Главная       Продать работу       Блог       Контакты       Оплата       О нас       Как мы работаем       Регистрация       Вход в кабинет
Тех. дипломные работы
   автомобили
   спец. техника
   станки
   тех. маш.
   строительство
   электроснабжение
   пищевая промышленность
   водоснабжение
   газоснабжение
   автоматизация
   теплоснабжение
   холодильники
   машиностроение
   др. тех. специальности

Тех. курсовые работы
   автомобили
   спец. техника
   станки
   тех. маш.
   строительство
   детали машин
   электроснабжение
   газоснабжение
   водоснабжение
   пищевая промышленность
   автоматизация
   теплоснабжение
   ТММ
   ВСТИ
   гидравлика и пневматика
   машиностроение
   др. тех. специальности

Тех. дополнения
   Отчеты
   Расчетно-графические работы
   Лекции
   Задачи
   Лабораторные работы
   Литература
   Контрольные работы
   Чертежи и 3D моделирование
   Тех. soft
   Рефераты
   Общий раздел
   Технологический раздел
   Конструкторский раздел
   Эксплуатационный раздел
   БЖД раздел
   Экономический раздел
   Экологический раздел
   Автоматизация раздел
   Расчетные работы

Гум. дипломные работы
   педагогика и психология
   астрономия и космонавтика
   банковское, биржевое дело
   БЖД и экология
   биология и естествознание
   бухгалтерский счет и аудит
   военное дело
   география
   геология
   государство и право
   журналистика и СМИ
   иностранные языки
   история
   коммуникации
   краеведение
   кулинария
   культура и искусство
   литература
   экономика и торговля
   математика
   медицина
   международное отношение
   менеджмент
   политология
   музыка
   религия
   социология
   спорт и туризм
   таможенная система
   физика
   химия
   философия
   финансы
   этика и эстетика
   правознавство

Гум. курсовые работы
   педагогика и психология
   астрономия и космонавтика
   банковское, биржевое дело
   БЖД и экология
   биология и естествознание
   бухгалтерский счет и аудит
   военное дело
   география
   геология
   государство и право
   журналистика и СМИ
   иностранные языки
   история
   коммуникации
   краеведение
   кулинария
   культура и искусство
   литература
   экономика и торговля
   математика
   медицина
   международное отношение
   менеджмент
   политология
   музыка
   религия
   социология
   спорт и туризм
   таможенная система
   физика
   химия
   философия
   финансы
   этика и эстетика
   правознавство

Гум. дополнения
   Отчеты
   Расчетные работы
   Лекции
   Задачи
   Лабораторные работы
   Литература
   Контрольные работы
   Сочинения
   Гум. soft
   Рефераты

Рефераты
   Авиация и космонавтика
   Административное право
   Арбитражный процесс
   Архитектура
   Астрология
   Астрономия
   Банковское дело
   Безопасность жизнедеятельнос
   Биографии
   Биология
   Биология и химия
   Биржевое дело
   Ботаника и сельское хоз-во
   Бухгалтерский учет и аудит
   Валютные отношения
   Ветеринария
   Военная кафедра
   ГДЗ
   География
   Геодезия
   Геология
   Геополитика
   Государство и право
   Гражданское право и процесс
   Делопроизводство
   Деньги и кредит
   ЕГЭ
   Естествознание
   Журналистика
   ЗНО
   Зоология
   Издательское дело и полиграф
   Инвестиции
   Иностранный язык
   Информатика
   Информатика, программировани
   Исторические личности
   История
   История техники
   Кибернетика
   Коммуникации и связь
   Компьютерные науки
   Косметология
   Краеведение и этнография
   Краткое содержание произведе
   Криминалистика
   Криминология
   Криптология
   Кулинария
   Культура и искусство
   Культурология
   Литература : зарубежная
   Литература и русский язык
   Логика
   Логистика
   Маркетинг
   Математика
   Медицина, здоровье
   Медицинские науки
   Международное публичное прав
   Международное частное право
   Международные отношения
   Менеджмент
   Металлургия
   Москвоведение
   Музыка
   Муниципальное право
   Налоги, налогообложение
   Наука и техника
   Начертательная геометрия
   Оккультизм и уфология
   Остальные рефераты
   Педагогика
   Политология
   Право
   Право, юриспруденция
   Предпринимательство
   Прикладные науки
   Промышленность, производство
   Психология
   психология, педагогика
   Радиоэлектроника
   Реклама
   Религия и мифология
   Риторика
   Сексология
   Социология
   Статистика
   Страхование
   Строительные науки
   Строительство
   Схемотехника
   Таможенная система
   Теория государства и права
   Теория организации
   Теплотехника
   Технология
   Товароведение
   Транспорт
   Трудовое право
   Туризм
   Уголовное право и процесс
   Управление
   Управленческие науки
   Физика
   Физкультура и спорт
   Философия
   Финансовые науки
   Финансы
   Фотография
   Химия
   Хозяйственное право
   Цифровые устройства
   Экологическое право
   Экология
   Экономика
   Экономико-математическое мод
   Экономическая география
   Экономическая теория
   Этика
   Юриспруденция
   Языковедение
   Языкознание, филология

Главная > Рефераты > Психология
Название:
Школа терпимости

Тип: Рефераты
Категория: Рефераты
Подкатегория: Психология

Цена:
0 грн



Подробное описание:

Правительство Санкт-Петербурга
Комитет по науке и высшей школе

Конкурс студенческих исследовательских работ по проблематике
формирования толерантной среды в Санкт-Петербурге


Школа терпимости


Шифр - 1.1



Регистрационный номер



Быть толерантным, добрым, дружелюбным, терпеливым человеком нелегко. Тяжело верить в лучшее, когда видишь много агрессии, зла и насилия вокруг. Но, несмотря на весь этот ужас, надо научиться самому, научить своих близких и родных, относиться с пониманием к окружающим нас людям. Пусть даже это будут люди, с другим цветом кожи, с иными традициями, другой верой, прежде всего, они, такие же как и мы, - настоящие люди. Если мы будем нести Добро, Дружбу, Понимание в массы, то наше общество будет более сильным, терпимым и непоколебимым. К этому надо стремиться, прилагать усилия, и, я верю, что именно современное студенчество сможет найти подходы к созданию толерантного и воспитанного общества, в котором проблемы будут решаться мирным путем.


Санкт-Петербург

2009


Введение

Проблема толерантности является наиболее значимой для новейшей культуры России. В многонациональном государстве – России – должно быть сформировано общество, принимающее в качестве определяющих линий следующее: конструирование установок толерантного сознания и профилактику экстремизма.

Будущее нашего общества зависит от молодого поколения. В связи с этим необходимо прививать нашей молодежи понятие о толерантности. Давайте дадим точное и полное определение этому непростому слову. Под толерантностью понимают цивилизованный компромисс между существующими и, так или иначе, конкурирующими культурными традициями, этническими, возрастными, национальными, религиозными и иными особенностями жизни. Компромисс этот включает в себя обоюдную готовность к определенным уступкам, чего так не хватает в наши дни. Но, разумеется, толерантность не ограничивается компромиссами и терпимостью в отношении культурных особенностей. Они распространяются или должны распространяться и на особенности поведения людей на повседневном, бытовом уровне. Толерантность, следовательно, означает позитивный нейтралитет, терпимость к многообразию обычаев, вкусов, предпочтений. Таким образом, тема толерантности остается актуальной в наши дни не только для изучения учеными: историками, психологами, социологами, но и для изучения этой темы студентами, которые учатся в одном ВУЗе с иностранными студентами с одной стороны. А с другой стороны, необходимо знать, как сами студенты представляют это понятие, чтобы можно было создавать программы, помогающие студентам быть более терпимее и дружелюбнее друг к другу, относиться с пониманием к особенностям другой страны.


Основная часть

Понятие толерантности

Для того чтобы понять сущность проблемы толерантности, ее влияния на общество, необходимо точно и четко понять, что это такое. Ведь если ты не понимаешь что-то, не знаешь, то это может привести к нехорошим результатам. Человек – это существо, которое одарено умом, разумом и сообразительностью. Каждый день нашей жизни мы можем прожить именно так, как этого хотим мы сами. Достаточно дать себе установку на день, на неделю, на год, следовать этой установке, и жизнь – изменится. Она будет более интересная, полная событий, запоминающаяся. Так и я попробую разобраться в понятии толерантности, и стать более терпимее и положительнее к другим людям.

Толерантность (от лат. tolerantia — терпение) — терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям.

Все словари ХХ века однозначно указывают прямое толкование слова «толерантность» — терпимость. Однако в современном языке термин «толерантность» применяется самостоятельно и специалисты утверждают, что прямого перевода этот термин не имеет.

В отличие от «терпимости» (терпеть — «не противодействуя, не жалуясь, безропотно переносить, сносить что-нибудь бедственное, тяжелое, неприятное»), толерантность (в современный язык слово пришло из английского – «tolerance») — готовность благосклонно признавать, принимать поведение, убеждения и взгляды других людей, которые отличаются от собственных. При этом даже в том случае, когда эти убеждения и взгляды тобою не разделяются и не одобряются, то есть ты внутренне настроен против них, но не высказываешь, не показываешь своего негативного или другого мнения, а благосклонно, я думаю, что именно благосклонно признаешь и принимаешь их.

Толерантность - это ценность и социальная норма гражданского общества, проявляющаяся в праве всех граждан быть различными; обеспечении устойчивой гармонии между различными конфессиями, политическими, этническими и другими социальными группами; уважении к разнообразию различных мировых культур, цивилизаций и народов; готовности к пониманию и сотрудничеству с людьми, различающимися по внешности, языку, убеждениям, обычаям и верованиям.


Этимология термина «толерантность»

Этимология термина «толерантность» (от лат. tolerantia) восходит к латинскому глаголу tolero — «нести, держать», а также «переносить, сохранять, кормить, оставаться». Исходное значение tolero — «нести, держать» в руках какую-нибудь вещь. Следовательно, все то, что мы держим в руках или несем по жизни, требует от нас усилий и умения «выносить», страдать, терпеть. Все это — наша «выносливость» по отношению к неблагоприятному внешнему воздействию, терпеливость.

Производные (от лат. tole-rantia) — tolerance и toleration, встречающиеся уже в античности, также несут смысл «страдания» и «выносливости».

С другой стороны, значение слова tolero — «кормить, питать» и глагола tollo - «считать своим ребенком, воспитывать, пестовать» напрямую связывают его с идеей подпитывания или «воспитания» человека и, в конечном счете, «образования» личности. Вероятно, расхождения между русским «терпимость» и европейским «толерантность» существенны из-за потери именно этого аспекта в структуре данного понятия.

Характеристика определения "толерантность" видоизменяется в преамбуле Устава ООН: "... проявлять терпимость и жить вместе, в мире друг с другом, как добрые соседи". Здесь понятие приобретает не только действенную, социально активную окраску, но и рассматривается как условие успешной социализации (интеграции в систему общественных отношений), заключающееся в умении жить в гармонии и со своим внутренним миром, и с миром людей (микро- и макросредой).

Гармония отношений подразумевает под собой, прежде всего, уважение субъектами друг друга. Такую смысловую нагрузку несет определение "толерантность", предлагаемое американским словарем "American Heritage Dictionary": "Толерантность - способность к признанию или практическое признание и уважение убеждений и действий других людей". Данную ссылку на американский словарь дает мальтийский исследователь Кеннет Уэйн в статье "Образование и толерантность". В своей статье ученый приходит к выводу, что определение "толерантность" в американском словаре неполно, так как это "не просто признание и уважение убеждений и действий других людей, а признание и уважение других людей, которые отличаются от нас самих, признание как отдельных личностей, так и социальных или этнических групп, к которым они принадлежат".

Для полинационального государства это особенно актуально, так как объект нетерпимости - представители конкретных этносов. Однако вновь перед нами уравнение, по крайней мере, с двумя неизвестными: первое - все ли люди, непохожие на нас, могут быть признаны как отдельные личности, социальные группы; второе - всегда ли уважение - снисходительность к другим и отсутствие личных ценностных ориентаций. Дать ответ на этот вопрос нам поможет отечественная политическая энциклопедия: "Толерантность политическая - непременное требование в отношениях всех активных участников общественной жизни, осознающих необходимость упорядоченных цивилизованных отношений как внутри государства, так и между государствами". Это определение подсказывает нам решение проблемы поиска первого неизвестного: толерантность распространяется на лиц (группу лиц), стремящихся к позитивному взаимодействию, упорядоченным отношениям, не нарушающим общечеловеческие законы бытия, не причиняющим вред другим лицам при реализации собственных свобод. Подобная логика рассуждения может встретить массу нареканий, ибо она подтверждает новозаветный принцип " око за око, зуб за зуб". А мы знаем, что в жизни, отвечая злом на зло, болью на боль, хорошего результата добиться нельзя. Ученый-политолог из Оксфорда Джонатан Ролз предполагает, что "общество имеет право на подавление и притеснение неадекватного субъекта только в целях самозащиты, когда этот неадекватный субъект демонстрирует нетерпимость, угрожающую общественному порядку". Сложно не согласиться с данным высказыванием, но дополнить его все же можно. Прежде чем применять какие-либо меры по самозащите, следует проанализировать сложившуюся критическую ситуацию, постараться выявить причины, приведшие к ней (мотивы неадекватного поведения). И если хотя бы на мгновение возникает мысль о том, что неадекватность действия вызвана нашим поведением, нашей идеологией, то ни о какой тактике самозащиты речи быть не может. Причина негативных проявлений других в нас самих, в нашей нетерпимости, когда-либо продемонстрированной. Все тот же Джонатан Ролз утверждает, что "людям, проявляющим нетерпимость, не следует жаловаться, если по отношению к ним продемонстрирована нетерпимость ...".

Внешняя и внутренняя толерантность

- внешняя толерантность (к другим) - убеждение, что они могут иметь свою позицию, способны видеть вещи с иных (разных) точек зрения, с учетом разных факторов;

- внутренняя толерантность (как гибкость, как отношение к неопределенности, риску, стрессу) - способность к принятию решений и размышлению над проблемой, даже если не известны все факты и возможные последствия.


Исходные принципы толерантности

К числу этих принципов следует, прежде всего, отнести:

· отказ от насилия как неприемлемого средства приобщения человека к какой-либо идее;

· добровольность выбора , акцент на искренности и честности его убеждений, «свобода совести».

Подобно тому как в христианстве «проповедь и пример» являются способами обращения в свою веру, идея толерантности может стать своеобразным ориентиром, своего рода флагом движения, объединяющим единомышленников. При этом не следует осуждать или винить тех, кто еще не «просвещен», не стоит агрессивно против них вести «войну»;

· умение принудить себя, не принуждая других .

Страх и принуждение извне не способствуют в целом сдержанности и терпимости, хотя в качестве воспитательного фактора в определенный момент дисциплинируют людей, при этом формируя определенные нравы;

· подчинение законам, традициям и обычаям, не нарушая их и удовлетворяя общественные потребности.

Подчинение законам, а не воли властелина или большинства представляется важным фактором развития и движения в нужном направлении;

· принятие Другого, который может отличаться по разным признакам — национальным, расовым, культурным, религиозным и другим.

И как гласит еще Библия, «как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними». Толерантность каждого способствует равновесию и целостности общества, раскрытию всей полноты его частей и достижению «золотой середины» на основе золотого правила нравственности.


Критерии толерантности:

· равноправие (равный доступ к социальным благам, к управленческим, образовательным и экономическим возможностям для всех людей, независимо от их пола, расы, национальности, религии, принадлежности к какой-либо другой группе);

· взаимоуважение членов группы или общества, доброжелательность и терпимое отношение к различным группам (инвалидам, беженцам, гомосексуалистам и др.);

· равные возможности для участия в политической жизни всех членов общества;

· сохранение и развитие культурной самобытности и языков национальных меньшинств;

· охват событиями общественного характера, праздниками как можно большего количества людей, если это не противоречит их культурным традициям и религиозным верованиям;

· возможность следовать своим традициям для всех культур, представленных в данном обществе;

· свобода вероисповедания при условии, что это не ущемляет права и возможности других членов общества;

· сотрудничество и солидарность в решение общих проблем;

· позитивная лексика в наиболее уязвимых сферах межэтнических, межрасовых отношений, в отношениях между полами.

Все эти критерии соответствуют модели либерального плюрализма, которую рассматривают как воплощение толерантности на уровне общества в целом. Многие люди надеются на утверждение этой модели, следуя которой, современное общество сможет разрешить проблемы, связанные с толерантностью. Модель либерального плюрализма предполагает два полюса. На одном - разнообразные убеждения нравственного и религиозного характера, которых придерживаются различные группы внутри общества.

На другом - беспристрастное государство, подтверждающее права каждого гражданина на справедливое отношение, включая и право вырабатывать и выражать свои убеждения. Эта модель описывает присущее толерантности сочетание убежденности и согласия: люди получают прибежище для своих убеждений в группах или сообществах, стоящих ниже государства, тогда как принятие многообразия заключено в структуре самого государства.

Позитивное понимание толерантности достигается и через уяснение проявлений ее противоположности - интолерантности или нетерпимости. Нетерпимость основывается на убеждении, что твоя группа, твоя система взглядов, твой образ жизни стоят выше остальных. Это не просто отсутствие чувства солидарности, это неприятие другого за то, что он выглядит иначе, думает иначе, поступает иначе, просто за то, что он существует. Такой взгляд на нетерпимость нельзя путать с юношеской нетерпимостью - смесью непримиримости и протеста. Речь идет скорее о таком индивидуальном и коллективном помешательстве, которое, начинаясь с раздражения, может привести к убийству. Нетерпимость ведет к господству и уничтожению, отказывает в праве на существование тому, кто придерживается иных взглядов, определяет предпочтение подавления, а не убеждения. Нетерпимости ненавистны новшества, так как они отвергают или изменяют старые модели. Ее результаты могут проявляться в широком диапазоне: от обычной невежливости, пренебрежительного отношения к другим или раздражения - до этнических чисток и геноцида, умышленного уничтожения людей. Нетерпимость способствует совершению таких преступлений, которые являются позором человечества. Необходимо понимать последствия нетерпимости для общества и уметь оценить ее проявления как нарушения прав человека.

Проявления нетерпимости:

• оскорбления, насмешки, выражение пренебрежения;

• игнорирование (отказ в беседе, в признании);

• негативные стереотипы, предубеждения, предрассудки (составление обобщенного мнения о человеке, принадлежащем к иной культуре, полу, расе, этнической группе, как правило, на основе отрицательных характеристик);

• этноцентризм (понимание и оценка жизненных явлений сквозь призму ценностей и традиций собственной группы как эталонной и лучшей по сравнению с другими группами);

• поиск врага (перенос вины за несчастья, неблагополучие и социальные проблемы на ту или иную группу);

• преследования, запугивания, угрозы;

• дискриминация по признаку пола, сексуальной ориентации и других различий (лишение социальных благ, отрицание прав человека, изоляция в обществе);

• расизм (дискриминация представителей определенной расы на основе предпосылки, что одни расы превосходят другие);

• ксенофобия в форме этнофобий (антисемитизм, кавказофобия и др.), религиозных фобий, мигрантофобии (неприязнь к представителям других культур и групп, убеждение в том, что "чужаки" вредны для общества, преследование "чужаков");

• национализм (убеждение в превосходстве своей нации над другими и в том, что своя нация обладает большим объемом прав);

• фашизм (реакционный антидемократический режим, для которого характерны крайние формы насилия и массовый террор);

• империализм (покорение одних народов другими с целью контроля богатств и ресурсов подчиненных народов);

• эксплуатация (использование чужого времени и труда без справедливого вознаграждения, безрассудное использование ресурсов и природных богатств);

• осквернение религиозных или культурных символов;

• религиозное преследование (насаждение конкретной веры, ее ценностей и обрядов);

• изгнание (официальное или насильственное);

• сегрегация, включая апартеид (принудительное разделение людей различных рас, религий или полов, обычно в ущерб интересам одной группы);

• репрессии (насильственное лишение возможности реализации прав человека), уничтожение и геноцид (содержание в заключении, физические расправы, нападения, убийства).


Типы толерантности

Любое общество, не имеющее этнической, социальной и культурной однородности для обеспечения своей стабильности, нуждается в толерантности.

Эффективность толерантности зависит от того, насколько ее форма соответствует характеру доминирующего - мифологического, религиозного, секулярного или научно-общественного сознания.

Толерантность в структуре мифологического сознания.

В структуре мифологического сознания возникают предпосылки абсолютной истины. Парадоксальным образом ее признание находит свое выражение в реакции на движение философской мысли, которая дает разумное истолкование мифа. Процесс такого истолкования - это форма логического или фактического доказательства. Неопровержимое обоснование мифологического представления и есть путь к абсолютной истине.

На первых порах мифологическое сознание и философия легко уживаются друг с другом. Это состояние можно назвать скрытой толерантностью. Толерантность здесь еще не осмыслена концептуально. Общество терпимо относится к специфике философского мышления, поскольку оно еще не ведет к разрушению образов мифологического сознания. В итоге, однако, возникает тенденция подавления философии.

Распад античной толерантности тесно связан с попытками предотвратить эрозию духовного и социального единства полиса, общины, в структуре которых она возникает, устранить причины, которые становятся ферментом социального хаоса. Но эрозия мифологического сознания уже не могла быть предотвращена путем подавления философии. Для социальной консолидации стал необходим новый тип сознания, формирование которого как раз и требовало толерантности. Нетерпимость и гонения инакомыслящих лишь углубили кризис античного общества. На почве разлагающегося мифологического сознания с его политеизмом вырастает христианская монотеистическая религия.

Монотеизм и толерантность.

Утверждение монотеистического сознания связано с историческим парадоксом: испытав на себе жестокие гонения язычников и нуждаясь в общественной толерантности, христиане, завоевав господствующие позиции в общественном сознании, добиваются двух фундаментальных результатов в духовной жизни: во-первых, они утверждают понятие Абсолюта, высшего и совершенного Бытия как Демиурга всего существующего, его начала и конца; во-вторых, они превращают философию в служанку религии, ограничивая движение мысли рамками основной догмы.

Утверждение полученной через откровение единственной абсолютной истины делает толерантность логически и нравственно невозможной. В структуре абсолютной веры толерантность невозможна в принципе, поскольку она разрушает абсолютность.

Утверждение абсолютной истины оказывается предпосылкой преодоления социального хаоса, создания социально-психологического климата для восприятия общего закона, сковывающего обручем субъективную волю и представителя низов, и тирана. Утверждение абсолютной веры стало путем к социальному миру. Вместе с тем очевидно, что встреча абсолютных верований чревата опасным и непримиримым конфликтом.

Постоянное очищение веры от потенциальных носителей внутреннего конфликта с течением времени оказывалось все более трудной задачей. Ферментом разрастания внутреннего конфликта оказывался конфликт внешний, где противостояли друг другу взаимоисключающие доктрины, в равной мере претендующие на абсолютность.

Религиозные войны и подготовили легитимизацию[1] толерантности. Но, естественно, толерантность несла бы на себе неизбежную печать беспринципности, если бы не философская критика метафизики. Именно эта критика позволила придать толерантности легитимность и вполне осмысленный характер.

Критика метафизики - это отрицание претензий любой веры на окончательную и абсолютную, единственную истину, а вместе с тем и ключевой этап в установлении духовно зрелого общества. Отношения с религией, которые позволяют сохранять ее нравственные функции и вместе с тем достаточно определенно очерчивают границы ее компетенции, превращают толерантность в постоянную черту жизни общества. Толерантность, однако, укрепилась не везде. Она оказалась поставленной под удар критики, но теперь уже не с позиций религиозной догматики, а с позиций идеологии, не допускающей компромисса принципов.

Секулярное сознание и толерантность.

В структуре секулярного[2] сознания эрозия толерантности происходит в силу абсолютизации социальной роли определенного исторического субъекта, которому приписываются черты совершенства, исторического превосходства и универсальности.

Определенность исторического субъекта - этноса, нации, класса, цивилизации - это эмпирический факт. Однако утверждение универсальной мессианской роли субъекта и соответственно определение его особых качеств - это идеологический постулат.

Идеологический продукт секулярного сознания и порождает нетерпимость. Догматические постулаты в секулярном сознании не требуют эмпирического подтверждения и логических доказательств. Они обладают свойством самоподтверждения, поскольку совпадают со скрытым массовым устремлением. Любые выводы и суждения, противоречащие принятой догме, автоматически попадают в категории "клеветнических", "очернительских", "подрывных" представлений. Соответственно они служат основанием для того, чтобы общественные организации и государственные органы выполняли особые очистительные функции, определяли систему мер для предотвращения распространения враждебных влияний.

Серьезная трудность в понимании секулярной нетерпимости заключается в характере открытия, на которое опирается идеологическая доктрина. Это не открытие нового явления и не обоснованный логически вывод, а открытие истинного будущего. Поэтому в принципе ни одна идеологическая доктрина не может быть окончательно опрокинута эмпирическими и логическими доводами.

Другой важный момент состоит в том, что идеологическая сублимация этнической или социальной самооценки определяется относительностью возвышения: унижение своего визави автоматически ведет к самовозвышению. Этот аспект идеологического самосознания обычно остается в тени: принимаются во внимание лишь экономические, социальные, политические выгоды самовозвышения. При этом оказывается необъяснимым факт экономических и иных уступок ради сохранения видимости превосходства.

Сила влияния этнического и социального эгоцентризма может быть столь велика, что возможны огромные материальные и даже человеческие жертвы ради самоутверждения. Самоутверждение может стать фактором ренессанса традиционных религиозных, культурных, духовных ориентаций.

Самоутверждение формирует черно-белую действительность. Все свое предстает в одеяниях святого. Все чужое - в облике сатаны. И это наглядно обнаруживает тот факт, что такое самосознание не отражает реальность, а формирует ее определенным образом.

В секулярном обществе толерантность становится реальностью в результате признания как истинных универсальных нравственных принципов. На основе всеобщих принципов возможно уважение к иному, принятие этнических и национальных особенностей, различий в социальных воззрениях, которые порождаются особенностями условий жизни, профессиональной деятельности, культурных традиций.

Толерантность здесь - следствие высокой духовной и нравственной культуры. Для традиционного общества, однако, выявляется и проблема способности человека подчинять свои чувства и интересы таким всеобщим принципам.

Ф. М. Достоевский поставил эту фундаментальную проблему так: могут ли все или большинство следовать принципам, если им нечего есть или негде жить? Не будут ли индивиды следовать инстинкту выживания, пренебрегая принципами и священными заповедями? Жизнь традиционного общества ставит ценность трансцендентального принципа под сомнение.

Сфера принципа - это сфера свободы, результат выбора. Если свободному выбору следуют единицы, то люди принципа чувствуют себя принадлежащими к особому клану. Если масса людей живет постоянными компромиссами: грешат и каются, каются и грешат вновь, то терпимость складывается как способность прощать. Человек, не способный прощать, не может быть в нормальных отношениях с людьми.

Научная ментальность и толерантность.

Становление научной ментальности как общественного сознания имеет своим следствием критическое восприятие идеологии, критику всех ее форм как "извращенного сознания", затеняющего действительные механизмы социального действия. Научная ментальность полагается средством освобождения сознания от идеологического субъективизма. Такое освобождение должно "снимать" и идеологическую нетерпимость, и связанные с ней конфликты.

Научная ментальность предполагает анализ реальных причин и следствий так, как они понимаются в естественных науках: имеется причина как установленный материальный феномен, факт и порождаемые им определенные следствия. Все, что находится вне этой реальной материальной связи, есть фантом, продукт воображения.

Сущностные аспекты самосознания в такой ментальности утрачивают свою легитимность. Ведь порожденные самосознанием фантомы как раз и становятся действующей причиной определенного практического поведения. Терпимость в сфере самосознания - это терпимость к фантомам в зависимости от их практических последствий. Научная ментальность не может быть в принципе терпима к фантомам: она подчиняется принудительной силе материальной объективности.

Другим аспектом проблемы толерантности становится определение подлинных механизмов поведения человека. Наука должна вскрывать глубинный "второй план", скрытый иллюзиями сознания.

"Освобождение" от абстрактных идеалов рассматривается как путь к пониманию подлинных причин поведения, в том числе и психических отклонений.

В итоге происходят глубокие сдвиги в общественной психологии, которые находят свое выражение в сексуальной, нравственной и иных революциях.

Толерантность должна быть осмыслена сегодня не только как ориентация сознания, но и как тип образа жизни, основанный на гармонической совместимости кодов бытия универсума, природы и кода цивилизационного развития человечества. Без адекватного решения этой проблемы нельзя рассчитывать на толерантность человеческих отношений. Международное сообщество нуждается в создании мозговых и информационных центров, способных определить применительно к современной ситуации условия самосохранения цивилизации. Только при определении этих условий возможно установление основных принципов образа жизни и отношений, которые можно считать реальной альтернативой антикультуре, порождающей катастрофическую растрату материальных и нравственных ресурсов, необходимых для воспроизводства человеком предпосылок жизни на Земле.

Толерантность как теоретически осмысленное явление возникает на почве критики претензий метафизики и идеологии на абсолютную истину.


Понятие терпимости

Терпимость — социальный, культурный и религиозный термин, применяемый для описания коллективного и индивидуального поведения, заключающегося в непреследовании тех, чей образ мыслей или действий не совпадает с твоим собственным и вызывает твоё неодобрение. Терпимость подразумевает способность преследовать (наказывать) и сознательное решение не делать этого. Обычно данный термин применяется к ненасильственному поведению, основанному на достижении консенсуса, и употребляется в связи с проблемами религии, политики и морали.

В социологической перспективе понятие терпимости подразумевает, что как нетерпимость, так и конформизм взращивают насилие и социальную нестабильность. Терпимость в связи с этим превратилась в социальный термин для рационального обоснования необщепринятых способов поведения и социального разнообразия. Терпимость означает, что люди терпят человека или социальную группу, чьё отличие от окружающего большинства вызывает у них раздражение.


16 ноября - Международный день, посвящённый терпимости

Исторически, политическая и религиозная сфера являлись наиболее важными для продвижения идей терпимости, так как различия в политических и религиозных идеологиях вели к многочисленным войнам, чисткам и иным жестокостям. Недостаток религиозной терпимости вызывает проблемы во многих регионах мира, различия в политической идеологии привели к сотням миллионов жертв только в XX веке. Значение и необходимость соблюдения принципа терпимости в политике подчёркнуто провозглашением Международного дня, посвящённого терпимости. Этот Международный день был торжественно провозглашён в «Декларации принципов терпимости» ЮНЕСКО. Декларация была утверждена в 1995 году на 28-ой Генеральной конференции ЮНЕСКО (резолюция № 5.61). И 1995 год был объявлен Международным годом Толерантности.

Непосредственной целью объявления 1995 года Международным годом толерантности явилось порождение осознания политиками и общественностью опасности, которая связана с появлением форм нетерпимости в современном мире. С момента окончания холодной войны непрестанно росло количество социальных, религиозных и культурных конфликтов. Слишком много конфликтов быстро переросло в полномасштабные вооруженные столкновения. Слишком большое число основных прав человека подверглись прямой угрозе, слишком много жизней было потеряно.

Естественно, данная проблема волнует правительство и общественность. В Париже 16 ноября 1995 года 185 государствами – членами ЮНЕСКО, включая Россию, была принята Декларация Принципов Толерантности. Декларация определяет толерантность не только как моральный долг, но и как политическое и правовое требование к отдельным людям, группам людей и государствам. Она определяет положение толерантности по отношению к международным инструментам защиты прав человека. Декларация подчеркивает, что государствам следует разрабатывать новое законодательство, при возникновении необходимости обеспечения равенства в общении и в возможностях для всех групп людей и отдельных членов о

В 1997 году Генеральная Ассамблея ООН (резолюция № A/RES/51/95) также предложила государствам-членам ООН отмечать этот Международный день.

Генеральная Ассамблея в этой резолюции ссылается на свои решения о проведении Года Организации Объединённых наций, посвящённого терпимости; ссылается на Устав ООН, в котором устанавливается, что принцип терпимости должен применяться при предотвращении войн; принимает во внимание решение ЮНЕСКО об утверждении Декларации принципов терпимости.

В своём послании в 2005 году по случаю Международного дня, посвящённого терпимости, Генеральный секретарь ООН говорит, что борьба с нетерпимостью — это одно из главных направлений деятельности ООН. В условиях роста населения и увеличения миграции во всём мире идёт рост ксенофобии и экстремизма. Терпимость, говорится в послании, означает, что надо знать больше друг о друге, выявлять лучшее в традициях и верованиях друг друга. Нужно уважать друг друга как личностей, самостоятельно определяющих свою самобытность, религиозную и культурную принадлежность, как личностей, понимающих, что мы можем ценить свои особенности, не ненавидя особенности других.

Отношение к терпимости различных религий

В разных религиозных конфессиях отношение к терпимости их представителей варьируется от полного неприятия до безоговорочного принятия её принципов.

Христианство

В настоящее время практически все христианские конфессии за терпимость, если её понимать только как отказ от действий, направленных против инакомыслящих. Однако большинство из них твёрдо стоит на своём праве высказываний в их адрес, дающих негативные оценки.

Иудаизм

Библия предполагает заведомо нетерпимое отношение к идолопоклонникам (прежде всего, имеются в виду религии с человеческими жертвоприношениями). Тем не менее, активное истребление идолопоклонства в Библии ограничивается территорией Израиля. В наши дни подобное отношение к представителям других религий даже в еврейском государстве очевидно не применимо.

Буддизм

Пожалуй, единственная из конфессий, безоговорочно принимающая принципы терпимости.

Терпимость нетерпимости

Важным вопросом при определении понятия терпимости является вопрос о границах терпимости. Должно ли общество, исповедующее терпимость, быть терпимым к нетерпимости? Не приведёт ли это к разрушению самого общества или его жизненно важных институтов?

Сложно установить границы толерантности не только применительно к разным обществам, но даже иногда в пределах одного общества. Например, современное преследование нацизма в Германии расценивается некоторыми странами как нетерпимость, тогда как в самой Германии сам нацизм считается в высшей мере нетерпимым. Противоречивые вопросы в различных странах могут включать отделение церкви от государства, гомосексуальность, употребление табака, алкогольных напитков или наркотиков, чтение неодобряемых политических трудов, а также девиантное сексуальное поведение и уголовно наказуемые проступки.


Толерантность и терпимость

Толерантность, или терпимость, стремление и способность к установлению и поддержанию общности с людьми, которые отличаются в некотором отношении от превалирующего типа или не придерживаются общепринятых мнений. Толерантность – трудное и редкое достижение по той простой причине, что фундаментом сообщества является родовое сознание. Мы объединяемся в одной общности с теми, кто разделяет наши убеждения, или с теми, кто разговаривает на том же языке или имеет ту же культуру, что и мы, или с теми, кто принадлежит к той же этнической группе. В сущности, общность языка и чувство этнической близости на всем протяжении человеческой истории выступают в качестве оснований сообщества. В то же время мы склонны враждебно или со страхом относиться к "другим" – тем, кто от нас отличается. Различие может иметь место на любом уровне биологической, культурной или политической реальности.

Все современные нации в культурном, религиозном и политическом отношении более плюралистичны, чем традиционные сообщества, которые сохраняли свое единство за счет фундаментальных традиций в культуре или религии. Культурный и религиозный плюрализм, развившийся в западном мире, особенно среди англосаксов, вызвал к жизни толерантность, необходимую для установления общности в условиях плюрализма. Толерантность была, с одной стороны, необходимым побочным продуктом этого плюрализма, а с другой – условием его дальнейшего развития.


Толерантность в высшей школе

Разобрав понятие толерантности, понятие терпения и терпимости, необходимо разобрать вопрос затронутой темы в высшей учебной школе. Ведь именно молодой человек, полный сил и энергии, с уже сформировавшимися взглядами на жизнь, на политику в государстве, со своим мнением, привычками и обязательствами, формирует современное общество. И именно от того, каким будет оно, зависит мирная обстановка в стране. Поэтому необходимо еще в школе прививать людям понятие о толерантности, например, с помощью различных опросников, программ, учебы совместно с ребятами других национальностей, международных обменов.

В 2001-2005 годах в нашей стране была проведена Федеральная целевая программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе», которая дала очень хорошие результаты, но их недостаточно. Необходимо и в рамках Года Молодежи, который проходит в этом году, проводить различные мероприятия, которые затрагивают тему толерантности, терпимости, терпения.

В моем учебном заведении – Медицинской Академии имени И. И. Мечникова учится очень много иностранных студентов. Это очень хорошие и добрые ребята из Индии и других стран, которые каждый день общаются с русскими студентами, обедают с ними в столовой, сидят в библиотеке, и просто проводят вместе время. В нашей Академии ежегодно проходит праздник – «SANGAM», где ребята-иностранцы показывают культуру, традиции, обычаи, обряды своей страны. Это очень увлекательный праздник, интересный и веселый. И я не представляю, как таким улыбающимся лицам можно грубить, унижать их, обижать, а ведь такое отношение к иностранцам есть. Есть и более страшные вещи, но ведь это в корне неправильно. С этим надо бороться, этого не должно быть, и именно мы – современное студенчество должны искоренить это, призвать вышестоящие инстанции к действиям. Например, можно проводить региональным программы, тренинги, которые бы помогали нам воспитывать толерантное общество. Общество, в котором нет места агрессии, брани, рукоприкладства, драк, негативно и злонастроенных людей.

Я думаю, что в каждом ВУЗе необходимо проводить тренинги, семинары, программы, которые касались бы вопросов терпимости и толерантности, и тогда через некоторое время, мы получим терпимое и здравое общество, которое будет разумное и здравомыслящее. Общество, которое мирным путем сможет решить многие вопросы. Общество, где понимание, дружба, хорошее отношение между людьми будет всегда. А не это ли наша с Вами цель?


Выводы

Вопрос толерантности в настоящее время остается открытым. Не каждый человек может дать точное определение этому понятия. Слово толерантность я лично услышала в старших классах на уроках психологии. Тогда мне казалось, что терпимость и толерантность – это синонимы. Как оказалось – не совсем. Толерантность – цивилизованный компромисс между сосуществующими и, так или иначе, конкурирующими культурными традициями, этническими, возрастными, национальными, религиозными и иными особенностями жизни.

В настоящее время обстановка среди современной молодежи напряженна. Существуют различные группировки, происходят неприятные эксцессы среди лиц разной национальности, молодежь все чаще идет на улицу с недобрыми намерениями. Возможно, корень этой междоусобицы состоит в том, что не каждый человек терпеливый, понимающий и чувствующий глубоко? А чтобы быть терпеливым надо этому учиться? А где можно научиться быть терпимым?

Понять другого – какова цена этого вопроса. Почему молодежь порой решает вопросы «ручным» путем, а не с помощью слова?

В своей работе я попыталась разобраться в этом непростом понятии – толерантность, взаимосвязи толерантности и терпимости, роли толерантности в Высшей школе, и пришла к следующим выводам:

1. Сущность определения «толерантность», действительно, сложна, и требует более глубокого и серьезного изучения.

Для этого необходимо на уроках психологии и истории разбирать это сложное понятие, знакомить учеников с историческими аспектами и проводить параллель между событиями, участниками и характерами людей. Это поможет более четко и ясно понимать проблему, способы и методы ее решения.

2. Толерантность и терпимость – это не слова-синонимы.

Терпимость более поверхностное понятие, с некоторым оттенком «напряжения» и негатива, то есть человек вынуждает себя терпеть другого, а толерантность – это изначальное положительное отношение к Другому человеку, принятие его таким, какой он есть. Именно не смотря на то, что он Другой, и, возможно, его установки не сходятся с твоими. Быть терпеливым и понимающим – вот основа толерантного общества.

3. Воспитывай в себе толерантность с детства.

Чтобы поддерживать спокойную, мирную обстановку в стране, уменьшать и сводить на нет количество драк, разборок, убийств, необходимо с самого раннего детства прививать молодому поколению понятие о толерантности. Воспитывать спокойных, уравновешенных, мирных и дружелюбных людей.


Заключение

В заключении своей работы я бы хотела привести высказывание о толерантности кандидата исторических наук, доцента Сергея Викторовича Смирнова (Московский Государственный Университет Управления):

«Толерантность – терпение, терпимость, понимание, способность проникаться и понимать ощущения других людей. Дружелюбие, спокойствие, адекватное восприятие. Мирная настроенность. Антипод агрессивности, злобности и раздражительности. Толерантность выступает как характеристика личности человека или некоего субъекта, представленного людьми. Всего этого сейчас не хватает некоторым людям и нациям.

Не хочу советовать конкретным представителям СМИ, так как суть содержания программ и вопросов, обсуждаемых в них, довольно разнообразны и противоречивы, а на результатах во многом сказывается восприятие людей и прочие субъективные факторы. Толерантное сознание и мирный настрой нельзя обрести - их можно воспитать, а порой для этого бывает необходимо видеть и негативные вещи. Я полагаю, что для воспитания толерантности нужно акцентировать внимание не на СМИ, которые о нем просто печатают и призывают к ней, а на тех из них, которые выстраивают философию и проводят это в жизнь своими способами, помогая людям проникнуться пониманием толерантности, не только понимая, что это такое, а поступая в соответствии с ней.»

Таким образом, проделав глубокий анализ вопросов толерантности, я пришла к мнению, что в корне проблемы нетерпимости лежат в нашем с вами воспитании. Воспитанный человек – он никогда не позволит себе обидеть другого, накричать, ударить. С самого раннего детства надо прививать дружелюбное, позитивное и хорошее отношение к другому человеку.

Своим примером показывать окружающим, что быть терпеливым и дружелюбным – это хорошо. Это здорово! И получается, что терпимость и толерантность, словно учебный предмет в школе. Мы его сначала не понимаем, начинаем изучать, думать, анализировать, предполагать. Потом делаем успехи, получаем отличные результаты. Необходимо «изучить» этот предмет, понять его, принять для себя, и всю жизнь быть «отличником», быть рядом с его принципами. А принципов толерантности не так много, я позволю себе, их напомнить:

· отказ от насилия как неприемлемого средства приобщения человека к какой-либо идее;

· добровольность выбора , акцент на искренности и честности его убеждений, «свобода совести».

Подобно тому как в христианстве «проповедь и пример» являются способами обращения в свою веру, идея толерантности может стать своеобразным ориентиром, своего рода флагом движения, объединяющим единомышленников. При этом не следует осуждать или винить тех, кто еще не «просвещен», не стоит агрессивно против них вести «войну»;

· умение принудить себя, не принуждая других .

Страх и принуждение извне не способствуют в целом сдержанности и терпимости, хотя в качестве воспитательного фактора в определенный момент дисциплинируют людей, при этом формируя определенные нравы;

· подчинение законам, традициям и обычаям, не нарушая их и удовлетворяя общественные потребности.

Подчинение законам, а не воли властелина или большинства представляется важным фактором развития и движения в нужном направлении;

· принятие Другого, который может отличаться по разным признакам — национальным, расовым, культурным, религиозным и другим.

И как гласит еще Библия, «как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними». Толерантность каждого способствует равновесию и целостности общества, раскрытию всей полноты его частей и достижению «золотой середины» на основе золотого правила нравственности.

Таким образом, «Школа терпимости» - должна быть в каждом из нас. Стремитесь к Добру, Счастью и Миру!


Список использованной литературы:

1. Первые шаги\начальный курс обучения по Правам человека.

Учебное пособие, под редакцией Е. Потемкиной, М. Кавынивой, Э. Кин. Ростов-на-Дону. 2001г.

2. На пути к толерантному сознанию. А. Г. Асмолов. Москва. 2000г.

3. Методический сборник Права ребенка и толерантность. Использование сообществ в рамках обучающегося процесса. Ростов-на-Дону. 2002г.

4. Психологический словарь под редакцией В. В. Давыдова. Москва. 1999г.

5. Декларация принципов толерантности принята ЮНЕСКО в 1995г. всемирный призыв к толерантности. «Вестник» УрМИОН 08.08.2002г.


[1] Легитимность (от лат. legitimus — согласный с законами, законный, правомерный) — согласие народа с властью, когда он добровольно признаёт за ней право принимать обязательные решения. Чем ниже уровень легитимности, тем чаще власть будет опираться на силовое принуждение.

[2] Секуляризация — в исторической науке изъятие чего-либо из церковного, духовного ведения и передача светскому, гражданскому ведению.




Комментарий:

Правительство Санкт-Петербурга Комитет по науке и высшей школе Конкурс студенческих исследовательских работ по проблематике формирования толерантной среды в Санкт-Петербурге


Рекомендовать другу
50/50         Партнёрка
Отзывы