Уважаемые пользователи! Некоторые работы были запаролены из-за хакерских атак. Пароль к работам: serg_0 и номер папки в архиве. Например: serg_0456, 456 - номер папки которая находится в архиве купленной работы. Если же выбивает ошибку при вводе пароля, попробуйте тот же пароль только русскими буквами. Если не получится, обращайтесь по форме обратной связи! |
ДОРОГИЕ ПОЛЬЗОВАТЕЛИ ПРОЕКТА "СТУДБАЗА"! 01.02.2018 Г. МЫ ДОСТАТОЧНО МНОГО СОБРАЛИ ГОЛОСОВ ДЛЯ ТОГО, ЧТО БЫ ПРИНЯТЬ ОСТАТОЧНОЕ РЕШЕНИЕ. СТУДБАЗА - ПЕРЕХОДИТ В ПЛАТНЫЙ РЕЖИМ, ВСЕМ КОМУ МЫ СОЗДАЛИ НЕУДОБСТВА, ОСОБЕННО ПРОДАВЦАМ - ПРИНОСИМ СВОИ ИЗВИНЕНИЯ!!! В СЛУЧАЕ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ОШИБКИ СО СТОРОНЫ САЙТА, ОБРАЩАЙТЕСЬ ПО ФОРМЕ ОБРАТНО СВЯЗИ! ОБРАЩЕНИЕ К ПРОДАВЦАМ! ПРОСЬБА, ПРИ ДОБАВЛЕНИИ СТУДЕНЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА НА САЙТ НЕ СТАВЬТЕ СЛИШКОМ ВЕЛИКИ ЦЕНЫ, ВСПОМНИТЕ СЕБЯ, КОГДА ВЫ БЫЛИ СТУДЕНТАМИ! С УВАЖЕНИЕМ КОММАНДА "СТУДБАЗА"!!! |
ІІ. Ремонт рулевого механизма автомобиля ВАЗ-2109.
Рулевое управление – с реечным рулевым механизмом и с демпфирующим элементом на рулевом колесе.
В картере 18 (рис.2.1.) рулевого механизма на роликовом 29 и шариковом 31 подшипниках установлена приводная шестерня 30, которая находится в зацеплении с рейкой 17.
Рейка поджимается к шестерне пружиной 40 через металлокерамический упор 39, который уплотнен в картере резиновым кольцом 37. Пружина упирается в гайку 41 со стопорным кольцом 38, создающим сопротивление отворачиванию гайки.
Шариковый подшипник шестерни поджимается гайкой 35 с уплотнительным кольцом 34. Гайка стопорится в картере шайбой и закрывается пыльником 36, насаженным на вал приводной шестерни.
На картере рулевого механизма и на пыльнике имеются метки А и В для правильной сборки рулевого механизма.
На картер рулевого механизма с левой стороны надевается защитный колпачок 28, с правой - напрессовывается труба, имеющая продольный паз. Через паз трубы и отверстия защитного чехла 11 проходят распорные втулки резинометаллических шарниров внутренних наконечников 6 и 8 рулевых тяг.
Тяги рулевого привода крепятся к рейке болтами 7, которые проходят через соединительную пластину 12 и распорные втулки резинометаллических шарниров 14. Фиксируются болты стопорной пластиной 13.
Вал 25 рулевого управления соединяется с приводной шестерней 30 нижним фланцем 20 эластичной муфты.
Рис. 2.1. Рулевое управление:
1 – наконечник рулевой тяги; 2 – шаровой шарнир наконечника; 3 – поворотный рычаг; 4 – контргайка; 5 – тяга; 6, 8 – внутренние наконечники рулевых тяг; 7 – болты крепления рулевых тяг к рейке; 9 – скоба крепления рулевого механизма; 10 – опора рулевого механизма; 11 – защитный чехол; 12 – соединительная пластина; 13 – стопорная пластина; 14 – резинометаллический шарнир; 15 – демпфирующее кольцо; 16 – опорная рулевого механизма; 17 – рейка; 18 – картер рулевого управления; 19 – стяжной болт муфты; 20 – нижний фланец эластичной муфты; 21 – верхняя часть облицовочного кожуха; 22 – демпфер; 23 – рулевое колесо; 24 – шариковый подшипник; 25 – вал рулевого управления; 26 – нижняя часть облицовочного кожуха; 27 – кронштейн крепления вала рулевого управления; 28 – защитный колпачок; 29 – роликовый подшипник; 30 – приводная шестерня; 31 – шариковый подшипник; 32 – стопорное кольцо; 33 – защитная шайба; 34 – уплотнительное кольцо; 35 – гайка подшипника; 36 – упор рейки; 37 – уплотнительное кольцо упора; 38 – стопорное кольцо гайки упора; 39 – упор рейки; 40 – пружина; 41 – гайка упора; 42 – палец шарового шарнира; 43 – защитный колпачок 44 – вкладыш шарового пальца А – метка на пыльнике; В – метка на картере рулевого механизма; С – плоскость шарового шарнира; D - плоскость опорной поверхности поворотного рычага.
При каждом техническом обслуживании автомобиля проверяйте состояние защитного чехла 11 (см. рис. 2.2.), колпачков 43 шарниров тяг и плотность их посадки.
Их необходимо заменять при наличии трещин, разрывов и других дефектов, нарушающих их герметичность.
Убедитесь, что при прямолинейном положении колес автомобиля спица рулевого колеса располагается горизонтально. В противном случае определите причину неисправности и устраните ее.
Поворачивая рулевое колесо от упора до упора, проверьте визуально и на слух:
Если будут обнаружены стуки и заедания, отсоедините поперечные тяги от поворотных рычагов телескопических стоек подвески и повторите проверку. Убедившись, что стуки и заедания исходят от рулевого управления, снимите его с автомобиля и проверьте величину зазора между упором рейки и гайкой.
Максимально допустимый зазор между упором и гайкой 0,2 мм. При необходимости замените изношенные детали и отрегулируйте зазор между упором и гайкой.
Снятие. Установите автомобиль на подъемник или смотровую канаву и выполните следующие операции:
Установку рулевого управления производите в обратном порядке с учетом следующего:
- перед монтажом рулевого механизма установите спицу рулевого колеса горизонтально и совместите метки А (см. рис. 4.3.) и В на пыльнике и на картере рулевого механизма (лыска на валу приводной шестерни должна быть обращена вправо по ходу движения автомобиля), и в этом положении соедините вал рулевого управления с валом приводной шестерни;
- гайки пальцев шаровых шарниров тяг после затягивания динамометрическим ключом шплинтуйте. Если вырез гайки не совпадает с отверстием для шплинта, то гайку доверните на угол меньше 60° для обеспечения шплинтовки;
- для облегчения установки скоб 9, крепящих рулевой механизм, смажьте резиновые опоры 10 омыловочной жидкостью.
Таблица 2.1.
Карта разборки сборки механизма рулевого управления.
№ |
Операция |
Эскиз |
|
Разборка |
|
1 |
Выверните два болта и гайки и снимите кронштейн маслопровода, затем отделите четыре маслопровода от рулевой передачи. |
|
2 |
Перед отворачиванием наконечника рулевой тяги отметьте взаимное расположение рулевой тяги, контргайки и наконечника рулевой тяги. |
|
3 |
Ослабьте контргайку и отверните наконечник рулевой тяги с рулевой тяги. |
|
4 |
Тонкой выколоткой и молотком выбейте пружинный штифт. |
|
5 |
Отверните контргайку фиксации пробки. |
|
6 |
Выверните пробку. |
|
7 |
Снимите пружину и скользящий упор. |
|
8 |
Выверните контргайку. |
|
9 |
Закрепите картер рулевой передачи в тисках и снимите вал шестерни. |
|
10 |
Снимите втулку рулевой передачи. |
|
11 |
Специальным инструментом выдвиньте зубчатую рейку из картера со стороны вала шестерни. |
|
12 |
Установите специальный инструмент к резьбовой части передачи со стороны кожуха шестерни. |
|
13 |
Снимите уплотнение при выдвигании зубчатой рейки. |
|
14 |
Вставьте специальный инструмент со стороны вала шестерни так, чтобы он вошел в контакт с распорной втулкой. |
|
15 |
Установите второй специальный инструмент со стороны противоположной уже установленному ранее подходящему инструменту. |
|
16 |
Закрепите картер рулевой передачи в тисках. |
|
17 |
Выбейте подшипник и уплотнение рейки из картера. |
|
18 |
Специальным инструментом выбейте нижний подшипник из картера. |
|
|
Проверка |
|
1 |
Проверьте детали рулевой передачи на отсутствие трещин или повреждений, а также на неравномерность износа зубьев рейки. При необходимости, замените изношенные детали. |
|
2 |
Проверьте уплотнительные кольца на отсутствие неравномерного износа и повреждений. При необходимости, замените изношенные детали. |
|
3 |
Установите зубчатую рейку на V-образных блоках и индикатором часового типа измерьте прогиб рейки. Если прогиб превышает допустимое значение, замените рейку.
Прогиб: 0,15 мм |
|
|
Сборка |
|
Установите резиновые опоры на картер рулевой передачи. |
|
|
Пластиковым молотком установите кронштейны. |
||
Нанесите тонкий слой трансмиссионной жидкости на уплотнительное кольцо круглого сечения и уплотнительное кольцо.. |
|
|
Установите уплотнительное кольцо круглого сечения в канавку зубчатой рейки. |
|
|
Установите уплотнительное кольцо в канавку зубчатой рейки. |
|
|
Вручную установите уплотнительное кольцо так, чтобы оно вошло в канавку. |
||
Нанесите тонкий слой смазки на плоскую поверхность вставки кожуха. |
||
Соедините уплотнение рейки со смазанной плоской поверхностью вставки кожуха. |
|
|
Нанесите тонкий слой трансмиссионной жидкости на внутреннюю и внешнюю части вставки кожуха и уплотнение рейки. |
||
Установите вставку кожуха и уплотнение рейки на специальный инструмент. |
||
Вставьте специальный инструмент в гнездо вала шестерни. |
||
Наверните и затяните гайки специального инструмента. |
|
|
Возвратите вал специального инструмента насколько возможно и вдавите уплотнительное кольцо и вставку кожуха. |
|
|
Снимите специальный инструмент. |
||
Нанесите смазку на литиевой основе (NLGI №2) на поверхность трения и зубья зубчатой рейки. |
|
|
Специальным инструментом вдвиньте зубчатую рейку в картер рулевой передачи со стороны шестерни привода. |
|
|
Снимите специальный инструмент. |
||
Нанесите сбой герметика на резьбовую часть втулки. |
|
|
Установите втулку в картер рулевой передачи. |
|
|
Затяните втулку, при этом уплотнение рейки должно войте в трубу.
Момент затяжки: 88–98 Н•м |
||
Соедините специальный инструмент с кожухом цилиндра. |
|
|
Соедините вакуумный насос со специальным инструментом. |
|
|
Создайте разрежение 400 мм. рт. ст. |
|
|
Проверьте, что вакуум поддерживается в течение как минимум 30 секунд. В противном случае проверьте уплотнение и сборку. |
||
Закрепите кожух шестерни в тисках так, чтобы более низкое отверстие для подшипника было направлено вверх. |
|
|
Нанесите тонкий слой трансмиссионной жидкости на нижний подшипник и установите его в картер. |
|
|
Вдавите подшипник в картер шестерни крышкой шестерни. Затяните пробку до момента резкого увеличения прилагаемого крутящего момента. |
||
Нанесите смазку на литиевой основе (NLGI №2) на зубья шестерни. |
|
|
Нанесите тонкий слой трансмиссионной жидкости на уплотнительное кольцо и поверхность трения регулирующего клапана. |
|
|
Установите вал шестерни в картер. |
||
Нанесите тонкий слой трансмиссионной жидкости на подшипник вала и установите его |
|
|
Нанесите тонкий слой трансмиссионной жидкости на масляное уплотнительное кольцо и смажьте выступ смазочным материалом на литиевой основе (NLGI №2). |
|
|
Установите специальный инструмент (втулку) на шлицы вала шестерни. |
|
|
Надвигая по специальному инструменту (втулке) установите масляное уплотнительное кольцо в картер рулевой передачи. |
||
Втулкой соответствующего диаметра и молотком установите масляное уплотнительное кольцо так, чтобы видно было углубление для установки пружинного кольца. |
|
|
Временно установите соединитель со стороны трубы картера рулевой передачи. |
||
Наверните контргайку на вал шестерни до контакта соединительной тяги трубой картера рулевой передачи. |
|
|
Затяните контргайку.
Момент затяжки: 39–49 Н•м |
||
Нанесите тонкий слой герметика на резьбу крышки картера. |
|
|
Установите крышку картера.
Момент затяжки: 44–54 Н•м |
||
Керном, в двух местах, зачеканьте крышку в картере. |
||
Закрепите картер рулевой передачи в тисках так, чтобы скользящий упор находился сверху. |
|
|
Смажьте скользящий упор смазочным материалом на литиевой основе (NLGI №2). |
|
|
Установите скользящий упор в картер. |
||
Установите зубчатую рейку в центральном положении. |
|
|
Затяните пробку скользящего упора моментом затяжки 9,8 Н•м и ослабьте ее. |
|
|
Затяните пробку скользящего упора моментом затяжки 4,9±0,5 Н•м затем ослабьте ее на 45°. |
|
|
Нанесите тонкий слой герметика на резьбу пробки скользящего упора. |
||
Установите, и затяните контргайку.
Момент затяжки: 49–59 Н•м |
||
Закрепите картер рулевой передачи в тисках. |
|
|
Установите рулевую тягу на рулевую передачу.
Момент затяжки: 108–128 Н•м |
||
Установите новый цилиндрический штифт. |
||
Заполните новый защитный чехол рулевой передачи требуемым количеством смазочного материала. |
|
|
Нанесите тонкий слой герметика на поверхность защитного чехла, устанавливаемую на картер рулевой передачи. |
|
|
Нанесите тонкий слой смазочного материала на внутреннюю поверхность защитного чехла, устанавливаемую на рулевую тягу. |
|
|
Надвигая по рулевой тяге, установите защитный чехол рулевой передачи. Закрепите большую сторону чехла проволокой обернув ее на два оборота и закрутите концы проволоки 4–4,5 раза. |
|
|
Закрепите чехол с меньшей стороны хомутом. |
||
Наверните контргайку рулевой тяги, и совместите метки, нанесенные перед выворачиванием гайки. Наверните наконечник рулевой тяги, и совместите метки, нанесенные перед выворачиванием наконечника. Затяните контргайку наконечника рулевой тяги. |
||
Закрепите картер рулевой передачи в тисках так, чтобы отверстия для маслопроводов располагались сверху. |
||
Установите кронштейн маслопровода к маслопроводам и картеру рулевой передачи и закрепите двумя болтами и гайками.
Момент затяжки: 39–49 Н•м |
|
Внимательно осмотрите, нет ли на рабочих поверхностях шестерни 5 и рейки 13 следов износа, задиров или рисок. Незначительные повреждения устраните мелкозернистой шлифовальной шкуркой или бархатным напильником. Изношенные и поврежденные детали замените.
Шариковый подшипник 6 должен вращаться свободно, без заеданий на поверхности колец и шариков не должно быть износа и следов заедания. Иглы и обойма роликового подшипника 4 не должны иметь износа и повреждений. При малейшем сомнении подшипники замените.
Проверьте состояние защитного чехла 20 и колпачков. Если они имеют трещины, разрывы и неплотную посадку на деталях, замените их новыми.
Проверьте по осевому и радиальному зазору состояние шаровых шарниров рулевых тяг. Если ощущается свободный ход в шаровом шарнире или в него попали грязь, песок, а также при появлении коррозии на шаровом пальце и при полном использовании хода упорного вкладыша, замените шарнир в сборе с наконечником тяги.
Проверьте состояние резинометаллических шарниров наконечников тяг. Изношенные и поврежденные шарниры замените.
Проверьте состояние опорной втулки 2 рейки и ее посадку в картере рулевого механизма. Поврежденную втулку замените.
Проверьте состояние эластичной муфты вала руля, обращая внимание на прочность заклепочного соединения, на состояние шлиц у нижнего фланца и состояние резиновой части муфты.
При ослаблении заклепочного соединения замените заклепки, при износе шлиц – нижний фланец. Не допускаются трещины и расслоения на резиновой части муфты; в этих случаях муфту замените.
Если зазор в заклепочном соединении муфты невозможно устранить заменой заклепок, замените эластичную муфту в сборе с валом руля.
Уплотнительные кольца упора рейки, гайки подшипника приводной шестерни и резиновые кольца опорной втулки рейки заменяйте новыми независимо от их технического состояния. Разовое использование имеют также хомуты, стопорная шайба 11 и стопорная пластина 23.
Характерными отказами и неисправностями рулевого управления являются: ослабление крепления картера рулевого механизма, повышенный износ деталей рулевого механизма, шаровых сочленений тяг и рычагов, ослабление крепления рулевого колеса и рулевой колонки, выкрашивание червячной пары и неправильная регулировка (чрезмерная затяжка деталей) рулевого механизма.
Неисправностями гидроусилителя рулевого привода являются:
недостаточный или слишком высокий уровень масла в бачке насоса, наличие воздуха (пена в масляном бачке) или воды в системе, неисправность насоса, повышенная утечка масла в рулевом механизме, засорение фильтров, неисправная работа перепускного или предохранительного клапана насоса (периодическое зависание, заедание, отворачивание седла), недостаточное натяжение ремня привода насоса.
Указанные неисправности приводят к возрастанию свободного хода (люфта) рулевого колеса, усилия на проворачивание обода рулевого колеса при повороте, стуков в рулевом механизме, к появлению масла из сапуна насоса (гидроусилителя рулевого колеса) и т. д. Возможно заедание или заклинивание рулевого механизма.
Усилие, прикладываемое к ободу рулевого колеса при вывешенных колесах, должно быть в пределах для легковых автомобилей: 7-12 Н. Проверяют также крепление и состояние шарнирных сочленений тяг рулевого привода. Люфт определяют при помощи динамометра-люфтометра закрепленного на ободе рулевого колеса зажимами 1.
Угловое перемещение колеса определяют под действием силы в 10 Н, прилагаемой к динамометру 2. На автомобилях с гидравлическим усилителем рулевого управления люфт измеряют при работающем двигателе.
Определение суммарного люфта не дает представления о том, за счет какого сопряжения или узла произошло его увеличение, если предварительно не проверить и подтянуть картер рулевого механизма, рулевую сошку;
Рис. 2.7. Динамометр-люфтметр
устранить зазоры в шарнирах рулевых тяг; проверить давление воздуха в шинах и регулировку подшипников колес.
При ЕО проверяют герметичность соединений гидроусилителя. Убеждаются в отсутствии подтекания жидкости. При необходимости подтягивают крепления.
Проверяют состояние привода рулевого управления внешним осмотром, убедившись в наличии шплинтов, гаек пальцев шарнирных соединений и в отсутствии погнутости тяг.
При ТО – 1 контролируют рулевой механизм динамометром-люфтметром при прямолинейном положении колес автомобиля. Контролируют усилия проворачивание рулевого колеса при вывешенных передних колесах.
Проверяют и при необходимости устраняют люфт в шарнирных соединениях рулевых тяг. Люфт удобней проверять вдвоем: один резко поворачивает рулевое колесо вправо и влево, а другой смотрит на перемещение шарнирного соединения.
Если одна деталь соединения перемещается, а другая неподвижна, то имеется люфт; если же перемещаются, обе детали одновременно, то люфта нет. Определить люфт в шарнирных соединениях можно также перемещением тяги руками в продольном направлении. Если, например продольная тяга перемещается вместе с сошкой, то люфт в шарнирном соединении отсутствует. Чтобы отрегулировать люфт, необходимо расшплинтовать пробку и затягивать ее специальным ключом до ощутимого сопротивления, а затем отвернуть пробку до первого положения, при котором ее можно зашплинтовать.
Проверяют шплинтовку гаек шаровых пальцев осмотром и, сняв крышку бачка гидроусилителя, проверяют в нем уровень масла и уровень масла в картере рулевого механизма, при необходимости его доливают.
Проверяют и при необходимости регулируют натяжение ремня привода насоса гидроусилителя (прогиб под усилием 40 Н должен быть не более 8 – 14 мм).
При ТО – проверяют крепление рулевого колеса. Слегка перемещают рулевое колесо вдоль вала или покачивают его в направлении, перпендикулярном плоскости вращения колеса. При обнаружении ослабления крепления снимают кнопку сигнала и подтягивают гайку крепления колеса на рулевом валу накидным ключом.
Операция |
Время |
Коэф. |
Крат. |
Вал рулевого управления в сборе - с/у |
1,3 |
1 |
1 |
Кожухи вала рулевого управления – с/у верхнего и нижнего кожухов |
0,15 |
1 |
1 |
Колесо рулевого управления – с/у(при снятом включателе сигнала) |
0,3 |
1 |
1 |
Колпак защитный наконечника рулевой тяги - с/у (за 1 шт.) |
0,3 |
1 |
1 |
Колпак защитный рейки рулевого механизма - с/у |
0,05 |
1 |
1 |
Кольцо контактное включателя сигнала - с/у (при снятой крышке) |
0,2 |
1 |
1 |
Крышка включателя сигнала - с/у |
0,05 |
1 |
1 |
Механизм рулевой - ремонт |
2 |
1 |
1 |
Механизм рулевой в сборе с рулевыми тягами - с/у |
2 |
1 |
1 |
Наконечник внутренний рулевой тяги – с/у (на снятом рулевом механизме, при снятой тяге) |
0,32 |
1 |
1 |
Наконечник внутренний рулевой тяги – с/у (на снятом рулевом механизме, при снятой тяге) |
0,32 |
1 |
1 |
Наконечник левый наружный рулевой тяги - с/у |
0,67 |
1 |
1 |
Наконечник левый наружный рулевой тяги – с/у (на снятом рулевом механизме) |
0,29 |
1 |
1 |
Наконечник правый наружный рулевой тяги - с/у |
0,67 |
1 |
1 |
Наконечник правый наружный рулевой тяги – с/у (на снятом рулевом механизме) |
0,29 |
1 |
1 |
Подшипники вала рулевого управления – с/у комплекта из 2-х штук |
1,5 |
1 |
1 |
Чехол защитный рейки рулевого механизма – с/у (на снятом рулевом механизме) |
0,2 |
1 |
1 |
Шарнир внутреннего наконечника – с/у (на снятом левом наконечнике) |
0,1 |
1 |
1 |
Шарнир внутреннего наконечника – с/у (на снятом правом наконечнике) |
0,1 |
1 |
1 |
Итого |
10,81 |
|
|
Расчет норм времени трудоемкости работ произведен программой Автосервис 7.0.2 в соответствии с нормами ремонта 2002-2005 года для автомобиля 2004 года выпуска при условии, что работа выполняется одним рабочим.
Под технологическим процессом понимают часть производственного процесса, в течение которого происходит последовательная смена состояния ремонтируемого объекта.
Поступающий на участок механизм рулевого управления разбирается на узлы. Узлы разбираются на детали и отправляются на дефектацию.
Продефектованные детали делятся на три группы: негодные, ремонтопригодные, годные. Ремонтопригодные детали направляются на ремонт и восстановление, негодные – в утиль. Годные, отремонтированные и новые детали со склада комплектуются и собираются в узлы.
Из узлов происходит сборка механизма рулевого управления, которая потом подвергается регулировке.
Произведем разработку технологического процесса по ремонту и реставрации рейки рулевого механизма. Составим операционную карту.
/Главная/ | /Продать работу/ | /Заказать работу/ | /Блог/ | /Контакты/ | /Оплата/ | /О нас/ | /Как мы работаем/ | /Регистрация/ | /Вход в кабинет/ |
Уважаемые пользователи! Некоторые работы были запаролены из-за хакерских атак. Пароль к работам: serg_0 и номер папки в архиве. Например: serg_0456, 456 - номер папки которая находится в архиве купленной работы. Если же выбивает ошибку при вводе пароля, попробуйте тот же пароль только русскими буквами. Если не получится, обращайтесь по форме обратной связи! СтудБаза – студенческий файлообменник студенческого материала и софта. Есть возможнось зарабатывать с нами реальные деньги, добавляя при этом студенческий материал на продаж. Многие студенты ищут чертежи, расчетные работы, дипломные работы, разные задачи, лабораторные, практические работы, рефераты и даже диссертации и магистерские работы. Мы рады будем видеть Вас среди наших клиентов или сотрудников! У нас каждый день растет база клиентов и сотрудников, присоеденяйтесь к нам!!! |
© 2010-2018 СтудБаза Сергей Богун |