Главная       Продать работу       Блог       Контакты       Оплата       О нас       Как мы работаем       Регистрация       Вход в кабинет
Тех. дипломные работы
   автомобили
   спец. техника
   станки
   тех. маш.
   строительство
   электроснабжение
   пищевая промышленность
   водоснабжение
   газоснабжение
   автоматизация
   теплоснабжение
   холодильники
   машиностроение
   др. тех. специальности

Тех. курсовые работы
   автомобили
   спец. техника
   станки
   тех. маш.
   строительство
   детали машин
   электроснабжение
   газоснабжение
   водоснабжение
   пищевая промышленность
   автоматизация
   теплоснабжение
   ТММ
   ВСТИ
   гидравлика и пневматика
   машиностроение
   др. тех. специальности

Тех. дополнения
   Отчеты
   Расчетно-графические работы
   Лекции
   Задачи
   Лабораторные работы
   Литература
   Контрольные работы
   Чертежи и 3D моделирование
   Тех. soft
   Рефераты
   Общий раздел
   Технологический раздел
   Конструкторский раздел
   Эксплуатационный раздел
   БЖД раздел
   Экономический раздел
   Экологический раздел
   Автоматизация раздел
   Расчетные работы

Гум. дипломные работы
   педагогика и психология
   астрономия и космонавтика
   банковское, биржевое дело
   БЖД и экология
   биология и естествознание
   бухгалтерский счет и аудит
   военное дело
   география
   геология
   государство и право
   журналистика и СМИ
   иностранные языки
   история
   коммуникации
   краеведение
   кулинария
   культура и искусство
   литература
   экономика и торговля
   математика
   медицина
   международное отношение
   менеджмент
   политология
   музыка
   религия
   социология
   спорт и туризм
   таможенная система
   физика
   химия
   философия
   финансы
   этика и эстетика
   правознавство

Гум. курсовые работы
   педагогика и психология
   астрономия и космонавтика
   банковское, биржевое дело
   БЖД и экология
   биология и естествознание
   бухгалтерский счет и аудит
   военное дело
   география
   геология
   государство и право
   журналистика и СМИ
   иностранные языки
   история
   коммуникации
   краеведение
   кулинария
   культура и искусство
   литература
   экономика и торговля
   математика
   медицина
   международное отношение
   менеджмент
   политология
   музыка
   религия
   социология
   спорт и туризм
   таможенная система
   физика
   химия
   философия
   финансы
   этика и эстетика
   правознавство

Гум. дополнения
   Отчеты
   Расчетные работы
   Лекции
   Задачи
   Лабораторные работы
   Литература
   Контрольные работы
   Сочинения
   Гум. soft
   Рефераты

Рефераты
   Авиация и космонавтика
   Административное право
   Арбитражный процесс
   Архитектура
   Астрология
   Астрономия
   Банковское дело
   Безопасность жизнедеятельнос
   Биографии
   Биология
   Биология и химия
   Биржевое дело
   Ботаника и сельское хоз-во
   Бухгалтерский учет и аудит
   Валютные отношения
   Ветеринария
   Военная кафедра
   ГДЗ
   География
   Геодезия
   Геология
   Геополитика
   Государство и право
   Гражданское право и процесс
   Делопроизводство
   Деньги и кредит
   ЕГЭ
   Естествознание
   Журналистика
   ЗНО
   Зоология
   Издательское дело и полиграф
   Инвестиции
   Иностранный язык
   Информатика
   Информатика, программировани
   Исторические личности
   История
   История техники
   Кибернетика
   Коммуникации и связь
   Компьютерные науки
   Косметология
   Краеведение и этнография
   Краткое содержание произведе
   Криминалистика
   Криминология
   Криптология
   Кулинария
   Культура и искусство
   Культурология
   Литература : зарубежная
   Литература и русский язык
   Логика
   Логистика
   Маркетинг
   Математика
   Медицина, здоровье
   Медицинские науки
   Международное публичное прав
   Международное частное право
   Международные отношения
   Менеджмент
   Металлургия
   Москвоведение
   Музыка
   Муниципальное право
   Налоги, налогообложение
   Наука и техника
   Начертательная геометрия
   Оккультизм и уфология
   Остальные рефераты
   Педагогика
   Политология
   Право
   Право, юриспруденция
   Предпринимательство
   Прикладные науки
   Промышленность, производство
   Психология
   психология, педагогика
   Радиоэлектроника
   Реклама
   Религия и мифология
   Риторика
   Сексология
   Социология
   Статистика
   Страхование
   Строительные науки
   Строительство
   Схемотехника
   Таможенная система
   Теория государства и права
   Теория организации
   Теплотехника
   Технология
   Товароведение
   Транспорт
   Трудовое право
   Туризм
   Уголовное право и процесс
   Управление
   Управленческие науки
   Физика
   Физкультура и спорт
   Философия
   Финансовые науки
   Финансы
   Фотография
   Химия
   Хозяйственное право
   Цифровые устройства
   Экологическое право
   Экология
   Экономика
   Экономико-математическое мод
   Экономическая география
   Экономическая теория
   Этика
   Юриспруденция
   Языковедение
   Языкознание, филология

Главная > Рефераты > психология, педагогика
Название:
Неблагополучная семья и девиантное поведение: социально-психологические аспекты

Тип: Рефераты
Категория: Рефераты
Подкатегория: психология, педагогика

Цена:
0 грн



Подробное описание:

Неблагополучная семья и девиантное поведение: социально-психологические аспекты

О. Б. Конева

Общий контекст проблемы

Семья на протяжении всего периода взросления ребенка играет одну из определяющих ролей в формировании его личности: его эмоционально-волевая, нравственная сфера, характер, особенности поведения формируются в семье. Семья - это первая в жизни человека общность или малая группа, благодаря которой он приобщается к ценностям культуры, осваивает первые социальные роли. Особый интерес к вопросам семейной жизни и, в частности, детско-родительским отношениям появился в последние годы в связи с кризисным состоянием современной семьи, увеличением количества проблемных семей. Например, И.И. Мамайчук отмечает такие кризисные тенденции, как рост числа гражданских браков и неполных семей; семей, в которых отец или (и) мать злоупотребляют алкоголем; рост числа проявлений отчужденности детей от семьи и т. п. [4].

Семейное неблагополучие, следствием которого является деформация процесса социализации и формирования личности ребенка, приводит к росту социально-средовой дезадаптации детей и подростков. Под социальной дезадаптацией индивида надо понимать неспособность индивида отвечать адекватным образом на предъявляемые к нему требования, основанные на ожиданиях, соответствующих его социальному статусу и занимаемому месту в конкретной системе сложившихся межличностных взаимоотношений. В том числе его неспособность применять на практике общественно и исторически сложившиеся способы деятельности, овладение которыми соответствует индивидуальным возможностям личности и является необходимым условием для удовлетворения ею собственных потребностей (в широком смысле слова).

По данным комплексных многоаспектных исследований, лица, совершавшие общественно-опасные действия, обнаруживают стойкую социальную дезадаптацию (различного уровня), возникшую вследствие аномального формирования личности и поведения на ранних этапах социализации в условиях «неблагополучной» микросреды и на исходном неполноценном биологическом фоне [1,5]. Последний фактор до недавнего времени считался основной детерминантой социальной дезадаптации.

Четкого разграничения биологических и психологических факторов риска нарушений в развитии не существует, эти факторы всегда взаимодействуют. Но после рождения ребенка все большее значение приобретает психосоциальное влияние. Биологические факторы риска вызывают прежде всего замедление в развитии, которое через 6—8 лет может нивелироваться. Психосоциальные факторы напротив обнаруживают прямую зависимость между длительностью их действия и очевидностью формирования нарушений в развитии. Сочетание биологических и психосоциальных факторов риска резко снижает возможность компенсации таких нарушений. Многочисленные работы, посвященные исследованию социологических, педагогических, психологических, социально-гигиенических проблем, выделяют тормозящие и ускоряющие процесс развития условия, заложенные, главным образом, в личности ребенка, окружающей среде и в их взаимодействии [1, 5].

Суть явления социальной дезадаптации состоит в рассогласовании мироощущения и миропонимания ребенка с явлениями окружающей среды, ее традициями и нормами, в ослаблении и утрате социальных связей с семьей, школой и другими социальными институтами. Происходит вытеснение ребенка из ситуации личностного развития, стремление к самоутверждению общественноприемлемым способом не поддерживается и не стимулируется. Как следствие, он оказывается в состоянии психологической изоляции в среде общения, утрачивает чувство принадлежности к общей культуре и воспринимает микросредовые ценности и установки.

В зависимости от природы, характера и степени адаптации выделяются патогенная, психосоциальная и социальная дезадаптация детей и подростков [4].

Патогенная дезадаптация вызвана отклонениями, патологиями психического развития и нервно-психическими заболеваниями, в основе которых лежат функциональноорганические поражения нервной системы. В свою очередь, патогенная дезадаптация по степени и глубине своего проявления может носить устойчивый хронический характер (психозы, психопатии и др.) и корректируемый при определенных условиях характер, формирующийся вследствие действия психогенных факторов неблагоприятной социальной, школьной, семейной ситуацией.

Психосоциальная дезадаптация связана с половозрастными и индивидуально-психо- логическими особенностями ребенка, подростка, обусловливающими их определенную трудновоспитуемость, требующую индивидуального педагогического подхода. По своей природе и характеру различные формы психосоциальной дезадаптации также разделяются на устойчивые (акцентуации характера, дефекты эмоционально-волевой и мотивационно-познавательных сфер и др.) и временные, неустойчивые (половозрастные особенности кризисных периодов развития ребенка, психические состояния, спровоцированные различными психотравмирующими обстоятельствами) формы.

Социальная дезадаптация проявляется в нарушении норм морали и права, асоциальных формах поведения и деформации системы внутренней регуляции, референтных и ценностных ориентаций, социальных установок. Речь идет о нарушении процесса социального развития, социализации индивида, о тех случаях, когда имеет место нарушение как функциональной, так и содержательной стороны социализации. При этом нарушения социализации могут быть вызваны как прямыми десоциализирующими влияниями (демонстрация ближайшим окружением образцов и установок девиантного поведения), так и косвенными десоциализирующими влияниями, когда имеет место снижение референтной значимости ведущих институтов социализации (семьи и школы). В зависимости от степени и глубины деформации выделяются две стадии социальной дезадаптации:

а) стадия школьной дезадаптации, характеризующаяся парциальными социальными нарушениями, проявляющимися в условиях учебно-воспитательного процесса (пропуски уроков, конфликты с учителями и сверстниками, сквернословие, курение в период нахождения в школе и т.д.);

б) стадия социальной запущенности, характеризующаяся глубоким отчуждением от семьи и школы и различными асоциальными отклонениями (бродяжничество, наркомания, пьянство, алкоголизм, аморальное поведение и т. д.).

Факторы риска социальной дезадаптации в семье

Специфика семейного неблагополучия заключается в совокупном влиянии причин различного характера. Но, вместе с тем, комплексное изучение всех факторов риска социальной дезадаптации в семье невозможно без углубленного анализа каждого из них в отдельности.

Депривация. Депривация - состояние, возникшее в результате определенных жизненных ситуаций, при котором человек лишен возможности удовлетворить свои психические потребности в достаточной мере и достаточно долгое время [4]. Выделяются три основных вида депривации: эмоциональная, сенсорная и социальная.

Под эмоциональной депривацией понимается длительное отсутствие ласки, заботы, человеческого тепла и понимания, то есть всякая продолжительная эмоциональная изоляция. Качество эмоциональных связей у ребенка с близким взрослым является важнейшим фактором, определяющим качество адаптации ребенка к условиям воспитания и характер психологического развития ребенка. Важнейший патогенный фактор - отсутствие или нарушение у ребенка глубокой и надежной эмоциональной связи с близким взрослым, частые смены лиц, заботящихся о ребенке (дефицит эмоциональной привязанности).

Аномальные формы эмоционального взаимодействия с маленьким ребенком часто встречаются в семьях, причем они проявляются в весьма широком спектре семейных ситуаций и, как правило, воспроизводятся в новом поколении. Для детей с ранним опытом жизни в семье факторами наибольшего риска развития психических отклонений являются история предшествующего насилия, плохого обращения и незащищенности, отягощенные переживанием разлуки даже с такой неблагополучной семьей. С возрастом важное позитивное значение приобретает наличие длительного и частого общения с социальноположительными родственниками, в частности, с отцом. Отсутствие такой возможности, особенно у мальчиков, может вызвать возникновение трудностей в поведении. Непременной составляющей депривации является безнадзорность и девиантное поведение.

Неадекватные стили и тактики воспитания. Очень важным фактором риска появления социальной дезадаптации в семье являются неадекватные стратегии и тактики воспитания, используемые родителями. А.С. Спиваковская выделяет следующие типичные ошибки в воспитании: непонимание личностного развития детей; неприятие детей; несоответствие ожиданий родителей возможностям ребенка; негибкость в отношениях; неравномерность отношений родителей в различные периоды жизни детей; непоследовательность в отношении с детьми; несогласованность отношений между родителями; тревожность; доминантность; гиперсоциальность; недоверие к возможностям детей; недостаточная отзывчивость, нечуткость родителей; противоречивость [6]. С.А. Беличева предлагает различать следующие воспитательные стили, представляющие собой опасность возникновения отклонений в развитии и поведении ребенка: импульсивно-снисходительный; позиция круговой обороны; демонстративный стиль; жестоко-авторитарный стиль; увещевательный стиль; воспитание по типу «кумир семьи»; непоследовательный стиль [1].

Жестокое обращение с детьми. Жестокое обращение с детьми является одним из наиболее значительных факторов семейного неблагополучия и девиантного поведения детей. Как правило, физическое насилие всегда сопровождается психическим насилием (постоянные или периодические словесные оскорбления, угрозы, унижения), а также пренебрежением интересами и нуждами ребенка. У большинства детей, живущих в неблагополучных семьях, имеются признаки физического и нервно-психического насилия. Среди причин насилия можно выделить следующие: асоциальная направленность личности родителей, наличие у них алкоголизма и психических заболеваний, низкий уровень культуры и др.

Особенности личности родителей как фактор риска семейного неблагополучия. К особенностям личности родителей, являющимся фактором риска семейного неблагополучия, можно отнести следующие: сензитивность, тревожность, доминантность, эгоцентричность, гиперсоциальность. Эмоциональные трудности или проблемы поведения встречаются чаще у детей, чьи родители страдают хроническими депрессивными или невротическими заболеваниями, а также у детей родителей с патологическими чертами личности. Выделяются следующие факторы, влияющие на социальную дезадаптацию ребенка в семье:1) генетические факторы; 2) психические нарушения у родителей, влияющие на внутрисемейные отношения (раздражительность, замкнутость, бред, галлюцинации и др. нарушения, препятствующие уходу за детьми); 3) процессы негативного подражания и идентификации; 4) психические заболевания у родителей, повышающие вероятность разрыва брака и распада семьи, что, в свою очередь, вызывает эмоциональные и поведенческие нарушения у детей. Выбор тех или иных стратегий и тактик воспитания, стиля внутрисемейного общения в значительной степени зависит от характерологических особенностей, уровня образования и культуры родителей.

В семьях, для которых характерно криминальное поведение родителей, отмечается резко повышенная частота ссор и разногласий, в результате неблагополучная супружеская жизнь родителей и конфликт между ними приводит к формированию нарушений психического развития у детей. Риск асоциального поведения повышается, если родители разводятся или расходятся, но не в случаях смерти одного из родителей.

Индивидные характеристики детей, вызывающие социальную дезадаптацию в семье. Необходимым элементом осуществления как профилактической практики, так и диагностики социальной дезадаптации является учет так называемых индивидных характеристик или конституциональных особенностей личности ребенка, подростка.

Отдельное место среди личностных особенностей занимают акцентуации характера, являющиеся пограничным явлением между личностной патологией и нормой. Е.А. Личко выделял 11 типов акцентуации характера, при этом среди ведущих к правонарушениям преобладают неустойчивый или гипертимный типы [3]. В качестве факторов риска приобретения неврозов и отклонений в поведении рассматриваются следующие особенности характера ребенка: эмоциональность, впечатлительность, внутренняя неустойчивость, им- прессивность, беззащитность, выраженность чувства «Я». Определенные трудности в социальной адаптации могут вызывать некоторые кризисные явления, характеризующие психофизиологическое развитие в подростковом возрасте. С.А. Беличева выделяет следующие факторы: ускоренное и неравномерное развитие организма подростка, изменения в характере взаимоотношений со взрослыми, расширение социальных контактов, стремление к независимости, повышенная конфликтность. К неблагоприятным индивидным характеристикам относятся также различные физические недостатки (дефекты речи, внешности и др.) и аддикции (алкоголизм, наркомания) [1].

Важнейшими индивидными характеристиками, вызывающими социальную дезадаптацию являются различные психоаномалии патологического характера, в происхождении которых могут играть роль как генетические факторы, так и неблагоприятные средовые и ситуационные влияния из числа факторов семейного неблагополучия. Среди них можно выделить: психический дизонтогенез, патологическое развитие личности, психический инфантилизм, олигофрения, эпилепсия, индуцированное помешательство.

А.С. Спиваковская приводит следующие нервно-психические нарушения у детей, способствующие социальной дезадаптации: минимальная мозговая недостаточность (дисфункция), невропатия, неврозы и невротические реакции, органические нарушения нервной системы.

Социальная дезадаптация является основой любой формы девиации, тем не менее каждый тип отклоняющегося поведения имеет собственный симптомокомплекс и обладает определенными, свойственными только ему диагностически значимыми характеристиками, что и обуславливает необходимость подробного рассмотрения каждого из них в отдельности.

Агрессивное поведение. Исследования А.А. Реана показали, что большинство делинквентов по шкалам общей интернальности, интернальности в области достижений и в области неудач относятся к экстерналам (84%, 52%, 72% соответственно). Несовершеннолетним преступникам присущи следующие экстернальные установки: отрицание ответственности, вреда, осуждение осуждающих их, обращение к более важным обстоятельствам.

А.А. Реан объясняет факт преимущественной экстернальности локуса контроля у подрост- ков-делинквентов действием защитных механизмов, позволяющих сохранить самоуважение [5]. Н.Д. Левитов, Н.В. Тарабрина определяют агрессию как одно из психических состояний при фрустрации, имеющее стениче- скую форму [2]. Данное мнение согласуется с теорией Г. Кеплана, который также высказал предположение о связи девиантного поведения с пониженным самоуважением [2].

Не являясь прирожденной биологической реакцией (за исключением патологии), агрессивное поведение зависит от природных особенностей темперамента, возбудимости и силы эмоций. Внутреннее напряжение в состоянии фрустрации может находить выход в активных агрессивных действиях. Участие в драках является устоявшейся линией поведения, отражающей нормы, принятые в неформальных группах.

Аддикции. Алкоголизм по своим последствиям является одной из наиболее поли- факторных составляющих семейного неблагополучия и социальной дезадаптации детей. Соотношение биологических и социальных патологий при алкоголизме у родителей приводит к невротизациии и психотравматиза- ции, деформации личности и предрасположенности к алкоголизму у детей. Алкоголизм является основным патогенным фактором таких хронических заболеваний как олигофрения, психопатия, различных отставаний в эмоциональном и физическом развитии и др. Кроме того, алкоголь разрушает личность родителей, делая невозможным адекватное психологическое воздействие на детей. Семейные отношения характеризуются постоянными конфликтами, маргинализацией культурного уровня и ценностных ориентации родителей.

У детей склонность к пьянству (и вызываемого им алкоголизму) связываются с двумя основными причинами: 1) подражание взрослым; 2) усиление и извращение влечений. В последнем случае дети лечатся по поводу основной патологии, в структуру которой включена чрезмерная тяга к алкоголю. Однако чаще всего причиной пьянства детей и подростков является подражание взрослым (в первую очередь родителям).

В ходе опроса подростков, употребляющих алкоголь, 13 % респондентов сказали, что они хотели бы иметь другую компанию (при отсутствии возможности такого выбора и с декларируемым стремлением избежать одиночества). Более половины опрошенных (55 %) заявили, что молодые люди испытывают проявления враждебности со стороны взрослых. Им также свойственны экстерналь- ные проявления локуса контроля («другие пьют больше» - 49 %, «другие пьют меньше» -3,9 %, «другие пьют столько же» - 42,9 %).

В ситуации семейного неблагополучия и, как следствие, при нарушении процесса социализации оказывается фрустрированным целый ряд социальных потребностей подростков из неблагополучных семей: в положительной оценке значимых взрослых (родителей, учителей), в самоуважении (низкая успеваемость) и общении (изоляция в школьном коллективе). В результате единственной целью подростка становится избавление от отрицательных эмоциональных переживаний, вызванных психотравмирующими воздействиями, в том числе путем употребления наркотиков. Актуализацию психологической готовности к употреблению наркотиков обусловливают следующие причины: 1) неспособность подростка к продуктивному выходу из ситуации затрудненности, удовлетворения актуальных жизненных потребностей; 2) несформиро- ванность или неэффективность способов психологической защиты; 3) наличие психотравмирующей ситуации, из которой подросток не находит конструктивного выхода.

Таким образом, важнейшей и насущной задачей психологической науки является информирование практических специалистов о наличии научно обоснованных диагностически значимых признаков, позволяющих выполнять функции как ориентирования, так и прогнозирования в психологическом наблюдении, осуществляемом в ходе социальнопрофилактической работы.

Список литературы

Беличева, С. А. Основы превентивной психологии / С.А. Беличева. - М.: Консорциум «Социальное здоровье России», 2003. - С. 122-125.

Клиническая психология / сост. и общ. ред. Н.В. Тарабриной. - СПб.: Питер, 2008. - 352 с.

Личко, А.Е. Подростковая психиатрия /А.Е. Личко. - М.: Медицина, 2007. - С. 245— 256.

Мамайчук, И. И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии / ИИ Мамайчук. — СПб.: Речь, 2008. - С. 36-38.

Реан, А.А. Уличные дети и общество: социальные и психологические аспекты проблемы / А.А. Реан // Мир детства. - 2002. - № 2. - С. 8-12.

Спиваковская, А.С. Профилактика детских неврозов / А.С. Спиваковская. - М.: Просвещение, 1998. — С. 45-49.




Комментарий:

Рассматриваются вопросы семейного неблагополучия. Представлены основные причины деформаций процесса социализации, приводящие к росту со- циально-средовой дезадаптации личности. Показана взаимосвязь биологических и психосоциальных факторов риска социальной дезадаптации в семье.


Рекомендовать другу
50/50         Партнёрка
Отзывы