Главная       Продать работу       Заказать работу       Блог       Контакты       Оплата       О нас       Как мы работаем       Регистрация       Вход в кабинет
Тех. дипломные работы
   автомобили
   спец. техника
   станки
   тех. маш.
   строительство
   электроснабжение
   пищевая промышленность
   водоснабжение
   газоснабжение
   автоматизация
   теплоснабжение
   холодильники
   машиностроение
   др. тех. специальности

Тех. курсовые работы
   автомобили
   спец. техника
   станки
   тех. маш.
   строительство
   детали машин
   электроснабжение
   газоснабжение
   водоснабжение
   пищевая промышленность
   автоматизация
   теплоснабжение
   ТММ
   ВСТИ
   гидравлика и пневматика
   машиностроение
   др. тех. специальности

Тех. дополнения
   Отчеты
   Расчетно-графические работы
   Лекции
   Задачи
   Лабораторные работы
   Литература
   Контрольные работы
   Чертежи и 3D моделирование
   Тех. soft
   Рефераты
   Общий раздел
   Технологический раздел
   Конструкторский раздел
   Эксплуатационный раздел
   БЖД раздел
   Экономический раздел
   Экологический раздел
   Автоматизация раздел
   Расчетные работы

Гум. дипломные работы
   педагогика и психология
   астрономия и космонавтика
   банковское, биржевое дело
   БЖД и экология
   биология и естествознание
   бухгалтерский счет и аудит
   военное дело
   география
   геология
   государство и право
   журналистика и СМИ
   иностранные языки
   история
   коммуникации
   краеведение
   кулинария
   культура и искусство
   литература
   экономика и торговля
   математика
   медицина
   международное отношение
   менеджмент
   политология
   музыка
   религия
   социология
   спорт и туризм
   таможенная система
   физика
   химия
   философия
   финансы
   этика и эстетика
   правознавство

Гум. курсовые работы
   педагогика и психология
   астрономия и космонавтика
   банковское, биржевое дело
   БЖД и экология
   биология и естествознание
   бухгалтерский счет и аудит
   военное дело
   география
   геология
   государство и право
   журналистика и СМИ
   иностранные языки
   история
   коммуникации
   краеведение
   кулинария
   культура и искусство
   литература
   экономика и торговля
   математика
   медицина
   международное отношение
   менеджмент
   политология
   музыка
   религия
   социология
   спорт и туризм
   таможенная система
   физика
   химия
   философия
   финансы
   этика и эстетика
   правознавство

Гум. дополнения
   Отчеты
   Расчетные работы
   Лекции
   Задачи
   Лабораторные работы
   Литература
   Контрольные работы
   Сочинения
   Гум. soft
   Рефераты

Рефераты
   Авиация и космонавтика
   Административное право
   Арбитражный процесс
   Архитектура
   Астрология
   Астрономия
   Банковское дело
   Безопасность жизнедеятельнос
   Биографии
   Биология
   Биология и химия
   Биржевое дело
   Ботаника и сельское хоз-во
   Бухгалтерский учет и аудит
   Валютные отношения
   Ветеринария
   Военная кафедра
   ГДЗ
   География
   Геодезия
   Геология
   Геополитика
   Государство и право
   Гражданское право и процесс
   Делопроизводство
   Деньги и кредит
   ЕГЭ
   Естествознание
   Журналистика
   ЗНО
   Зоология
   Издательское дело и полиграф
   Инвестиции
   Иностранный язык
   Информатика
   Информатика, программировани
   Исторические личности
   История
   История техники
   Кибернетика
   Коммуникации и связь
   Компьютерные науки
   Косметология
   Краеведение и этнография
   Краткое содержание произведе
   Криминалистика
   Криминология
   Криптология
   Кулинария
   Культура и искусство
   Культурология
   Литература : зарубежная
   Литература и русский язык
   Логика
   Логистика
   Маркетинг
   Математика
   Медицина, здоровье
   Медицинские науки
   Международное публичное прав
   Международное частное право
   Международные отношения
   Менеджмент
   Металлургия
   Москвоведение
   Музыка
   Муниципальное право
   Налоги, налогообложение
   Наука и техника
   Начертательная геометрия
   Оккультизм и уфология
   Остальные рефераты
   Педагогика
   Политология
   Право
   Право, юриспруденция
   Предпринимательство
   Прикладные науки
   Промышленность, производство
   Психология
   психология, педагогика
   Радиоэлектроника
   Реклама
   Религия и мифология
   Риторика
   Сексология
   Социология
   Статистика
   Страхование
   Строительные науки
   Строительство
   Схемотехника
   Таможенная система
   Теория государства и права
   Теория организации
   Теплотехника
   Технология
   Товароведение
   Транспорт
   Трудовое право
   Туризм
   Уголовное право и процесс
   Управление
   Управленческие науки
   Физика
   Физкультура и спорт
   Философия
   Финансовые науки
   Финансы
   Фотография
   Химия
   Хозяйственное право
   Цифровые устройства
   Экологическое право
   Экология
   Экономика
   Экономико-математическое мод
   Экономическая география
   Экономическая теория
   Этика
   Юриспруденция
   Языковедение
   Языкознание, филология

Главная > Блог


КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА В РОССИЙСКОМ ФЕДЕРАТИВНОМ ГОСУДАРСТВЕ

Права и свободы человека как универсальный феномен представляют собой сложное социальное явление. В их содержании можно выделить три основных элемента, отражающих процесс их функционирования:

– идеи, принципы, ценности, составляющие теоретико-методологические основы изучения прав и свобод человека. В качестве ведущего в этой группе элементов выступает принцип, утверждающий человека в качестве наивысшей ценности в обществе;

– политико-правовые нормы, закрепленные в международных документах и национальных правовых системах. «Все демократические правовые системы (и внутригосударственные, и международные) выстраиваются вокруг главной универсальной идеи – обеспечения прав человека, в которых выражены основные притязания человека на определенные блага и условия его нормальной жизнедеятельности <…> Эти права являются естественными и неотъемлемыми, и от осознания этого факта и реализации прав человека, обеспечивающих его достойную жизнь, зависит устойчивость любой системы (национальной и международной)»  ;

– разветвленная и многоуровневая (международная, региональная, национальная) система обеспечения и защиты прав человека. «В международно-правовых документах, закрепляющих основные права, главная роль в защите прав человека отводится национальным учреждениям и, в первую очередь, государствам» .

Современное правовое демократическое государство основано на идеи приоритета личности, прав и свобод человека и гражданина как высшей ценности. Именно права и свободы во многом определяют правовое положение личности, его взаимосвязь с государством. Признание прав человека в России осуществляется согласно общепризнанным принципам и нормам международного права (ч. 1 ст. 17).

Соблюдение интересов личности предполагает законную и эффективную деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления; именно права и свободы определяют смысл, содержание и применение законов и обеспечиваются правосудием (ст. 18).

Обеспечение прав человека связано не только с их признанием и соблюдением, но и защитой со стороны государства в лице его органов. Гарантирование прав человека проявляется в системе их защиты, наиболее эффективной из которых признается государственная защита (ст. 45).

Сегодня права человека рассматриваются как главный ориентир и высшая ценность, которыми должно руководствоваться государство в своей политике. Они выступают «мерилом достижений» данного общества, средством доступа личности к духовным и материальным благам, механизмам власти, реализации интересов и волеизъявлений, непременным условием совершенствования индивида, упрочения его статуса, достоинства, независимости .

Российское государство одной из основных конституционных ценностей заявило человека, его права и свободы, а своей обязанностью – их защиту (ст. 2). В продолжение данной нормы ст. 18 Конституции РФ гласит, что именно права и свободы являются основой для деятельности все органов публичной власти, их главной обязанностью, подкреплены правосудием и определяют содержание законодательства.

Можно утверждать, что защита прав человека – комплекс мер, предотвращающих, предупреждающих посягательства, направленных против нарушения (угрозы нарушения) прав и свобод . В наиболее общем виде защита есть противодействие незаконным нарушениям и ограничениям прав, свобод и интересов личности, предупреждение этих нарушений, а также возмещение вреда . Цель применения мер защиты – восстановление имущественных или неимущественных благ управомоченного лица или правопорядка.

Многие ученые, исследующие механизм защиты прав и свобод, раскрывают лишь его структуру, т.е. внутреннее устройство системы, не анализируя процесс осуществления такой деятельности, само действие в таком случае лишь подразумевается.

Так, О.А. Снежко считает, что конституционный механизм защиты прав и свобод представляет собой определенную систему органов, средств, закрепленных в Конституции Российской Федерации, обеспечивающих наиболее полную и эффективную защиту прав и свобод человека и гражданина. По его мнению, конституционный механизм состоит из двух элементов: системы государственных органов, с помощью которых каждый может защитить свои права и свободы, и средств защиты (судебных, административных, гражданско-правовых, уголовно-правовых и других) .

Б.Л. Железнов в механизме государственной защиты прав и свобод человека и гражданина выделяет:

1) соответствующие нормы конституционного, административного, уголовного, гражданского, трудового, семейного, экологического и других отраслей права. При этом нормы других отраслей права, во-первых, вытекают из норм конституционного права, а во-вторых, сами нормы конституционного права, закрепляющие статус человека и гражданина, реализуются через нормы других правовых отраслей;

2) регулируемые нормами права общественные отношения в сфере государственной защиты прав и свобод. Эти отношения существуют практически во всех сферах жизни общества. Они складываются между индивидом, общественными объединениями, национальными и прочими социальными структурами, с одной стороны, и государством - с другой;

3) гарантии прав человека и гражданина .

А.С. Мордовец предлагает различать механизм обеспечения прав и свобод человека и гражданина в широком и узкопрофессиональном толковании. Названный механизм в широком смысле должен быть представлен в виде четырех основных блоков. Первый блок базовый, его ядро составляет человек как высшая ценность демократии. Второй блок - это принципы прав человека: гуманизм, справедливость, равенство, свобода, личная неприкосновенность, прямое действие Конституции и другие. Третий блок - социальные институты и нормативные установления, через которые жизнеутверждающие ценности и принципы прав человека получают непосредственное обоснование, закрепление и осуществление. Четвертый блок - процедурно-контрольный организационно-процессуально упорядочивает отношения в сфере прав человека, создает наиболее благоприятные условия для реализации гражданам прав и свобод, укрепления законности, общественной и личной безопасности . В узкопрофессиональном толковании под механизмом охраны и защиты прав и свобод можно понимать гарантии.

Можно предположить, что понятие механизма защиты прав и свобод человека и гражданина можно рассматривать в широком и узком понимании.

В широком смысле указанный механизм должен состоять из следующих элементов:

- правовых норм, установивших права и свободы человека и гражданина;

- юридических фактов, являющихся основанием возникновения, изменения или прекращения правоотношений. Такими юридическими фактами в большинстве своем должны стать неправомерные действия - деликты, а именно нарушения установленных прав и свобод;

- правовых отношений – «выступающих как средство перевода общих моделей поведения, заложенных в нормах права, в конкретизированные и индивидуализированные акты поведения членов общества (субъектов права)» ;

- деятельности субъектов правозащитной деятельности, в том числе органов государственной власти в пределах установленных полномочий, неправительственных организаций и самого управомоченного лица по защите своих прав и свобод;

- применение данными лицами определенных методов защиты, а именно тех или иных средств (способов) защиты нарушенных прав и свобод;

- социальной, в том числе юридической ответственности, к которой привлекаются лица, нарушившие права и свободы человека и гражданина.

Механизм защиты прав и свобод человека и гражданина в узком смысле представляет собой совокупность применяемых гарантий защиты нарушенных прав и свобод человека и гражданина.

Действующая Конституция РФ, предусмотрела целый ряд механизмов, обеспечивающих защиту прав человека: судебную, административную (ст. 2, 18, 21, ч. 1 ст. 45, ч. 1, 2 ст. 46, ч. 2 ст. 62 и др.); как в дополнение к государственной – институт омбудсмена; защиту органами местного самоуправления (ст. 130); защиту общественными объединениями; правозащитными организациями (ч. 1 ст. 30); самозащиту (ч. 2 ст. 45). Последняя включает в себя несколько способов: право на обращение в органы власти (ст. 33), право на обжалование действий (бездействий) и решений должностных лиц, нарушающих права граждан (ч. 2 ст. 46); право на обращение в средства массовой информации и правозащитные организации, общественные объединения; право на проведение публичных мероприятий (ст. 31), право на обращение в межгосударственные правозащитные организации (ч. 3 ст. 46).

Правозащитная деятельность является приоритетным направлением функционирования государства и его органов, в которой находят отражения национально-культурные, историко-правовые, этно-конфессиональные традиции страны, а также современные социально-экономические и политические направлением развития. Основной тенденцией современного правозащитного развития является увеличение органов и функций по предупреждению нарушений прав человека.

Государственная защита выступает основной формой защиты прав человека, что обусловлено органической взаимосвязью личности и государства: государственная власть непосредственным образом влияет на положение личности, состояние ее прав и свобод, личность, свою очередь, участвует в формировании государственной власти. Нельзя не согласиться с утверждением О.А. Снежко того, что: «государственная защита является основным, главным способом защиты прав и свобод гражданина во всем правозащитном механизме государства. Все остальные способы защиты прав и свобод дополняют, но не подменяют государственную защиту» . Такая защита представляет собой деятельность специально уполномоченных на то органов и должностных лиц, защищающих права граждан от посягательств, а в случае нарушения – восстанавливающих их.

Являясь конституционно-правовой обязанностью государства, государственная защита прав и свобод человека и гражданина осуществляется с помощью определенной системы принципов, правовых норм, институтов, органов и должностных лиц, процедур, закрепленных и санкционируемых этим государством. Объектом государственной защиты выступают как основные субъективные права и свободы, закрепленные Конституцией РФ, так и вытекающие из них законные интересы. По мнению Н.И. Матузова, последние отличаются от субъективных прав, прежде всего, тем, что им не противостоят прямые юридические обязанности соответствующих лиц, они не имеют конкретного перечня и юридических гарантий .

Право на защиту включает как меры материально-правового содержания (меры защиты, меры юридической ответственности, меры безопасности), так и меры процессуально-правового характера (регламентация порядка реализации права на защиту). Содержанием конституционного механизма защиты прав и свобод человека и гражданина является ряд базовых элементов: объект защиты, субъект защиты, конституционно-правовые нормы (основания защиты) и формы защиты. По своей структуре конституционно-правовой механизм защиты основных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации представляет собой систему органов, в которую входят: внутригосударственный механизм, состоящий из институтов – федеральные органы, органы субъектов Федерации, где основную роль в реальной защите прав личности играют: судебная защита, конституционный контроль, прокурорский надзор, деятельность омбудсмена; межгосударственный механизм, который осуществляется как на международном уровне (конвенционными органами), так и на региональном уровне (например, Европейским Судом по правам человека). Внутригосударственные средства защиты прав и свобод личности дополняются международно-правовыми и составляют комплексную систему мер, направленных на совершенствование механизма государственной защиты прав и свобод.

Государство не просто провозглашает гуманитарную основу своей деятельности, оно гарантирует защиту, в том числе судебную прав и свобод человека и гражданина (ст. 45, чт. 1 ст. 46 Конституции РФ).

Само понятие защиты прав человека предполагает не просто их декларацию конституционно-правовыми нормами, но и выработку и правовое закрепление механизма их обеспечения, частью которого является защита. Целью деятельности по защите права является восстановление нарушенного (оспоренного) права, а избранный способ защиты предстает как конкретизация этой цели и одновременно как желаемый результат защиты права .

Как известно, среди способов защиты прав человека и гражданина принято выделать защиту органами государственной власти и местного самоуправления, защиту общественными объединениями и самозащиту.

Основной, наиболее эффективной считается государственная защита прав человека, которая находится в центре правозащитного механизма. Это обусловлено несколькими факторами: во-первых, государственные органы обладают специальным статусом, во-вторых, властными полномочиями и действуют от имени государства, в-третьих – в случае неисполнения предписаний – мерами силового воздействия и правомочием наложения юридической ответственности на субъекты, виновных в нарушении прав человека.

Такая государственная правозащитная функция делает возможным не только устранение нарушений прав человека, но и их предотвращение, а также в последствие и восстановление.

Несмотря на опосредованность, самозащита также важна в государственном правозащитном механизме, которая проявляется в праве граждан обращаться в органы власти, обжаловать в суд действия (бездействия) органов власти и должностных лиц, проводить публичные мероприятия при участии и поддержке органов власти (ст. 31, 33, ч. 2 ст. 46 Конституции РФ).

Обращения граждан в органы власти до сих пор остается одной из самых популярных и востребованных форм самозащиты , о чем свидетельствует статистика. Так, согласно информации, опубликованной на официальном сайте главы государства, главному гаранту прав и свобод человека и гражданина через Управление по работе с обращениями граждан и организаций президентской Администрации в 2015 г. поступило 1103605 обращений, из которых 67,11 % обращений в форме электронного документа, 25,72 % в письменной форме и 7,17 % - устной форме .

Важно отметить, что государство гарантирует несколько форм защиты и самозащиты, поскольку при неэффективности одной, возможно использование другой. Так, в случае отсутствия реакции на обращение или неудовлетворенностью ответом, гражданин может обратиться в судебные органы, решения которых являются обязательными для всех должностных лиц и органов власти. Такая форма самозащиты как обращение в суд означает возможность лица истребовать от органа правосудия защиты своего нарушенного субъективного права, его восстановления в результате вынесения законного и справедливого вердикта.

Право на обращение в суд как одна из форм самозащиты прав граждан означает возможность для каждого в установленном законом порядке требовать от суда как от органа правосудия обеспечения и защиты своих субъективных прав посредством справедливого и беспристрастного рассмотрения и разрешения дела.

С сентября 2015 г. процедура обжалования в суд действий (бездействий) органов власти и должностных лиц осуществляется в соответствии с вступившем в силу Кодексом административного судопроизводства . Положения Кодекса устанавливают обеспечение судебной защиты нарушенных прав и свобод каждого, даже если нарушение допущено «лицами, действовавшими в официальном качестве», т.е.  государственных и муниципальных органов, их должностных лиц и служащих, а также об оспаривании решений, действий (бездействия) некоммерческих организаций, наделенных публичными полномочиями, в том числе саморегулируемых организаций.

Основными формами защиты прав человека выступают юрисдикционная - это деятельность уполномоченных государственных органов по защите нарушенных прав личности и внеюрисдикционная – самостоятельные действия граждан по защите своих нарушенных прав без обращения в  данные органы.

При реализации юрисдикционной формы защиты прав граждан органами власти, их деятельность осуществляется в рамках общей компетенции, либо специальной правозащитной. К последней и относится деятельность органов правоохранительной системы. Внеюрисдикционная форма делает возможным  самостоятельную защиту гражданами своих прав: права на жизнь (крайняя необходимость), права на медицинскую помощь (профилактика заболеваний), права собственности (принятие мер по защите своего имущества) и др.

Исходя из анализа способов и форм защиты прав человека можно утверждать, что посягательство на них может исходить как от иных физических лиц, в том числе в форме правонарушений и преступлений, так и юридических (органов власти, общественных объединений) и должностных лиц. И здесь важную роль играет государство в лице правоохранительных органов, задача которых предотвратить такие нарушения, защитить человека от противоправных действий, обеспечив его безопасность человека, достойную жизнь и свободное развитие.

Охрана и защита прав человека, по нашему мнению, однопорядковые правовые явлению, имеющие как схожие, так и различные черты. На наш взгляд, охрана прав человека в большей степени тяготеет к превентивным мероприятиям, защита – деятельность, связанная с борьбой с негативными явлениями, вызванными нарушения прав человека.

Одним из главных защитников прав человека в России является Президент Российской Федерации, поскольку   в ч. 2 ст. 80 Конституции РФ  закреплено положение о том, что Президент РФ является гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина. Положение об обязанности Президента РФ защищать Конституцию РФ, уважать и охранять права и свободы человека и гражданина содержится также в тексте присяги, которую он дает при вступлении в должность.

Именно Президент РФ, как персонифицированное лицо, представляющее государство и его народ, координирует работу всего государственного механизма в гуманитарной сфере и несет персональную ответственность за то, чтобы механизмы обеспечения интересов личности работали бесперебойно.

Так, в соответствии с ч. 4 ст. 9 184-ФЗ при определенных условиях и процедуре Президент РФ вправе распустить законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта, который принял конституцию (устав), закон или иной нормативный правовой акт субъекта РФ, противоречащие Конституции РФ, и далее, в результате бездействия этого органа, были нарушены права и свободы человека и гражданина.

Кроме того, Президент РФ может отрешить от должности высшее должностное лицо субъекта РФ в связи с утратой доверия, за ненадлежащее исполнение им своих обязанностей, в связи с выражением ему недоверия законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ, а также в случае неисполнения им решения Конституционного Суда РФ, принятого в отношении нормативного акта данного лица (ст. 19, 184-ФЗ) .

Являясь гарантом прав человека и гражданина, Президент РФ осуществляет эту функцию через реализацию практически всех полномочий (широкое понимание). Полномочия Президента  в данной сфере выражаются в различных формах. Президент наделен неограниченными правами в области законодательной инициативы, позволяющей ему в конкретной правовой форме ставить вопросы о реализации конституционных положений, касающихся прав и свобод. Президент также использует право вето и право приостановить действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае противоречия этих актов Конституции и федеральным законам, международным обязательствам РФ или в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом (ч. 2 ст. 85). 

В узком смысле обеспечение прав человека следует рассматривать через его полномочия по конкретизации правового статуса личности, определенные в ст. 89 Конституции РФ. Данные полномочия, как правило, свойственны именно главе государства как персонифицированному лицу, осуществляющему от имени этого государства решение вопросов гражданства, предоставление политического убежища, награждение государственными наградами, помилование.

В президентский аппарат, обеспечивающих реализацию его полномочий в гуманитарной сфере входят Управление по обеспечению конституционных прав граждан, Управление Президента РФ по работе с обращениями Уполномоченный по правам ребенка , Уполномоченный по защите прав предпринимателей , Совет по развитию институтов гражданского общества и права человека .

Федеральное Собрание – парламент РФ, осуществляет законодательную, представительную и контрольную функции (глава 5 Конституции РФ). Федеральное Собрание ежегодно принимает около 300 законов, смысл которых заключается в обеспечении прав человека и соответствовать Конституции РФ. Кроме того, представляя интересы населения, парламентарии обязаны иметь связь со своими избирателями, осуществлять их прием и всячески им помогать в рамках полномочий парламентария. Потеря связи с избирателями ведет к наступлению конституционно-правовой ответственности, вплоть до лишения мандата .  Осуществляя парламентский контроль  и одну из его форм – парламентское расследования, Федеральное собрание исходит из интересов личности, ее защиты и восстановлении нарушенных прав .

Согласно ст. 114 Конституции РФ, Правительство РФ осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью. Постановления Правительства РФ, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу не ранее дня их официального опубликования . Правительство РФ  ответственно за обеспечение благосостояния граждан, их социальную защиту . Однако нельзя утверждать, что эти обязанности оно выполняет в полной мере эффективно. Система доходов населения несбалансирована, что  предопределяет их высокую дифференциацию. Нельзя сказать, что проблемы повышения уровня жизни россиян не решаются: руководство страны прилагает определенные усилия для обеспечения достойного качества жизни граждан, благополучия российских семей. Около 70% расходов бюджета страны в той или иной степени носят ярко выраженный социальный характер. Структура Правительства РФ связана с реализацией тех или иных прав граждан: министерства образования и науки, здравоохранения, труда и социальной защиты, культуры и др. Кроме того, Правительство РФ обеспечивает координацию деятельности федеральных и региональных органов исполнительной власти по реализации  государственной политики в различных сферах жизнедеятельности граждан.

Что касается правозащитной деятельности правоохранительных органов, то и здесь произошли перемены. Так, ранее в Законе о системе государственной службы наряду с государственной гражданской и военной службой третьим видом была определена правоохранительная служба . Теперь такая служба именуется в качестве государственной службы иных видов, которая урегулирована специальными нормативными актами . Здесь же установлено, что основными принципами, которые лежат в основе построения и деятельности системы государственной службы, являются законность, приоритетность прав человека, доступность для граждан государственной службы открытость для общественного контроля.

Ведущее место в системе специализированных правозащитных органов занимают суды в качестве самого эффективного инструмента не только защиты прав граждан, но и привлечения виновных лиц к ответственности.

Серьезную дискуссию среди ученых и практикующих юристов вызвала судебная реформа, оформленная внесением изменений в ряд статей Конституции  в феврале 2014 г. , которым предусматривается передача полномочий Высшего Арбитражного Суда РФ под юрисдикцию Верховного Суда РФ в качестве палаты по экономическим спорам и выведение Верховного суда из системы судов общей юрисдикции . Такая реорганизация судебной системы позволит обеспечить единство подходов при отправлении правосудия как в отношении граждан, так и в отношении юридических лиц, исключить возможность отказа в судебной защите в случае спора о подведомственности дела, установить общие правила организации судопроизводства, добиться единообразия в судебной практике.

Конституционный контроль занимает одно из приоритетных мест в судебной защите прав человека, осуществляя охрану Конституции РФ, а также отвечая на жалобы граждан и запросы судов о конституционности нормативного акта в каждом конкретном деле (ст. 125 Конституции РФ, Закон о Конституционном Суде РФ). Так, а время своего существования с 1991 года Конституционный Суд РФ вынес 430 постановлений, в который в той или иной степени защищались конституционный нормы. Практика Конституционного Суда РФ свидетельствует, что около двух третей его решений посвящены защите прав и свобод человека и гражданина и их эффективному восстановлению. Следует заметить, что в последнее время обострилась проблема имплементации решений Европейского Суда по правам человека в российскую правовую систему. Законодатель занял жесткую позицию по данному вопросу, наделив Конституционный Суд правом решать – приемлемости для нас решение ЕСПЧ исходя из национального суверенитета, основополагающих конституционных принципов .

Прокуратура традиционная считается одним из важнейших правозащитных органов, поскольку защита прав человека и гражданина обозначена в числе главных задач прокурорской деятельности. Повышению статуса этих органов способствовали изменения, внесенные в Конституцию РФ. Так,  2014 году была изменена ст. 129 Основного Закона государства, касающаяся статуса прокуратуры. В отличие от предыдущего варианта, нет указания на прокуратуру как единую централизованную систему, что оставляет место для дискуссий о статусе и структуре надзорного ведомства в преддверии грядущих законодательных новелл в правовом регулировании деятельности прокуратуры. Часть 1 ст. 129 Конституции РФ в нынешнем виде определяет, что полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры регулируются Федеральным законом .

 Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина является одним из приоритетных направлений деятельности органов прокуратуры,  включающий в себя различные средства и формы прокурорского реагирования на нарушения личных, политических, культурных и социально-экономических прав и свобод российских граждан. Полномочия прокурора в сфере надзора за соблюдением прав и свобод человека распространяются на все органы и всех должностных лиц, независимо от их подчиненности и подведомственности.

О правозащитной деятельности органов государственной власти субъектов РФ будет сказано в следующей главе.

Права и свободы человека определяют деятельность местного самоуправления (ст. 18 Конституции РФ). Реализация данного конституционного принципа для органов местного самоуправления означает обязанность подчинить свою деятельность обеспечению прав и законных интересов населения, проживающего на данной территории. Нельзя не отметить, что права человека реализуются главным образом на местном уровне, практически все сферы жизнедеятельности и их обеспечение – жилищно-коммунальная, охрана общественного порядка, землепользование и природоохранная деятельность, социальное обслуживание, образование, здравоохранение, вывоз отходов, благоустройства территории и мест отдыха, строительство дорог и обеспечение населения общественным транспортом, организация мест захоронения и пр.  Именно эти сферы, больше всего затрагивающие прав и свободы граждан, должны стать приоритетом для деятельности представительных и исполнительных органов местного самоуправления.

Прежде всего, это касается обеспечения гласности тех решений, которые принимаются как представительными, так и исполнительными органами местного самоуправления, ведь любое из них в той или иной степени затрагивает права человека. Устав муниципального образования может закреплять дополнительные возможности для обеспечения экономических и социальных прав и свобод жителей муниципалитета. В нем могут быть предусмотрены дополнительные гарантии реализации конституционных прав за счет средств местного бюджета, а в особенности для отдельных категорий граждан.

Современным специализированным государственным   правозащитным институтом в дополнении к государственной защите является институт уполномоченных по защите прав различных категорий лиц (человека, ребенка, предпринимателя).  Повышение гарантий защиты прав человека и установление ответственности за их нарушения органами власти в настоящее время невозможно без использования института омбудсмена как на федеральном, так и на региональном уровнях.

Учреждение института Уполномоченного по правам человека - одно из важнейших достижений демократических преобразований в России, созданного в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами . По мнению ученых, это важнейший публично-правой институт, представляющий дополнительный механизм правовой защиты граждан от неправомерных действий государства в лице его органов управления, не отменяющий и не подменяющий компетенцию других органов, занимающихся правовой защитой граждан.

Несмотря на то, что данный институт является достаточно новым для российской правозащитной практики, его значение трудно переоценить. Ведь наличие независимого государственного органа, как на федеральном, так и на региональном уровне выступает не только как средство пресечения допущенных органами власти нарушений прав человека, но и как превентивная мера по предотвращению возможных нарушений. Свидетельством востребованности данного правозащитного института выступает во-первых, распространение его во всех субъектах Российской Федерации, а во-вторых, появление специализированных уполномоченных: по защите прав ребенка, по защите прав предпринимателей.

Исходя из разнообразной формы охраны прав человека, органы, в чьи задачи входит реализация данных функций, весьма многообразны. Согласно федеративной природе российского государства и автономности местного самоуправления, их следует разделать на федеральные, региональные и муниципальные органы. Защита прав человека присуща любому органу публичной власти, однако действие правовых актов, принимаемых различными органами, а также их компетенция имеет свои территориальные пределы.  Тем не менее, нельзя отрицать взаимовлияние территориальных структур различных  органов друг на друга. Так, создание на федеральном уровне специальных правозащитных органов обуславливает появление подобных органов и на региональном уровне, причем многие из них предпочитают иметь свои представительства в муниципальных образованиях.

Таким образом, на современном этапе развития Российской правозащитной системы, ее структура весьма разнообразна, включает в себя как публичные органы власти общей компетенции, органы правоохранительной системы, так и специализированные органы, содействующие правам человека и их защите.




Комментарии