Главная       Продать работу       Заказать работу       Блог       Контакты       Оплата       О нас       Как мы работаем       Регистрация       Вход в кабинет
Тех. дипломные работы
   автомобили
   спец. техника
   станки
   тех. маш.
   строительство
   электроснабжение
   пищевая промышленность
   водоснабжение
   газоснабжение
   автоматизация
   теплоснабжение
   холодильники
   машиностроение
   др. тех. специальности

Тех. курсовые работы
   автомобили
   спец. техника
   станки
   тех. маш.
   строительство
   детали машин
   электроснабжение
   газоснабжение
   водоснабжение
   пищевая промышленность
   автоматизация
   теплоснабжение
   ТММ
   ВСТИ
   гидравлика и пневматика
   машиностроение
   др. тех. специальности

Тех. дополнения
   Отчеты
   Расчетно-графические работы
   Лекции
   Задачи
   Лабораторные работы
   Литература
   Контрольные работы
   Чертежи и 3D моделирование
   Тех. soft
   Рефераты
   Общий раздел
   Технологический раздел
   Конструкторский раздел
   Эксплуатационный раздел
   БЖД раздел
   Экономический раздел
   Экологический раздел
   Автоматизация раздел
   Расчетные работы

Гум. дипломные работы
   педагогика и психология
   астрономия и космонавтика
   банковское, биржевое дело
   БЖД и экология
   биология и естествознание
   бухгалтерский счет и аудит
   военное дело
   география
   геология
   государство и право
   журналистика и СМИ
   иностранные языки
   история
   коммуникации
   краеведение
   кулинария
   культура и искусство
   литература
   экономика и торговля
   математика
   медицина
   международное отношение
   менеджмент
   политология
   музыка
   религия
   социология
   спорт и туризм
   таможенная система
   физика
   химия
   философия
   финансы
   этика и эстетика
   правознавство

Гум. курсовые работы
   педагогика и психология
   астрономия и космонавтика
   банковское, биржевое дело
   БЖД и экология
   биология и естествознание
   бухгалтерский счет и аудит
   военное дело
   география
   геология
   государство и право
   журналистика и СМИ
   иностранные языки
   история
   коммуникации
   краеведение
   кулинария
   культура и искусство
   литература
   экономика и торговля
   математика
   медицина
   международное отношение
   менеджмент
   политология
   музыка
   религия
   социология
   спорт и туризм
   таможенная система
   физика
   химия
   философия
   финансы
   этика и эстетика
   правознавство

Гум. дополнения
   Отчеты
   Расчетные работы
   Лекции
   Задачи
   Лабораторные работы
   Литература
   Контрольные работы
   Сочинения
   Гум. soft
   Рефераты

Рефераты
   Авиация и космонавтика
   Административное право
   Арбитражный процесс
   Архитектура
   Астрология
   Астрономия
   Банковское дело
   Безопасность жизнедеятельнос
   Биографии
   Биология
   Биология и химия
   Биржевое дело
   Ботаника и сельское хоз-во
   Бухгалтерский учет и аудит
   Валютные отношения
   Ветеринария
   Военная кафедра
   ГДЗ
   География
   Геодезия
   Геология
   Геополитика
   Государство и право
   Гражданское право и процесс
   Делопроизводство
   Деньги и кредит
   ЕГЭ
   Естествознание
   Журналистика
   ЗНО
   Зоология
   Издательское дело и полиграф
   Инвестиции
   Иностранный язык
   Информатика
   Информатика, программировани
   Исторические личности
   История
   История техники
   Кибернетика
   Коммуникации и связь
   Компьютерные науки
   Косметология
   Краеведение и этнография
   Краткое содержание произведе
   Криминалистика
   Криминология
   Криптология
   Кулинария
   Культура и искусство
   Культурология
   Литература : зарубежная
   Литература и русский язык
   Логика
   Логистика
   Маркетинг
   Математика
   Медицина, здоровье
   Медицинские науки
   Международное публичное прав
   Международное частное право
   Международные отношения
   Менеджмент
   Металлургия
   Москвоведение
   Музыка
   Муниципальное право
   Налоги, налогообложение
   Наука и техника
   Начертательная геометрия
   Оккультизм и уфология
   Остальные рефераты
   Педагогика
   Политология
   Право
   Право, юриспруденция
   Предпринимательство
   Прикладные науки
   Промышленность, производство
   Психология
   психология, педагогика
   Радиоэлектроника
   Реклама
   Религия и мифология
   Риторика
   Сексология
   Социология
   Статистика
   Страхование
   Строительные науки
   Строительство
   Схемотехника
   Таможенная система
   Теория государства и права
   Теория организации
   Теплотехника
   Технология
   Товароведение
   Транспорт
   Трудовое право
   Туризм
   Уголовное право и процесс
   Управление
   Управленческие науки
   Физика
   Физкультура и спорт
   Философия
   Финансовые науки
   Финансы
   Фотография
   Химия
   Хозяйственное право
   Цифровые устройства
   Экологическое право
   Экология
   Экономика
   Экономико-математическое мод
   Экономическая география
   Экономическая теория
   Этика
   Юриспруденция
   Языковедение
   Языкознание, филология

Главная > Блог


Политика как социальное явление

Объектом исследования политологии является политика – явление чрезвычайно сложное. Ее социальный, гуманистический, культурный, идеологический смысл разнообразный и разноплановий, как и ее отдельные формы. Структурные характеристики политики неизменны, однако она по-разному проявляются в процессе развития человеческой цивилизации. Как средство организации и регулирования общественной жизни политика не имеет себе равных и, наверное, сохранит свое значение в будущем. По демократизации, гуманизации и индивидуализации общественной жизни основной задачей политики должно стать повышение ее эффективности и ответственности.

Сущность, структура и функции политики

Происхождение понятия «политика» в основном связывают с названием одноименного труда древнегреческого мыслителя Аристотеля, в которой он рассматривал основы организации и деятельности государства, политической власти.

Как относительно самостоятельная сфера общественной жизни политика возникла одновременно с социальной, этнической и религиозной дифференциацией общества. Позвали ее к жизни осложнения механизмов материального производства, культурный прогресс, рост социальной мобильности общества. Вследствие этих объективных процессов выделились группы людей с повышенной конфликтностью, непримиримостью. А механизмы обмена и распределения в сфере общественного производства, догматы и идеалы религиозной веры, обычаи, традиции и другие регуляторы человеческих отношений оказались не эффективно устранять противоречия, перманентно возникали в обществе. Возникла насущная потребность в социальной силе, способной обеспечить реализацию личных, групповых, общественных интересов, регулирования отношений между людьми для сохранения целостности общества. Поэтому политика заявила о себе как искусство общественного существования, необходимый фактор сохранения целостности дифференцированного общества.

«Политика» является одним из самых неоднозначных терминов. Это проявляется прежде всего в повседневной жизни, когда политикой называют любую целенаправленную деятельность: искусство управления обществом, общественную активность, сферу удовлетворения амбициозных и корыстных стремлений людей и тому подобное.

Неоднозначность бытовых представлений о политике связана со сложностью и многогранностью ее проявлений. Именно поэтому бытуют различные научные толкования, в которых политика выступает как одна из сфер жизнедеятельности общества; система определенных общественных отношений, взаимодействие классов, наций, государств между собой и с властью; совокупность действий, мероприятий, учреждений, посредством которых согласуются интересы различных слоев населения; стремление получения и использования государственной власти, целенаправленного воздействия на нее; участие в делах государства, в определении форм, задач, содержания ее деятельности; намерения, цели и способы действий правящей элиты и ее окружения; проявления хитрости, осторожности, таинственности, уклонений, осмотрительности.

Перечисленные варианты интерпретации политики не исчерпывают многообразия ее определений, а лишь отражают важнейшие из них. Обобщая указанные выше ипостаси политики, можно сформулировать ее определение.

Политика (греч. Politika - государственная деятельность) - одна из важнейших сфер жизнедеятельности общества, взаимоотношений различных социальних групп и индивидов по содержанию и реализации власти для осуществления своих общественно значимых интересов и потребностей, выработки обязательных для всего общества решений.

Функционирование политики разграничивают по различным критериям:

- По сферам общественной жизни (экономическая, социальна, культурная, национальная, военная и т.д.);

- По ориентации (внутренняя, внешняя);

- По масштабам (международная, мировая, локальная, региональная);

- По носителям и субъектами (политика государства, партии, движения, лица);

- По сроку действия (кратко-, средне-, долгосрочная).

Политика имеет сложную структуру. Чаще всего в ней выделяют три главных элемента:

1. Политические отношения и политическая деятельность (отражаючий устойчивый характер взаимодействия общественных групп между собой и с институтами власти).

2. Политическое сознание (свидетельствует о принципиальной зависимость политической жизни от сознательного отношения людей к своим властно значимых интересов).

3. Политическая организация (характеризует роль институтов публичной власти как центров управления и регулирования общественных процессов). Охватывает она следующие элементы: совокупность органов законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти; партийные и общественно-политические институты; группы давления; общественные организации и движения и т.

В мировой политической науке для обозначения различных аспектов политики используют три самостоятельные англоязычные термины:

1) «polity» - форма политики, то есть ее организационная структура, институты, которые предоставляют ей устойчивости, стабильности и способности регулировать политическое поведение людей (государство, партии, группы интересов, законы, политические и правовые нормы);

2) «policy» - содержание политики, воплощенный в ее целях и ценностях, в проблемах, которые она решает, в мотивах и механизмах вынесения политических решений;

3) «politics» - политический процесс, который отражает сложный, многосубъектной и конфликтный характер политической деятельности, отношений различных социальных групп, организаций и индивидов.

В политологии выделяют (в основном на общегосударственном уровне) такие функции политики:

- Удовлетворение властно значимых интересов всех групп и слоев общества;

- Рационализация конфликтов и противоречий, направление их в русло цивилизованного диалога граждан и государства;

- Принуждение в интересах отдельных слоев населения или общества в целом;

- Интеграция различных слоев населения путем подчинения их интересов интересам всего общества;

- Социализация личности (привлечение ее к сложного мира общественных отношений);

- Обеспечение последовательности и инновационности (обновляемости) социального развития как общества в целом, так и отдельного человека.

Функции политики свидетельствуют ее всеобъемлющий характер, непрерывный влияние на общество и непреходящее значение для урегулирования общественных отношений. Политика тесно связана с различными сферами общественной жизни: экономикой, моралью, правом, религией, культурой, экологией и т. Отношения между политикой и экономикой, как доказывают теоретические разработки западных и отечественных политологов, следует рассматривать не в разрезе зависимости политики от экономики (марксистский подход), а учитывая их взаимозависимость и взаимосвязанность. Так, опыт бывшего СССР и других социалистических стран свидетельствует, что централизация власти приводит к усилению авторитарных, даже тоталитарных тенденций, тормозящих экономическое развитие, деформируют экономическую систему. И наоборот, в развитых странах децентрализация власти инициирует плюралистической демократии, которая открывает простор для экономической инициативы, способствует экономическому росту. Суть экономической политики в демократических государствах заключается в поддержании адекватного ее возможностям экономического развития, ориентированного на обеспечение занятости населения; в применении гибкой системы налогообложения; в использовании эффективных рычагов стимулирования производства (кредитование и инвестиции).

В тесных отношениях политика находится с общественной моралью. Трагические страницы истории XX в. свидетельствуют: если политика пренебрегает общечеловеческими ценностями в пользу классовых, групповых, корпоративных интересов, тогда резко деформируется общественная мораль. За сталинщины, например, нормой считали доносы, предательство друзей и родственников, пренебрежение человеческого достоинства. Сочетание политики с общечеловеческой моралью, характерне для демократических стран, достигается консенсусом, компромиссами, цивилизованным отношением к оппозиции, отрицанием фанатичной жертвенности. Политика является специфическим дополнением к общественной морали, учитывая различные факторы может исчерпывающе обеспечить регулятивную функцию. Поскольку главные общественно значимые функции политики и морали совпадают, то политика, как и мораль, должно защищать общее благо и социальную справедливость, хотя это ей далеко не всегда удается.

Взаимозависимость политики и права имеет противоречивую природу. С одной стороны, право может быть использовано против политических оппонентов, стать орудием антидемократической политики. С другой - именно право определяет границы и возможности деятельности как оппозиции, так и правящих кругов, обеспечивает стабильность политического режима. Правоте политика за демократических условий - это деятельность, совершенствование права и обеспечения его СОБЛЮДЕНИЕ громадинами, организациями и учреждениями. В припишут политике оказывается зависимость права от общественного развития, реализуются законотворческие возможности. С помощью новых законов, особенно в период целенаправленного реформирования общества, политика способна кардинально менять общественные отношения и задействовать новые формы общественной организации.

Взаимосвязь политики и религии прослеживается в деятельности общественных объединений, политических партий, программы которых содержат религиозные идеи или вероучения. В последнее время сближение политических и религиозных позиций, особенно в поликонфессиональный обществах, к которым относится и Украина, происходит вокруг идеи экуменизма - объединение усилий всех конфессий для достижения социальных общественных и политических целей, направленных на консолидацию и обеспечение благосостояния общества.

Конструктивное участие церкви в общественно-политических процессах предполагает: распространение в обществе идеалов справедливости, гуманизма, терпимости к инакомыслящим; активизацию деятельности служителей церкви в процессах; формирование духовно-культурных запросов человека; утверждение в обществе милосердия, взаимопомощи, благотворительности.

Распространение политических ценностей в обществе связано с утверждением демократических стандартов политической культуры как неотъемлемой части общей культуры общества. Она формируется и проявляется в процессе политической жизни, включая культуру политического поведения индивидов и социальных общностей, функционирования политических институтов и всей политической жизни в обществе.

Неотъемлемым направлением деятельности любого государства является культурная политика, призванная удовлетворять культурные потребности широких масс населения, способствовать культурному прогрессу путем целенаправленного развития науки, образования, литературы, искусства, средств массовой информации.

Важное значение в современных условиях приобретает экологическая политика - система мер, осуществляемых государством с целью сохранения окружающей среды и защиты природы. Экологическая политика основывается на природоохранном законодательстве, уровень которого в значительной степени определяет ее эффективность. Важным направлением экологической политики является поиск и внедрение новых природосберегающих технологий. Для Украины серьезной проблемой является финансирование природоохранных мероприятий, возмещение причиненных гражданам убытков и тому подобное. Решение этих и других проблем требует политических решений на государственном уровне. Время экологическая проблема стоит в современном мире как наднациональная результате небрежных или неправомерных действий соседей, которые приводят к нарушению экологического баланса. Отстаивая необходимость преодоления политическими средствами национально-государственного эгоизма, современный немецкий политический деятель Оскар Лафонтен наглашает: «Вред, причиненный природе, не хочет считаться ни с какими границами. Радиоактивное облако Чернобыля силой ветра разносила опасность по всему миру. Старая истина, что реки текут вниз, в новых условиях, когда химическая промышленность все больше насыщает воду рек высокотоксичными тяжелыми металлами, приобрела новый смысл для толкования принципа национально-государственного суверенитета ».

Итак, все сферы общественной жизни не только активно влияют на политику, но и являются объектами сознательного политического руководства и управления. В современных условиях общественно-политического развития, когда человечество изобрело мощные демократические регуляторы политических отношений и политической деятельности, политика призвана быть средством регулирования экономических, социальных и духовных отношений, ориентировать развитие общества на минимальную конфликтность и максимальную жизнеспособность общественных процессов. Современной политической наукой и всей общественно-политической мыслью сформирован четкие принципы демократической политики:

- Оптимальное сочетание классового и общечеловеческого, универсального и национального;

- Гуманистическая направленность, преодоление технократизма, насилия, преступности;

- Демократизм и нравственность в осуществлении политики;

- Гражданственность и патриотизм.

При выработке и реализации политики важно учитывать следующие основные факторы:

- Конкретно исторические условия развития социума, геополитические условия и географическое положение страны;

- Уровень участия или отчуждения населения относительно власти и государственно-общественных дел;

- Направленность национальной ментальности, уровень

развития политического и правового сознания;

- Этнонациональный и демографический факторы общественного развития;

- Соответствие политических идеалов и задач исторической традиции, политическим ценностям данного общества, а также принципам гуманизма и социальной справедливости;

- Реальная международная ситуация и отношение к государству мировой общественности.

Переход к честной и гуманной политики является сложным и длительным процессом, тесно связанным с коренными изменениями в сознании масс. Особенно это касается стран, находящихся на стадии перехода от тоталитаризма к демократии, от закрытых к открытым обществ.

 Политика и современное развитие украинского общества

На рубеже XX-XXI вв. украинское государство и украинское общество переживают стадию внутренней борьбы устаревшего новому. Усложняет ситуацию то, что Украина, длительное время находясь в составе соседних имперских государств (отдельные земли), а последние десятилетия будучи регионом тоталитарной советской империи, оказалась перед необходимостью создания сущностных признаков государства, формирование новой модели общественного развития, основные характеристики которой - экономическое и политическое плюрализм, гражданское общество, права и свободы личности.

Заметные сдвиги произошли на территории государства. За несколько лет независимости Украины создала основные атрибуты государства, конституировалась как «суверенное и независимое, демократическое, социальное, правовое государство». Значительно возрос уровень политической свободы граждан. Началось становление реальной многопартийности, развивается свободное предпринимательство. Но в силу разных объективных и субъективных причин разрушительные процессы в отдельных сферах общественной жизни (прежде всего в экономике) преобладали над конструктивными.

Целом социально-политическое положение в Украине характеризуют как относительно спокойное, с сохранением значительного уровня социальной и политической напряженности. Среди политических причин такого положения - неразвитость политических и организационных структур, отсутствие влиятельных, авторитетных политических партий; низкий уровень политической культуры субъектов политики; длительное нежизнеспособное сочетание элементов парламентской республики, президентского правления и советской власти; неопределенность принципов отношений между законодательной, исполнительной и судебной ветвями власти; низкий уровень концептуального обоснования идеи государственности Украины и укоренения ее в сознании населения.

Со становлением государственности в Украине возникли предпосылки динамичного развития общества, самореализации человека, но проблематичным является создание надлежащих условий для такой реализации. Именно их призвана создавать политика, постепенно интегрируя политические отношения в социальные, опираясь на глубокие научные достижения. Обновление украинского общества нуждается в обновлении политического сознания, формирование новой политической (демократической по характеру) культуры, предусматривает: заполнение политико-культурного вакуума в сознании людей; переход от сословных, национальных, корпоративных ценностей к общечеловеческим; возрастание роли личности; предоставление человеку возможностей для реализации своих способностей.

На рубеже III тыс. Украина оказалась в силовом поле масштабных цивилизацииних изменений, которые охватывают два существенных процессы.

1. Процесс демократизации. Он заключается во внедрении демократических начал и соответствующей перестройке государства и общества. Демократизация в политическом смысле рассматривается как поэтапный процесс преодоления авторитаризма, установление и развитие демократии.

Общественно-политической практике известны различные модели перехода от авторитаризма к демократии. В Украине, по утверждению политологов, прослеживается «транзитный» вариант демократизации, при котором существует несколько возможных направлений ее воплощения: либеральный, популистский, номенклатурный, националистический, а также сочетания.

2. Процесс вступления Украины признаков постиндустриального (информационного) общества. Ему свойственно наряду с общественно-политическим культурно-ценностную окраску. Заметнее признаки этого процесса проявляются в развитых западных обществах, некоторые из них прослеживаются и в Украине, активно пытается интегрироваться в Европу.

В процесс демократизации Украины включилась в начале 90-х годов XX в., Когда демократизация в обще цивилизационном смысле переживала пик фазы экспансии. Этой фазе свойственны рыночная экономика, интеграция в глобальную систему капиталистического разделения труда, стремление социумов максимально реализовать свои возможности в борьбе за достоинство человека.

Внешний универсализм демократизации породил иллюзорные представления, что введение либерально-демократических ценностей является легким делом. Характерным их проявлением стала концепция американского профессора Френсиса Фукуямы, сформулированная 1992 в книге «Конец истории и последний человек», в которой он определяет демократический капитализм как безальтернативное модель политической и экономической организации развитых стран Запада и идеал для обществ, которые стремятся максимально реализовать свои возможности.

Из последних лет XX ст., По заключению ученых, процесс демократизации переходит от фазы экспансии в фазу консолидации. И если в фазе экспансии доминируют общие признаки развития, то фаза консолидации обнаруживает неповторимо специфические особенности реакций конкретных социумов на демократический вызов. Поэтому перед Украиной встала проблема соответствия отечественных общественно-политических преобразований основным требованиям консолидационной фазы современной демократической волны.

В этом смысле опыт демократизации украинского общества, других переходных обществ выявляет характерные признаки функционирования демократии в обществах, переходящих от тоталитаризма к общественной и индивидуальной свободы:

Утверждение рыночных отношений не детерминировано определенным политическим режимом. Зато свободные рыночные отношения при определенных условиях способны создавать препятствия для эффективной реализации плюралистической демократии, вызывать ослабление или отрицание демократических принципов, норм и процедур.

1. Утверждение демократических институтов и форм политической самоорганизации общества в государстве больше зависит от сознания народа, его готовности и основные принципы рынка, политической демократии, чем от переноса западных стандартов и ценностей демократического развития.

2. Украинская ментальность отторгает как односторонне индивидуалистическую, так и коллективистскую формы организации общественно-политической жизни, признает органическим сосуществования их там, где каждая из них может принести наибольшую пользу человеку, способствовать динамичному бескризисном развития.

4. В осмыслении демократического реформирования общества демократия предстает тождественной либерализма. Но ее нельзя считать результатом практического воплощения постулатов лишь одной из идеологических течений. Она является политическим синтезом консерватизма, социал-демократизма, марксизма и других течений. Ориентация на либерально-индивидуалистические ценности сводит демократию к односторонности, поскольку народ, по выражению российского политолога К. Га-джиева - не арифметическая сумма индивидов, а органическая совокупность социокультурных, этнических, конфессиональных и других сообществ, которые создают развитый социум.

5. В процессе перехода украинского общества от фазы экспансии в фазу консолидации демократии важно учитывать:

- Возможные негативные последствия и «откаты» общества назад в результате введения нелегитимизованих массовым сознанием проектов и моделей политических реформ;

- Страх населения перед инновациями и групповой эгоизм, связанный с нежеланием определенных кругов поступаться собственными интересами;

- Конфликтно-кризисный характер развития общества в результате целенаправленных социально-экономических изменений.

На рубеже XX-XXI вв. политическая консолидация демократии в Украине очертила следующие задачи: адаптация общества к новому политическому механизма; обеспечение взаимной лояльности власти и оппозиции; легитимация правящего режима массовым сознанием, преодоление разрыва между государством и народом; обеспечение эффективности функционирования государственного управления.

Утверждение в Украине элементов постиндустриализма предусматривает:

- Гибкое реагирование на новые цивилизационные процессы, доминирующими среди которых является децентрализация, гуманизация, демократизация, информатизация, индивидуализация, требует развития информационных возможностей и постматериальных ценностей общества;

- Учет того, что в постиндустриальных обществах политика превращается в разновидность предпринимательства, где провоцируются события, конфликты, создаются искусственные имидже лидеров, приобретает самодовлеющий характер реклама;

- Преодоление этики антропоцентризма с его отношением к окружающему миру как к сфере самоутверждения в нем человека-хозяина, формирования экологического общества, основанного на внедрении природосберегающих технологий;

- Расширение сферы индивидуальной свободы человека, возможностей свободного выбора вариантов самореализации;

- Постепенную переориентацию общества на гуманистическое ограничения политики, для которой характерно: развитие индивидуально-ориентированного образования, личной компетентности на всех уровнях; приоритет духовного начала перед материальным; развитие общественной самодеятельности и формирования общественного мнения; постоянное внимание к молодежной среды как определяющего фактора человеческой жизни в будущем.

Потребности модернизации украинского общества в контексте современных цивилизационных изменений требуют усиления внимания к интересам и потребностям конкретной личности, для которой и должны осуществляться любые реформы.




Комментарии