Главная       Продать работу       Заказать работу       Блог       Контакты       Оплата       О нас       Как мы работаем       Регистрация       Вход в кабинет
Тех. дипломные работы
   автомобили
   спец. техника
   станки
   тех. маш.
   строительство
   электроснабжение
   пищевая промышленность
   водоснабжение
   газоснабжение
   автоматизация
   теплоснабжение
   холодильники
   машиностроение
   др. тех. специальности

Тех. курсовые работы
   автомобили
   спец. техника
   станки
   тех. маш.
   строительство
   детали машин
   электроснабжение
   газоснабжение
   водоснабжение
   пищевая промышленность
   автоматизация
   теплоснабжение
   ТММ
   ВСТИ
   гидравлика и пневматика
   машиностроение
   др. тех. специальности

Тех. дополнения
   Отчеты
   Расчетно-графические работы
   Лекции
   Задачи
   Лабораторные работы
   Литература
   Контрольные работы
   Чертежи и 3D моделирование
   Тех. soft
   Рефераты
   Общий раздел
   Технологический раздел
   Конструкторский раздел
   Эксплуатационный раздел
   БЖД раздел
   Экономический раздел
   Экологический раздел
   Автоматизация раздел
   Расчетные работы

Гум. дипломные работы
   педагогика и психология
   астрономия и космонавтика
   банковское, биржевое дело
   БЖД и экология
   биология и естествознание
   бухгалтерский счет и аудит
   военное дело
   география
   геология
   государство и право
   журналистика и СМИ
   иностранные языки
   история
   коммуникации
   краеведение
   кулинария
   культура и искусство
   литература
   экономика и торговля
   математика
   медицина
   международное отношение
   менеджмент
   политология
   музыка
   религия
   социология
   спорт и туризм
   таможенная система
   физика
   химия
   философия
   финансы
   этика и эстетика
   правознавство

Гум. курсовые работы
   педагогика и психология
   астрономия и космонавтика
   банковское, биржевое дело
   БЖД и экология
   биология и естествознание
   бухгалтерский счет и аудит
   военное дело
   география
   геология
   государство и право
   журналистика и СМИ
   иностранные языки
   история
   коммуникации
   краеведение
   кулинария
   культура и искусство
   литература
   экономика и торговля
   математика
   медицина
   международное отношение
   менеджмент
   политология
   музыка
   религия
   социология
   спорт и туризм
   таможенная система
   физика
   химия
   философия
   финансы
   этика и эстетика
   правознавство

Гум. дополнения
   Отчеты
   Расчетные работы
   Лекции
   Задачи
   Лабораторные работы
   Литература
   Контрольные работы
   Сочинения
   Гум. soft
   Рефераты

Рефераты
   Авиация и космонавтика
   Административное право
   Арбитражный процесс
   Архитектура
   Астрология
   Астрономия
   Банковское дело
   Безопасность жизнедеятельнос
   Биографии
   Биология
   Биология и химия
   Биржевое дело
   Ботаника и сельское хоз-во
   Бухгалтерский учет и аудит
   Валютные отношения
   Ветеринария
   Военная кафедра
   ГДЗ
   География
   Геодезия
   Геология
   Геополитика
   Государство и право
   Гражданское право и процесс
   Делопроизводство
   Деньги и кредит
   ЕГЭ
   Естествознание
   Журналистика
   ЗНО
   Зоология
   Издательское дело и полиграф
   Инвестиции
   Иностранный язык
   Информатика
   Информатика, программировани
   Исторические личности
   История
   История техники
   Кибернетика
   Коммуникации и связь
   Компьютерные науки
   Косметология
   Краеведение и этнография
   Краткое содержание произведе
   Криминалистика
   Криминология
   Криптология
   Кулинария
   Культура и искусство
   Культурология
   Литература : зарубежная
   Литература и русский язык
   Логика
   Логистика
   Маркетинг
   Математика
   Медицина, здоровье
   Медицинские науки
   Международное публичное прав
   Международное частное право
   Международные отношения
   Менеджмент
   Металлургия
   Москвоведение
   Музыка
   Муниципальное право
   Налоги, налогообложение
   Наука и техника
   Начертательная геометрия
   Оккультизм и уфология
   Остальные рефераты
   Педагогика
   Политология
   Право
   Право, юриспруденция
   Предпринимательство
   Прикладные науки
   Промышленность, производство
   Психология
   психология, педагогика
   Радиоэлектроника
   Реклама
   Религия и мифология
   Риторика
   Сексология
   Социология
   Статистика
   Страхование
   Строительные науки
   Строительство
   Схемотехника
   Таможенная система
   Теория государства и права
   Теория организации
   Теплотехника
   Технология
   Товароведение
   Транспорт
   Трудовое право
   Туризм
   Уголовное право и процесс
   Управление
   Управленческие науки
   Физика
   Физкультура и спорт
   Философия
   Финансовые науки
   Финансы
   Фотография
   Химия
   Хозяйственное право
   Цифровые устройства
   Экологическое право
   Экология
   Экономика
   Экономико-математическое мод
   Экономическая география
   Экономическая теория
   Этика
   Юриспруденция
   Языковедение
   Языкознание, филология

Главная > Тех. дополнения > Технологический раздел
Название:
ПЛАНИРОВАНИЕ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ АВТОМОБИЛЕЙ

Тип: Дипломные работы
Категория: Тех. дополнения
Подкатегория: Технологический раздел

Цена:
1 грн



Подробное описание:

3 ПЛАНИРОВАНИЕ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ АВТОМОБИЛЕЙ

3.1 Обоснование формы технического обслуживания

В автогараже предлагается вести планово-предупредительную систему технического обслуживания с применением средств диагностики.

Выполнение технического обслуживания автомобилей предлагается проводить поточным методом.

Сущность этого метода заключается в том, что на прямоточных постах, расположенных на смотровой канаве или эстакаде, последовательно выполняются определенные работы, которые входят в комплекс данного вида ТО.

Весь комплекс работ ТО делится на группы родственных операций, которые выполняются на строго определенных постах. Так на посту №1 выполняются только контрольно-осмотровые работы по всем агрегатам; на посту №2 – крепежные; на посту №3 – регулировочные. Размещение автомобилей на посту – продольное. Это обеспечивает сравнительно меньшие затраты на устройство и простоту эксплуатации, чем при поперечном.

Преимущество данного метода организации ТО заключается в том, что он дисциплинирует исполнителей, повышает производительность труда и обеспечивает высокое качество работы. К основным недостаткам метода следует отнести высокую требовательность к постоянству номенклатуры и объема работ на каждом посту.

 

3.2 Нормативы видов ТО и их корректирование

 

Каждый из видов технического обслуживания подвижного состава характеризуется нормативами, определяющими периодичность, перечень и трудоемкость выполняемых работ. Нормативы ТО зависят от категории условий эксплуатации, модификации подвижного состава и организации его работы, природно-климатических условий, пробега с начала эксплуатации, размера
автотранспортного предприятия и количества технически совместимых групп подвижного состава.

Ресурсное корректирование нормативов, указанных в положении, осуществляют при помощи коэффициентов зависимости от следующих факторов: категории условии эксплуатации К1; модификации подвижного состава и организации его работы К2; природно-климатических условий К3; пробега с начала эксплуатации К4; размеров предприятия и количества технологически совместимых групп подвижного состава К5.

При этом в случае совпадения некоторых конкретных условий с условиями, для которых установлены нормативы в приложении, коэффициенты К1, К2, К3, К4, К5 принимаются равными единице. Откорректированные нормативы согласовываются с вышестоящей организацией. Планирование ТО рассчитываем на примере автомобиля ГАЗ – 53Б.

Из таблицы 21 [5] берем периодичность ТО автомобиля ГАЗ – 53:

ТО-1-3000 км., ТО-2-12000 км. Эти периодичности даны для эталонных условий. Необходимо откорректировать их под реальные условия.

Для определения периодичности ТО в конкретных условиях работы подвижного состава, необходимо выявить категорию условий эксплуатации [5]. В нашем случае категория условий эксплуатации V (грунтовые дороги). Рельеф местности равнинный, Н меньше 200 метров. При переходе от I к более низким категориям условий эксплуатации, условия работы ухудшаются и это требует уменьшения периодичности ТО и увеличения трудоемкости на его проведение.

Определим результирующий коэффициент корректирования пробегов периодичности ТО

 ,                                                                     (3.1)

где - коэффициент, учитывающий условия эксплуатации; для V категории = 0,6 [5];

- коэффициент, учитывающий природно-климатические условия.

,                                                                        (3.2)

 

где - коэффициент, учитывающий температурные условия;

       =1,0 [5];

- коэффициент, учитывающий агрессивность среды;

=1,0 [5].

Трудоемкость ТО и нормативы ТО установлены по видам обслуживания грузовых автомобилей с дифференциацией по грузоподъемности. Трудоемкость ТО корректируется с помощью результирующего коэффициента

,                                                                        (3.3)

где - коэффициент модификации подвижного состава и организации его работы; для самосвалов = 1,15 [5];

- коэффициент, определяющий изменения трудоемкости ТО в зависимости от объема однотипных работ; для автомобилей III группы и для автопарка с числом автомобилей до 100 шт.  =1,15 [5].

Таким образом, пробег автомобиля ГАЗ-53 до ТО будет

ТО-1          км;

ТО-2          км.

Кратность периодичности  соответствует 4. Следовательно, у откорректированных пробегов кратность 4 соблюдена.

Трудоемкость ТО для автомобиля ГАЗ-53 в исходных условиях работы предприятия выявляем и заносим в таблицу 3.1. Сюда же заносим и ее откорректированные значения.

Таблица 3.1 – Исходные и откорректированные значения трудоемкости ТО

Вид норматива

Нормативы трудоемкости, ч.

ЕО

ТО-1

ТО-2

исходные

0,42

2,20

9,10

откорректированные

0,55

2,90

12,01

 

 

3.3 Расчет производственной программы по техническому обслуживанию

 

Расчет производственной программы по ТО выполним в следующем порядке.

 

3.3.1 Определение периодичности технического обслуживания

 

Так как периодичность ТО рассчитывалась с учетом корректирующих коэффициентов в предыдущем пункте, то эти периодичности выглядят так: ЕТО проводят через 105 км, что соответствует среднему пробегу за сутки автомобиля ГАЗ-53, ТО-1 через 1800 км., а ТО-2-7200 км.

 

3.3.2 Определение количества технических обслуживаний на один автомобиль за цикл

 

Определение программы ТО одного автомобиля за цикл ведется по следующим формулам:

,                                                                    (3.4)

,                                                      (3.5)

,                                                                      (3.6)

где - соответственно число технических обслуживаний;

      - пробег автомобиля за цикл, км.; принимаем, средний пробег автомобиля за год равен циклу, т.е.=26500 км.;

- периодичность ТО-1 и ТО-2 соответственно, км;

 - среднесуточный пробег автомобиля, км.

 

Принимаем =2.

Принимаем =12

.

 

3.3.3 Определение годового количества технических обслуживаний

 

Предварительно рассчитываем коэффициент технической готовности, зная который можно рассчитывать годовой пробег, уточнить принятый средний годовой пробег и в результате определить годовую программу по техническому обслуживанию одного автомобиля и всего парка в целом.

Коэффициент технической готовности можно определить по формуле:

 ,                                                                  (3.7)

где - число дней эксплуатации автомобиля (парка) за цикл;

      - число дней простоя автомобиля (парка) в ремонте и ТО-2 за цикл.

,                                                                          (3.8)

 дня.

Определим число дней простоя автомобиля за цикл

,                                                     (3.9)

где - простой автомобиля во втором техническом обслуживании, дней; =1,2 [4].

 дня

 

На основании расчетного значения коэффициента технической готовности, определим годовой пробег автомобиля

,                                                           (3.10)

где - количество дней работы предприятия в году;

=365 дней.

км.

Для определения годового количества ТО необходимо определить коэффициент перехода от цикла к году, который представляет собой отношение пробега автомобиля за год к пробегу за цикл.

,                                                                          (3.11)

Как видим, расхождение невелико, поэтому принимаем коэффициент перехода =1.

Годовая программа технических обслуживаний на весь парк автомобиля ГАЗ-53 рассчитывается по следующим формулам:

,                                                            (3.12)

,                                                             (3.13)

,                                                         (3.14)

где Аu – инвентарное число автомобилей данной марки, шт.; автомобилей самосвалов ГАЗ-53Б в автопарке хозяйства 22 шт.

;

;

Суточная программа парка автомобилей по техническому обслуживанию определяется из следующего выражения

 


,                                                             (3.15)

где - суммарное число технических обслуживаний по каждому виду в отдельности;

- суммарное число технических обслуживаний по каждому виду в отдельности;

- число рабочих дней в году поста ТО.

;

;

.

Для составления годового план-графика проведения операций технического обслуживания необходимо распределить количество технических обслуживаний по видам в зависимости от месячного пробега автомобиля.

Распределение пробега и количество видов ТО автопарка приведено в таблице 3.2.

 

3.4 Годовой объем работ по техническому обслуживанию

 

Объем работ по техническому обслуживанию в трудовом выражении или трудоемкость работ за год определяется выражением произведения количества технических воздействий за расчетный период на нормативное значение трудоемкости данного вида технического обслуживания

,                                                              (3.16)

,                                                                    (3.17)

,                                                                   (3.18)

 

 

 

Таблица 3.2 – Годовой план график проведения ТО

Марка автомобиля

Инвентарный номер

Пробег общий от начала эксплуатации

Распределений пробега и видов ТО

ЯНВАРЬ

ФЕВРАЛЬ

МАРТ

АПРЕЛЬ

МАЙ

ИЮНЬ

Пробег за месяц

ВИД ТО

Пробег за месяц

ВИД ТО

Пробег за месяц

ВИД ТО

Пробег за месяц

ВИД ТО

Пробег за месяц

ВИД ТО

Пробег за месяц

ВИД ТО

ТО-1

ТО-2

ТО-1

ТО-2

ТО-1

ТО-2

ТО-1

ТО-2

ТО-1

ТО-2

ТО-1

ТО-2

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

УАЗ-452Д

1

330115

1200

1

 

1200

 

 

1200

 

1

2000

1

 

3000

1

 

3000

1

1

УАЗ-452Д

2

295175

1200

1

 

1200

 

 

1200

 

1

2000

1

 

3000

1

 

3000

1

 

УАЗ-452Д

3

188117

850

 

 

850

1

 

850

 

 

1200

1

 

1200

 

1

2200

1

 

ГАЗ-5204

9

585842

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1500

 

 

2500

1

 

2500

1

 

ГАЗ-53А

8

553115

1200

 

1

1200

 

 

1200

1

 

2000

1

 

2000

1

 

2000

 

1

ГАЗ-53А

7

635110

1200

 

1

1200

 

 

1200

1

 

2000

1

 

2000

1

 

2000

 

1

ГАЗ-53А

6

688242

1200

 

1

1200

 

 

1200

1

 

2000

1

 

2000

1

 

2000

 

1

ГАЗ-53А

5

438112

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1500

 

 

2500

1

 

2500

 

1

ГАЗ-53А

4

412188

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1500

 

 

2500

1

 

2500

 

1

ГАЗ-53А

10

492425

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1500

 

 

2500

1

 

2500

 

1

ГАЗ-3307

11

42215

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1500

 

 

2500

 

1

2500

1

 

ГАЗ-3307

12

52042

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1500

 

 

2500

1

 

2500

 

1

ЗИЛ-130Б

16

578645

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1500

 

1

3000

1

 

3500

2

 

ЗИЛ-130АН

15

319188

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1500

1

 

3000

1

 

3500

1

1

ЗИЛ-130АН

14

495113

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1500

 

1

3000

1

 

3500

2

 

ЗИЛ-130ГЯ

13

575160

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1500

 

1

3000

1

 

3500

2

 

КАМАЗ-5320

40

729617

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1500

1

 

4500

1

1

4500

2

 

КАЗ-608-В1

45

525149

 

 

 

 

 

 

1500

 

1

2500

1

 

2500

2

 

3500

 

1

 

продолжение таблицы 3.2

Распределений пробега и видов ТО

ИТГО ЗА ГОД

ИЮЛЬ

АВГУСТ

СЕНТЯБРЬ

ОКТЯБРЬ

Пробег за месяц

НОЯБРЬ

ДЕКАБРЬ

Пробег за месяц

ВИД ТО

Пробег за месяц

ВИД ТО

Пробег за месяц

ВИД ТО

 

ВИД ТО

Пробег за месяц

ВИД ТО

Пробег за месяц

ВИД ТО

ТО-1

ТО-2

ТО-1

ТО-2

ТО-1

ТО-2

ТО-1

ТО-2

ТО-1

ТО-2

ТО-1

ТО-2

ТО-1

ТО-2

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

41

3000

1

 

3000

1

 

3000

1

1

2000

1

 

2000

1

 

1200

 

 

9

3

3000

1

1

3000

1

 

3000

1

 

2000

1

1

2000

1

 

1200

 

 

9

3

2200

2

 

1200

 

1

1200

1

 

1200

1

 

1200

1

 

850

 

 

8

2

2500

1

 

2500

 

1

2500

1

 

2500

1

 

 

 

 

 

 

 

5

1

2000

1

 

2000

1

 

2000

1

 

2000

1

1

2000

1

 

1200

 

 

8

3

2000

1

 

2000

1

 

2000

1

 

2000

1

1

2000

1

 

1200

 

 

8

3

2000

1

 

2000

1

 

2000

1

 

2000

1

1

2000

1

 

1200

 

 

8

3

2500

1

 

2500

1

 

2500

1

1

1500

 

 

 

 

 

 

 

 

4

1

2500

1

 

2500

1

 

2500

1

1

1500

 

 

 

 

 

 

 

 

4

1

2500

1

 

2500

2

 

2500

 

1

1500

1

 

 

 

 

 

 

 

5

1

2500

1

 

2500

1

1

2500

1

 

1500

 

 

 

 

 

 

 

 

5

1

2500

1

 

2500

1

 

2500

1

1

1500

 

 

 

 

 

 

 

 

5

1

3500

 

1

3500

1

 

3500

1

 

3000

1

 

 

 

 

 

 

 

7

2

3500

2

 

3500

1

 

3500

 

1

3000

1

 

 

 

 

 

 

 

7

3

3500

1

1

3500

2

 

3500

 

1

3000

1

 

 

 

 

 

 

 

7

2

3500

1

1

3500

2

 

3500

 

1

3000

1

 

 

 

 

 

 

 

7

2

4500

1

1

4500

2

 

4500

1

1

3000

2

 

 

 

 

 

 

 

10

3

3500

2

 

3500

1

 

2500

 

1

2500

1

 

 

 

 

 

 

 

8

3

 

 

продолжение таблицы 3.2

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

САЗ-3507

26

355112

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1500

 

1

4000

2

 

4500

1

1

ГАЗ-53Б

17

413185

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1500

 

1

4000

2

 

4500

1

1

ГАЗ-53Б

18

805711

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1500

 

1

4000

2

 

4500

1

1

ГАЗ-53Б

19

575017

1500

 

 

1500

1

 

1500

1

 

2500

1

 

2500

1

1

2500

1

 

ГАЗ-53Б

20

505724

1500

 

 

1500

1

 

1500

1

 

1500

 

1

3000

1

 

4000

2

 

ГАЗ-53Б

21

515264

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1500

 

1

4000

2

 

4500

1

1

ГАЗ-53Б

22

551112

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1500

 

1

4000

2

 

4500

1

1

ГАЗ-53Б

23

617128

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1500

 

1

4000

2

 

4500

1

1

ГАЗ-53Б

24

583110

1500

 

 

1500

1

 

1500

1

 

1500

 

1

3000

2

 

4000

1

1

ГАЗ-53Б

25

568119

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1500

 

1

4000

2

 

4500

1

1

САЗ-3507

27

481717

1500

 

 

1500

1

 

1500

1

 

1500

 

1

3000

2

 

4000

1

1

САЗ-3507

28

430211

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1500

 

1

4000

2

 

4500

1

1

САЗ-3507

29

383917

1500

 

 

1500

1

 

1500

1

 

1500

 

1

3000

2

 

4000

1

1

САЗ-3507

30

335019

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1500

 

1

4000

2

 

4500

1

1

САЗ-3507

31

291648

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1500

 

1

4000

2

 

4500

1

1

САЗ-3507

32

261911

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1500

 

1

4000

1

 

4500

2

1

САЗ-3507

33

262815

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1500

 

1

4000

2

 

4500

1

1

САЗ-3507

34

193816

2000

 

1

2000

1

 

2000

1

 

2000

1

 

3500

1

1

4000

2

 

САЗ-3507

51

175944

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1500

 

1

4000

2

 

4500

1

1

САЗ-3507

37

88251

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1500

 

1

4000

2

 

4500

1

1

САЗ-3507

36

90181

1500

 

1

1500

 

 

1500

1

 

1500

1

 

2000

1

 

2000

 

1

САЗ-3507

35

44611

1500

1

 

1500

 

 

1500

1

 

1500

 

 

3000

 

1

4000

2

 

ГАЗ-3307

41

107005

1500

 

 

1500

1

 

1500

1

 

1500

 

 

3000

 

1

4000

2

 

ГАЗ-3307

42

87344

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1500

1

 

4000

2

 

4000

1

1

ГАЗ-3307

43

79957

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1500

1

 

4000

2

 

4000

1

1

ЗИЛ-554М

44

475114

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1500

1

 

4000

2

 

4000

1

1

ЗИЛ-ММЗ 45021

50

539124

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1500

1

 

4000

1

1

4500

2

1

продолжение таблицы 3.2

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

41

4500

2

 

4500

1

1

4000

2

 

2500

1

 

 

 

 

 

 

 

8

2

4500

3

 

4500

1

1

4000

2

 

2500

 

1

 

 

 

 

 

 

9

3

4500

2

 

4500

2

1

4000

2

 

2500

 

1

2500

 

 

1500

1

 

9

3

2500

1

 

2500

1

1

2500

1

 

2500

1

1

1500

 

 

1500

1

 

10

3

4000

1

1

4000

2

 

3000

1

 

2000

1

 

 

 

 

 

 

 

10

3

4500

2

 

4500

2

1

4000

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10

3

4500

2

 

4500

1

1

4000

2

 

2500

1

 

 

 

 

 

 

 

10

3

4500

3

 

4500

1

1

4000

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9

3

4000

3

 

3000

1

1

2000

2

 

1500

1

 

1500

 

 

1500

 

1

11

4

4500

2

 

4500

1

1

4000

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9

3

4000

2

 

3000

1

1

2000

2

 

2500

1

1

2500

1

 

1500

1

 

11

4

4500

3

 

4500

1

1

4000

2

 

2500

1

 

 

 

 

 

 

 

9

3

4000

2

 

3000

1

1

3000

1

 

2500

2

 

2500

 

1

1500

1

 

11

4

4500

3

 

4500

1

1

4000

2

 

2500

1

 

 

 

 

 

 

 

10

3

4500

2

 

4500

1

1

4000

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9

3

4500

2

 

4500

1

1

4000

2

 

2500

1

 

 

 

 

 

 

 

10

3

4500

2

 

4500

1

1

4000

2

 

2500

1

 

 

 

 

 

 

 

10

3

4000

1

1

4000

2

 

3500

1

1

3500

2

 

2000

1

 

2000

 

1

13

5

4500

2

 

4500

1

1

4000

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9

3

4500

2

 

4500

1

1

4000

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9

3

2000

1

 

2000

 

 

2000

1

 

1500

 

 

1500

1

 

1500

 

 

9

3

4000

1

1

3000

2

 

2000

1

 

1500

 

1

1500

1

 

1500

 

1

10

3

4000

1

1

3000

2

 

2000

1

 

1500

 

1

1500

1

 

1500

 

 

9

3

4500

2

1

4500

2

 

4000

1

1

1500

1

 

 

 

 

 

 

 

10

3

4500

2

 

4500

1

1

4000

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9

3

4500

2

 

4500

2

1

4000

1

1

1500

 

 

 

 

 

 

 

 

9

3

4500

2

 

 

4500

1

1

4000

2

 

1500

1

 

 

 

 

 

 

 

9

3

продолжение таблицы 3.2

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

ЗИЛ-ММЗ 45021

49

448119

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1500

1

 

4000

1

1

4500

2

1

ЗИЛ-ММЗ 45021

48

413880

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1500

1

 

4000

1

1

4500

2

 

ЗИЛ-ММЗ 45021

47

252145

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1500

1

 

4000

2

 

4500

1

1

ЗИЛ-ММЗ 45021

46

160156

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1500

1

 

4000

1

1

4500

2

 

КАМАЗ-5320

39

525149

3000

1

 

3000

1

 

3000

1

1

3000

1

 

3500

1

1

3500

1

 

КАМАЗ-5511

38

617189

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2500

1

 

4500

1

1

5000

2

 

УРАЛ-5557

52

325941

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2500

1

 

4500

1

1

5000

2

 

ЗИЛ-130АН

53

531185

2000

1

 

2000

1

 

2000

 

1

2000

1

 

3500

1

 

4000

1

1

ГАЗ-5312

70

515911

2000

1

 

2000

1

 

2000

 

1

2000

1

 

3500

1

 

4000

1

1

ГАЗ-3307

69

410161

2000

1

 

2000

1

 

2000

 

1

2000

1

 

3500

1

 

4000

1

1

ГАЗ-5312

62

308642

1500

 

 

1500

 

 

1500

 

1

3000

1

 

3000

1

1

3000

1

 

ГАЗ-5312

61

288711

1500

1

 

1500

 

 

1500

1

 

3000

1

1

3000

1

 

3000

2

 

ГАЗ-5312

60

335116

1500

1

 

1500

 

 

1500

1

 

3000

 

1

3000

2

 

3000

1

1

ГАЗ-5312

59

364211

1500

1

 

1500

 

 

1500

 

1

3000

1

 

3000

2

 

3000

1

1

ГАЗ-5312

58

310117

1500

1

 

1500

 

 

1500

1

 

3000

1

1

3000

1

 

3000

2

 

ГАЗ-3307

57

152182

1500

1

 

1500

 

 

1500

 

1

3000

2

 

3000

1

1

3000

2

 

ГАЗ-3307

56

145128

1500

1

 

1500

 

 

1500

1

1

3000

1

 

3000

1

1

3000

2

 

ЗИЛ-130

54

188147

4000

2

 

4000

1

1

4000

2

 

4500

1

1

4500

1

 

4500

2

 

ГАЗ-5312

68

217011

4000

2

 

4000

1

1

4000

2

 

4500

1

 

4500

1

1

4500

2

 

ГАЗ-53А

67

531175

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1500

 

 

1500

 

 

2500

1

 

ГАЗ-53А

66

680119

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1500

 

 

1500

 

 

2500

1

 

ГАЗ-53А

65

247015

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1500

 

 

1500

 

1

2500

1

 

ГАЗ-5201

64

612241

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1500

 

 

1500

 

1

2500

1

 

ГАЗ-3307

63

95170

4000

2

 

4000

1

1

4000

2

 

4000

2

1

4000

2

 

4000

1

1

ПАЗ-672М

72

450819

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1500

 

 

2000

1

 

2000

 

1

КАВЗ-3271

71

245724

1000

 

 

1000

1

 

1000

 

 

1500

1

 

3500

1

 

3500

1

1

ЗИЛ-130

55

137271

1000

 

 

1000

1

 

1000

 

 

1500

1

 

1500

1

 

1500

 

1

продолжение таблицы 3.2

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

41

4500

2

 

 

4500

1

1

4000

2

 

1500

1

 

 

 

 

 

 

 

10

3

4500

2

1

4500

1

1

4000

2

 

 

1500

1

 

 

 

 

 

 

 

9

3

4500

2

 

 

4500

1

1

4000

1

1

1500

1

 

 

 

 

 

 

 

9

3

4500

1

1

4500

1

1

4000

2

 

 

1500

 

1

1500

1

 

 

 

 

9

3

3500

2

 

3500

 

1

3500

2

 

3000

1

 

3000

 

1

3000

1

 

12

4

5000

1

1

4500

2

 

4500

1

1

2500

1

 

2500

1

 

 

 

 

9

3

5000

2

1

4500

2

 

4500

2

1

2500

1

 

2500

1

 

 

 

 

11

4

4000

2

 

4000

1

1

4000

2

 

3500

1

1

2000

1

 

2000

1

 

13

4

4000

2

 

4000

1

1

4000

2

 

3500

1

1

2000

1

 

2000

1

 

13

4

4000

2

 

4000

1

1

4000

2

 

3500

1

1

2000

1

 

2000

1

 

13

4

3000

1

1

3000

1

 

3000

2

 

3000

1

1

2000

2

 

1500

 

 

10

3

3000

1

1

3000

2

 

3000

1

1

3000

2

 

2000

1

1

1500

 

 

13

4

3000

2

 

3000

1

1

3000

1

 

3000

2

 

2000

 

1

1500

1

 

13

4

3000

2

 

3000

1

1

3000

1

 

3000

1

1

2000

1

 

1500

1

 

13

4

3000

1

1

3000

2

 

3000

1

1

3000

1

 

2000

1

 

1500

 

1

13

4

3000

1

1

3000

2

 

3000

1

1

3000

1

 

2000

1

 

1500

1

 

12

4

3000

1

1

3000

2

 

3000

1

 

3000

1

1

2000

1

 

1500

1

 

13

4

4500

1

1

4500

2

 

4500

1

1

4000

2

1

3000

2

 

3000

1

 

18

5

4500

1

1

4500

2

 

4500

1

1

4000

2

 

3000

1

1

3000

1

 

18

5

2500

1

1

1500

 

 

1500

 

 

1500

1

 

 

 

 

 

 

 

3

1

2500

2

 

1500

 

 

1500

 

 

1500

1

 

 

 

 

 

 

 

4

1

2500

1

 

1500

 

1

1500

 

 

1500

1

 

 

 

 

 

 

 

5

1

2500

1

 

1500

1

1

1500

 

 

1500

1

 

 

 

 

 

 

 

5

1

4000

2

 

4000

1

1

4000

2

 

4000

1

1

4000

3

 

4000

1

1

20

6

2000

1

 

2000

1

 

1500

1

 

1500

 

1

 

 

 

 

 

 

4

2

3500

2

 

3500

1

1

3500

1

 

1000

1

 

1000

 

1

1000

 

 

9

3

1500

1

 

1500

1

 

1500

1

 

1000

 

1

1000

 

 

1000

1

 

9

3

 

продолжение таблицы 3.2

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

ГАЗ-5204

73

313164

4000

2

 

4000

1

1

4000

2

 

4000

1

1

4000

2

 

4000

1

1

ГАЗ-5201

74

210914

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1500

1

 

1500

1

 

2000

1

 

ГАЗ-5212

75

61120

 

 

 

4000

1

 

1000

 

 

1000

 

1

1000

 

 

1000

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

окончание таблицы 3.2

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

41

4000

2

 

4000

1

1

4000

2

 

4000

2

1

4000

1

 

4000

1

1

20

6

2000

1

1

2000

1

 

2000

1

1

1500

1

 

 

 

 

 

 

 

6

2

1000

 

 

1000

1

 

1000

1

 

1000

 

 

1000

1

 

 

 

 

4

2

 

 

 

где ,,- годовые объемы работ по техническому обслуживанию, ч.;

,,- нормативные трудоемкости ЕО, ТО-1, ТО-2 соответственно, ч.

 ч.

ч.

 ч.

Трудоемкость технического обслуживания автомобилей ГАЗ-53Б за год определим по формуле

,                                                          (3.19)

 ч.

Часть технического обслуживания выполняет водитель. Для предприятия с парком от 50 до 100 автомобилей коэффициент самообслуживания принимается равным 0,15, т.е. =0,15 [4]. При этом общая трудоемкость работ по самообслуживанию будет

,                                                                (3.20)

 ч.

Полученная трудоемкость работ распределяется по постам.

В таблице 3.3. распределим трудоемкость работ при ТО-1 для автомобиля ГАЗ-53 по узлам, системам и видам работ ТО с учетом нормативов.

 

Таблица 3.3. – Распределение трудоемкости ТО-1 для ГАЗ-53 по агрегатам, узлам и видам работ

Наименование агрегатов, узлов, систем и видов работ

Трудоемкость работ

Откорректированная, ч.

в % от общей

1

2

3

Двигатель, включая системы охлаждения, отопления и смазки

0,658

22,7

Сцепление

0,029

1,0

Коробка передач

0,040

1,4

 

 

Окончание таблицы 3.3.

1

2

3

Карданная передача

0,095

3,3

Передняя ось и рулевое управление

0,186

6,4

Тормозная система

0,302

10,4

Ходовая часть

0,383

13,2

Кабина, платформа и оперение

0,139

4,8

Система питания

0,191

6,6

Аккумуляторная батарея

0,246

8,5

Генератор, стартер,

реле-регулятор

0,055

1,9

Приборы освещения и сигнализации

0,107

3,7

Итого по агрегатам, узлам и системам

2,430

83,9

Общий осмотр

0,160

5,7

Смазочные и очистительные работы

0,310

10,7

Всего

2,900

100

 

Общая трудоемкость ТО автомобилей автогаража приводится в таблице 3.4.

 

Таблица 3.4. – Трудоемкость ТО автомобилей за год по маркам и всего

Марка автомобиля

Количество, шт.

Количество ТО за год

Трудоемкость, ч.

Общая трудоемкость,ч.

ТО-2

ТО-1

ЕТО

ТО-2

ТО-1

ЕТО

1

2

3

4

5

6

7

8

9

ГАЗ-53Б

22

44

264

5544

12,01

2,9

0,55

4337,4

САЗ-3507

16

32

192

4032

12,01

2,9

0,55

3158,4

 

 

Окончание таблицы 3.4.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

КАМАЗ-5320

4

12

46

664

20,01

4,69

0,69

913,9

УРАЛ-375

1

3

12

166

19,7

4,49

0,67

230,8

УАЗ-452Д

3

6

36

756

10,01

2,6

0,47

592,2

ЗИЛ-130

11

22

132

2756

12,01

2,9

0,55

2171,4

ГАЗ-53А

18

36

216

4536

11,81

2,79

0,55

3555,3

Всего

75

-

-

-

-

-

-

14957,3

 

3.5 Расчет численности производственных рабочих

Технологически необходимое число рабочих рассчитывается по формуле

,                                                                     (3.21)

где - годовой объем работ по ТО, ч.;

- годовой фонд времени рабочего, ч.

Годовой фонд времени рабочего рассчитываем по формуле

,                                   (3.22)

где - число календарных дней в году;

- число выходных дней в году;

- число праздничных дней в году;

- продолжительность рабочего дня, ч.; =8ч.;

- количество смен;

- число предпраздничных дней в году;

 - час сокращения рабочего дня перед выходными днями, ч.;

 =1 ч.

ч.

 чел.

Принимаем, для проведения операций ТО в автогараже 6 рабочих.

 

3.6 Влияние условий эксплуатации на техническое состояние автомобилей

 

В процессе эксплуатации техническое состояние автомобиля ухудшается и надежность его снижается. Ухудшение технического состояния автомобиля проис­ходит вследствие износа и коррозии деталей. Износ и коррозия приводят к появлению биения и стуков в со­пряженных деталях и повышению динамических нагру­зок. Условия и характер работы деталей изменяются, снижается работоспособность и ухудшаются эксплуата­ционные свойства автомобиля.

На интенсивность изнашивания оказывает влияние большое число факторов, которые можно условно раз­делить на две группы:

Наибольший интерес представляют факторы второй группы. Рассмотрим наиболее существенные из них.

Как известно, в сельском хозяйстве большую часть грузов перевозят по грунтовым дорогам.

При работе автомобиля на сухих грунтовых дорогах вместе с топливом, маслом и воздухом в его агрегаты попадает большое количество пыли, что приводит к ин­тенсивному изнашиванию деталей двигателя, особенно деталей цилиндро-поршневой группы, втулок рессор, шкворневых соединений и других деталей.

Современные воздухоочистители при правильной эксплуатации задерживают до 98—99% пыли, содержа­щейся в воздухе, и только 1—2% поступает с воздухом в цилиндры двигателей. Поэтому воздухоочистители необходимо всегда содержать исправными, проверять состояние фильтрующих элементов и качество масла воздухоочистителей.

Загрязненные фильтрующие элементы, отсутствие уплотнительных прокладок, недостаточный уровень мас­ла в поддоне воздухоочистителя, несоблюдение перио­дичности смены масла или масло плохого качества сни­жают
эффективность работы воздухоочистителя.

В условиях запыленного воздуха при неисправном воздухоочистителе, плохой вентиляции картера двига­теля или отсутствии крышки заливной горловины масло, циркулирующее в системе смазки двигателя, загряз­няется абразивными частицами, что вызывает ускорен­ный износ (в 9—10 раз) шеек и подшипников коленча­того вала, распределительного вала, толкателей и дру­гих деталей.

Повышение долговечности двигателя во многом за­висит от поддержания оптимального теплового режима в процессе его работы.

Наибольшее влияние на тепловой режим двигателя оказывает низкая температура окружающего воздуха. При работе автомобиля в зимнее время ухудшаются условия смесеобразования и воспламенения топлива, возрастает отдача тепла в атмосферу. Зимой двигатель нередко работает в переохлажденном состоянии, при длительных остановках его часто запускают, чтобы про­греть, а это приводит к преждевременному износу де­талей двигателя.

При понижении температуры нагрева двигателя ни­же 80°С интенсивность износа стенок цилиндров резко возрастает вследствие изменения условий тре­ния, конденсации паров воды и продуктов неполного сгорания, смывания смазки со стенок цилиндров.

Применение термостата или устройства для отклю­чения вентилятора, установка жалюзи и шторки перед радиатором системы охлаждения, масляного радиатора в системе смазки способствуют поддержанию опти­мального теплового режима двигателя, снижают износ деталей и повышают топливную экономичность двига­теля. Неисправная работа хотя бы одного из перечи­сленных устройств ухудшает тепловой режим двига­теля.

Термостат уменьшает интенсивность циркуля­ции жидкости в системе охлаждения и регулирует температурный режим

двигателя. При его отсутствии интенсивность циркуля­ции жидкости значительно увеличивается, и при низких температурах двигатель часто работает в переохлаж­денном состоянии.

В условиях низкой температуры, чтобы уменьшить износ деталей двигателя, применяют предпусковой разо­грев, утеплительные чехлы, постоянно наблюдают за работой оборудования и устройств, регулирующих тем­пературный режим двигателя, используют жидкости, замерзающие при низкой температуре.

Для контроля температурного режима двигателя на всех автомобилях должны быть исправные указатели температуры охлаждающей жидкости в системе охлаж­дения. При этом необходимо систематически проверять правильность показаний приборов.

Режим работы двигателя значительно зависит от технических приемов управления автомобилем. Мастер­ство вождения оказывает большое влияние на срок службы агрегатов и механизмов автомобиля. Примене­ние наивыгоднейших методов вождения и высокое ма­стерство повышают межремонтные пробеги автомобиля и агрегатов в 2—3 раза.

Режим движения автомобиля зависит от квалифи­кации водителя. Поэтому у водителей различной квали­фикации, работающих в одинаковых условиях, расход топлива автомобилями может изменяться на 25% и более.

Расчетливое управление автомобилем заключается в правильном выборе наибольших средних скоростей в конкретных условиях движения при наименьшем коли­честве переключений передач, торможений, открытий дроссельной заслонки.

Нерасчетливое движение приводит к частым и рез­ким торможениям, и запасенная кинетическая энергия в автомобиле превращается в работу трения тормозных накладок и барабанов. Водители, освоившие технику экономичного вождения автомобиля, редко прибегают к резким торможениям, запасенную энергию используют для движения накатом, а при подъезде к препятствию или остановке лишь легко тормозят.

От умелого вождения автомобиля в различных условиях эксплуатации зависит, в частности, продолжитель­ность работы шип. Для сохранения шин не следует до­пускать резкого торможения и трогания с места, буксования колес, перегрузку шин, движения с большой скоростью по плохим дорогам и на крутых поворотах и т.п.

Особенно большое влияние на срок службы оказывает перегрузка автомобильных шин. Она может быть не только следствием общей перегрузки авто­мобиля, но и результатом неправильного расположения груза в кузове и
перевозки длинномерных грузов без прицепа.

Па надежность, техническое состояние автомобилей, расход топлива влияют и другие эксплуатационные фак­торы: длина ездки, состояние дороги, время года, тем­пература и давление воздуха и др.

Приспособление автомобиля к определенным условиям работы, умелый выбор дороги, предусмотритель­ность водителя и расчетливое вождение автомобиля уменьшают, а иногда и полностью устраняют отри­цательное влияние неблагоприятных условий эксплу­атации.

 

3.7 Влияние  качества  технического  обслуживания и эксплуатационных материалов

 

Огромное влияние на износ агрегатов автомобиля и расход топлива оказывает качество топлива и смазоч­ных материалов, применение их в соответствии с кон­структивными особенностями автомобиля, климатиче­скими и сезонными условиями. При использовании зи­мой летнего масла потери в механизмах трансмиссии увеличиваются почти в три раза и повышается расход топлива на 10—12%.

К отрицательным последствиям приводит использо­вание топлива, не соответствующего климатическим и сезонным условиям. Одним из условий повышения на­дежности автомобиля и его экономичности является применение топлив и масел, рекомендованных для дан­ных моделей и условий эксплуатации автомобилей, а также своевременная замена масел через рекомендуе­мый пробег и с наступлением другого времени года.

Многочисленные эксперименты показывают, что при­менение топлива, не соответствующего конструктивным особенностям автомобиля, может увеличить расход топ­лива на 70% и повысить износ двигателя на 30—40%.

Наблюдения показывают, что к резкому ухудшению эксплуатационных качеств автомобиля приво­дит несоблюдение перио­дичности и низкое каче­ство выполнения работ технического обслужива­ния.

Так, например, при увеличении зазора между барабанами и тормозны­ми
колодками на 0,5 мм тормозной путь при ско­рости 30 км/ч возрастает примерно на 20% у пол­ностью груженого и на 10—15% у порожнего автомобиля.

Уменьшение необходимого зазора между на­кладками и барабанами увеличивает сопротивление качению автомобиля, перегрев дисков колес, расход топлива.

К снижению легкости хода автомобиля (выбега), а как следствие и к снижению его топливной экономично­сти приводит также повышенное трение в подшипни­ках трансмиссии, неправильная регулировка зацепления шестерен и повышенная вязкость масла в агрегатах трансмиссии, понижение давления воздуха в шинах, чрезмерная затяжка подшипников передних колес, не­правильная установка углов управляемых колес.

Правильной регулировкой механизмов и агрегатов автомобиля можно снизить расход топлива на 20%.

Уменьшение давления в шинах автомобиля ГАЗ-53А  с 0,35 до 0,2 МПа при движении со скоростью 50 км/ч увеличивает расход топлива на 15—20%.

При понижении давления воздуха только в одной передней шине автомобиля ГАЗ-53А с 0,35 до 0,3 МПа расход топлива увеличивается почти на 2%, а при таком же понижении давления во всех шинах - на 4-5%.

Кроме того, нарушение давления воздуха в шинах резко снижает срок их службы и безопасность движе­ния автомобиля.

Давление воздуха установлено для каждого размера шин в зависимости от конструкции автомобиля и оси, на которой она установлена. Это давление следует соб людать при любых климатических и дорожных усло­виях.

Наибольший срок службы автомобильных шин обес­печивается при соблюдении рекомендуемого давления воздуха в шинах. Повышение  и особенно понижение давления по от­ношению к нормальному уменьшает пробег шины. На­пример, незаметное по внешнему виду шины снижение давления на 10% почти настолько же уменьшает ее пробег, а повышение давления на 10 и 20% снижает пробег шины соответственно на 5 и 10%.

Наблюдения показывают, что неправильная и не­своевременная регулировка приборов системы питания, зажигания и газораспределительного механизма
значи­тельно ухудшают экономичность и снижают мощность двигателя.

Например, неисправная работа клапана экономай­зера карбюратора увеличивает расход топлива на 10-15%. При неисправной работе одной искровой свечи зажигания расход топлива в шестицилиндровом дви­гателе увеличивается на 20-25%, а при двух неис­правных свечах - на 50-60%.

Установка более позднего зажигания по отношению к наивыгоднейшему для данного режима работы двига­теля на 15-20° приводит к увеличению расхода топли­ва па различных режимах примерно на 15% и падению мощности двигателя на 10%. Увеличение или уменьшение только зазора между кон­тактами прерывателя-распределителя на 0,1 мм изме­няет угол опережения на 4-5°. Приведенные примеры не исчерпывают всего многообразия случаев влияния качества технического обслуживания на надежность автомобиля в эксплуатации. Однако они убедительно показывают, что качественное и своевременно выпол­ненное техническое обслуживание позволяет значитель­но улучшить техническое состояние автомобиля, повы­сить срок его службы, снизить затраты на эксплуатацию автомобилей и повысить безопасность движения.

 

3.8 Организация ежедневного технического обслуживания

 

При ежедневном техническом обслуживании выполняют при­мерно следующие работы.

Моечные и уборочные работы. Очистить от грязи и снега кабину и платформу кузова, вымыть ав­томобиль, обтереть облицовку радиатора, капот, кры­лья, фары, стекла и стенки кабины, номерные знаки, очистить подъемный механизм.

Контрольные работы. Проверить комплект­ность автомобиля и его техническое состояние. Прове­рить работу агрегатов, механизмов и приборов автомо­биля на ходу.

Смазочные и заправочные работы. Про­верить уровень масла в картере двигателя и, если не­обходимо, долить масло, провернуть рукоятку фильт­ра грубой
очистки масла; проверить уровень топлива в баке и, если необходимо, заправить топливом; прове­рить уровень охлаждающей жидкости и, если необхо­димо, долить ее в радиатор; проверить уровень жидко­сти в бачке насоса опрыскивания ветрового стекла и, если необходимо, долить ее; принять меры против за­мерзания воды в системе охлаждения по окончании работы на линии.

Работы при обслуживании прицепов. Очистить от грязи и снега платформу кузова, вымыть прицеп; проверить состояние кузова, подъемного меха­низма, номерных знаков и окраски, подвески, колес и шин, сцепного устройства; проверить герметичность привода тормозов; проверить действие приборов осве­щения и сигнализации. Моечно-уборочные работы при ежедневном обслу­живании автомобилей выполняет водитель. Кабину и кузов очищают на местах разгрузки перед возвраще­нием автомобиля в автогараж. Автомобиль моют как перед возвращением автомобиля в автохозяйство, так и на посту мойки. Целесообразность мойки авто­мобиля определяет водитель и механик. Перед поста­новкой автомобиля в техническое обслуживание или ремонт в производственные помещения моечно-уборочные работы следует выполнять обязательно в полном объеме.

Топливом, воздухом, маслом и водой автомобиль заправляет водитель при возвращении с линии. Конт­роль технического состояния автомобиля перед выез­дом из автогаража проводят механик и водитель, при работе на линии — водитель, а при возвращении в автогараж—механик вместе с водителем. Качест­во выполнения ежедневного обслуживания оценивает механик.

Ежедневное обслуживание автомобилей всегда вы­полняют по окончании работы на линии в межсменное время.

 

3.9 Организация первого и второго технических обслу­живаний.

 

При первом и втором техническом обслужи­вании выполняют принятый объем работ. Этот объем работ зависит от типа и условий эксплуатации автомо­билей.

При техническом обслуживании автомобилей и при­цепов обычно выполняют и сопутствующий текущий ремонт, объем и содержание которого зависят от мно­гих условий, и поэтому их определяют непосредственно в гараже.

Какие автомобили должны проходить техническое обслуживание, планируют заранее. При указанном планировании номера автомо­билей, которые должны проходить техническое обслу­живание, известны ежедневно механику и водителям. Это позволяет проводить необходимые подготовитель­ные работы для обеспечения своевременного и высоко­качественного обслуживания. Кроме того, при осмотре автомобилей, возвращающихся с линии и находящихся в ремонте, устанавливают потребность в текущем ре­монте. Поэтому механик назначает очередность выпол­нения работ, а затем направляет автомобили на посты обслуживания и ремонта и дает указания водителям  и рабочим-ремонтникам   о   выполнении    соответствующих работ.

При установлении очередности выполнения работ следует учитывать: график выпуска автомобилей на линию, какие автомобили наиболее нужны тому или иному подразделению, наличие необходимых запасных частей и постов. Сначала реко­мендуется выполнять простые и нетрудоемкие работы текущего ремонта и первое техническое обслуживание автомобилей, которые наиболее нужны производ­ству.

Первое техническое обслуживание обычно выпол­нят в межсменное время или при заезде (по расписа­нию) автомобиля с линии в автогараж.

При первом техническом обслуживании работы выполняют без снятия механизмов, узлов и агрегатов.

Мелкие   операции     текущего     ремонта     выполняют одновременно   при   выполнении   работ  первого   технического обслуживания.

Выполнение более трудоемких операций текущего ремонта увеличит время простоя автомобиля на посту, неравномерность загрузки рабочих и постов и приведет к срыву выполнения плана технического обслуживания автомобилей. Поэтому их рекомендуется выпол­нять, одновременно с техническим обслуживанием и те­ми же рабочими при наличии свободных постов и при одновременной работе на посту не более двух рабочих. В других условиях трудоемкие операции текущего ремонта целесообразно выполнять до и после первого технического обслуживания.

За   1—2 дня   до проведения    второго    технического обслуживания  автомобили диагностируют для  лучшего выполнения работ.

Весь объем второго  технического   обслуживания   и текущего   ремонта   автомобиля  выполняют  на  одном и посту    одни  и те же    рабочие-ремонтники   по указанию  механика  или   бригадира   слесарей.   Простой автомобиля   в  обслуживании    должен  быть    не  более одного дня.

Водитель,  принимающий участие в техническом  обслуживании, подчиняется механику.

Если   при   проведении второго    технического обслуживания нельзя убедиться в полной исправности автомобиля, необходимо снимать приборы, узлы  и  агрегаты для их проверки и устранения всех выявленных не­исправностей.

Выполнение сезонного технического обслуживания целесообразно совмещать с очередным вторым техни­ческим обслуживанием или в виде исключения с пер­вым. При этом трудоемкость обслуживания соответст­венно увеличивается. По окончании технического обслу­живания механик проверяет качество выполненной ра­боты и оформляет листок учета.

 

3.10 Организация текущего ремонта автомобилей.

 

Пот­ребность в текущем ремонте автомобилей устанавлива­ют при приеме автомобилей с линии по заявлению во­дителя, при проведении технической диагностики перед постановкой автомобилей в первое и второе техниче­ское обслуживания. Если автомобиль требует текущего ремонта, механик (бригадир) проверяет его техниче­ское состояние, устанавливает причину отказа или не­исправности и способ выполнения ремонта на автомо­биле: со снятием узлов и агрегатов с автомобиля, с полной или частичной разборкой их и т. п.

После этого он дает задание рабочим-ремонтникам и водителям, объясняет причину возникновения неисп­равности автомобиля, знакомит с содержанием работ.

В процессе производства работ механик наблюдает за правильностью их выполнения и оказывает рабочим квалифицированную помощь. Простои автомобилей, свя­занные с выполнением текущего ремонта, должны быть минимальные. Мелкие операции текущего ремонта дви­гателя, системы питания и электрооборудования целе­сообразно выполнять на прогретом автомобиле непо­средственно при возвращении его с линии.

Если в процессе работы необходимо заменить агре­гат или деталь, об этом сообщают механику, который на основании определения технического состояния и срока их работы на автомобиле принимает решение о замене. Разрешение на ремонт агрегата со снятием с автомобиля, т. е. индивидуальным методом, также дает механик автохозяйства на основании диагностики тех­нического состояния агрегата.

Запасные части, приборы, узлы и агрегаты выдают только в обмен на снятые с автомобиля. Неисправные детали и агрегаты складывают в специально отведен ном для этого месте или сдают на склад в обмен на ис­правные.

При установлении причин возникновения ремонта механик должен учитывать, что автохозяйство заинте­ресовано в том, чтобы меньше было ремонтов, так как при этом будет меньше простоев автомобилей, лучшее их использование и ниже затраты.

Во всех случаях установления брака, механик запи­сывает об этом в листке учета, предупреждает рабочего об ответственности за допущенный брак и показывает ему, как нужно выполнять работу.

При организации текущего ремонта необходимо стремиться к применению агрегатно-узлового метода ремонта. Сущность этого метода состоит в замене неис­правных узлов, приборов и агрегатов исправными - но­выми или ранее отремонтированными и находящимися В оборотном фонде автохозяйства. Применение этого метода не только снижает простои автомобилей и зат­раты и текущем ремонте, но и повышает надежность работы автомобилей, улучшает использование рабоче­го времени и производственной базы.

Однако агрегатно-узловой метод нужно применять только в случае экономической целесообразности, ина­че можно не только не получить необходимого технико-экономического эффекта, но и иметь неоправданные потери.

Рассмотрим некоторые случаи целесообразности ис­пользования агрегатно-узлового метода.

Первый случай. Допустим, что время ремонта неисправного агрегата индивидуальным методом превышает выполнение всех других работ на автомобиле. Тогда применение такого метода вызовет увеличение простоя автомобиля на посту. Казалось бы, что для снижения простоя нужно заменить неисправный агрегат исправным из оборотного фонда. Однако это не так. Действительно, если ремонт может быть закончен в межсменное время, то увели­чение времени простоя в ремонте не отразится на выпуске автомобиля па линию. Если к тому же в автохозяйстве имеется достаточ­но постов для ремонта других автомобилей, то увеличение време­ни пребывания на посту автомобиля при индивидуальном методе ремонта агрегата не вызовет дополнительного простоя других автомобилей. Тогда заменять агрегат не следует. Его целесообразно отремонтировать индивидуальным методом и после ремонта установить на автомобиль, с которого он был снят. Однако имеются и

другие условия, которые необходимо учитывать: агрегат может иметь пробег после капитального ремонта больше установленной нормы, часто подвергается текущему ремонту (по данным учета), проводится подготовка парка к уборке урожая, для чего необходимо повышение надежности работы автомобиля. Учитывая все это, механик может принять решение о замене неисправного агрегата исправным из оборотного фонда.

Второй случай. Продолжительность ремонта агрегата боль­ше времени, необходимого для его замены, поэтому увеличивается занятость поста. В это время другие автомобили простаивают в ожидании свободного поста. В этом случае неисправный агрегат следует заменить исправным из оборотного фонда.

Третий случай. Время ремонта агрегата индивидуальным методом вызывает потерю линейного времени автомобиля и увели­чивает время, необходимое для его замены. На первый взгляд ка­жется, что неисправный агрегат нужно заменить

 

исправным из обо­ротного фонда. Однако и при этом нужно учитывать и другие усло­вия. Так, например, агрегат может иметь небольшой пробег после капитального ремонта, ремонт агрегата индивидуальным методом незначительно увеличивает простой автомобиля, увеличение про­стоя автомобиля не нарушает технологический процесс основного сельскохозяйственного производства. Учитывая все это, механик может принять решение о ремонте агрегата индивидуальным мето­дом.

Неснижаемый фонд оборотных агрегатов, узлов и приборов создается и поддерживается благодаря по­ступлению новых, отремонтированных и годных агрега­тов со списанных автомобилей.

 

3.11. Особенности сезонного технического обслуживания автомобилей

 

Эксплуатация автомобилей летом и зимой имеет свои особенности, которые определяются климатиче­скими условиями.

Они сильно влияют на рабочие процессы, происхо­дящие в агрегатах автомобиля, и на качество эксплуа­тационных материалов. Для снижения вредного влия­ния климатических условий на работу автомобиля выпускают сезонные сорта топлив и смазочных матери­алов, охлаждающие жидкости, морозостойкие и тепло­стойкие автомобильные шины и т. п.

Для этого предусматривают проведение сезонного технического обслуживания автомобилей  по под­готовке автогаража и обслуживающего персонала к работе в различные периоды года.

Сезонное техническое обслуживание автомобилей проводят два раза в год: перед наступлением осенне-зимнего и весенне-летнего периодов. Проведение его обычно совмещают с выполнением очередного второго технического обслуживания автомобилей. Тогда сезон­ное техническое обслуживание содержит все работы второго технического обслуживания и дополнительные работы, связанные с подготовкой автомобиля к пред­стоящему сезону эксплуатации.

Рассмотрим содержание основных сезонных работ, которые выполняют только при подготовке автомобилей к эксплуатации в холодное или теплое время года.

Для улучшения передачи тепла от теплоносителя к двигателю при его разогреве перед пуском и для обес­печения нормального теплового режима двигателя сис­тему охлаждения очищают от накипи и илистых отло­жений.

Если накипь незначительна, систему охлаждения до­статочно промыть чистой водой. При этом направление струи промывочной воды должно быть обратным нап­равлению циркуляции охлаждающей жидкости. Чтобы накипь, ржавчина и другие осадки из рубашки охлаж­дения не попадали в радиатор, целесообразно радиатор и рубашку охлаждения двигателя промывать раздель­но. Перед промывкой снимают термостат с двигателя и снаружи радиатор очищают от грязи. Промывают радиатор при отъединенных от двигателя шлангах. Сна­чала удаляют илистые отложения, скопившиеся в ниж­нем резервуаре. Для этого при закрытой пробке подво­дят воду к верхнему патрубку радиатора, затем направ­ление струи воды изменяют на противоположное.

Промывку системы охлаждения считают закончен­ной, когда вода будет выходить чистой.

При большом отложении накипи для промывки применяют различные способы химической очистки. Следует учитывать, что щелочным раствором мож­но удалить только силикатные и гипсовые отложения. Карбонатные и другие виды накипи в щелочном раство­ре не растворяются. Их удаляют кислотным раствором. Для удаления больших отложений накипи применяют 8%-ный раствор товарной ингибированной соляной кис­лоты. Для удаления накипи из системы охлаждения двигателя, имеющего детали из алюминие­вых сплавов, следует применять только кислотный спо­соб.

При очистке системы охлаждения химическими спо­собами необходимо соблюдать меры предосторожности. После промывки системы охлаждения проверяют ее герметичность, исправность термостата и устройства для отключения вентилятора, замеряя температуру их включения и отклонения ее.

Одновременно контролируют состояние и работу жалюзи и шторки. Проверяют состояние датчика и ука­зателя температуры охлаждающей жидкости, натяже­ние ремней привода вентилятора и генератора.

После подготовки двигателя для работы при низких температурах систему охлаждения рекомендуется за­полнить охлаждающей жидкостью, замерзающей при низкой температуре (антифризом).

В качестве такой жидкости наибольшее распространение получили антифризы (смеси этиленгликоля с во­дой) марок 40 и 65, температура замер­зания которых соответственно минус 40 и 65°С.

Коэффициент расширения этиленгликолевых жид­костей при нагревании немного больше, чем воды, поэ­тому антифриз марки 40 заливают на 5-6%, а марки 65 - на 6-8% меньше полного объема системы охлаж­дения. Ценным свойством охлаждающей жидкости, пре­дохраняющей двигатель от размораживания, является то, что при полном замерзании ее объем увеличивается лишь на 0,25%, в то время как вода при замерзании увеличивается в объеме на 9%. При понижении уровня охлаждающей жидкости в радиаторе вследствие испа­рения ее следует учитывать, что количество этиленгли­коля в жидкости благодаря его высокой температуре кипения остается постоянным. Поэтому доливать в ра­диатор следует только чистую мягкую воду. В случае утечки охлаждающей жидкости в систему охлаждения доливают антифриз того же состава. При утечке ох­лаждающей жидкости и доливе воды изменяется ее концентрация и повышается температура замерзания. Поэтому  необходимо проверять  и  доводить до  нор­мы плотность охлаждающей жидкости.

Удельный вес ее проверяют гигрометром  или  арео­метром,   внося   температурную  поправку   в   показания для ареометра 0,006 на 1°С.

Не следует допускать попадания в охлаждающую жидкость нефтепродуктов (бензина, керосина, масла), так как это приводит к вспениванию и выбрасыванию жидкости из системы охлаждения.

Антифриз ядовит, поэтому применять его разреша­ется только после ознакомления всех работников авто­хозяйства с правилами применения.

Следует иметь в виду, что антифриз легко воспла­меняется.

При наступлении нового сезона эксплуатации авто­мобилей заменяют масло в двигателе. Перед этим про­мывают систему смазки маловязким маслом.

Запрещается промывать систему смазки двигателя керосином, так как он смывает масляную пленку с де­талей двигателя. В качестве жидкости для промывки системы смазки двигателя используют смесь, состоя­щую из 50% дизельного  топлива  и  50%  маловязкого  масла  для двигателей или смесь из 45% уайт-спирита, 45% машинного масла СУ и 10% ацетона.

Промывочную жидкость нагревают до 50-60°С и заливают в картер двигателя до необходимого уровня. Затем запускают двигатель, и после работы его в тече­ние 4-5 мин на режиме холостого хода сливают про­мывочную жидкость из картера двигателя и корпусов фильтров грубой и тонкой очистки.

Для промывки системы смазки целесообразно при­менять способ, разработанный ГОСНИТИ. При этом способе ее промывают при неработающем двигателе. Промывка системы смазки не исключает дополнитель­ной очистки и промывки масляных фильтров. Поэтому после промывки системы смазки снимают элемент фильтра грубой очистки масла, очищают его от грязи и промывают в чистом топливе, а при сильном загряз­нении элемент фильтра погружают в ванну с кипящим 10%-ным раствором каустической соды и кипятят до полной очистки элемента фильтра от смолистых отло­жений.

Колпак и корпус фильтров тонкой и грубой очистки масла промывают в дизельном топливе.

Разбирают, очищают и промывают фильтр центро­бежной очистки от отложений. При этом очищают соп­ла ротора.

При разборке и сборке фильтра центробежной очи­стки масла следует соблюдать осторожность, так как вмятины колпака ротора или прогиб оси нарушает ба­лансировку, вследствие чего снижается частота враще­ния и ухудшается эффективность очистки масла.

После очистки и промывки системы смазки двига­теля и ее элементов заменяют элемент фильтра тонкой очистки масла, а в картер двигателя заливают масло, соответствующее сезону.

 

Перед зимней эксплуатацией масляный радиатор целесообразно отключить, так как встречный поток хо­лодного воздуха достаточно охлаждает масло в поддо­не картера двигателя.

Заменяют смазку в агрегатах трансмиссии и руле­вом механизме автомобиля.

Перед заменой смазки необходимо промыть картеры агрегатов.

Масло сливают немедленно после остановки авто­мобиля, пока оно не остыло. Для промывки агрегатов трансмиссии рекомендуется использовать веретенное масло, или дизельное топливо. При этом автомобиль без нагрузки должен проработать не более 5 мин.

При сезонном обслуживании автомобиля, особенно осенне-зимнем, кроме работ, связанных с регулировкой и устранением неисправностей, промывают от загряз­нений и отложений топливные баки, топливопроводы, фильтры и отстойники.

Промывать топливный бак можно непосредственно на автомобиле при помощи пара при избыточном дав­лении 0,025-0,05 МПа или водой, нагретой до 60-70°С. При промывке сливное отверстие топливного бака от­крывают для удаления из него конденсата воды и за­грязнений.

Для промывки топливных баков без снятия их с ав­томобиля можно использовать приспособление-пневмогидромонитор. Ротор пневмогидромонитора с насад­ками устанавливаются в горловину топливного бака. Вытекающая из насадок ротора эмульсия смывает на­леты грязи и отложения со стенок бака. Отработанную промывочную жидкость удаляют через сливное отвер­стие.

Отстойники и элементы фильтров очистки топлива промывают в чистом топливе, а если необходимо, за­меняют.

При подготовке системы питания проверяют ее гер­метичность при помощи прибора НИИАТ. Если в автохозяйстве нет такого прибора, можно использовать ручной воздушный насос.

После промывки и проверки системы питания авто­мобиля в топливные баки заливают топливо соответст­вующего сорта.

Надежность пуска и работы двигателя во многом за­висит от технического состояния приборов электрообо­рудования, поэтому при выполнении сезонного технического   обслуживания   следует   внимательно   проверять состояние приборов электрооборудования.

Прежде всего, необходимо полностью зарядить ак­кумуляторную батарею и не допускать к эксплуатации батареи, разряженные более чем на 25% зимой и более чем на 50% летом.

Следует иметь в виду, что повышение вязкости электролита с понижением температуры ухудшает про­цесс заряда аккумуляторной батареи при работе авто­мобиля, а при температуре минус 30°С батареи практи­чески не заряжаются.

Для улучшения заряда аккумуляторной батареи при низких температурах зимой рекомендуется немного повышать напряжение зарядного электрического тока.

Зимой в случае систематического недозаряда акку­муляторной батареи допускается регулировка регулято­ра напряжения, обеспечивающая увеличение напряже­ния генератора выше значения, указанного в таблице 50, на 1В для автомобилей с 24-вольтовым, на 0,5В с 12-вольтовым и на 0,3В с 6-вольтовым электрооборудова­нием.

Однако при наружной установке аккумуляторной ба­тареи без дополнительного утепления указанное увели­чение напряжения зарядного тока не обеспечивает не­обходимого заряда батареи при низкой температуре.

Поэтому зимой при помощи утеплительных средств или другими способами следует создать нормальный тепловой режим аккумуляторных батарей.

При работе автомобиля на линии в кабине автомо­биля должны быть температура, исключающая перегрев или переохлаждение водителя, хорошая вентиляция ка­бины и отсутствие в ней отработавших газов.

При сезонном обслуживании очищают от пыли и грязи воздуховоды системы вентиляции, проверяют гер­метичность крышек вентиляционных люков, форточек и дверей кабины. Летом отопитель кабины отключают от системы охлаждения двигателя, а при подготовке к зиме водяную систему отопителя очищают и промывают от накипи и отложений.

Водяную систему отопителя промывают и проверя­ют ее герметичность одновременно с проверкой системы охлаждения двигателя. Для этого при помощи кранов и шлангов отопитель подключают к системе охлажде­ния. При этом контролируют состояние трубопроводов и кранов.

До наступления холодов надо провести инструктаж и консультации по особенностям эксплуатации автомо­билей зимой, ознакомить технический персонал с обо­рудованием и средствами, применяющимися в автохо­зяйстве, для облегчения пуска холодных двигателей.

При подготовке зданий к зиме нужно создать нор­мальные условия труда рабочих-ремонтников. В произ­водственных помещениях должно быть тепло, должны исправно действовать вентиляция, отопление, освеще­ние рабочих мест и осмотровых канав. Недопустимы сквозняки в производственных помещениях.

Нужно привести в рабочее состояние и опробовать оборудование для облегчения пуска холодных двигате­лей, средства нагрева воды: водомаслогрейки и водоподогревательные устройства. С наступлением холодов необходимо вывесить на местах стоянки автомобилей, предупреждающие плакаты и таблички об обязатель­ном спуске воды из системы охлаждения.

 

3.12 Разработка организационно-технологической карты на  проведение 

ТО-1 автомобиля ГАЗ – 53А

 

Для лучшей организации работ при выполнении технического обслуживания на все виды ТО по каждой марке автомобилей разрабатываются организационно-технологические карты.

Организационно-технологическая карта составляется на один из видов технического обслуживания автомобиля в целом или одну из его систем. Это документ, в котором указываются последовательность операций, содержание операций, исполнители, оборудование, приспособления, приборы и инструменты, необходимые при выполнении операции, продолжительность выполнения работ и технические условия.

Основными исходными нормативно-техническими документами по составлению операционно-технологических карт на техническое обслуживание являются «Техническое описание и инструкция по эксплуатации», которую прикладывают к автомобилю и разработанные ГОСНИТИ и согласованные с заводами-изготовителями технологии технического обслуживания автомобиля.

Организационно-технологические карты на техническое обслуживание составляются с целью такой организации работ, при которой все операции технического обслуживания выполняются в полном объеме, с высоким качеством и при минимальных затратах труда и простоя автомобиля на техническом обслуживании.

При составлении организационно-технологических карт разработчик должен учесть условия, в которых выполняется техническое обслуживание, а оно может выполняться в полевых условиях, на стационарном пункте технического обслуживания (приспособленном, построенному по типовому проекту и т.д.) с применением различных приборов, оборудования, приспособлений и инструментов. Здесь необходимо учесть обеспеченность хозяйства кадрами соответствующей квалификации.

Нами для примера разработана организационно-технологическая карта на проведение ТО-1 автомобиля ГАЗ-53А. Общая трудоемкость технического обслуживания составила 2,9 часа. В работе участвуют два человека – слесарь и водитель с равномерным распределением рабочего времени по 1,45 часа. Организационно-технологическая карта представлена на листе графической части дипломного проекта формата А1.




Комментарий:

ПЛАНИРОВАНИЕ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ АВТОМОБИЛЕЙ


Рекомендовать другу
50/50         Партнёрка
Отзывы