоимостной форме возмещения:

- виновником загрязнения (или страховой организацией) на соответствующий счет перечисляются требуемые средства, в полном объеме и в установленные сроки;

- предусматриваются поэтапные компенсационные выплаты в соответствии со сроками восстановления утраченного в результате нанесенного вреда;

- устанавливаются иные формы, адекватные масштабам и последствиям нанесенного вреда.

В России финансирование мероприятий по возмещению ущерба возможно из внешних и внутренних источников компании-загрязнителя. К внутренним источникам относится прибыль, которая используется для выплаты штрафных санкций, а также платы за сверхлимитное загрязнение. Помимо этого, компании могут формировать специальные резервные фонды для финансирования мероприятий по ликвидации последствий аварийных разливов нефти.

К внешним источникам покрытия экономического ущерба можно отнести следующие:

-  Средства резервного фонда правительства РФ, предназначенные для ликвидации чрезвычайных ситуаций. Распорядителем этих средств является управление федеральной поддержки территорий МЧС. Использоваться этот источник может только по постановлению правительства РФ и по факту разлива в том случае, когда администрация на уровне субъекта РФ не может справиться с чрезвычайной ситуацией своими силами и средствами.

- Вторым внешним источником являются выплаты страховых организаций, с которыми компания-загрязнитель своевременно заключила соответствующие договоры.

Магистральные нефтепроводы России расположены в большинстве субъектов страны. Их трассы проходят по территории 53 республик, краев, областей и автономных округов России, взаимодействие с которыми осуществляется на основе договоров о сотрудничестве.

Нефтепроводы эксплуатируют в различных природно-климатических условиях. Их трассы пересекают земли как сельскохозяйственного, так и иного назначения, проходят через леса, пересекают водные преграды.

Взаимоотношения субъектов Федерации и трубопроводных компаний настоящее время не имеют твердой правовой основы. В частности, отсутствует Федеральный закон «О магистральном трубопроводном транспорте». Данный закон способствовал бы регулированию отношений, возникающих при функционировании и развитии магистрального трубопроводного транспорта и был бы направлен на обеспечение эффективной, надежной и безопасной эксплуатации трубопроводов.

3аконодательство в области магистрального трубопроводного транспорта должно основываться на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданском кодексе и других федеральных законах, с учетом представления о магистральных трубопроводах как о стратегических объектах, имеющих федеральное значение и находящихся в ведении Российской Федерации.

Особое внимание при разработке законодательства в области магистрального трубопроводного транспорта необходимо уделить экологическим аспектам при эксплуатации трубопроводов.

Специальных законодательных актов, регулирующих экологические отношения в процессе эксплуатации магистральных трубопроводов, практически нет, за исключением отдельных ведомственных положений, инструкций и предписаний.

Так, например, в Гражданском кодексе [2] в статье 1064 нет ни слова о природной среде, но общий принцип права, закрепленный в этой норме: «причинивший вред обязан его возместить, если не докажет, что вред произошел не по его вине», -  является основанием для распространения действия этой статьи на экологические отношения по возмещению вреда, нанесенного предприятием трубопроводного транспорта нефти окружающей среде.

Трубопроводное законодательство должно быть согласовано с земельным, водным и лесным законодательством РФ, а также законодательством РФ в области охраны окружающей среды. В соответствии со статьей 77 Закона РФ «Об охране окружающей среды»:

В статье 78 «Порядок компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды указано:

Определение размера вреда, причиненного окружающей среде, осуществляется исходя из фактических затрат на ее восстановление с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, а при их отсутствии - исчисление размера вреда окружающей среде проводится в соответствии с таксами и методиками, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

В ряде случаев в законе «Об охране окружающей среды» к чрезвычайным ситуациям относят ситуации техногенного характера (ст. 57, п.2). Хотя и те, и другие относятся к разряду чрезвычайных ситуаций и имеют ощутимые экологические последствия, следует все же учитывать, что чрезвычайные ситуации природного характера вызревают долго и вследствие антропогенного воздействия приводят к долговременным экологическим последствиям. Преодолеваются эти последствия усилиями органов по охране окружающей среды и природопользованию. Чрезвычайные ситуации техногенного характера могут также иметь экологические последствия, но они моментальны, разовы, кратковременны, и здесь главная роль всех ликвидаций принадлежит подразделениям МЧС.

В статье 18 Закона «Об охране окружающей среды» предусмотрено экологическое страхование, которое в целях защиты имущественных интересов юридических и физических лиц на случай экологических рисков может быть обязательным.

Особое внимание в разрабатываемом законе о магистральном трубопроводном транспорте следует уделить вопросам обеспечения промышленной и экологической безопасности магистральных трубопроводов. В основу должен быть положен приоритет граждан и государства, использование современных эффективных технологий при приоритете конкурентоспособных российских технологий, неотвратимость ответственности лиц, виновных в нарушении трубопроводного законодательства.

В целях снижения негативного воздействия на водные объекты при пересечении их магистральными нефтепроводами следует законодательно установить требования использования новейших технологий при их сооружении и эксплуатации. Данное положение особо подчеркивается в новом законе «Об охране окружающей среды». Так, согласно статье 36, при проектировании зданий, строений, сооружений и иных объектов устанавливаются нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, предусматриваются мероприятия по предупреждению и устранению загрязнений окружающей среды, применяются ресурсосберегающие, малоотходные, безотходные и иные современные технологии, способствующие охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов.

Законодательно должны быть установлены требования по периодической диагностике технического состояния трубопровода. Необходимо разработать и осуществлять мероприятия по предупреждению и локализации аварий. Необходимо иметь резервы материальных и финансовых ресурсов для предупреждения аварий и чрезвычайных ситуаций на магистральных трубопроводах, создавать аварийно-спасательные службы, проводить всестороннее техническое расследование причин и условий возникновения таких аварий.

Финансирование мероприятий по предупреждению и ликвидации аварий и чрезвычайных ситуаций на магистральных трубопроводах, их локализации, а также ликвидации их последствий осуществляется оператором трубопровода, который для этих целей создает резервы финансовых средств и материальных ресурсов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

На время эксплуатации магистральных трубопроводов оператор осуществляет обязательное страхование риска гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда здоровью или имуществу граждан, окружающей среде.

Сумма финансового обеспечения обязательного страхования риска гражданской ответственности должна обеспечивать возмещение возможного ущерба третьим лицам при аварии магистрального трубопровода, включая возмещение ущерба вследствие причинения вреда окружающей среде.

Порядок обязательного страхования риска гражданской ответственности за причинение вреда здоровью или имуществу граждан, окружающей среде, а также определение сумм финансового обеспечения гражданской ответственности устанавливаются законодательством Российской Федерации о страховании. Если затраты, необходимые для возмещения вреда окружающей среде и ущерба гражданам, причиненных в результате аварий и чрезвычайных ситуаций на магистральном трубопроводе, превышают договорной размер страховой суммы, порядок возмещения вреда определяется Правительством РФ.

В полномочия федеральных органов власти в области магистрального нефтепроводного транспорта должны входить:

1. Разработка проектов и принятие федеральных законов и иных нормативных правовых актов;

2. Разработка, утверждение и обеспечение реализации федеральных целевых программ развития этого вида транспорта;

З. Стандартизация, сертификация, метрологическое обеспечение и лицензирование;

4. Утверждение норм и правил проектирования, строительства, эксплуатации, вывода из эксплуатации, консервации и ликвидации магистральных трубопроводов, норм и правил их промышленной и экологической безопасности;

5. Осуществление государственного контроля и надзора при создании, эксплуатации, консервации и ликвидации магистральных трубопроводов;

6. Установление порядка доступа поставщиков продукции к магистральным трубопроводам, находящимся во владении, пользовании и распоряжении организаций, отнесенных к субъектам естественных монополий;

7. Установление принципов и методологии формирования тарифов на услуги по транспортировке нефти;

8. Установление порядка предоставления оператором информации об обеспечении промышленной и экологической безопасности магистральных трубопроводов;

9. Международное сотрудничество в области магистрального трубопроводного транспорта;

10. Иные полномочия в соответствии с федеральными законами.

Правительство Российской Федерации осуществляет полномочия в области магистрального трубопроводного транспорта непосредственно или через федеральные органы исполнительной власти в соответствии с их компетенцией, установленной федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации.

Особое внимание в процессе эксплуатации магистральных нефтепроводов следует уделять производственному мониторингу технического состояния объектов и экологическому контролю. Производственный мониторинг магистральных трубопроводов осуществляется оператором собственными силами, либо с привлечением специализированных организаций.

Мониторинг технического состояния объектов магистральных трубопроводов включает:

Типовая программа мониторинга технического состояния объектов магистральных трубопроводов определяется федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным в области промышленной безопасности.

По результатам мониторинга технического состояния объектов магистрального трубопровода оператор разрабатывает соответствующие мероприятия по обеспечению их надежной и безопасной эксплуатации.

Производственный и экологический контроль на магистральных трубопроводах осуществляется в соответствии с программой производственного экологического контроля, согласованной со специально уполномоченным государственным органом в области охраны окружающей природной среды. По результатам производственного экологического контроля оператор разрабатывает мероприятия по снижению воздействия объектов магистральных трубопроводов на окружающую среду и обеспечению экологической безопасности. Результаты производственного мониторинга представляются в экологическом паспорте оператора и декларации промышленной безопасности магистрального трубопровода.

Производственный мониторинг при консервации или ликвидации магистральных трубопроводов проводится в соответствии с проектной документацией на их консервацию или ликвидацию.

Магистральные трубопроводы и их объекты вводятся в эксплуатацию с гарантийным сроком службы в соответствии с договором строительного подряда, в течение которого строительно-монтажные организации несут ответственность за качество выполненных работ. Организации, осуществляющие производство и поставку материалов, изделий, оборудования и конструкций для строительства и реконструкции магистральных трубопроводов, несут ответственность за скрытые в них дефекты, выявленные при производстве строительно-монтажных работ, вводе в эксплуатацию и эксплуатации магистрального трубопровода в течение гарантийного срока их службы, и обязаны за свой счет возместить причиненный ущерб собственнику созданного магистрального трубопровода и другим организациям, которым был нанесен ущерб.

Лица, виновные в нарушении законодательства в области магистрального трубопроводного транспорта, несут гражданско-пpавовую, дисциплинарную, материальную, административную или уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Ответственность устанавливается за следующие виды нарушенийзаконодательства в области магистрального трубопроводного транспорта:

Возмещение вреда, причиненного окружающей среде, и ущерба физическим и юридическим лицам, причиненных в результате нарушения законодательства Российской Федерации при строительстве, реконструкции, эксплуатации, консервации и ликвидации магистральных трубопроводов, осуществляется собственником магистрального трубопровода или системы магистральных трубопроводов либо оператором в полном объеме добровольно или по решению суда.

Затраты на локализацию и ликвидацию аварий и чрезвычайных ситуаций на магистральном трубопроводе и их последствий в части восстановления окружающей среды засчитываются в счет возмещения вреда, причиненного окружающей среде. Возмещение вреда, причиненного окружающей среде, не освобождает виновных лиц от административной либо уголовной ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации.

В заключение следует отметить, что эффективность законов снижается, если в них не прописаны правила поведения субъектов юридического права. Например, законы, регулирующие возмещение ущерба, оставляют природу не защищенной, если в них нет предписаний относительно способов использования взыскания с ответчика компенсационных сумм. Известен случай, когда истец (Саратовский областной комитет по охране природы), получив с ответчика крупную сумму в порядке возмещения ущерба, не посчитал нужным организовать работы по воспроизводству нарушенной природной среды (ликвидация последствия аварии на трубопроводе). Анализируя данный случай, можно предложить следующее решение данной проблемы - закрепить в Законе специальное положение о том, что в подобных аварийных ситуациях суд удовлетворяет исковое требование при условии, что истец принимает на себя документально оформленное обязательство произвести в определенный срок работы по восстановлению природной среды, используя для этого полученные деньги. В противном случае они должны быть перечислены тому, кто возьмет на себя ответственность произвести такие работы.

В настоящее время в России процедура оценки ущерба, причиненного загрязнением окружающей среды, распространена крайне недостаточно. Ее дальнейшее развитие больше ориентировано на нормативные методы, не связанные с рыночной ситуацией.

Оценка экологического ущерба должна проводится для следующих целей:

«Методические указания по оценке и возмещению вреда, причиненного окружающей природной среде в результате экологических правонарушений» содержат рекомендации по оценке вреда, порядку организации и проведения работ по расчету и обоснованию размеров убытков, а также по порядку предъявления исков по вопросам возмещения нанесенного вреда. Данная методика базируется на основе специальных обследований и аналитических расчетов на основании действующих нормативных актов, методической документации, кадастровой оценке природных ресурсов, а также такс для начисления размера взыскания причиненного вреда. При исчислении убытков учитываются продолжительность негативного воздействия на окружающую среду, соответствующие коэффициенты экологической ситуации и экологической значимости, а также изменения уровня цен.

«Временная методика определения предотвращенного экологического ущерба» [24] предназначена для получения укрупненной эколого-экономической оценки ущерба, предотвращаемого в результате природоохранной деятельности государства.

Данную методику можно рассматривать как обновленный вариант “Временной типовой методики определения экономической эффективности осуществления природоохранных мероприятий и оценки ущерба, причиняемого народному хозяйству загрязнением окружающей среды” [25]которая в свое время широко применялась для выполнения проектных расчетов в области охраны окружающей среды.

Как уже было сказано выше, «Временная методика определения предотвращенного экологического ущерба» позволяет определить предотвращенный экологический ущерб в результате реализации комплекса экологических программ, направленных на сокращение регулярных сбросов вредных веществ. Однако она не позволяет определить ущерб в результате залповых (аварийных) загрязнений окружающей среды.

Для этой цели в настоящее время используется «Методика определения ущерба окружающей природной среде при авариях на магистральных нефтепроводах». Данная методика может также применяться и для промысловых нефтепроводов. Величина ущерба, определяемая по этой методике, включается в «Акт технического расследования отказов магистральных нефтепроводов» и используется при оформлении исков, претензий и рекламаций. Следует отметить, что указанный документ не обладает юридической силой.

«Методика определения ущерба окружающей природной среде при авариях на магистральных нефтепроводах» предназначена для определения экономического ущерба окружающей природной среде (компонентами окружающей природной среды являются земля, водные объекты и атмосфера) в результате аварийных разливов нефти из-за отказов сооружений, объектов или магистральных нефтепроводов. Расчет величины ущерба по данной методике основан на расчете:

- общего объема (массы) нефти, вылившейся при аварии из нефтепровода, и масс нефти, загрязнивших компоненты окружающей природной среды;

- площадей загрязненных нефтью земель (почв) и водных объектов;

- ущерба за загрязнение нефтью каждого компонента окружающей природной среды и общей суммы платы за загрязнение окружающей природной среды.

При этом масса нефти, загрязняющей водные объекты, определяется суммированием массы растворенной и эмульгированной в воде нефти, значение которой соответствует предельной концентрации, и массы пленочной нефти на поверхности водного объекта. За массу веществ, загрязняющих атмосферу, принимается масса испарившихся углеводородов со свободной поверхности разлившейся нефти.

В данной методике подчеркивается, что при аварийных разливах нефти вся масса происходящих при этом выбросов углеводородов в атмосферу, растворенной в воде нефти и нефти, загрязнившей земли, должна учитываться как сверхлимитная.

Расчет ущерба и платы за загрязнение атмосферного воздуха и поверхностных вод вследствие разлива нефти при авариях на магистральных нефтепроводах производится в соответствии с положениями Постановления правительства РФ № 632 «Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия» [11] по инструктивно-методическим указаниям.

Расчет ущерба, причиненного рыбному хозяйству, производится органами рыбоохраны в соответствии с «Временной методикой оценки ущерба, наносимого рыбным запасам в результате строительства, реконструкции и расширения предприятий, сооружений и других объектов, и проведения различных видов работ на рыбохозяйственных водоемах» и в данной методике не рассматривается.

В основе всех вышеуказанных методик лежит один принцип - для определения величины ущерба перемножается ряд показателей, часть которых является табличными данными. Некоторые из этих методик предусматривают оценку ущерба не от аварийных залповых загрязнений, а в результате постоянных сбросов загрязняющих веществ.

Перечисленные методики служат примерами реализации косвенного подхода и позволяют рассчитать величину ущерба довольно условно. Данные методики не могут быть использованы для определения ущерба, нанесенного аварийным загрязнением конкретной группе реципиентов, что необходимо для выплат компенсационных платежей. Они лишь позволяют определить общую абстрагированную величину ущерба.




Комментарии