Главная       Продать работу       Заказать работу       Блог       Контакты       Оплата       О нас       Как мы работаем       Регистрация       Вход в кабинет
Тех. дипломные работы
   автомобили
   спец. техника
   станки
   тех. маш.
   строительство
   электроснабжение
   пищевая промышленность
   водоснабжение
   газоснабжение
   автоматизация
   теплоснабжение
   холодильники
   машиностроение
   др. тех. специальности

Тех. курсовые работы
   автомобили
   спец. техника
   станки
   тех. маш.
   строительство
   детали машин
   электроснабжение
   газоснабжение
   водоснабжение
   пищевая промышленность
   автоматизация
   теплоснабжение
   ТММ
   ВСТИ
   гидравлика и пневматика
   машиностроение
   др. тех. специальности

Тех. дополнения
   Отчеты
   Расчетно-графические работы
   Лекции
   Задачи
   Лабораторные работы
   Литература
   Контрольные работы
   Чертежи и 3D моделирование
   Тех. soft
   Рефераты
   Общий раздел
   Технологический раздел
   Конструкторский раздел
   Эксплуатационный раздел
   БЖД раздел
   Экономический раздел
   Экологический раздел
   Автоматизация раздел
   Расчетные работы

Гум. дипломные работы
   педагогика и психология
   астрономия и космонавтика
   банковское, биржевое дело
   БЖД и экология
   биология и естествознание
   бухгалтерский счет и аудит
   военное дело
   география
   геология
   государство и право
   журналистика и СМИ
   иностранные языки
   история
   коммуникации
   краеведение
   кулинария
   культура и искусство
   литература
   экономика и торговля
   математика
   медицина
   международное отношение
   менеджмент
   политология
   музыка
   религия
   социология
   спорт и туризм
   таможенная система
   физика
   химия
   философия
   финансы
   этика и эстетика
   правознавство

Гум. курсовые работы
   педагогика и психология
   астрономия и космонавтика
   банковское, биржевое дело
   БЖД и экология
   биология и естествознание
   бухгалтерский счет и аудит
   военное дело
   география
   геология
   государство и право
   журналистика и СМИ
   иностранные языки
   история
   коммуникации
   краеведение
   кулинария
   культура и искусство
   литература
   экономика и торговля
   математика
   медицина
   международное отношение
   менеджмент
   политология
   музыка
   религия
   социология
   спорт и туризм
   таможенная система
   физика
   химия
   философия
   финансы
   этика и эстетика
   правознавство

Гум. дополнения
   Отчеты
   Расчетные работы
   Лекции
   Задачи
   Лабораторные работы
   Литература
   Контрольные работы
   Сочинения
   Гум. soft
   Рефераты

Рефераты
   Авиация и космонавтика
   Административное право
   Арбитражный процесс
   Архитектура
   Астрология
   Астрономия
   Банковское дело
   Безопасность жизнедеятельнос
   Биографии
   Биология
   Биология и химия
   Биржевое дело
   Ботаника и сельское хоз-во
   Бухгалтерский учет и аудит
   Валютные отношения
   Ветеринария
   Военная кафедра
   ГДЗ
   География
   Геодезия
   Геология
   Геополитика
   Государство и право
   Гражданское право и процесс
   Делопроизводство
   Деньги и кредит
   ЕГЭ
   Естествознание
   Журналистика
   ЗНО
   Зоология
   Издательское дело и полиграф
   Инвестиции
   Иностранный язык
   Информатика
   Информатика, программировани
   Исторические личности
   История
   История техники
   Кибернетика
   Коммуникации и связь
   Компьютерные науки
   Косметология
   Краеведение и этнография
   Краткое содержание произведе
   Криминалистика
   Криминология
   Криптология
   Кулинария
   Культура и искусство
   Культурология
   Литература : зарубежная
   Литература и русский язык
   Логика
   Логистика
   Маркетинг
   Математика
   Медицина, здоровье
   Медицинские науки
   Международное публичное прав
   Международное частное право
   Международные отношения
   Менеджмент
   Металлургия
   Москвоведение
   Музыка
   Муниципальное право
   Налоги, налогообложение
   Наука и техника
   Начертательная геометрия
   Оккультизм и уфология
   Остальные рефераты
   Педагогика
   Политология
   Право
   Право, юриспруденция
   Предпринимательство
   Прикладные науки
   Промышленность, производство
   Психология
   психология, педагогика
   Радиоэлектроника
   Реклама
   Религия и мифология
   Риторика
   Сексология
   Социология
   Статистика
   Страхование
   Строительные науки
   Строительство
   Схемотехника
   Таможенная система
   Теория государства и права
   Теория организации
   Теплотехника
   Технология
   Товароведение
   Транспорт
   Трудовое право
   Туризм
   Уголовное право и процесс
   Управление
   Управленческие науки
   Физика
   Физкультура и спорт
   Философия
   Финансовые науки
   Финансы
   Фотография
   Химия
   Хозяйственное право
   Цифровые устройства
   Экологическое право
   Экология
   Экономика
   Экономико-математическое мод
   Экономическая география
   Экономическая теория
   Этика
   Юриспруденция
   Языковедение
   Языкознание, филология

Главная > Блог


Организация и деятельность специализированных органов по содействию прав человека и их защите в субъектах РФ

В качестве дополнительного средства защиты прав гражданина и человека следует рассматривать институт Уполномоченного по правам человека на федеральном и региональном уровнях.

Конституция РФ предусматривает существование высокой государственной должности Уполномоченного по правам человека в РФ. Федеральный конституционный закон от 26 февраля 1997 №1-ФКЗ (ред. от 31.01.2016) "Об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" отмечает, что должность Уполномоченного по правам человека учреждается в целях обеспечения, гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами. Исходя из положений, предусмотренных ч. 1 ст. 45 Конституции РФ, об обязанности государства различными правовыми средствами защищать права и свободы человека и гражданина, можно сделать вывод о вхождении правового института Уполномоченного по права человека в общую категорию гарантий по факту его принадлежности к государственным средствам защиты .

Должность Уполномоченного по правам человека в России создана в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.

В отличие от зарубежных стран, в России институт омбудсмена действует не так давно. Учрежденный в 1809 г. в Швеции, институт уполномоченного по правам человека получил распространение только после Второй мировой войны. На сегодняшний день должность уполномоченного функционирует в более чем ста странах, содействуя правам человека и их защите.

Юридическое закрепление в России должности Уполномоченного по правам человека получила в Декларации прав и свобод человека и гражданина от 22 ноября 1991 г., где ст. 40 предусматривалось назначение на должность Верховным Советом сроком на 5 лет, которому Уполномоченный был подотчетен, а кроме того обладал неприкосновенностью.

Современная Конституция РФ 1993 г. п. «е» ч. 1 ст. 103 предусматривает полномочие Государственной Думы по назначению и освобождению от должности Уполномоченного по правам человека в РФ, деятельность которого осуществляется в соответствие с Федеральным конституционным законом .  В соответствии с данным Законом субъекты самостоятельно решают вопрос о введении должности регионального омбудсмена.

Конституцией (уставом), законом субъекта РФ может утверждаться должность уполномоченного по правам человека в субъекте РФ в целях обеспечения дополнительных гарантий государственной защиты прав, свобод и законных интересов человека и гражданина.

В своей деятельности Уполномоченный по правам человека в РФ осуществляет взаимодействие с уполномоченными по правам человека в субъектах РФ. В целях обеспечения эффективной деятельности уполномоченных по правам человека в субъектах РФ  федеральный Уполномоченный вправе:

а) оказывать региональным омбудсменам организационную, правовую, информационную и иную помощь в пределах своих полномочий;

б) создать в качестве консультативного и совещательного органа совет уполномоченных по правам человека, включив в его состав по одному представителю от каждого федерального округа из числа уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации;

Статья 5 в редакции Федерального конституционного закона от 26 февраля 1997 №1-ФКЗ «Об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» закрепляла положение, согласно которому в соответствии с конституцией (уставом), законом субъекта РФ может утверждаться должность Уполномоченного по правам человека в субъекте РФ. Однако Федеральный закон от 6 апреля 2015 №76-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования деятельности уполномоченных по права человека» дополнил ст. 16.1 Федерального закона от 6 октября 1999 г. №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». Данная норма устанавливает общефедеральные стандарты в отношении статуса региональных омбудсменов, что свидетельствует о приближении к единообразию в защите прав и свобод человека и гражданина на уровне субъектов РФ .

Статус уполномоченного по правам человека в субъектах РФ содержит некоторые особенности. Во-первых, региональный омбудсмен в своей деятельности независим от каких-либо государственных органов и должностных лиц. Во-вторых, по вопросам своей деятельности пользуется правом безотлагательного приема руководителями и другими должностными лицами власти, иных органов и организаций, которые наделены отдельными государственными или иными публичными полномочиями. В-третьих, обеспечение его деятельности осуществляется за счет бюджетных ассигнований бюджета субъекта РФ. В-четвертых, конституцией (уставом), законом субъекта РФ определены порядок организации и осуществления его деятельности.

Таким образом, федеральный закон определяет общие стандарты в отношении статуса омбудсмена на уровне субъекта РФ. Региональный Уполномоченный по правам человека назначается (избирается) на должность, а также освобождается от нее законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ на срок, установленный законодательством субъекта РФ, но не более 5 лет и не более, чем на два срока подряд. Также едины требования к кандидату на рассматриваемую должность: гражданин РФ, не моложе 30 лет, обладающий безупречной репутацией, имеющий высшее образование и познания в области прав и свобод человека и гражданина, а также опыт их защиты.

Правом вносить предложения о кандидатуре может быть предоставлено высшему должностному лицу субъекта, депутатам законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ, органами местного самоуправления, правозащитными организациями. Законодательный (представительный) орган субъекта РФ до рассмотрения кандидатуры согласовывает ее с Уполномоченным по правам человека в РФ. В случае, если это предусмотрено законом субъекта РФ, проводит консультации с иными органами государственной власти субъекта РФ и организациями. Кандидат считается назначенным (избранным) при большинстве голосов депутатов. Уполномоченный вступает на должность с момента принесения присяги.

Прекращение полномочий регионального уполномоченного осуществляется по основаниям, установленным федеральными законами и законом субъекта РФ. Полномочия могут быть прекращены досрочно при принятии об этом решения законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ после консультаций с Уполномоченным по правам человека в РФ. Кроме этого, прекращение полномочий омбудсмена влечет истечение срока полномочий законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ или его роспуск.

За период деятельности регионального омбудсмена в субъектах Российской Федерации удалось накопить определенный опыт, а также выявить проблемы правового регулирования: в определении правового статуса института, его компетенции и полномочий, места в структуре региональных органов власти .

Законодательство субъекта РФ определяет порядок организации и осуществления деятельности уполномоченного в соответствии с региональными, национальными и другими особенностями. Однако их цель является общей для уполномоченных всех субъектов РФ: защита прав и свобод человека и гражданина, их соблюдение и уважение органами государственной власти. М.В. Мархгейм и А. Е. Новикова, проанализировав формы деятельности омбудсменов в различных регионах, выявили основные функции уполномоченных, а именно: способствование организации и осуществлению контроля, восстановлению нарушенных прав; международному и межрегиональному сотрудничеству в области защиты прав и свобод человека; совершенствованию законодательства о правах человека; информированию населения о положении в области обеспечения и защиты прав и свобод человека . Таким образом, региональные уполномоченные способствуют осуществлению правозащитной деятельности, приближая государственные органы к населению, повышая эффективность их работы.

В ряде субъектов закон об омбудсменах субъектов РФ воспроизводит федеральную норму и упоминает данный институт в качестве полномочий законодательного органа. Но в большинстве конституций (уставов) субъектов РФ данная должность отдельно обозначена в статье, посвященной защите прав человека (Пензенская, Свердловская области). В Конституциях Республики Тыва, Уставах города Санкт-Петербурга существует отдельная статья об Уполномоченном . Более подробно правовой статус Уполномоченного определен в Уставе Иркутской области, где данному институту посвящена глава. Такое отношение федерального законодателя в РФ к оформлению института Уполномоченного по правам человека порождает вопросы о его статусе. В Уставе Санкт-Петербурга содержится основное направление деятельности Уполномоченного по права человека: «Уполномоченный по правам человека в Санкт-Петербурге осуществляет свою деятельность, направленную на предотвращение нарушений прав человека со стороны органов власти и местного самоуправления и на защиту прав человека на территории Санкт-Петербурга» . Такое развернутое закрепление в основном законе субъекта РФ целей деятельности Уполномоченного по правам человека способствует повышению конституционного статуса Уполномоченного в субъекте РФ, а также более полному определению его полномочий, методов и форм деятельности.

В федеральном законодательстве содержатся основные положения о кандидатуре уполномоченного. Однако в законах субъекта предусмотрены дополнения к ним или  требования строже, содержащихся в Федеральном законе. Так, в Архангельской области, в Чукотском автономном округе установлено, что на данную должность может быть назначен гражданин РФ не моложе 30 лет. В Законе Свердловской области от 28 сентября 2010 г. «Об Уполномоченном по правам человека в Свердловской области» установлен минимальный возраст уполномоченного – 35 лет . Кроме этого, данный закон содержит требование, согласно которому уполномоченный должен обладать познаниями в сфере прав и свобод человека и гражданина. В Областном законе Архангельской области от 28 мая 2002 г. №96-14-03 «Об Уполномоченном по права человека в Архангельской области» указано, что уполномоченный должен иметь высшее образование, преимущественно юридическое, познания в области прав и свобод человека и гражданина. Закон Санкт-Петербурга также требует высшего образования для кандидатуры уполномоченного, но не упоминает именно юридическое образование . В Законе Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 25 июня 2015 г. №55-оз «Об Уполномоченном по правам человека в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре» указано, что «требования к возрасту, гражданству… установлены Федеральным законом» .

Наличие у кандидата необходимых познаний в области прав и свобод человека является необходимым условием во всех субъектах РФ, при этом в Архангельской, Саратовской области, Республике Башкортостан помимо этого, требуется опыт правозащитной деятельности. Также в большинстве актов указывается о необходимости доверия общественности к рассматриваемой кандидатуре.

В различных регионах определены разные сроки внесения уполномоченным в субъекте РФ в законодательный орган соответствующего субъекта РФ ежегодного доклада. Так, Закон города Москвы от 15 апреля 2009 г. №6 «Об Уполномоченном по правам человека в городе Москве» устанавливает, что уполномоченный направляет ежегодный доклад о своей деятельности, соблюдении и защите прав и свобод человека и гражданина по окончании календарного года . В Ханты-Мансийском, Чукотском автономных округах, Санкт-Петербурге уполномоченный представляет ежегодный доклад не позднее, чем через три месяца по окончании календарного года. Закон Забайкальского края от 25 декабря 2009 г. №333-33К «Об Уполномоченном по правам человека в Забайкальском крае» содержит положение, согласно которому уполномоченный направляет ежегодный доклад не позднее 30 апреля год, следующего за отчетным годом .

Кроме этого, в деятельности региональных уполномоченных различны гарантии и ограничения. Так, В Законе Архангельской области от 15 июля 1997 г.  №34-10-03 «Об уполномоченном по правам человека в Архангельской области  по инициативе прокурора были внесены изменения, вследствие которых нормы Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. №2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации», в котором указаны ограничения для членов Правительства РФ, были распространены и на омбудсмена в Архангельской области. Стоит отметить, что данные ограничения, существующие для исполнительных органов власти РФ, были применены к деятельности регионального омбудсмена, имеющего особый статус государственного органа, что подтверждается позицией Верховного Суда РФ в Определении по гражданскому делу №1-Г08-57 от 27 августа 2008 г.

Практически во всех законах субъектов РФ уполномоченный вправе рассматривать заявления и обращения по поводу нарушений прав человека, а также жалобы на действия (бездействие) или решения государственных, муниципальных органов, должностных лиц, нарушающих права и свободы человека и гражданина. Федеральный закон от 6 октября 1999 г. №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» указывает на то, что уполномоченный не вправе рассматривать жалобы на решения палат Федерального Собрания РФ, а также законодательных органов субъектов РФ. В Саратовской области оговаривается ограничение компетенции уполномоченного в сфере рассмотрения жалобы на законы Саратовской области. Кроме ограничений обжалования решений законодательной власти, в некоторых регионах существуют ограничения в отношении решений судебной власти. Однако в случаях нарушения прав человека в результате судопроизводства или отказа судом в приеме жалоба может быть принята. Так, в законе Санкт-Петербурга оговаривается, что «заключения Уполномоченного не могут содержать политических оценок решений, принимаемых органами государственной власти Санкт-Петербурга, иными государственными органами Санкт-Петербурга по вопросам их ведения» .

Наиболее общим способом инициирования рассмотрения дела является обращение граждан путем жалобы или заявления. Жалобы могут быть поданы любым лицом, вне зависимости от гражданства, право которого было нарушено на территории конкретного субъекта. В ряде региональных законов особо оговаривается порядок подачи жалоб из мест заключения. Например, в законе Мурманской области жалобы, адресованные уполномоченному лицами, находящимися в местах принудительного содержания не подлежат просмотру администрации мест принудительного содержания, а направляются уполномоченному в течение 24 часов .

Помимо этого, в региональных законах приведены перечни прав уполномоченного при проведении проверки. Так, в Волгоградской области уполномоченный вправе беспрепятственно посещать все органы государственной власти и местного самоуправления, организации, предприятия и учреждения соответствующего субъекта; запрашивать и получать необходимые сведения, документы и материалы от органов государственной власти, должностных лиц; получать объяснения должностных лиц; проводить проверку деятельности субъектов, допустивших нарушение прав и свобод; направлять соответствующим государственным и муниципальным учреждениям запросы о проведении проверок, исследований . Республика Башкортостан, помимо приведенных компетенций, устанавливает право осуществления иных полномочий, предусмотренных федеральными законами.

Республика Татарстан, наряду с указанными полномочиями, предусматривает поручение компетентным государственным и научным организациям проведение экспертных исследований; направление предложений и замечаний по обеспечению прав и свобод человека и гражданина в государственные и муниципальные органы соответствующего субъекта; беседа с осужденным и лицами, заключенным под стражу .

В Санкт-Петербурге уполномоченный вправе принимать участие в заседаниях Законодательного Собрания и Правительства Санкт-Петербурга с правом совещательного голоса; принять меры в пределах своей компетенции по собственной инициативе при наличии информации о массовых или грубых нарушениях прав и свобод граждан, если ситуация имеет особое общественно значения и связана с необходимостью защиты лиц, не способных использовать правовые средства защиты самостоятельно; обращаться в суд в защиту прав неопределенного круга лиц в случаях, предусмотренных федеральным законодательством.

Подводя итоги, можно сделать вывод о наличии общей базы в анализируемых региональных законах об омбудсмене, а также о существовании определенных различий. Так, общим является утверждение кандидатуры уполномоченного на заседании регионального представительного органа, широкие возможности при проведении расследовании. Различия наблюдаются в компетенции уполномоченного в части включения в нее решений органов законодательной власти субъекта, органов местного самоуправления, а также возможности получать объяснения в ходе расследования от судей. Сравнивая положения Федерального закона и аналогичные положения региональных законов, можно отметить наличие вариации, обусловленных спецификой и особенностями конкретных регионов. Федеральный закон служит базой, положения которого широко используются в субъектах РФ.

Саратовская область является первым субъектом Российской Федерации, которая установила должность Уполномоченного по правам человека в субъекте РФ. 19 января 1999 г. депутаты Саратовской областной Думы выбрали на данную должность известного юриста Саратовской академии права, председателя областной комиссии по правам человека Александра Соломоновича Ландо.

Созданию первого регионального института защиты прав человека предшествовала областная комиссия по права человека, возникшая в 1996 году в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 13 июня 1996 г. №864 . Данная комиссия органично вписалась в систему государственных и общественных институтов Саратовской области по контролю, охране и защите прав граждан . Основным принципом ее деятельности являлся принцип независимости, поскольку комиссия создавалась как самостоятельная структура, а члены комиссии персонально утверждались областной Думой по представлению Губернатора Саратовской области. В других регионах РФ аналогичные комиссии создавались при главе субъектов РФ, при министерствах или комитетах, а члены комиссии назначались должностными лицами. Таким образом, статус Саратовской комиссией по правам человека отличался независимостью.

Принцип независимости использовался и при создании института Уполномоченного по правам человека в Саратовской области, поскольку данный институт независим от других органов, в частности от властных. Согласно закону Саратовской области от 12 октября 1998 г. №50-ЗСО «Об Уполномоченном по правам человека в Саратовской области» Уполномоченный назначается на должность и освобождается от нее только областной Думой при тайном голосовании, на альтернативной основе, большинством голосов от общего числа депутатов Думы . Прекращение полномочий Уполномоченного может быть вследствие истечение срока полномочий, который составляет пять лет, истечение срока полномочий областной Думы и ее роспуск.

Деятельность Уполномоченного дополняет существующие средства защиты прав и свобод граждан, не отменяя компетенции тех органов, которые обеспечивают защиту и восстановление нарушенных прав в соответствии с законодательством. Особенностью Уполномоченного заключается в избрании его на должность законодательным органом области, в то время как его деятельность по защите прав граждан является независимой. Рассматриваемая должность входит в перечень высших государственных должностей в Саратовской области, что влечет за собой возможность участия в принятии общественно значимых решений органами власти области.

В самом начале своей работы институт Уполномоченного показал свое преимущество тем, что граждане не испытывали формальных трудностей при осуществлении контакта с ним, в отличие от других должностных лиц, в частности судебных и правоохранительных органов. Уполномоченный способствует защите нарушенных прав граждан и их восстановлению посредством убеждения и побуждения органов власти и должностных лиц к уважению и соблюдению прав граждан. За несколько лет с момента создания данного института в Саратовской области Уполномоченный стал центром правозащитного движения на территории области, а также связующим звеном между гражданским обществом и органами власти.

19 января 2004 г. полномочия первого уполномоченного А.С. Ландо истекли. Через десять дней состоялись выборы нового уполномоченного, в результате которых на рассматриваемую должность была избрана начальник отдела областной прокуратуры Нина Федоровна Лукашева. Через пять лет, 28 января 2009 г., Н.Ф. Лукашеву назначили на должность Уполномоченного на второй срок.

В первую очередь деятельность Н.Ф. Лукашевой была связана с сохранением наработанного опыта и дальнейшего совершенствования. Таким образом, главная функция Уполномоченного, а именно содействие восстановлению нарушенных прав граждан, была продолжена. За десять лет работы Уполномоченного по правам человека в Саратовской области в его аппарат поступило более 50 000 обращений. Стоит отметить, что защита прав социально незащищенных категорий является приоритетом в деятельности Уполномоченного.

Кроме этого, его деятельность связана с мониторингом действующего законодательства, а также правоприменительной практики. В марте 2006 Уполномоченный в Саратовской области был наделен правом законодательной инициативы. Через год по его инициативе в Закон Саратовской области «Об Уполномоченном по правам человека в Саратовской области» были внесены изменения, согласно которым Уполномоченному было предоставлено право иметь общественных помощников. Стоит отметить, что институт общественных помощников Уполномоченного действовал с момента учреждения должности Уполномоченного, но законодательно закреплен не был.

С 1999 г. действует Общественный совет при Уполномоченном по правам человека в Саратовской области, целью которого является координация деятельности общественных правозащитных объединений. Данный совет является эффективной переговорной площадкой как для некоммерческих организаций, так и для органов государственной и муниципальной власти. В 2010 году Общественный совет был преобразован в Экспертный совет.

Саратовская область, в силу своего географического положения, является одним из регионов, куда направляются потоки мигрантов, которые нуждаются в помощи и в социальной адаптации. В соответствии с этим был создан Общественный совет по вопросам защиты прав мигрантов, не имеющий аналогов в других субъектах РФ. В состав совет входят представители властных структур, правоохранительных органов, лидеры национальных объединений, общественных организаций, ученые. На заседаниях были затронуты такие темы, как легализация граждан, приехавших на постоянное проживание в РФ, проблема национальных меньшинств, трудовая миграция и другие.

В 2000 г. был издан информационный бюллетень «Уполномочен защитить…», являющийся официальным изданием аппарата Уполномоченного по правам человека в Саратовской области, который распространяется в России и за рубежом среди политиков, государственных и неправительственных организаций.

29 января 2014 г. на должность Уполномоченного по правам человека в Саратовской области была избрана Журик Татьяна Владимировна.

В 2015 году к Уполномоченному поступило 3 407 обращений, большинство из которых было подано социально уязвимыми категориями населения, такими как безработные, пенсионеры, многодетные семьи и другие. Из них 40% обращений касаются нарушения личных прав и свобод: права на судебную защиту, права на достоинство, а также жалобы, поданные в связи с нарушениями права на свободу и личную неприкосновенность. Анализ жалоб показал, что острой проблемой в Саратовской области является проблема в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Также значительное число обращений поступает от лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы. В число их проблем входят несогласие с вынесенным приговором, получение медицинской и социальной помощи, перевод в исправительные учреждения, находящиеся вблизи места жительства родных .

Чаще всего к Уполномоченному по правам человека в субъектах РФ обращаются с вопросами, относящимися к компетенции федеральных органов государственной власти, в том числе и их территориальных подразделений. Стоит отметить, что основы взаимодействия уполномоченного с органами государственной власти субъекта и органами местного самоуправления закреплены в законах субъекта РФ, однако возможность взаимодействия с федеральными органами государственной власти не регламентирована. Важно подчеркнуть, что при осуществлении деятельности по восстановлению нарушенных прав граждан уполномоченный не может действовать обособлено от других государственных органов. По мнению самих региональных уполномоченных вопрос распространения их компетенции исключительно на органы власти субъекта и местного самоуправления, является «ахиллесовой пятой» .

Развитие регионального омбудсмена в 2014 г. получило новый виток развития. На федеральном уровне были выработаны унифицированные нормы, регламентирующие его статус, что явилось важным шагом к направлению выравнивания обеспечения и защиты прав человека независимо от места проживания в федеративном государстве.  Обеспечение равенства между людьми и справедливости в отношениях между ними – одна из важнейших проблем для любого государства и гражданского общества.

Кроме того, полномочия регионального омбудсмена были значительно расширены, что свидетельствует о повышении его роли в правозащитном государственном механизме. По ряду признаком можно утверждать, что создана квазисистема уполномоченных по защите прав человека в Российской Федерации.

Весной 2015 г. по инициативе В.В. Путина были внесены изменения в законодательство РФ, предоставившие региональным уполномоченным право рассматривать жалобы на действия (бездействия) территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство РФ. К правам Уполномоченного по правам человека в Саратовской области относятся беспрепятственное посещение государственных и муниципальных органов, получение от них сведений, документов и материалов, необходимых для рассмотрения жалоб, получение объяснений, а также проверка их деятельности. Однако данные права касаются только органов, которыми руководит Правительство РФ и организации федерального подчинения. Иными словами, МВД России, ФСБ России и Следственный комитет РФ не обязаны предоставлять информацию и давать объяснения Уполномоченному .

Все эти правовые новеллы и практика их применения требуют научного осмысления и выработки рекомендаций по их совершенствованию, что и явилось причиной написания данной бакалаврской работы.

Одной из важнейших проблем стал вопрос оценки эффективности действующей системы охраны семьи и детства. Уполномоченный при Президенте РФ по правам ребенка активно способствовал созданию института уполномоченного по правам ребенка в субъектах РФ, призванного выполнять важнейшую социальную функцию системообразующего органа, основным направлением которого является координация деятельности всех иных субъектов системы защиты детства. Данный институт был создан во многих субъектах РФ и активно развивается, заслуживая доверие и положительную оценку со стороны граждан .

Важную роль уполномоченный по права ребенка выполняет при создании и становлении правозащитных детских и молодежных общественных организаций. Такая социально-позитивная деятельность предоставляет несовершеннолетним альтернативу защиты и реализации своих прав и интересов, способствует их отрыву от криминальной среды. В некоторых регионах, в частности в Ставропольском крае в школах и детских домах введены должности общественных помощников регионального уполномоченного по правам ребенка. В целом, активная деятельность уполномоченного по правам ребенка как на федеральном, так и на региональном уровнях получила одобрение международного сообщества и высших органов государственной власти РФ, позволила расставить приоритеты региональных и местных органов власти в направлении защиты детей, что способствует развитию государственной семейной политики .

Указом Президента в 2012 году была введена должность Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей , деятельность которого впоследствии была регламентирована Федеральным законом от 07 мая 2013 года №78-ФЗ «Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерацией» . Принятие специального нормативного правового акта позволяет говорить о бизнес-омбудсмене как о специальном институте в государственном механизме защиты конституционного права на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской деятельности. Необходимость создания такого института была обусловлена тем, что зачастую субъекты предпринимательской деятельности не в силах самостоятельно разрешить проблемы, связанные с нарушением их прав и законных интересов, особенно в тех случаях, когда имеют место административные барьеры, бюрократическое давление, коррупционные проявления со стороны органов государственной власти и их должностных лиц и тому подобное» . В настоящее время должность уполномоченного по защите прав предпринимателей введена в 85 субъекта РФ . В каждом субъекте РФ данный институт введен с учетом особенностей конкретного региона.

Основной задачей уполномоченного по защите прав предпринимателей субъекта РФ является рассмотрение жалоб субъектов предпринимательской деятельности на ненормативные правовые акты, решения или действия (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, нарушающие их права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности.




Комментарии