Главная       Продать работу       Заказать работу       Блог       Контакты       Оплата       О нас       Как мы работаем       Регистрация       Вход в кабинет
Тех. дипломные работы
   автомобили
   спец. техника
   станки
   тех. маш.
   строительство
   электроснабжение
   пищевая промышленность
   водоснабжение
   газоснабжение
   автоматизация
   теплоснабжение
   холодильники
   машиностроение
   др. тех. специальности

Тех. курсовые работы
   автомобили
   спец. техника
   станки
   тех. маш.
   строительство
   детали машин
   электроснабжение
   газоснабжение
   водоснабжение
   пищевая промышленность
   автоматизация
   теплоснабжение
   ТММ
   ВСТИ
   гидравлика и пневматика
   машиностроение
   др. тех. специальности

Тех. дополнения
   Отчеты
   Расчетно-графические работы
   Лекции
   Задачи
   Лабораторные работы
   Литература
   Контрольные работы
   Чертежи и 3D моделирование
   Тех. soft
   Рефераты
   Общий раздел
   Технологический раздел
   Конструкторский раздел
   Эксплуатационный раздел
   БЖД раздел
   Экономический раздел
   Экологический раздел
   Автоматизация раздел
   Расчетные работы

Гум. дипломные работы
   педагогика и психология
   астрономия и космонавтика
   банковское, биржевое дело
   БЖД и экология
   биология и естествознание
   бухгалтерский счет и аудит
   военное дело
   география
   геология
   государство и право
   журналистика и СМИ
   иностранные языки
   история
   коммуникации
   краеведение
   кулинария
   культура и искусство
   литература
   экономика и торговля
   математика
   медицина
   международное отношение
   менеджмент
   политология
   музыка
   религия
   социология
   спорт и туризм
   таможенная система
   физика
   химия
   философия
   финансы
   этика и эстетика
   правознавство

Гум. курсовые работы
   педагогика и психология
   астрономия и космонавтика
   банковское, биржевое дело
   БЖД и экология
   биология и естествознание
   бухгалтерский счет и аудит
   военное дело
   география
   геология
   государство и право
   журналистика и СМИ
   иностранные языки
   история
   коммуникации
   краеведение
   кулинария
   культура и искусство
   литература
   экономика и торговля
   математика
   медицина
   международное отношение
   менеджмент
   политология
   музыка
   религия
   социология
   спорт и туризм
   таможенная система
   физика
   химия
   философия
   финансы
   этика и эстетика
   правознавство

Гум. дополнения
   Отчеты
   Расчетные работы
   Лекции
   Задачи
   Лабораторные работы
   Литература
   Контрольные работы
   Сочинения
   Гум. soft
   Рефераты

Рефераты
   Авиация и космонавтика
   Административное право
   Арбитражный процесс
   Архитектура
   Астрология
   Астрономия
   Банковское дело
   Безопасность жизнедеятельнос
   Биографии
   Биология
   Биология и химия
   Биржевое дело
   Ботаника и сельское хоз-во
   Бухгалтерский учет и аудит
   Валютные отношения
   Ветеринария
   Военная кафедра
   ГДЗ
   География
   Геодезия
   Геология
   Геополитика
   Государство и право
   Гражданское право и процесс
   Делопроизводство
   Деньги и кредит
   ЕГЭ
   Естествознание
   Журналистика
   ЗНО
   Зоология
   Издательское дело и полиграф
   Инвестиции
   Иностранный язык
   Информатика
   Информатика, программировани
   Исторические личности
   История
   История техники
   Кибернетика
   Коммуникации и связь
   Компьютерные науки
   Косметология
   Краеведение и этнография
   Краткое содержание произведе
   Криминалистика
   Криминология
   Криптология
   Кулинария
   Культура и искусство
   Культурология
   Литература : зарубежная
   Литература и русский язык
   Логика
   Логистика
   Маркетинг
   Математика
   Медицина, здоровье
   Медицинские науки
   Международное публичное прав
   Международное частное право
   Международные отношения
   Менеджмент
   Металлургия
   Москвоведение
   Музыка
   Муниципальное право
   Налоги, налогообложение
   Наука и техника
   Начертательная геометрия
   Оккультизм и уфология
   Остальные рефераты
   Педагогика
   Политология
   Право
   Право, юриспруденция
   Предпринимательство
   Прикладные науки
   Промышленность, производство
   Психология
   психология, педагогика
   Радиоэлектроника
   Реклама
   Религия и мифология
   Риторика
   Сексология
   Социология
   Статистика
   Страхование
   Строительные науки
   Строительство
   Схемотехника
   Таможенная система
   Теория государства и права
   Теория организации
   Теплотехника
   Технология
   Товароведение
   Транспорт
   Трудовое право
   Туризм
   Уголовное право и процесс
   Управление
   Управленческие науки
   Физика
   Физкультура и спорт
   Философия
   Финансовые науки
   Финансы
   Фотография
   Химия
   Хозяйственное право
   Цифровые устройства
   Экологическое право
   Экология
   Экономика
   Экономико-математическое мод
   Экономическая география
   Экономическая теория
   Этика
   Юриспруденция
   Языковедение
   Языкознание, филология

Главная > Блог


Художественные и технические особенности мезенской росписи как разновидности декоративно-прикладного искусства

Самым популярным предметом росписи в Палащелье была прялка (рис.4). Изначально прялки делались не для продажи, а для использования в быту. Так, собственноручно изготовленная прялка могла стать хорошим подарком мужа своей жене или отца дочери [10]. Изготовлением и росписью прялок занималось исключительно мужское население в перерывах между охотой и рыболовством. Замечено, что прялки, предназначавшиеся для продажи, расписывались несколько небрежнее, нежели прялки, которые делали для себя, своей семьи. Мастер часто экономил орнамент, располагал элементы росписи реже, иногда такая прялка выглядела пустой.

По своей конструкции мезенская прялка уникальна: в отличие от прялок соседних сел, она состояла из цельного куска древесины, в основном ели. Использовалась та часть дерева, где ствол переходит в корень, поэтому и прялка среди местного населения называлась “корневухой”. Прялку вытесывали топором, стараясь сохранить и учесть при последующей росписи все особенности древесины, такие как сучки или линии самой древесины.

Поверхность прялки не закрашивали и не грунтовали, а работали прямо по чистой древесине, сохраняя естественный древесный орнамент. Для росписи использовали самодельные краски: красную-терракотовую и черную. Красную краску получали из мергеля (береговой красной глины) путем разведения ее со смолой лиственницы. Глину собирали тут же, в этом районе, на берегах реки Мезень. Для получения черной краски вместо красной глины брали сажу. После разведения краску упаривали для получения более прочного покрытия. Для закрепления краски в конце работы изделие покрывали олифой. Все эти материалы очень дешевы, а иногда даже и бесплатны, например, глина и сажа. Все это говорит о том.что население Палащелья было небогато, возможности купить краску не было, расписывали тем, что могли сами добыть.

В качестве инструментов для росписи использовались самодельные кисточки из беличьего ворса и птичье перо для обводки контуров. Интересно, что сейчас, в современных условиях, мезенская роспись по дереву выполняется чаще всего кистями без использования пера. Это придает современной росписи большую мягкость линий, утонченность и изящество, пропала та строгая графичность, которая достигается обводкой контуров пером.

Самая ранняя из найденных мезенская прялка датируется 1854 годом. Этот год принято считать годом зарождения росписи, однако есть все основания полагать, что к 1854 году этот промысел был уже сильно развит. Удивительным можно считать тот факт, что мезенская роспись, такая архаичная по своей стилистике, является чуть ли не самой молодой из всех промыслов этих северных районов.

Рассмотрим строение и композицию росписи мезенской прялки. Мезенская прялка имеет высокую трапециевидную лопаску, которую венчают типуши, или городки. Торцы лопаски вырублены зубчиками, сюда привязывалась кудель. Ножка прялки выполнена в виде четырехгранного столбика, донце, на котором сидела пряха, росписью не покрывали. Лицевая часть прялки всегда была расписана канонично, зато с тыльной стороны изображались значимые события, мастер мог оставить надписи, свою фамилию, пожелания усердной работы и даже цену и автопортрет (рис.4). Известны фамилии нескольких наиболее талантливых мастеров, это Аксенов, Новиков, Фатьянов, Кузьмин.

Структура росписи мезенской прялки ярусная, фризовая, чем-то схожа с архаической традицией изображать несколько параллельных событий на одной плоскости, а также представлять мир как бы в разрезе на плоскости: В верхней части - небо, потом земля и ниже - подземный мир. Вот как современный мастер описывает свою будущую работу: “Как начать?.. Это низ - земля будет, здесь будто лес, трава наросла… А вверху - небо… А тут и солнышко всходит, надо еще и звезды. А вот и охотник в лес пошел, тут елку с косачами сделаем, а тут гуси полетят” [8, с. 27]. Этот рассказ мастера очень точно описывает весь процесс создания мезенской композиции. Интересно, что на одном изделии одновременно изображались разнесенные по времени события. Так, на прялке могли изобразить и солнце, и звезды одновременно, поле могли изобразить и в момент появления первых ростков, и тут же во время созревания урожая.

Такое стремление запечатлеть сразу все события на одной поверхности восходит к архаичной традиции, что еще раз подтверждает более древнее происхождение мезенской росписи, чем сейчас известно. В пользу древнего происхождения мезенской росписи говорит и сам ее колорит. Достаточно сравнить ее с наскальными росписями. В обоих случаях используется красно-коричневая земляная краска и черный пигмент, приготовленный из сажи.

На верхней части лопаски мезенской прялки (рис.5) изображали чаще всего птиц, окружающих бёрдо (бердо - деталь ткацкого стана в виде рамки, находящаяся в его верхней части.В мезенской росписи - прямоугольник, вписанный в верхнюю часть прялки. [8, с.48]). Чаще всего этот элемент состоял из одного или нескольких рядов клеток, которые символизировали поле на разных стадиях его обработки.

В средней части изображались прирученные лошадки и олени, подземный мир мог быть представлен двумя вздыбленными конями - красным и черным, либо корнями растений, подземными водами и соками земли. Прялка, хоть и была плоской, однако расписывалась как круглый предмет. Поэтому с тыльной стороны все ряды и ярусы лицевой стороны повторялись с той лишь разницей, что в среднем ряду между птиц вписывалась картинка бытовой сцены или какого-то значимого события.

Роспись прялки всегда начиналась с цветового пятна, по которому уже потом наносились графичные штрихи, линии и узоры. Все привыкли видеть мезенскую роспись в двух цветах - красном и черном, однако был период в 20-е годы 19 века, когда вместо красной краски стали использовать зеленую. Такие изделия производят неоднозначный эффект на зрителя, все-таки красный цвет более привычен и уместен.

Интересен тот факт, что с приходом советской власти мезенская роспись легко изменила свою иконографию. Красные кони с легкостью превратились в красноармейскую конницу, а солярные знаки заменила красная звезда, благо колорит мезенских прялок позволял провести такую трансформацию. Однако такая красноармейская тематика росписей продержалась недолго, поскольку прикладное значение свое прялка начала терять с появлением ткацких фабрик, прялки попросту оказались никому не нужны.

Однако вернемся к аутентичной символике мезенских прялок. Иконография мезенской росписи наполнена скрытыми смыслами, все ее знаки и символы имеют вполне конкретное значение, мезенскую прялку можно легко читать, как повествование о жизни и заботах землепашца, охотника и рыболова [9, с.6]. Рассмотрим устоявшуюся трактовку символов мезенской росписи.

Знаки неба (рис.6)

К этим знакам относятся все солярные знаки -  круговые или крестообразные изображения солнца, которые раньше называли коловоротом или свастикой [12, с.13]. Известно, что солярным знакам придавалось особое значение, поскольку солнце почиталось как божество.

Также к знакам неба можно отнести всевозможные звездочки, которые в некоторых случаях обозначают вовсе и не звезды, а снежинки.

Иногда к знакам неба относят уточку и коня. Существует легенда, что два этих животных тесно связаны с солнцем: конь возводит утром солнце на небосвод, а вечером уточка прячет его на ночь.

Линейные узоры и просто красные линии в верхней части мезенской композиции символизируют твердь небесную, поэтому их тоже можно отнести к знакам неба.

Знаки Земли (рис.7)

Графически земля изображалась квадратом или ромбом, по аналогии со вспаханным полем. Внутреннее пространство квадрата заполнялось такими элементами, как семена, корешки, ростки и пр. Из квадратов формировались фризы и бордюры - узор из повторяющихся квадратов или ромбов. Вообще же сама фигура квадрата символизирует некую статичность, тогда как ромб - символ ожившей земли, освоенной землепашцами, знак достатка и благополучия.

К знакам земли также можно отнести бугорки, горки, взгорочки и холмики, часто использовавшиеся в средней части мезенской композиции..

Знаки воды (рис.8)

Все зигзаги и волны в мезенской композиции указывают на воду, подземные соки или дождевые запасы. Причем волны в верхней части означают запасы дождевой воды, а в нижней - соки земли.

К знакам воды часто относят изображение оленя, помещенного в верхнем ярусе прялки. Существовало поверье, что олень, пробегая по лесу, цепляет своими рогами облака, тем самым помогая проливаться дождю.

Дерево, древо жизни (рис.9)

Дерево всегда считалось сакральным символом у многих народов, оно существует сразу как бы в трех мирах. Корнями оно уходит в подземный мир, стволом находится в нашем мире, а ветвями переходит в мир верхний, небесный. Это придавало значимость изображению деревьев, само дерево представало как некая связь миров, лестница, по которой можно добраться из одного мира в другой.

Самое распространенное дерево мезенских лесов - ель, поэтому не случайно на многих орнаментах мы видим стилизованное изображение елки. Часто дерево на мезенских прялках изображали не одно, а в соседстве с конями и птицами. По обе стороны от дерева рисовали вздыбленных или просто стоящих лошадок, часто красного и черного цветов, а на верхушке дерева помещали птицу либо солярный знак.

Такое композиционное решение очень напоминает древнерусское иконописное изображение святой троицы, можно предположить, что оно перешло в роспись, как и везде, из книжной церковной миниатюры либо иконописи. Есть и другая расшифровка этих символов: дерево символизирует связь трех миров - нижнего, среднего и верхнего, кони - борьбу и единство противоположностей в них, а птица - некую высшую силу, божество.

Уточки (рис.10)

«Уточка» (по местному – курица) знак закатного солнца. По местным поверьям по утрам огнегривый конь возводил на небосвод солнышко, а по вечерам на закате уточка его прятала. Поэтому в мезенской росписи уточка и конь часто соседствуют. Изображение уточки часто очень схематично, красный S-образный завиток дополнен черным контуром и штрихами. Еще одно толкование образа уточки заключается в том, что она символизирует души умерших предков. Кони и олени на на мезенских прялках никогда не изображались в одиночестве, всегда они были окружены рядом, иногда двумя рядами, птиц. Возможно в этом чувствовалась связь с прошлыми поколениями, их защита и покровительство.

Конь (рис.11)

Конь – одна из ключевых фигур в народном искусстве, по древним поверьям он возносит каждое утро на небосвод солнце. Также конь символизирует семейное счастье, тепло домашнего очага.

По колориту кони могли быть красными и черными, причем для изображения красного коня использовалась заливка краской, а при рисовании черного коня его тело не заливалось краской, а заполнялось штриховкой. Лошадей чаще всего изображали под уздой, иногда верхом на коне рисовали всадника или охотника.

Интересно, что образ коня разработан очень детально, красивый свободный изгиб ног, форма тела и головы, мелкие детали выглядят просто шедеврами мастерства на фоне изображения человеческих фигур. Все образы людей на мезенских прялках выглядят как детские рисунки, кажется, что мастеров совсем не интересовал образ человека, в нем не было никакой загадки или сакрального смысла. Нет оснований полагать, что такая простота изображения явилась следствием неумения мастеров, ведь образы коней написаны очень точно и искусно.

На ногах мезенских лошадок изображались характерные штрихи, похожие на перья или крылья, это можно объяснить связью образа коня с образом птицы в русском фольклоре. Всем известны устойчивые выражения “кони залетные”, “птица-тройка”, легкий бег лошадей сравнивали с полетом птиц.

Олень  (см.рис.11)

Образ оленя широко распространен в искусстве русского севера, он символизирует счастье и веселье. Согласно верованиям, олень бежал по небосводу, цепляясь рогами за тучи, вызывая тем самым дождь. Туловища мезенских коней и оленей весьма просты, имеют прямоугольные очертания, дополненные длинными тонкими волнистыми, неестественно выгнутыми ногами [8, с.129]. Все штрихи, завитки и стихийки, изображавшиеся вокруг коня или оленя, символизировали движение и скорость, создавая впечатление вихря или клубов пыли под ногами. 

Знаки растений

Как и все символы в мезенской росписи, растения рисовали очень условно. К знакам растений относятся изображения ростков, корешков, зернышек. Росток изображали в виде трилистника, это по сути проклюнувшееся зерно, символ зарождающейся жизни. Корешки рисовали иногда симметрично относительно ростка, иногда иногда отдельным изображением. Все точки, кружочки, овалы - символы зерна.

Интересно заметить, что в символике мезенской росписи практически не разработана тема цветка, нет того любования его красотой, которое есть в подавляющем большинстве народных промыслов. Некоторые исследователи полагают, что культ цветов - это более позднее явление, привнесенное в нашу жизнь западной цивилизацией, что еще раз говорит в пользу более древнего происхождения истоков мезенской росписи.

Знаки стихий

Элементы и символы в мезенской росписи никогда не стояли одиноко, они всегда были вписаны в какой-то ландшафт, их всегда сопровождала та или иная погода, природные явления, которые также изображались весьма символично и схематично. Громовые знаки рисовали в виде розетки с шестью прямыми лучами. Этот знак часто встречается не только в мезенской росписи, но и в резьбе по дереву, таким знаком украшали свесы кровли, что защищало дом от пожара.

Стихийка - это одна или несколько спиралей, дополненных рядом штрихов. Изображенные под ногами коней, они создавали впечатление клубов пыли, вырывающихся из под копыт. Часто стихийки рисовали вокруг летящих птиц, передавая тем самым завихрения воздуха от взмахов крыльев.

“Текстильные” знаки

Бердо - так называли небольшой прямоугольник, вписанный в верхнюю часть лопаски прялки. Его происхождение связывают с аналогичной деталью ткацкого станка. Само по себе бердо символизирует поле на разных стадиях его разработки.

Еще один текстильный знак - веретенце, его часто вписывают в квадраты. Символ веретена обозначает трудолюбие и вечное движение жизни.




Комментарии