Главная       Продать работу       Блог       Контакты       Оплата       О нас       Как мы работаем       Регистрация       Вход в кабинет
Тех. дипломные работы
   автомобили
   спец. техника
   станки
   тех. маш.
   строительство
   электроснабжение
   пищевая промышленность
   водоснабжение
   газоснабжение
   автоматизация
   теплоснабжение
   холодильники
   машиностроение
   др. тех. специальности

Тех. курсовые работы
   автомобили
   спец. техника
   станки
   тех. маш.
   строительство
   детали машин
   электроснабжение
   газоснабжение
   водоснабжение
   пищевая промышленность
   автоматизация
   теплоснабжение
   ТММ
   ВСТИ
   гидравлика и пневматика
   машиностроение
   др. тех. специальности

Тех. дополнения
   Отчеты
   Расчетно-графические работы
   Лекции
   Задачи
   Лабораторные работы
   Литература
   Контрольные работы
   Чертежи и 3D моделирование
   Тех. soft
   Рефераты
   Общий раздел
   Технологический раздел
   Конструкторский раздел
   Эксплуатационный раздел
   БЖД раздел
   Экономический раздел
   Экологический раздел
   Автоматизация раздел
   Расчетные работы

Гум. дипломные работы
   педагогика и психология
   астрономия и космонавтика
   банковское, биржевое дело
   БЖД и экология
   биология и естествознание
   бухгалтерский счет и аудит
   военное дело
   география
   геология
   государство и право
   журналистика и СМИ
   иностранные языки
   история
   коммуникации
   краеведение
   кулинария
   культура и искусство
   литература
   экономика и торговля
   математика
   медицина
   международное отношение
   менеджмент
   политология
   музыка
   религия
   социология
   спорт и туризм
   таможенная система
   физика
   химия
   философия
   финансы
   этика и эстетика
   правознавство

Гум. курсовые работы
   педагогика и психология
   астрономия и космонавтика
   банковское, биржевое дело
   БЖД и экология
   биология и естествознание
   бухгалтерский счет и аудит
   военное дело
   география
   геология
   государство и право
   журналистика и СМИ
   иностранные языки
   история
   коммуникации
   краеведение
   кулинария
   культура и искусство
   литература
   экономика и торговля
   математика
   медицина
   международное отношение
   менеджмент
   политология
   музыка
   религия
   социология
   спорт и туризм
   таможенная система
   физика
   химия
   философия
   финансы
   этика и эстетика
   правознавство

Гум. дополнения
   Отчеты
   Расчетные работы
   Лекции
   Задачи
   Лабораторные работы
   Литература
   Контрольные работы
   Сочинения
   Гум. soft
   Рефераты

Рефераты
   Авиация и космонавтика
   Административное право
   Арбитражный процесс
   Архитектура
   Астрология
   Астрономия
   Банковское дело
   Безопасность жизнедеятельнос
   Биографии
   Биология
   Биология и химия
   Биржевое дело
   Ботаника и сельское хоз-во
   Бухгалтерский учет и аудит
   Валютные отношения
   Ветеринария
   Военная кафедра
   ГДЗ
   География
   Геодезия
   Геология
   Геополитика
   Государство и право
   Гражданское право и процесс
   Делопроизводство
   Деньги и кредит
   ЕГЭ
   Естествознание
   Журналистика
   ЗНО
   Зоология
   Издательское дело и полиграф
   Инвестиции
   Иностранный язык
   Информатика
   Информатика, программировани
   Исторические личности
   История
   История техники
   Кибернетика
   Коммуникации и связь
   Компьютерные науки
   Косметология
   Краеведение и этнография
   Краткое содержание произведе
   Криминалистика
   Криминология
   Криптология
   Кулинария
   Культура и искусство
   Культурология
   Литература : зарубежная
   Литература и русский язык
   Логика
   Логистика
   Маркетинг
   Математика
   Медицина, здоровье
   Медицинские науки
   Международное публичное прав
   Международное частное право
   Международные отношения
   Менеджмент
   Металлургия
   Москвоведение
   Музыка
   Муниципальное право
   Налоги, налогообложение
   Наука и техника
   Начертательная геометрия
   Оккультизм и уфология
   Остальные рефераты
   Педагогика
   Политология
   Право
   Право, юриспруденция
   Предпринимательство
   Прикладные науки
   Промышленность, производство
   Психология
   психология, педагогика
   Радиоэлектроника
   Реклама
   Религия и мифология
   Риторика
   Сексология
   Социология
   Статистика
   Страхование
   Строительные науки
   Строительство
   Схемотехника
   Таможенная система
   Теория государства и права
   Теория организации
   Теплотехника
   Технология
   Товароведение
   Транспорт
   Трудовое право
   Туризм
   Уголовное право и процесс
   Управление
   Управленческие науки
   Физика
   Физкультура и спорт
   Философия
   Финансовые науки
   Финансы
   Фотография
   Химия
   Хозяйственное право
   Цифровые устройства
   Экологическое право
   Экология
   Экономика
   Экономико-математическое мод
   Экономическая география
   Экономическая теория
   Этика
   Юриспруденция
   Языковедение
   Языкознание, филология

Главная > Рефераты > психология, педагогика
Название:
Девиктимизация студентов с ограниченными возможностями здоровья в образовательном пространстве вуза: психологический подход

Тип: Рефераты
Категория: Рефераты
Подкатегория: психология, педагогика

Цена:
0 грн



Подробное описание:

Девиктимизация студентов с ограниченными возможностями здоровья в образовательном пространстве вуза: психологический подход

Е. С. Фоминых

Наиболее эффективной формой получения высшего профессионального образования лицами с ограниченными возможностями здоровья в настоящее время признается инклюзивное, потому как предполагает повышение их включенности в образовательную среду при условии предоставления равных с другими возможностей. Однако при всех его достоинствах оно не только не исключает социальной эксклюзии данной категории, но и само может ее провоцировать, усугубляя негативные личностные черты и установки студентов с ограниченными возможностями здоровья (далее — ОВЗ) через механизм их виктимизации. Поэтому очень важным представляется разработка теоретических и прикладных аспектов девиктимизации студентов с ОВЗ в образовательном пространстве вуза.

Девиктимизацию мы определяем как трансформацию личности из потенциальной, реальной или воображаемой жертвы в сознательного и ответственного субъекта своей жизни. Теоретическим базисом данного процесса являются три взаимодействующих процесса [7]:

психологическая компенсация, нацеленная на восстановление или создание у лиц с ОВЗ чувства внутренней стабильности и самопринятия в связи с переживанием несостоятельности в трудных образовательных ситуациях;

психологическая реабилитация, ориентированная на реорганизацию и оптимизацию социально-психологического бытия человека с ОВЗ, приведение его возможностей в соответствие с потребностями и ценностями, преодоление конфликта потребностей с ограниченными возможностями;

социально-психологическая адаптация и гармонизация личности, направленные на формирование свойств и качеств, способствующих успешной интеграции в учебнопрофессиональную деятельность и налаживанию продуктивных отношений с другими субъектами образовательного процесса.

Продвижение в процессе девиктимизации может быть обеспечено только благодаря системному подходу, предполагающему одновременное воздействие и на профессиональнообразовательную среду, и на личность инвалида. Совокупность общественных ресурсов и ресурсов развития личности для решения трудных жизненных задач — это система мер, совокупность мероприятий, ресурсов и условий, необходимых и для актуализации и наращивания собственного потенциала личности студента с ОВЗ, и для интенсификации и повышения эффективности его обучения. Содержание этой деятельности предполагает разрешение противоречия между наличием ресурса и актуализацией его потенциальных и реальных возможностей в определенных организационных формах.

Ресурсы можно разделить на четыре группы:

Личностные — социальный статус, социальные роли, жизненные позиции и опыт, мотивационно-потребностная сфера, индивидуальные свойства и уровень их развития.

Институциональные — уровень образования, структура образовательного процесса и учреждения и др.

Субкультурные — специфический набор ценностных ориентаций, норм поведения, взаимодействия и взаимоотношений, набор предпочитаемых источников информации, увлечения и др.

Ресурсы социальной среды — наличие материальных объектов, образовательных, социальных учреждений, промышленных предприятий, учреждений культуры, общественных организаций и политических движений, административных органов, с которыми взаимодействует вуз [6].

Первая группа противоречий связана с организацией работы со студентами с ОВЗ и касается выбора эффективных форм, приемов, технологий организации работы. Вторая группа противоречий и их разрешение затрагивают непосредственно личность студента, основные проблемы данного возраста и ресурсы [6]:

Потребность в самореализации, самоутверждении, защите, принятии и изменении жизненной ситуации, вхождении в новую общность со своеобразной структурой, ценностями и возможностями. В разрешении данного противоречия задействованы личностные ресурсы (потребности, обусловленные возрастными особенностями, занимаемая личностью позиция, наличие жизненного опыта и др.), ресурсы социальной среды и ряд субкультурных ресурсов общности (набор предпочитаемых источников информации, статусная структура, набор ценностных ориентаций и норм поведения).

Противоречие между требованиями к умениям самоорганизации молодого человека в связи с его вступлением во взрослую жизнь и наличным уровнем их развития. В разрешении данной проблемы используются все личностные и институциональные ресурсы, возможности субкультуры общности.

Противоречие между потребностью в личностном и профессиональном развитии, поиске путей его реализации и недостаточными знаниями о себе, своих возможностях и возможностях среды для осуществления этих процессов. Преодоление противоречия возможно благодаря личностным ресурсам, субкультурным ресурсам общности, а также ряду институциональных ресурсов социальной среды (проблемные лекции, научнопедагогические отряды и объединения и т.д.).

Важное ресурсное обеспечение девиктимизации студента с ОВЗ — актуализация физических, интеллектуальных, личностных, духовных и творческих возможностей, необходимых для выхода из критического состояния, стимулирование самоуважения и уверенности в себе. В научной литературе употребляются такие понятия, как развитость жизненных сил [3], жизненный потенциал [2], жизненная (личностная) продуктивность [4] и др.

Комплекс свойств, определяющих возможности осуществлять жизнедеятельность с тем или иным уровнем активности и полноты самореализации, представляет собой жизненный потенциал человека, включающий:

статусный потенциал — комплекс устойчивых, мало изменяющихся в процессе жизни свойств человека:

физиологических: уровень общего физического развития и здоровья, резервные возможности организма, выраженность биологических потребностей;

психологических: уровень общей активности, мотивации достижения и самоэффективности личности, уровень общих способностей, выраженность базовых психологических потребностей;

культурных: уровень освоения культуры, включая систему ценностей, нравственные нормы и идеалы, общую образованность, выраженность высших психологических потребностей;

ситуационный потенциал — ядро жизнедеятельности: ощущение своей силы, желание активно действовать, чувство радости от самого факта своей жизни; это базовый элемент потребностей, интересов, ценностей, мотивационных тенденций человека [2].

Виктимное поведение приводит к ущербу для физического, психологического или социального здоровья личности, отражаясь на социальном функционировании и качестве жизни студентов с ОВЗ, поэтому особое внимание должно уделяться вопросам отношения студента с ОВЗ к своему здоровью.

Здоровье включено в систему социокультурной детерминации, а также определяется индивидуальной «культурой здоровья», т.е. ценностными ориентирами, целями, установками и стратегиями конкретного индивидуума. Совокупность этих факторов позволяет говорить о макродетерминации здоровья и о внутриличностных механизмах его регуляции, которые предполагают своеобразие и свободное самоопределение человека [1; 5].

Рассогласования в структуре личности, способные привести к нарушениям психического здоровья, обусловливаются блокировкой психической активности на определенном уровне, вследствие чего нарушается оптимальный режим функционирования всех остальных уровней и системы в целом, возникает дезадаптация, неспособность справиться с проблемой. Для восстановления целостности личности необходимо оптимизировать интегративные механизмы психики: сон, связное дыхание, спонтанное движение, творчество и созидательную деятельность, положительные эмоции, осознавание, социальное участие [1].

В психике конкретного человека содержится ряд компонентов, непосредственно связанных с психическим здоровьем: представления о здоровье и болезни; эмоциональное отношение к проблемам здоровья, их субъективная оценка и переживание, а также эмоциональный настрой, обусловленный общим самочувствием; поведенческие стереотипы, направленные на преодоление и поддержание здоровья. Исходя из этого в теории социальной перцепции здоровья выделяются три основные характеристики (валеоуста- новки) психических структур, отвечающих за состояние здоровья личности [1]:

Сформированность представлений о здоровье и болезни (фокусировка сознания на феноменах рассогласования, в силу которой болезнь воспринимается более дифференцированно и конкретно, чем здоровое состояние; идея дефицитарности, согласно которой человеку недостает собственных ресурсов для постоянного поддержания здоровья; установка на отказ от индивидуальной ответственности за здоровье (основная ответственность возлагается на государство и общество); отчужденное отношение к своему здоровью, обусловленное действием научных шаблонов, социальных и профессиональных стереотипов; обусловленность содержательных параметров представлений о здоровье принадлежностью индивидуума к определенной социальной группе (влияние профессиональных, гендерных, возрастных характеристик на социальную перцепцию здоровья).

Позитивный эмоциональный настрой, связанный с осознанием своего потенциала здоровья, а также с отношениями к себе, другим, к жизни вообще, предполагает использование внутриличностных ресурсов.

Стратегии активного поведения по укреплению своего здоровья и преодолению болезней, определяемые характером включенности субъекта в социальную практику оздоровления. Их сочетание определяет структуру индивидуальной «установки быть здоровым». Эти аспекты относятся соответственно к когнитивной, эмоциональной и поведенческой сферам личности. Если в эмоциональном отношении к собственному здоровью и его ресурсам проявляется индивидуально-личностное своеобразие, субъектность, то когнитивный и поведенческий компоненты — это в значительной мере интерперсональные феномены, поскольку их форма и содержание определяются характером распро-

страненных социальных представлений и выработанных культурой стратегий и практик оздоровления. Это указывает на значимость духовных, нравственных и ценностносмысловых детерминант психического и личностного здоровья студента с ОВЗ.

Рис. 1. Модель психолого-педагогического сопровождения девиктимизации студентов с ОВЗ

Модель психолого-педагогического сопровождения, призванного способствовать самопознанию студента с ОВЗ, раскрытию ресурсов его личности, преодолению психологических барьеров в процессе обучения и общения, самореализации, сохранению и укреплению психологического здоровья и в целом девиктимизации, представлена на рисунке 1.

Итак, девиктимизация — трансформация личности из потенциальной, реальной или воображаемой жертвы в сознательного и ответственного субъекта своей жизни. Анализ возможностей вуза в работе со студентами с ОВЗ позволяет выделить в качестве теоретического основания специфику реабилитационных, компенсаторных и адаптационных процессов с активизацией и мобилизацией ресурсов профессионально-образовательной среды и личностных ресурсов студента. В качестве основных ориентиров девиктимизации рассматривается: формирование способности контролировать события, понимать причины стресса, осознавать действия, которые необходимо предпринять; развитие гибкости в решении проблем; снижение уровня тревожности; преодоление комплекса неполноценности; отказ от непродуктивных защитных стратегий; утверждение своей индивидуальности через конструктивное поведение и общение; формирование способности позитивно воспринимать себя и жизнь.

Список литературы

Васильева О. С., Филатов Ф. Р. Психология здоровья человека: эталоны, представления, установки. М. : Издат. центр «Академия», 2001. 352 с.

Зараковский Г. М. Качество жизни населения России: Психологические составляющие. М.: Смысл, 2009. 319 с.

Лига М. Б. Качество жизни как основа социальной безопасности: монография / под ред. проф. М. В. Константинова. М. : Гардарики, 2006. 223 с.

Нартова-Бочавер С. К. Человек суверенный: психологическое исследование субъекта в его бытии. СПб. : Питер, 2008. 400 с.

Психология здоровья : учебник для вузов / под ред. Г. С. Никифорова. СПб. : Питер, 2006. 607 с.

Социальная работа с молодежью / под ред. Н. Ф. Басова. 2-е изд. М. : Дашков и К, 2009. 328 с.

Шаповал И. А. Специальная психология. М. : ТЦ «Сфера», 2005. 197 с.




Комментарий:

В статье рассматривается специфика девиктимизации студентов с ограниченными возможностями здоровья в образовательном пространстве вуза. Проводится анализ психологических составляющих процесса девиктимизации. Представлена авторская модель психолого-педагогического сопровождения девиктимизации студентов с ограниченными возможностями здоровья.


Рекомендовать другу
50/50         Партнёрка
Отзывы