Главная       Продать работу       Заказать работу       Блог       Контакты       Оплата       О нас       Как мы работаем       Регистрация       Вход в кабинет
Тех. дипломные работы
   автомобили
   спец. техника
   станки
   тех. маш.
   строительство
   электроснабжение
   пищевая промышленность
   водоснабжение
   газоснабжение
   автоматизация
   теплоснабжение
   холодильники
   машиностроение
   др. тех. специальности

Тех. курсовые работы
   автомобили
   спец. техника
   станки
   тех. маш.
   строительство
   детали машин
   электроснабжение
   газоснабжение
   водоснабжение
   пищевая промышленность
   автоматизация
   теплоснабжение
   ТММ
   ВСТИ
   гидравлика и пневматика
   машиностроение
   др. тех. специальности

Тех. дополнения
   Отчеты
   Расчетно-графические работы
   Лекции
   Задачи
   Лабораторные работы
   Литература
   Контрольные работы
   Чертежи и 3D моделирование
   Тех. soft
   Рефераты
   Общий раздел
   Технологический раздел
   Конструкторский раздел
   Эксплуатационный раздел
   БЖД раздел
   Экономический раздел
   Экологический раздел
   Автоматизация раздел
   Расчетные работы

Гум. дипломные работы
   педагогика и психология
   астрономия и космонавтика
   банковское, биржевое дело
   БЖД и экология
   биология и естествознание
   бухгалтерский счет и аудит
   военное дело
   география
   геология
   государство и право
   журналистика и СМИ
   иностранные языки
   история
   коммуникации
   краеведение
   кулинария
   культура и искусство
   литература
   экономика и торговля
   математика
   медицина
   международное отношение
   менеджмент
   политология
   музыка
   религия
   социология
   спорт и туризм
   таможенная система
   физика
   химия
   философия
   финансы
   этика и эстетика
   правознавство

Гум. курсовые работы
   педагогика и психология
   астрономия и космонавтика
   банковское, биржевое дело
   БЖД и экология
   биология и естествознание
   бухгалтерский счет и аудит
   военное дело
   география
   геология
   государство и право
   журналистика и СМИ
   иностранные языки
   история
   коммуникации
   краеведение
   кулинария
   культура и искусство
   литература
   экономика и торговля
   математика
   медицина
   международное отношение
   менеджмент
   политология
   музыка
   религия
   социология
   спорт и туризм
   таможенная система
   физика
   химия
   философия
   финансы
   этика и эстетика
   правознавство

Гум. дополнения
   Отчеты
   Расчетные работы
   Лекции
   Задачи
   Лабораторные работы
   Литература
   Контрольные работы
   Сочинения
   Гум. soft
   Рефераты

Рефераты
   Авиация и космонавтика
   Административное право
   Арбитражный процесс
   Архитектура
   Астрология
   Астрономия
   Банковское дело
   Безопасность жизнедеятельнос
   Биографии
   Биология
   Биология и химия
   Биржевое дело
   Ботаника и сельское хоз-во
   Бухгалтерский учет и аудит
   Валютные отношения
   Ветеринария
   Военная кафедра
   ГДЗ
   География
   Геодезия
   Геология
   Геополитика
   Государство и право
   Гражданское право и процесс
   Делопроизводство
   Деньги и кредит
   ЕГЭ
   Естествознание
   Журналистика
   ЗНО
   Зоология
   Издательское дело и полиграф
   Инвестиции
   Иностранный язык
   Информатика
   Информатика, программировани
   Исторические личности
   История
   История техники
   Кибернетика
   Коммуникации и связь
   Компьютерные науки
   Косметология
   Краеведение и этнография
   Краткое содержание произведе
   Криминалистика
   Криминология
   Криптология
   Кулинария
   Культура и искусство
   Культурология
   Литература : зарубежная
   Литература и русский язык
   Логика
   Логистика
   Маркетинг
   Математика
   Медицина, здоровье
   Медицинские науки
   Международное публичное прав
   Международное частное право
   Международные отношения
   Менеджмент
   Металлургия
   Москвоведение
   Музыка
   Муниципальное право
   Налоги, налогообложение
   Наука и техника
   Начертательная геометрия
   Оккультизм и уфология
   Остальные рефераты
   Педагогика
   Политология
   Право
   Право, юриспруденция
   Предпринимательство
   Прикладные науки
   Промышленность, производство
   Психология
   психология, педагогика
   Радиоэлектроника
   Реклама
   Религия и мифология
   Риторика
   Сексология
   Социология
   Статистика
   Страхование
   Строительные науки
   Строительство
   Схемотехника
   Таможенная система
   Теория государства и права
   Теория организации
   Теплотехника
   Технология
   Товароведение
   Транспорт
   Трудовое право
   Туризм
   Уголовное право и процесс
   Управление
   Управленческие науки
   Физика
   Физкультура и спорт
   Философия
   Финансовые науки
   Финансы
   Фотография
   Химия
   Хозяйственное право
   Цифровые устройства
   Экологическое право
   Экология
   Экономика
   Экономико-математическое мод
   Экономическая география
   Экономическая теория
   Этика
   Юриспруденция
   Языковедение
   Языкознание, филология

Главная > Тех. дипломные работы > автомобили
Название:
Реечный механизм рулевого управления автомоби-ля “ВАЗ – 2109”

Тип: Дипломные работы
Категория: Тех. дипломные работы
Подкатегория: автомобили

Цена:
1 грн



Подробное описание:

Анотация

Дипломный прект содержит: 7 листов формата А-1, пояснительную записку объемом 61 страница, 20 рисунков, 4 таблицы, список использо-ванной литературы в количестве 6 источников.
Объект ремонта – реечный механизм рулевого управления автомоби-ля “ВАЗ – 2109”.
Цель дипломной работы – разработать технологический процесс по ремонту, реставрации и анализу послеремонтного состояния механизма ру-левого управления с рейкой.
Проанализировать существующие технологические процессы работы механизма рулевого управления автомобиля и восстановление его деталей.
Рассмотреть особенности работы различных деталей механизма руле-вого управления автомобиля.
Разработать рациональный технологический процесс ремонта меха-низма рулевого управления автомобиля и оптимальную технологию восста-новления изношенных деталей.
Разработанный проект станции технического обслуживания автомоби-лей может быть полезным в работе проектных организаций.
Технологический процесс по ремонту, реставрации и анализу послере-монтного состояния механизма рулевого управления с рейкой может быть использован на станциях технического обслуживания.
Результаты дипломного проекта могут быть использованы на авто-транспортных предприятиях.

 

 


Перечень ключевых слов:
ШАРОВЫЙ ШАРНИР РУЛЕВОЙ ТЯГИ, ПРИВОДНАЯ ШЕСТЕРНЯ, РЕЙКА РУЛЕВОГО МЕХАНИЗМА, ЭЛАСТИЧНАЯ МУФТА, ГРЯЗЕЗА-ЩИТНЫЙ ЧЕХОЛ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС ВОССТАНОВЛЕ-НИЯ ДЕТАЛИ, ЛЮФТМЕТР, СТАНЦИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИ-ВАНИЯ, ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ, ПЕРВОЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ, ВТОРОЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ, СЕ-ЗОННОЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ, ТЕКУЩИЙ РЕМОНТ, КА-ПИТАЛЬНЫЙ РЕМОНТ, ТЕХНИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ, ТЕХНИЧЕСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ, ТЕХНИЧЕСКИЙ РЕМОНТ, ДИАГНОСТИРОВАНИЕ, ТЕХНИЧЕСКИЙ ОСМОТР, ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ, ТРУДОЁМКОСТЬ, РЕСТАВРАЦИЯ, АНАЛИЗ ПОСЛЕРЕМОНТНОГО СОСТОЯНИЯ.

 

 

 

 

 

 

 


Содержание

ВВЕДЕНИЕ 7
І. Виды рулевых реек.
ІІ. Ремонт рулевого механизма.
2.1. Особенности устройства механизма рулевого управления
2.2. Осмотр и проверка рулевого управления в автомобиле
2.3. Снятие и установка на автомобиль
2.4. Разборка-сборка механизма рулевого управления.
2.5. Проверка технического состояния.
Характерные неисправности рулевого управления
2.7. Расчет трудоемкости ремонта и годового объема работ, распределе-ние трудоемкости по видам работ.
2.8. Технологический процесс ремонта и реставрации рейки рулевого механизма.
ІІІ. Приспособления разборки-сборки и диагностики.
3.1. Стенд для разборки рулевого механизма.
3.2. Съемник шаровых шарниров.
3.3. Индикатор измерения шаровых шарниров
3.4. Индикатор герметичности грязезащитных чехлов
3.5. Люфт метр
3.6. Проверка и регулировка люфта в шарнирных соединениях.
3.7. Универсальный съемник пальцев рулевых тяг.
3.8. Замена шарниров рулевых тяг.
ІV. Планировка производственного участка по ремонту рулевого управ-ления
4.1. Расчет уровня механизации
4.2. Расчет степени механизации
4.3. Расчет площади оборудования участка
4.4. Расчет себестоимости ремонта узла
Заключение
Список используемой литературы

 


9
18
18
20
21
22
34
36
39

40

41
41
41
42
42
42
44
45

49
50
50
50
51
58
60
61

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


ВВЕДЕНИЕ
В процессе эксплуатации автомобиля его рабочее свойство постепенно ухудшается из-за изнашивания деталей. Исправным считают автомобиль, который соответствует всем требованиям нормативно-технологической до-кументации. Работоспособный автомобиль в отличие от исправного должен удовлетворять лишь тем требованиям, выполнение которых позволяет ис-пользовать его по назначению без угрозы безопасности движения. Повреж-дением называют переход автомобилей в неисправные, но в работоспособные состояние. Отказом называют переход автомобиля в неработоспособное состояние. Текущий ремонт автомобиля производят на автотранспортных предприятиях он должен обеспечивать гарантированную работоспособность автомобиля на пробеге другого очередного планового ремонта. При длитель-ной эксплуатации автомобиля достигают такого состояния, когда их ремонт в условиях АТП становиться невозможным или экономически нецелесообраз-ным, в этом случае они направляются на авторемонтное предприятие.
Около 70-75% деталей автомобиля поступившие на капитальный ре-монт, может поступать повторно либо без ремонта, либо после их восстанов-ления. К ним относятся большинство наиболее сложных и дорогостоящих деталей, а так же и валы, оси, цапфы и другие. Стоимость восстановления этих деталей не превышает 10-50% стоимости их изготовления при этом дос-тигается большая экономия металла и энергетических ресурсов.
Если заглянуть в Правила дорожного движения и найти перечень неис-правностей, при которых запрещается дальнейшее движение автомобиля (п.2.3.1.), то на первом месте стоит неработоспособная тормозная система, а рулевое управление только на втором. Объективно это неправильно, при оп-ределенных навыках вождения автомобиля в экстренной ситуации, можно остановиться и без тормозов. А вот когда отказывает рулевое управление, то

последствия будут куда хуже, чем если бы отказали тормоза.
Чтобы этот кошмар не произошел с нами наяву, необходимо просто помнить о серьезности последствий неисправностей рулевого управления и прислушиваться к своим ощущениям во время движения автомобиля. Звуки и вибрации обычно подсказывают месторасположение «заболевшего» органа автомобиля. И если появилось подозрение на неисправность в рулевом управлении, то следует немедленно, самостоятельно или с помощью специа-листа, найти эту неисправность и устранить ее.

 

 

 

 

 

 

 

 

 


І. Виды рулевых реек.
Наиболее распространенными являются три вида конструкций рулевых реек:
I вид конструкций рулевых реек с гидроусилителем руля бывает двух типов:
Без серватроника (Рис. 1.1)

Рис. 1.1
С серватроником (рис. 1.2)

Рис. 1.2
II вид конструкций рулевых реек с гидроусилителем руля бывает двух типов:
Без серватроника (рис. 1.3)

Рис. 1.3
С серватроником (рис. 1.4)

Рис. 1.4
III вид конструкций - механические рулевые рейки - бывают двух ти-пов.
1-й тип (рис. 1.5)

Рис. 1.5
2-й тип (рис. 1.6)

Рис. 1.6

Устройство рулевой рейки без серватроника 1-й вид (рис. 1.7):
1. вал рулевой рейки, 2. корпус рулевой рейки, 3. золотник, 4. верхний подшипник, 5. золотника , 6. крышка золотника, 6. средний подшипник зо-лотника, 7. регулировочный прижим, 8. пружина, 9. гайка регулировочного прижима, 10. тубопровод рулевой рейки, 11. тубопровод рулевой рейки, 12. рулевая тяга, 13. пыльник рулевой тяги, 14. наконечник рулевой тяги, 15. правая втулка, 16. рулевая тяга, 17. пыльник рулевой тяги, 18. наконечник рулевой тяги, 19. хомут пыльника, рулевой тяги, 20. хомут пыльника рулевой тяги,


Рис. 1.7
21. стопорное кольцо, 22. уплотнительное кольцо, 23. правая втулка скольжения, 24. сальник силового цилиндра, 25. уплотнительное кольцо поршня, 26. уплотнительное кольцо поршня, 27. сальник силового цилиндра, 28. втулка скольжения, 29. уплотнительное кольцо, 30. хомут пыльника руле-вой тяги, 31. хомут пыльника рулевой тяги. 32. вкладыш прижима, 33. уплот-нительное кольцо, 34. уплотнительное кольцо, 35. уплотнительное кольцо трубопровода, 36. уплотнительное кольцо трубопровода, 37. средний сальник золотника, 38. уплотнительные кольца золотника, 39. верхний сальник золот-ника, 40. уплотнительное кольцо втулки золотника, 41. грязесъемник

Устройство рулевой рейки с серватроником 1-й вид (рис. 1.8)


Рис. 1.8
1. вал рулевой рейки, 2. корпус рулевой рейки, 3. нижний подшипник золотника, 4. крышка нижнего подшипника золотника, 5. золотник, 6. крышка золотника, 7. регулировочный клапан, 8. датчик серватроника, 9. прижим, 10. пружина, 11. гайка прижима, 12. трубопровод рулевой рейки, 13. трубо-провод рулевой рейки, 15. рулевая тяга, 16. пыльник рулевой тяги, 17. нако-нечник рулевой тяги, 18. правая втулка, 19. рулевая тяга, пыльник рулевой тяги 20. наконечник рулевой тяги, 21. хомут пыльника рулевой тяги, 22. хо-мут пыльника рулевой тяги, 23. стопорное кольцо, 24. уплотнительное коль-цо, 25. втулка скольжения, 26. сальник силового цилиндра, 27. уплотнитель-ное кольцо поршня, 28. уплотнительное кольцо поршня, 29. сальник силового цилиндра, 30. втулка скольжения, 31. уплотнительное кольцо, 32. хомут пыльника рулевой тяги, 33. хомут пыльника рулевой тяги, 34. уплотнительное кольцо, 35. уплотнительное кольцо, 36уплотнительное кольцо, 37. уплотнительное кольцо, 38. вкладыш прижима, 39. нижний сальник золотника, 40. уплотнительные кольца золотника, 41. верхний слаьник золотника, 42. уплотнительное кольцо, 43. грязесъемник, 44. уплотнительное кольцо, 45. уплотнительные кольца, 46. фильтр серватроника, 47.уплотнительные кольца.

Устройство рулевой рейки без серватроника 2-й вид (рис. 1.9)
1. вал рулевой рейки, 2. корпус рулевой рейки , 3. нижний подшипник золот-ника , 4. фланец , 5. корпус силового цилиндра, 6. силовой цилиндр, 7. пыль-ник рулевой рейки, 8. заглушка, 9. корпус золотника, 10. золотник, 11. при-жим, 12. направляющая прижима, 13. пружина, 14. фиксатор прижима, 15. трубопровод рулевой рейки, 16. трубопровод рулевой рейки, 17. уплотни-тельныые кольца (8 шт), 18. уплотнительное кольцо, 19. уплотнительные кольца золотника, 20. верхний сальник золотника, 21. уплотнительное коль-цо, 22. нижний сальник золотника, 23. стопорное кольцо, 24. уплотнительное кольцо, 25. уплотнительное кольцо, 26. уплотнительное кольцо, 27. уплотни-тельное кольцо, 28. уплотнение поршня, 29. уплотнение силового цилиндра, 30. хомут пыльника рулевой рейки, 31. хомут пыльника рулевой рейки.


Рис. 1.9
Устройство рулевой рейки с серватроником 2-й вид (рис. 1.10)
1. вал рулевой рейки, 2. корпус рулевой рейки, 3. нижний подшипник золотника, 4. золотник, 5. датчик серватроника, 6. корпус золотника, 7. регу-лировочный клапан серватроника, 8. регулятор серватроника, 9. вкладышы прижима, 10. Направляющая прижима, 11. пружина, 12. фиксатор прижима, 13. трубопровод рулевой рейки, 14. трубопровод рулевой рейки, 15. средняя втулка скольжения, 16. фланец, 17. корпус силового цилиндра, 18. силовой цилиндр, 19. пыльник рулевой рейки, 20. хомут пыльника, 21. хомут пыльни-ка, 22. уплотнения поршня, 23. уплотнения силового цилиндра, 24. втулка скольжения, 25. уплотнительное кольцо, 26. уплотнительные кольца, 27. уп-лотнительное кольцо, 28. уплотнительные кольца, 29. заглушка, 30. стопор-ное кольцо, 31. нижний сальник золотника, 32. уплотнительные кольца зо-лотника, 33. уплотнительные кольца датчика серватроника, 34. уплотни-тельные кольца регулятора серватроника, 35. уплотнительное кольцо, 36. верхний сальник золотника, 37. уплотнительное кольцо, 38. уплотнительные кольца,


Рис. 1.10
39. фильтр серватроника, 40. уплотнительные кольца, 41. уплотнительное кольцо, 42. уплотнительные кольца трубопроводов.

Механическая рулевая рейка 1-й вид (рис. 1.11)
1. вал рулевой рейки, 2. корпус рулевой рейки, 3. регулировочный прижим, 4. пружина, 5. гайка прижима, 6. первичный вал, 7. верхний под-шипник, 8. правая втулка, 9. скольжения, 10. уплотнение втулки скольжения, 11. уплотнение втулки скольжения, 12. левая втулка скольжения, 13. вкла-дыш прижима, 14. уплотнительное кольцо прижима, 15. уплотнительное кольцо прижима, 16. верхний подшипник золотника, 17. уплотнительное кольцо, 18. уплотнительное кольцо, 19. верхний сальник золотника, 20. гря-зесъемник.


Рис. 1.11

Механическая рулевая рейка 2-й вид (рис. 1.12)
1. вал рулевой рейки, 2. корпус рулевой рейки, 3. заглушка, 4. на-правляющая правой втулки скольжения, 5. корпус золотника, 6. первичный вал, 7. нижний подшипник, 8. регулировочный прижим, 9. пружина, 11. на-правляющая пружина, 12. фиксатор прижима, 13. пыльник рулевой рейки, 14. правая втулка скольжения, 15. средняя втулка скольжения, 16. уплотнитель-ное кольцо, 17. уплотнительное кольцо, 18. левая втулка скольжения, 19. сто-порное кольцо, 20. хомут пыльника, 21. уплотнительное кольцо корпуса зо-лотника, 22. уплотнительное кольцо, 23. верхний сальник золотника.


Рис. 1.12

 

 

 

 

 

 

ІІ. Ремонт рулевого механизма.
2.1. Особенности устройства механизма рулевого управления
Рулевое управление – с реечным рулевым механизмом и с демпфи-рующим элементом на рулевом колесе.
В картере 18 (рис.2.1.) рулевого механизма на роликовом 29 и шарико-вом 31 подшипниках установлена приводная шестерня 30, которая находится в зацеплении с рейкой 17.
Рейка поджимается к шестерне пружиной 40 через металлокерамиче-ский упор 39, который уплотнен в картере резиновым кольцом 37. Пружина упирается в гайку 41 со стопорным кольцом 38, создающим сопротивление отворачиванию гайки.
Шариковый подшипник шестерни поджимается гайкой 35 с уплотни-тельным кольцом 34. Гайка стопорится в картере шайбой и закрывается пыльником 36, насаженным на вал приводной шестерни.
На картере рулевого механизма и на пыльнике имеются метки А и В для правильной сборки рулевого механизма.
На картер рулевого механизма с левой стороны надевается защитный колпачок 28, с правой - напрессовывается труба, имеющая продольный паз. Через паз трубы и отверстия защитного чехла 11 проходят распорные втулки резинометаллических шарниров внутренних наконечников 6 и 8 рулевых тяг.
Тяги рулевого привода крепятся к рейке болтами 7, которые проходят через соединительную пластину 12 и распорные втулки резинометаллических шарниров 14. Фиксируются болты стопорной пластиной 13.
Вал 25 рулевого управления соединяется с приводной шестерней 30 нижним фланцем 20 эластичной муфты.

 

 

 

 

 

 

 

 


Рис. 2.1. Рулевое управление:
1 – наконечник рулевой тяги; 2 – шаровой шарнир наконечника; 3 – по-воротный рычаг; 4 – контргайка; 5 – тяга; 6, 8 – внутренние наконечники рулевых тяг; 7 – болты крепления рулевых тяг к рейке; 9 – скоба крепления рулевого механизма; 10 – опора рулевого механизма; 11 – защитный чехол; 12 – соединительная пластина; 13 – стопорная пластина; 14 – резинометал-лический шарнир; 15 – демпфирующее кольцо; 16 – опорная рулевого меха-низма; 17 – рейка; 18 – картер рулевого управления; 19 – стяжной болт муфты; 20 – нижний фланец эластичной муфты; 21 – верхняя часть облицо-вочного кожуха; 22 – демпфер; 23 – рулевое колесо; 24 – шариковый под-шипник; 25 – вал рулевого управления; 26 – нижняя часть облицовочного кожуха; 27 – кронштейн крепления вала рулевого управления; 28 – защитный колпачок; 29 – роликовый подшипник; 30 – приводная шестерня; 31 – шариковый подшипник; 32 – стопорное кольцо; 33 – защитная шайба; 34 – уплотнительное кольцо; 35 – гайка подшипника; 36 – упор рейки; 37 – уплотнительное кольцо упора; 38 – стопорное кольцо гайки упора; 39 – упор рейки; 40 – пружина; 41 – гайка упора; 42 – палец шарового шарнира; 43 – защитный колпачок 44 – вкладыш шарового пальца А – метка на пыль-нике; В – метка на картере рулевого механизма; С – плоскость шарового шарнира; D - плоскость опорной поверхности поворотного рычага.

2.2. Осмотр и проверка рулевого управления в автомобиле
При каждом техническом обслуживании автомобиля проверяйте со-стояние защитного чехла 11 (см. рис. 2.2.), колпачков 43 шарниров тяг и плотность их посадки.
Их необходимо заменять при наличии трещин, разрывов и других де-фектов, нарушающих их герметичность.
Убедитесь, что при прямолинейном положении колес автомобиля спица рулевого колеса располагается горизонтально. В противном случае опре-делите причину неисправности и устраните ее.
Поворачивая рулевое колесо от упора до упора, проверьте визуально и на слух:
- надежность крепления рулевого механизма и рулевого колеса;
- нет ли зазора в резинометаллических шарнирах 14, в шарни-рах 2 рулевых тяг и в заклепочном и шлицевом соединениях эластичной муфты вала руля;
- надежность затяжки и стопорения болтов 7 крепления тяг к рейке и гаек пальцев шаровых шарниров 2;
- нет ли заеданий и помех, препятствующих повороту рулевого колеса.
Если будут обнаружены стуки и заедания, отсоедините поперечные тяги от поворотных рычагов телескопических стоек подвески и повторите про-верку. Убедившись, что стуки и заедания исходят от рулевого управления, снимите его с автомобиля и проверьте величину зазора между упором рейки и гайкой.
Максимально допустимый зазор между упором и гайкой 0,2 мм. При необходимости замените изношенные детали и отрегулируйте зазор между упором и гайкой.

2.3. Снятие и установка на автомобиль
Снятие. Установите автомобиль на подъемник или смотровую канаву и выполните следующие операции:
• поднимите капот автомобиля и, вывернув колеса автомобиля вправо (влево), расшплинтуйте гайки пальцев шаровых шарниров, затем выпрессуйте пальцы из поворотных рычагов стоек подвески;
• действуя из салона кузова, отверните и снимите стяжной болт 6 (рис.189) фланца соединительной муфты вала рулевого управления;
• снимите облицовочный кожух 8 и 12 рулевой колонки;
• разъедините штепсельный разъем проводов переключателей и вы-ключателя зажигания;
• отверните болты и гайки крепления вала рулевого управления к кронштейну кузова и снимите кронштейн 11 в сборе с валом 7 и рулевым ко-лесом 9, протягивая их в салон кузова;
• действуя со стороны отсека двигателя, отверните гайки крепления скоб 1, крепящих рулевой механизм к передку кузова;
• подайте вперед рулевой механизм до выхода шестерни из отверстия передка кузова;
• снимите рулевой механизм в сборе с тягами, протягивая его в сторону правого колеса.
Установку рулевого управления производите в обратном порядке с учетом следующего:
- перед монтажом рулевого механизма установите спицу рулевого ко-леса горизонтально и совместите метки А (см. рис. 4.3.) и В на пыльнике и на картере рулевого механизма (лыска на валу приводной шестерни должна быть обращена вправо по ходу движения автомобиля), и в этом положении соеди-ните вал рулевого управления с валом приводной шестерни;
- гайки пальцев шаровых шарниров тяг после затягивания динамомет-рическим ключом шплинтуйте. Если вырез гайки не совпадает с отверстием для шплинта, то гайку доверните на угол меньше 60 для обеспечения шплинтовки;
- для облегчения установки скоб 9, крепящих рулевой механизм, смажьте резиновые опоры 10 омыловочной жидкостью.

2.4. разборка-сборка механизма рулевого управления.
Таблица 2.1.
Карта разборки сборки механизма рулевого управления.
№ Операция Эскиз
Разборка
1 Выверните два болта и гайки и сни-мите кронштейн маслопровода, затем отделите четыре маслопровода от ру-левой передачи.
2 Перед отворачиванием наконечника рулевой тяги отметьте взаимное рас-положение рулевой тяги, контргайки и наконечника рулевой тяги.
3 Ослабьте контргайку и отверните на-конечник рулевой тяги с рулевой тяги.
4 Тонкой выколоткой и молотком вы-бейте пружинный штифт.
5 Отверните контргайку фиксации пробки.
6 Выверните пробку.
7 Снимите пружину и скользящий упор.
8 Выверните контргайку.
9 Закрепите картер рулевой передачи в тисках и снимите вал шестерни.
10 Снимите втулку рулевой передачи.
11 Специальным инструментом вы-двиньте зубчатую рейку из картера со стороны вала шестерни.
12 Установите специальный инструмент к резьбовой части передачи со стороны кожуха шестерни.
13 Снимите уплотнение при выдвигании зубчатой рейки.
14 Вставьте специальный инструмент со стороны вала шестерни так, чтобы он вошел в контакт с распорной втулкой.
15 Установите второй специальный ин-струмент со стороны противополож-ной уже установленному ранее под-ходящему инструменту.
16 Закрепите картер рулевой передачи в тисках.
17 Выбейте подшипник и уплотнение рейки из картера.
18 Специальным инструментом выбейте нижний подшипник из картера.
Проверка
1 Проверьте детали рулевой передачи на отсутствие трещин или поврежде-ний, а также на неравномерность из-носа зубьев рейки. При необходимо-сти, замените изношенные детали.
2 Проверьте уплотнительные кольца на отсутствие неравномерного износа и повреждений. При необходимости, замените изношенные детали.
3 Установите зубчатую рейку на V-образных блоках и индикатором часо-вого типа измерьте прогиб рейки. Если прогиб превышает допустимое значение, замените рейку.

Прогиб: 0,15 мм
Сборка
1. Установите резиновые опоры на кар-тер рулевой передачи.
2. Пластиковым молотком установите кронштейны.
3. Нанесите тонкий слой трансмиссион-ной жидкости на уплотнительное кольцо круглого сечения и уплотни-тельное кольцо..
4. Установите уплотнительное кольцо круглого сечения в канавку зубчатой рейки.
5. Установите уплотнительное кольцо в канавку зубчатой рейки.
6. Вручную установите уплотнительное кольцо так, чтобы оно вошло в канав-ку.
7. Нанесите тонкий слой смазки на пло-скую поверхность вставки кожуха.
8. Соедините уплотнение рейки со сма-занной плоской поверхностью вставки кожуха.
9. Нанесите тонкий слой трансмиссион-ной жидкости на внутреннюю и внешнюю части вставки кожуха и уп-лотнение рейки.
10. Установите вставку кожуха и уплот-нение рейки на специальный инстру-мент.
11. Вставьте специальный инструмент в гнездо вала шестерни.
12. Наверните и затяните гайки специ-ального инструмента.
13. Возвратите вал специального инстру-мента насколько возможно и вдавите уплотнительное кольцо и вставку ко-жуха.
14. Снимите специальный инструмент.
15. Нанесите смазку на литиевой основе (NLGI №2) на поверхность трения и зубья зубчатой рейки.
16. Специальным инструментом вдвиньте зубчатую рейку в картер рулевой пе-редачи со стороны шестерни привода.
17. Снимите специальный инструмент.
18. Нанесите сбой герметика на резьбо-вую часть втулки.
19. Установите втулку в картер рулевой передачи.
20. Затяните втулку, при этом уплотнение рейки должно войте в трубу.

Момент затяжки: 88–98 Н•м
21. Соедините специальный инструмент с кожухом цилиндра.
22. Соедините вакуумный насос со спе-циальным инструментом.
23. Создайте разрежение 400 мм. рт. ст.
24. Проверьте, что вакуум поддерживает-ся в течение как минимум 30 секунд. В противном случае проверьте уплот-нение и сборку.
25. Закрепите кожух шестерни в тисках так, чтобы более низкое отверстие для подшипника было направлено вверх.
26. Нанесите тонкий слой трансмиссион-ной жидкости на нижний подшипник и установите его в картер.
27. Вдавите подшипник в картер шестерни крышкой шестерни. Затяните пробку до момента резкого увеличения прилагаемого крутящего момента.
28. Нанесите смазку на литиевой основе (NLGI №2) на зубья шестерни.
29. Нанесите тонкий слой трансмиссион-ной жидкости на уплотнительное кольцо и поверхность трения регули-рующего клапана.
30. Установите вал шестерни в картер.
31. Нанесите тонкий слой трансмиссион-ной жидкости на подшипник вала и установите его
32. Нанесите тонкий слой трансмиссион-ной жидкости на масляное уплотни-тельное кольцо и смажьте выступ смазочным материалом на литиевой основе (NLGI №2).
33. Установите специальный инструмент (втулку) на шлицы вала шестерни.
34. Надвигая по специальному инстру-менту (втулке) установите масляное уплотнительное кольцо в картер руле-вой передачи.
35. Втулкой соответствующего диаметра и молотком установите масляное уп-лотнительное кольцо так, чтобы видно было углубление для установки пружинного кольца.
36. Временно установите соединитель со стороны трубы картера рулевой пере-дачи.
37. Наверните контргайку на вал шестер-ни до контакта соединительной тяги трубой картера рулевой передачи.
38. Затяните контргайку.

Момент затяжки: 39–49 Н•м
39. Нанесите тонкий слой герметика на резьбу крышки картера.
40. Установите крышку картера.

Момент затяжки: 44–54 Н•м
41. Керном, в двух местах, зачеканьте крышку в картере.
42. Закрепите картер рулевой передачи в тисках так, чтобы скользящий упор находился сверху.
43. Смажьте скользящий упор смазочным материалом на литиевой основе (NLGI №2).
44. Установите скользящий упор в картер.
45. Установите зубчатую рейку в цен-тральном положении.
46. Затяните пробку скользящего упора моментом затяжки 9,8 Н•м и ослабьте ее.
47. Затяните пробку скользящего упора моментом затяжки 4,9±0,5 Н•м затем ослабьте ее на 45°.
48. Нанесите тонкий слой герметика на резьбу пробки скользящего упора.
49. Установите, и затяните контргайку.

Момент затяжки: 49–59 Н•м
50. Закрепите картер рулевой передачи в тисках.
51. Установите рулевую тягу на рулевую передачу.

Момент затяжки: 108–128 Н•м
52. Установите новый цилиндрический штифт.
53. Заполните новый защитный чехол ру-левой передачи требуемым количест-вом смазочного материала.
54. Нанесите тонкий слой герметика на поверхность защитного чехла, уста-навливаемую на картер рулевой пере-дачи.
55. Нанесите тонкий слой смазочного ма-териала на внутреннюю поверхность защитного чехла, устанавливаемую на рулевую тягу.
56. Надвигая по рулевой тяге, установите защитный чехол рулевой передачи. Закрепите большую сторону чехла проволокой обернув ее на два оборота и закрутите концы проволоки 4–4,5 раза.
57. Закрепите чехол с меньшей стороны хомутом.
58. Наверните контргайку рулевой тяги, и совместите метки, нанесенные перед выворачиванием гайки. Наверните на-конечник рулевой тяги, и совместите метки, нанесенные перед выворачива-нием наконечника. Затяните контр-гайку наконечника рулевой тяги.
59. Закрепите картер рулевой передачи в тисках так, чтобы отверстия для мас-лопроводов располагались сверху.
60. Установите кронштейн маслопровода к маслопроводам и картеру рулевой передачи и закрепите двумя болтами и гайками.

Момент затяжки: 39–49 Н•м


2.5. Проверка технического состояния. Промойте полости картера рулевого механизма и все металлические детали в керосине. Резиновые детали промойте теплой водой и протрите чистой тряпкой.
Внимательно осмотрите, нет ли на рабочих поверхностях шестерни 5 и рейки 13 следов износа, задиров или рисок. Незначительные повреждения устраните мелкозернистой шлифовальной шкуркой или бархатным напиль-ником. Изношенные и поврежденные детали замените.
Шариковый подшипник 6 должен вращаться свободно, без заеданий на поверхности колец и шариков не должно быть износа и следов заедания. Иг-лы и обойма роликового подшипника 4 не должны иметь износа и поврежде-ний. При малейшем сомнении подшипники замените.
Проверьте состояние защитного чехла 20 и колпачков. Если они имеют трещины, разрывы и неплотную посадку на деталях, замените их новыми.
Проверьте по осевому и радиальному зазору состояние шаровых шар-ниров рулевых тяг. Если ощущается свободный ход в шаровом шарнире или в него попали грязь, песок, а также при появлении коррозии на шаровом пальце и при полном использовании хода упорного вкладыша, замените шарнир в сборе с наконечником тяги.
Проверьте состояние резинометаллических шарниров наконечников тяг. Изношенные и поврежденные шарниры замените.
Проверьте состояние опорной втулки 2 рейки и ее посадку в картере рулевого механизма. Поврежденную втулку замените.
Проверьте состояние эластичной муфты вала руля, обращая внимание на прочность заклепочного соединения, на состояние шлиц у нижнего фланца и состояние резиновой части муфты.
При ослаблении заклепочного соединения замените заклепки, при из-носе шлиц – нижний фланец. Не допускаются трещины и расслоения на ре-зиновой части муфты; в этих случаях муфту замените.
Если зазор в заклепочном соединении муфты невозможно устранить заменой заклепок, замените эластичную муфту в сборе с валом руля.
Уплотнительные кольца упора рейки, гайки подшипника приводной шестерни и резиновые кольца опорной втулки рейки заменяйте новыми неза-висимо от их технического состояния. Разовое использование имеют также хомуты, стопорная шайба 11 и стопорная пластина 23.


2.6. Характерные неисправности рулевого управления
Характерными отказами и неисправностями рулевого управления яв-ляются: ослабление крепления картера рулевого механизма, повышенный из-нос деталей рулевого механизма, шаровых сочленений тяг и рычагов, ослаб-ление крепления рулевого колеса и рулевой колонки, выкрашивание червяч-ной пары и неправильная регулировка (чрезмерная затяжка деталей) рулевого механизма.
Неисправностями гидроусилителя рулевого привода являются:
недостаточный или слишком высокий уровень масла в бачке насоса, наличие воздуха (пена в масляном бачке) или воды в системе, неисправность насоса, повышенная утечка масла в рулевом механизме, засорение фильтров, неисправная работа перепускного или предохранительного клапана насоса (периодическое зависание, заедание, отворачивание седла), недостаточное натяжение ремня привода насоса.
Указанные неисправности приводят к возрастанию свободного хода (люфта) рулевого колеса, усилия на проворачивание обода рулевого колеса при повороте, стуков в рулевом механизме, к появлению масла из сапуна на-соса (гидроусилителя рулевого колеса) и т. д. Возможно заедание или закли-нивание рулевого механизма.
Усилие, прикладываемое к ободу рулевого колеса при вывешенных ко-лесах, должно быть в пределах для легковых автомобилей: 7-12 Н. Проверя-ют также крепление и состояние шарнирных сочленений тяг рулевого приво-да. Люфт определяют при помощи динамометра-люфтометра закрепленного на ободе рулевого колеса зажимами 1.
Угловое перемещение колеса определяют под действием силы в 10 Н, прилагаемой к динамометру 2. На автомобилях с гидравлическим усилителем рулевого управления люфт измеряют при работающем двигателе.
Определение суммарного люфта не дает представления о том, за счет какого сопряжения или узла произошло его увеличение, если предварительно не проверить и подтянуть картер рулевого механизма, рулевую сошку;

 

 

 

 

 

 

 


Рис. 2.7. Динамометр-люфтметр

устранить зазоры в шарнирах рулевых тяг; проверить давление воздуха в шинах и регулировку подшипников колес.
При ЕО проверяют герметичность соединений гидроусилителя. Убеж-даются в отсутствии подтекания жидкости. При необходимости подтягивают крепления.
Проверяют состояние привода рулевого управления внешним осмот-ром, убедившись в наличии шплинтов, гаек пальцев шарнирных соединений и в отсутствии погнутости тяг.
При ТО – 1 контролируют рулевой механизм динамометром-люфтметром при прямолинейном положении колес автомобиля. Контроли-руют усилия проворачивание рулевого колеса при вывешенных передних ко-лесах.
Проверяют и при необходимости устраняют люфт в шарнирных соеди-нениях рулевых тяг. Люфт удобней проверять вдвоем: один резко поворачи-вает рулевое колесо вправо и влево, а другой смотрит на перемещение шар-нирного соединения.
Если одна деталь соединения перемещается, а другая неподвижна, то имеется люфт; если же перемещаются, обе детали одновременно, то люфта нет. Определить люфт в шарнирных соединениях можно также перемещением тяги руками в продольном направлении. Если, например продольная тяга перемещается вместе с сошкой, то люфт в шарнирном соединении отсутству-ет. Чтобы отрегулировать люфт, необходимо расшплинтовать пробку и затя-гивать ее специальным ключом до ощутимого сопротивления, а затем отвер-нуть пробку до первого положения, при котором ее можно зашплинтовать.
Проверяют шплинтовку гаек шаровых пальцев осмотром и, сняв крыш-ку бачка гидроусилителя, проверяют в нем уровень масла и уровень масла в картере рулевого механизма, при необходимости его доливают.
Проверяют и при необходимости регулируют натяжение ремня привода насоса гидроусилителя (прогиб под усилием 40 Н должен быть не более 8 – 14 мм).
При ТО – проверяют крепление рулевого колеса. Слегка перемещают рулевое колесо вдоль вала или покачивают его в направлении, перпендику-лярном плоскости вращения колеса. При обнаружении ослабления крепления снимают кнопку сигнала и подтягивают гайку крепления колеса на рулевом валу накидным ключом.

2.7. Расчет трудоемкости ремонта.
Операция Вре-мя Ко-эф. Крат.
Вал рулевого управления
в сборе - с/у 1,3 1 1
Кожухи вала рулевого управления –
с/у верхнего и нижнего кожухов 0,15 1 1
Колесо рулевого управления –
с/у(при снятом включателе сигнала) 0,3 1 1
Колпак защитный наконечника
рулевой тяги - с/у (за 1 шт.) 0,3 1 1
Колпак защитный рейки
рулевого механизма - с/у 0,05 1 1
Кольцо контактное
включателя сигнала - с/у (при снятой крышке) 0,2 1 1
Крышка включателя
сигнала - с/у 0,05 1 1
Механизм рулевой - ремонт 2 1 1
Механизм рулевой в сборе
с рулевыми тягами - с/у 2 1 1
Наконечник внутренний рулевой тяги –
с/у (на снятом рулевом механизме, при снятой тяге) 0,32 1 1
Наконечник внутренний рулевой тяги –
с/у (на снятом рулевом механизме, при снятой тяге) 0,32 1 1
Наконечник левый наружный
рулевой тяги - с/у 0,67 1 1
Наконечник левый наружный рулевой тяги –
с/у (на снятом рулевом механизме) 0,29 1 1
Наконечник правый наружный рулевой тяги - с/у 0,67 1 1
Наконечник правый наружный рулевой тяги –
с/у (на снятом рулевом механизме) 0,29 1 1
Подшипники вала рулевого управления –
с/у комплекта из 2-х штук 1,5 1 1
Чехол защитный рейки рулевого механизма –
с/у (на снятом рулевом механизме) 0,2 1 1
Шарнир внутреннего наконечника –
с/у (на снятом левом наконечнике) 0,1 1 1
Шарнир внутреннего наконечника –
с/у (на снятом правом наконечнике) 0,1 1 1
Итого 10,81
Расчет норм времени трудоемкости работ произведен программой Ав-тосервис 7.0.2 в соответствии с нормами ремонта 2002-2005 года для автомо-биля 2004 года выпуска при условии, что работа выполняется одним рабо-чим.

2.8. Технологический процесс ремонта и реставрации рейки рулевого механизма.

Под технологическим процессом понимают часть производственного процесса, в течение которого происходит последовательная смена состояния ремонтируемого объекта.
Поступающий на участок механизм рулевого управления разбирается на узлы. Узлы разбираются на детали и отправляются на дефектацию.
Продефектованные детали делятся на три группы: негодные, ремонто-пригодные, годные. Ремонтопригодные детали направляются на ремонт и восстановление, негодные – в утиль. Годные, отремонтированные и новые детали со склада комплектуются и собираются в узлы.
Из узлов происходит сборка механизма рулевого управления, которая потом подвергается регулировке.
Произведем разработку технологического процесса по ремонту и рес-таврации рейки рулевого механизма. Составим операционную карту.

ІІІ. Приспособления разборки-сборки и диагностики.
3.1. Стенд для разборки рулевого механизма.

Рис. 3.1. Стенд.
На рисунке 3.1 предложен стенд для разборки сборки рулевого меха-низма. Он состоит из плиты, на которой закреплены четыре стойки с фикса-торами. Ремонтируемый механизм устанавливается на эти стойки и фиксиру-ется при помощи фиксаторов.

3.2. Съемник шаровых шарниров.
Съемник шаровых шарниров представляет собой устройство для снятия (выдавливания) конусных болтов шаровых шарниров, выполнен в виде С – образного металлического каркаса с гайкой и входящим в нее винтом с ручкой для затяжки.
С – образная форма данного устройства позволяет ему охватывать де-таль, а посредством затяжки винта происходит выдавливание конусного бол

та из оправки.

3.3. Индикатор измерения шаровых шарниров
Индикатор измерения шаровых шарниров представляет собой устрой-ство, определяющее износ данных деталей, для определения износа индика-тор необходимо приложить к шарниру как шаблон.
Индикатор оснащен шкалой и стрелкой-указателем для определения параметров износа.

3.4. Индикатор герметичности грязезащитных чехлов

Индикатор герметичности грязезащитных чехлов представляет собой устройство, состоящее из подставки (основания), станины, рукоятки на шар-нире, соединенной плечом с прижимным диском, крепежных хомутов и ма-нометра.
Грязезащитный чехол насаживается на втулку основания снизу и втулку прижимного диска сверху, крепится хомутами для обеспечения герметич-ности.
При нажатии на рукоятку плечо на шарнире наклоняется и прижимает грязезащитный чехол прижимным диском к основанию, при этом выдуваемый из втулки воздух поступает по трубке к манометру.
Если грязезащитный чехол поврежден, при нажатии на рукоятку воздух будет просачиваться через поврежденные участки чехла.

3.5. Люфт метр
Увеличенный свободный ход (люфт) рулевого колеса может быть вы-зван ослаблением креплений или износом шарнирных соединений рулевых тяг, ослаблением крепления картера рулевого механизма, рулевой сошки или кронштейна маятникового рычага, износом ролика и червяка рулевого меха-низма или их подшипников, нарушением регулировки рулевого механизма.
Свободный ход рулевого колеса должен быть не более 18…20 мм (око-ло 5) – на автомобиле ВАЗ при измерении его по ободу рулевого колеса. Свободный ход определяют специальным прибором – люфтметром.
Люфтметр представляет собой прибор со шкалой, который размещают на рулевой колонке под рулевым колесом.
Передние колеса устанавливают в положение, соответствующее пря-молинейному движению автомобиля. Затем поворачивают рулевое колесо с небольшим усилием влево, полностью выбирая имеющийся в рулевом управлении люфт.
В этом положении на обод рулевого колеса или на спицу ставят указа-тель 1 (рис. 3.1, а) люфтметра («стрелку») и направляют его на нулевую от-метку шкалы 2.
После этого поворачивают рулевое колесо вправо, пока не будет вы-бран люфт. Закрепленный на рулевом колесе указатель покажет по шкале люфтметра значение люфта рулевого колеса в градусах.
При использовании люфтметра с динамометром, люфтметр закрепляют на ободе рулевого колеса, а указатель 1 (рис. 3.1,6) – на рулевой колонке.
Рукояткой 8 динамометра поворачивают рулевое колесо с усилием (10 Н) влево и вправо, определяя по шкале 2 перемещение указателя из одного крайнего положения в другое. Это перемещение соответствует значению люфта рулевого колеса в градусах.
У автомобилей, в конструкцию рулевого механизма которых встроен гидроусилитель, значения люфта рулевого управления определяют только при работающем на малых оборотах двигателе.

 

 

 

 

 


Рис. 3.2. Размещение люфтметра на рулевом колесе при замере люфта колеса:
а – обычный люфтметр; б – люфтметр-динамометр; 1-указатель; 2-шкала; 3-рукоятка динамометра.
Повышенный люфт рулевого колеса устраняют по потребности регу-лировкой зацепления рабочей пары, а также регулировкой подшипников чер-вяка. Приемы выполнения указанных регулировок зависят от конструкции ру-левого механизма. Если повышенный люфт не устраняется регулировкой, рулевой механизм направляют на ремонт.
Если люфт превышает норму, установленную заводом-изготовителем, то необходимо найти причины, влияющие на увеличенный свободный ход рулевого колеса. Начинать нужно с осмотра рулевого привода, а затем и дру-гих узлов, и сопряжении деталей которых могут возникнуть зазоры.

3.6. Проверка и регулировка люфта в шарнирных соединениях.
Перед проверкой люфта в шарнирных соединениях необходимо подтя-нуть гайки крепления шаровых пальцев и поворотных рычагов. Проверку производят вдвоем. Один резко покачивает рулевое колесо вправо и влево, другой – визуально или на ощупь рукой (рис.3.2, а) проверяет взаимное перемещение сопряженных деталей. Перемещение шарового пальца относи-тельно наконечника тяги свидетельствует о наличии люфта. Зазор в шарнир-ном соединении продольной тяги устраняется завертыванием в наконечник тяги регулировочной пробки 1 до отказа с последующим отвертыванием ее на ¼ - ½ оборота, до совпадения прорези на пробке с отверстием по шплинт (рис. 3.2, б).


Рис.3.3. Проверка люфта а и подтяжки резьбовых пробок в шарнирных соединениях продольной тяги.
Если ощущается свободный ход в шаровом шарнире, а также при по-падании в шарнир грязи, песка, появлении коррозии на шаровом пальце и при полном использовании хода опорного вкладыша – замените шарнир с нако-нечником тяги.

3.7. Универсальный съемник пальцев рулевых тяг.
Пальцы шаровых шарниров закрепляются в рыча¬гах поворотных кула-ков, в рулевой сошке и маятнико¬вом рычаге при помощи конических соеди-нений, затя¬гиваемых гайками. Эти соединения (конусность 3:25, угол 6°52') самотормозящиеся. Степень «самоторможе¬ния» конического соединения за-висит в первую оче¬редь от угла конусов и усилия их затягивания.
Заметим, если когда-то на «Жигулях» (гайка М14х1,5) рекомендовали момент затяжки 5,1...6,3 кгс»м, то позже он был снижен до 4,3...5,4 кгс»м. У переднеприводных автомобилей ВАЗ гайка (М12х1,25) шарового пальца ру-левой тяги затягивается моментом 2,76...3,41 кгс«м. Затягивать гайки шаро-вых пальцев без динамометриче¬ского ключа нельзя.
Как же выпрессовать пальцы шаровых шарниров ру¬левого управления? Иногда, например, при снятии средней и боковых рулевых тяг «Жигулей" обходятся во¬обще без приспособлений- Отвернув гайки пальцев, на¬носят удар острым концом молотка по сошке (маятнико¬вому рычагу) чуть выше шарнира средней тяги. Часто хватало двух ударов, и палец выпадал. Для рас-сматри¬ваемого способа необходима эстакада или смотровая канава. При не-умелом проведении операции маятнико¬вый рычаг может оказаться деформи-рованным. В этом случае спица рулевого колеса может уйти от горизон-тального положения при движении по прямой. Да и бить молотком по столь ответственным деталям рулевого привода вряд ли полезно для них.
Выпрессовка пальцев шаровых шарниров крайних рулевых тяг «Жигу-лей» из рычагов поворотных кулаков съемником А.47052 не представляет особого труда. Он надежный, доступ к шарниру свободный.
Съемник А.47035, рекомендуемый для выпрессовки пальцев из сошки и маятникового рычага, более сложный и менее надежный. Подвижная система приспособления.

Рис. 3.4. Универсальный съемник пальцев рулевых тяг.

Рис. 3.5. Запрессовка шарниров рулевых тяг,:
1 - опора; 2 - тяга; 3 - оправка; 4 - шарнир


Рис. 3.6. Выпрессовка шарниров рулевых тяг:
1 - тяга; 2 - оправка; 3 - шарнир; 4 - опора

А.47035 (с рычагом, коромыслом, серьгами) вообще-то и не нужна, что подтверждается конструкцией универсаль¬ного винтового съемника, показан-ного на рис. 132, Прин¬цип его действия основан на том, что при выпрессовке не¬обходимо только стронуть палец в его коническом гнезде. В связи с боль-шей жесткостью съемника и большим диа¬метром винта у рассматриваемого съемника для компакт¬ности плечо рычага уменьшено до 1,6 (60:37=1,6), у съем¬ника А.47035 оно равно 1,7 (74:43=1,7).
Захват 3 вставляем, отжав резиновый чехол, под гнездо пальца шарни-ра. На палец и захват устанавли¬ваем рычаг 2 и, вворачивая винт 1, выпрессо-вываем палец шарнира.
Выпрессовка пальцев значительно облегчается, ес¬ли смочить их про-никающей жидкостью (керосин, \ЛГО-40). На перетянутые пальцы целесооб-разно нало¬жить на несколько часов «компресс» из ветоши, смочен¬ной этими жидкостями.
3.8. Замена шарниров рулевых тяг.
У «Жигулей» две рулевых тяги. Продольная соединя¬ет сошку с рыча-гом поворотного кулака левого коле¬са, а поперечная — рычаг поворотного кулака с рыча¬гом рулевой трапеции у правого колеса. Поперечная тяга имеет левый и правый наконечники для регули¬ровки схождения колес.
Все четыре шарнира рулевого управления одина¬ковые. У продольной тяги они запрессованы непо¬средственно в концы тяг, у поперечной — в на-конеч¬ники.
Резьбовые концы шаровых пальцев продольной тяги направлены в одну сторону, а у поперечной оси шарниров располагаются под углом 90е.
Выбивают шарниры ударом молотка по пальцу шарнира, оперев тягу или наконечники на жесткую опору. Но это не всегда удается, часто палец выбива¬ет донышко шарнира, а корпус шарнира остается в тя¬ге или в нако-нечнике.
Более ответственная операция — запрессовка но¬вых шарниров. Здесь желательно использование пресса, а применение оправки и опоры при этом необходимо.

 

 


ІV. Планировка производственного участка по ремонту рулевого управления
Технологическая планировка производственного участка по ремонту рулевого управления представляет собой план расстановки технологического оборудования, производственного инвентаря, подъемно-транспортного и прочего оборудования и является технической документацией проекта, по которой расставляется и монтируется оборудование.
К технологическому оборудованию относятся стационарные и пере-носные станки, стенды, приборы, приспособления и производственный ин-вентарь (верстаки, стеллажи, столы, шкафы).
В соответствии с заданием осуществляем технологическую планировку электротехнического участка.
Принимаем технологическое оборудование для электротехнических работ и производим оценку механизации – уровня механизации и степени механизации. Базой для определения этих показателей является совместный анализ операций технологических процессов и оборудования, применяемого при выполнении этих операций.
4.1. Расчет уровня механизации
Уровень механизации (У) определяется процентом механизированного труда в общих трудозатратах: У = 100Тм / То,
где Тм – трудоемкость механизированных операций процесса из при-меняемой технологической документации, челмин;
То – общая трудоемкость всех операций.
Уровень механизации равен
У = 100  10 / 130 = 7,7%.
4.2. Расчет степени механизации
Степень механизации (С) определяется процентом замещения рабочих
функций человека применяемым оборудованием в сравнении с полно-стью автоматизированным технологическим процессом:
C = 100  М / (Ч  Н),
М = Z1  M1 + Z2  M2 + Z3  M3 + Z3,5  M3,5 + Z4  M4,
где Ч – максимальная звенность для СТО;
Н – общее число операций;
Z1… Z4 – звенность применяемого оборудования, равная соответствен-но 1...4;
М1…М4 – число механизированных операций с применением оборудо-вания со звенностью Z1 … Z4.
Степень механизации С равна:
С = 100 2 / (4  36) = 1,3%.
4.3. Расчет площади оборудования участка
Согласно рекомендациям принимаем следующее оборудование для участка:
- инструментальный стеллаж;
- стеллаж запасных частей;
- ванна моечная;
- слесарный верстак;
- станок точильно-шлифовальный двусторонний;
- установка для диагностики;
- машина сверлильная;
- ларь для отходов;
- тележка для перевозки деталей;
- стеллаж для мойки.
Суммарная площадь оборудования равна:
fоб = 4  (1,12 + 0,63 + 0,1665) + 2  (0,5133 + 0,5056) +0,775 + 0,4719 + 0,5 = 11,45 м2.
Площадь участка равна:
F = 6,5  8,7 = 56,55 м2.

Таблица 4.1
Ведомость технологического оборудования.
№ п\п Наименование Тип Мо-дель Габаритные размеры в плане Кол-во Площадь, м2 Мощность, кВт
1 Стенд для проверки и регу-лировки углов установки колёс КДС 0 500х605 1 0,3
2 Линейки для проверки схождения колёс автомобилей ПСК-ЛГ ----- 2 -----
3 Компрессомеры для про-верки компрессии в цилиндрах двигателя К 52 360х65 1 -----
4 Стенд для проверки тормо-зов СТМ 6000 3000х680 1 2.04 17
5 Мотортестер МТ 5 630х425 1 0.26 100
6 Прибор для проверки кар-бюраторов Карат-4 переносной 1 -----
7 Прибор для очистки и про-верки свечей зажигания Э-203.0 215х180 1 -----
8 Прибор для контроля и ре-гулировки угла опережения за-жигания Э-243 235х56 1 -----
9 Стенд для проверки генера-торов, реле-регуляторов, старте-ров, резисторов снятых с автомо-биля. Э-242 800х1000 1 0.8 20
10 Прибор для проверки акку-муляторов Э107/П9 170х115 1 -----
11 Установка для проверки гидросистем рулевого управления К-465М 720х568 1 0.4
12 Манометр МТА-2 переносной 1 -----
13 Прибор для проверки и ре-гулировки света фар К-310 900х730 1 0,65
14 Динамометр - люфтомер К-524 363х115 1 -----
15 Комплект торцевых ключей 1.46.05.89 ----- 2 -----
16 Набор отвёрток 13С-550 ----- 3 -----
17 Пассатижи
----- ----- 4 -----
18 Комплект гаечных ключей И-153 335х160 3 -----
19 Верстак В-1 1200х700 2 0,84
210 Настенный шкаф для при-боров ----- 500х500 2 -----
211 Огнетушитель ОХЛ-10 ГОСТ 16095-76 3 -----
212 Ящик с песком ----- 1000х800 1 0,8
213 Ларь для отходов 0.1-0.3-000-01 500х500 1 0,25
Итого площадь в плане 6,34

Таблица 4.2
Технологическая карта ремонта рулевого управления

опер. №
пе-рех. Наименование операций и пере-ходов. Обо-руд. и
прибо-ры Инст-румент Техниче-ские
условия
1 Проверка люфта рулевого колеса
1.1 Завести двигатель и оставить его работать на холостом ходу Динамометр-люфтомер При работе двигателя люфт не должен превышать 15о
1.2 Поворотом рулевого колеса уста-новить колёса для движения пря-мо.
1.3 Закрепить указательную стрелку прибора на рулевой колонке
1.4 Закрепить шкалу прибора на ободе рулевого колеса
1.5 При помощи динамометри-ческой рукоятки прибора повер-нуть рулевое колесо влево с уси-лием не более 1кг до момента, пока оно не станет превышатьту-величину
1.6 Установить указательную стрелку прибора на ноль
1.7 При помощи динамометрической рукоятки прибора повернуть ру-левое колесо вправо с усилием не более 1кг до момента, пока оно не станет превышать эту величи-ну
1.8 Определить по шкале прибора люфт рулевого колеса в градусах Дина-мо-метр-
люф-томер Усилие не должно превышать 6кг. Если оно выше, то регули-ровать за-зор в зубча-том зацеп-лении
2 Контроль рулевого управления на повышенное трение
2.1 Поворотом рулевого колеса уста-новить колёса автомобиля для движения прямо
2.2 С помощью динамометрической рукоятки прибора повернуть ру-левое колесо на максимум в лю-бую сторону
2.4 Замерить усилие по шкале при-бора
3 Проверка уровня масла в масля-ном бачке
3.1 Отвернуть гайку крепления крышки бачка и снять крышку Уровень масла дол-жен быть по метку на бачке
33.2 Замерить уровень масла в бачке и при необходимости долить масло в бачок
4 Проверка давления в масляной магистрали Трой-ник с
мано-метром Давление должно быть не ме-нее 65кг/см2. Если при закрытом вентиле давление выше, не-исправность в рулевом механизме, если сни-жается – в насосе. Ес-ли при за-крытом вентиле давление хоть и по-вышается, но меньше 60кг/см2, то это указы-вает на не-исправность обоих узлов.
3.3 Установить между насосом и шлангом высокого давления тройник с манометром и венти-лем
4.2 Повернуть передние колёса до упора в любую сторону
4.3 Открыть вентиль
4.4 Наблюдать за давлением масла по манометру
5 Проверка рулевого механизма
5.1 Поставить передние колёса для движения прямо, так чтобы руле-вое колесо заняло среднее поло-жение
5.2 Отсоединить продольную тягу рулевого управления
5.3 Повернуть за динамометриче-скую рукоятку прибора рулевое колесо более чем на 2 оборота. Дина-мо-метр-
люф-томер Усилие должно быть 0,55-1,35 кг
5.4 Снять показания со шкалы при-бора
5.5 Повернуть за динамометриче-скую рукоятку прибора рулевое колесо на ¾ -1 оборот от преды-дущего положения в другую сто-рону Усилие должно быть 1-2,3 кг
5.6 Снять показания со шкалы прибора
5.7 Повернуть за динамометриче-скую рукоятку прибора рулевое колесо до прохождения им сред-него положения Усилие на ободе руле-вого колеса должно быть на 0,8-1,15 кг больше предыду-щего, но не превышать 2,8кг
55.8 Снять показания со шкалы при-бора

4.4. Расчет себестоимости ремонта узла
Замена шестерни-рейки
Разборка и сборка выполнена за 12ч = 720мин. Ученическая расценка составляет 2 коп. за 1мин.
№ Наименование статьи Расчёт
1 Сырье и материалы Стоимость 1 детали х кол-во 300х1=300 грн.
2 Транспортные расходы 300 грн х 5%=15 грн
3 Основная заработная плата = ученическая х норма времени + 15%(расценка х норма времени): 100% Основная заработная плата = (2х720)+15%(2х6720)=35 грн. 100%
4 300% х 3 статья 35 грн х 300%=105 грн.
5 38.5% х4 статья 105 грн х 38.5%=40 грн.
6 Производственная себе-стоимость: 1+2+3+4+5 ст 300+55+35+105+40=535 грн.
7 Плановая прибыль 25% х 6 ст 535 х 25%=134 грн.
Полная себе стоимость ре-монта 6+7 статьи 535+134 = 669 грн.

 

 

 

 

 

 

 

Заключение
Всем известно выражение: «Лучшее лечение это – профилактика». По-этому каждый раз, общаясь со своим автомобилем снизу (на смотровой яме или эстакаде), одним из первых дел следует проверить элементы рулевого привода и механизма. К счастью времена всеобщего дефицита прошли, и есть возможность приобрести качественные детали, а не те многочисленные подделки, которые выходят из строя через неделю эксплуатации, как это было в недавнем прошлом.
Решающую роль в долговечности деталей и узлов автомобиля играют стиль вождения, состояние дорог и своевременное обслуживание. Все это влияет и на срок службы деталей рулевого управления. Когда водитель по-стоянно дергает руль, крутит его на месте, прыгает по ямам и устраивает гонки по бездорожью - происходит интенсивный износ всех шарнирных со-единений привода и деталей рулевого механизма.

 

 

 

Список используемой литературы
1.Многокрасочный альбом А. Вершигора, А. П. Игнатов, Н. В. Ново-кшенов и др. - Изд-во «Третий Рим», 1996. - 90 стр.
2. Беляев С. В. Моторные масла и смазка двигателей: Учебное пособие. - Петрозаводский гос. ун-т. Петрозаводск, 1993. - 70 стр.
3. Карагодин В. И., Шестопалов С. К. Слесарь по ремонту автомобилей: Практическое пособие. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Высшая школа, 1990. - 239 стр.
4. Круглов С.М. Справочник автослесаря по техническому обслуживанию и ремонту легковых автомобилей. - М.: Высшая школа, 1995. - 304 стр.
5. Техническая эксплуатация автомобилей / Под ред. Е. С. Кузнецова. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Транспорт, 1991. - 413 стр.
6. Шестопалов С. К., Шестопалов К. С. Легковые автомобили. - М.: Транс-порт, 1995. - 240 стр.

 




Комментарий:

Дипломная работа - отлично!


Рекомендовать другу
50/50         Партнёрка
Отзывы