Главная       Продать работу       Блог       Контакты       Оплата       О нас       Как мы работаем       Регистрация       Вход в кабинет
Тех. дипломные работы
   автомобили
   спец. техника
   станки
   тех. маш.
   строительство
   электроснабжение
   пищевая промышленность
   водоснабжение
   газоснабжение
   автоматизация
   теплоснабжение
   холодильники
   машиностроение
   др. тех. специальности

Тех. курсовые работы
   автомобили
   спец. техника
   станки
   тех. маш.
   строительство
   детали машин
   электроснабжение
   газоснабжение
   водоснабжение
   пищевая промышленность
   автоматизация
   теплоснабжение
   ТММ
   ВСТИ
   гидравлика и пневматика
   машиностроение
   др. тех. специальности

Тех. дополнения
   Отчеты
   Расчетно-графические работы
   Лекции
   Задачи
   Лабораторные работы
   Литература
   Контрольные работы
   Чертежи и 3D моделирование
   Тех. soft
   Рефераты
   Общий раздел
   Технологический раздел
   Конструкторский раздел
   Эксплуатационный раздел
   БЖД раздел
   Экономический раздел
   Экологический раздел
   Автоматизация раздел
   Расчетные работы

Гум. дипломные работы
   педагогика и психология
   астрономия и космонавтика
   банковское, биржевое дело
   БЖД и экология
   биология и естествознание
   бухгалтерский счет и аудит
   военное дело
   география
   геология
   государство и право
   журналистика и СМИ
   иностранные языки
   история
   коммуникации
   краеведение
   кулинария
   культура и искусство
   литература
   экономика и торговля
   математика
   медицина
   международное отношение
   менеджмент
   политология
   музыка
   религия
   социология
   спорт и туризм
   таможенная система
   физика
   химия
   философия
   финансы
   этика и эстетика
   правознавство

Гум. курсовые работы
   педагогика и психология
   астрономия и космонавтика
   банковское, биржевое дело
   БЖД и экология
   биология и естествознание
   бухгалтерский счет и аудит
   военное дело
   география
   геология
   государство и право
   журналистика и СМИ
   иностранные языки
   история
   коммуникации
   краеведение
   кулинария
   культура и искусство
   литература
   экономика и торговля
   математика
   медицина
   международное отношение
   менеджмент
   политология
   музыка
   религия
   социология
   спорт и туризм
   таможенная система
   физика
   химия
   философия
   финансы
   этика и эстетика
   правознавство

Гум. дополнения
   Отчеты
   Расчетные работы
   Лекции
   Задачи
   Лабораторные работы
   Литература
   Контрольные работы
   Сочинения
   Гум. soft
   Рефераты

Рефераты
   Авиация и космонавтика
   Административное право
   Арбитражный процесс
   Архитектура
   Астрология
   Астрономия
   Банковское дело
   Безопасность жизнедеятельнос
   Биографии
   Биология
   Биология и химия
   Биржевое дело
   Ботаника и сельское хоз-во
   Бухгалтерский учет и аудит
   Валютные отношения
   Ветеринария
   Военная кафедра
   ГДЗ
   География
   Геодезия
   Геология
   Геополитика
   Государство и право
   Гражданское право и процесс
   Делопроизводство
   Деньги и кредит
   ЕГЭ
   Естествознание
   Журналистика
   ЗНО
   Зоология
   Издательское дело и полиграф
   Инвестиции
   Иностранный язык
   Информатика
   Информатика, программировани
   Исторические личности
   История
   История техники
   Кибернетика
   Коммуникации и связь
   Компьютерные науки
   Косметология
   Краеведение и этнография
   Краткое содержание произведе
   Криминалистика
   Криминология
   Криптология
   Кулинария
   Культура и искусство
   Культурология
   Литература : зарубежная
   Литература и русский язык
   Логика
   Логистика
   Маркетинг
   Математика
   Медицина, здоровье
   Медицинские науки
   Международное публичное прав
   Международное частное право
   Международные отношения
   Менеджмент
   Металлургия
   Москвоведение
   Музыка
   Муниципальное право
   Налоги, налогообложение
   Наука и техника
   Начертательная геометрия
   Оккультизм и уфология
   Остальные рефераты
   Педагогика
   Политология
   Право
   Право, юриспруденция
   Предпринимательство
   Прикладные науки
   Промышленность, производство
   Психология
   психология, педагогика
   Радиоэлектроника
   Реклама
   Религия и мифология
   Риторика
   Сексология
   Социология
   Статистика
   Страхование
   Строительные науки
   Строительство
   Схемотехника
   Таможенная система
   Теория государства и права
   Теория организации
   Теплотехника
   Технология
   Товароведение
   Транспорт
   Трудовое право
   Туризм
   Уголовное право и процесс
   Управление
   Управленческие науки
   Физика
   Физкультура и спорт
   Философия
   Финансовые науки
   Финансы
   Фотография
   Химия
   Хозяйственное право
   Цифровые устройства
   Экологическое право
   Экология
   Экономика
   Экономико-математическое мод
   Экономическая география
   Экономическая теория
   Этика
   Юриспруденция
   Языковедение
   Языкознание, филология

Главная > Тех. курсовые работы > автомобили
Название:
Разработка технологического процесса восстановления блока цилиндров двигателя КамаЗ

Тип: Курсовые работы
Категория: Тех. курсовые работы
Подкатегория: автомобили

Цена:
1 грн



Подробное описание:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Камская государственная инженерно-экономическая
академия»

Кафедра «Сервис транспортных систем»

 

 

 

 


КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине:

«Системы, технологии и организация услуг в автомобильном сервисе »

тема работы: «Разработка технологического процесса восстановления блока
цилиндров двигателя КамаЗ»

 

 


Выполнил: студент гр.2411
Низамов А.И.
№ зач. книжки 2061107
Проверил: к.т.н., доцент
Сахапов И.А.

 

 

 


г. Набережные Челны
2010 г.


Оглавление.

Введение………………………………………………………………………………...
1. Назначение, устройство и работа детали…………………………………………..
2. Карта разборки\сборки двигателя КамАЗ-740……………………………………..
3. Выбор способа восстановления детали………………………………………….....
4. Технологический процесс восстановления детали....................................................
5. Техническое нормирование работ по восстановлению блока цилиндров автомобиля КамАЗ………………………………………………………………………..
Заключение……………………………………………………………………………..
Приложение…………………………………………………………………………….
Список использованной литературы………………………………………………….

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Автомобилестроение и авторемонтное производство призваны удовлетворять растущую потребность народного хозяйства страны в автомобилях, агрегатах и де-талях. Благодаря ремонту срок службы автомобилей значительно повышается. Объем перевозок, приходящихся на долю капитально отремонтированного автомо-биля, составляет 30-40% от объема перевозок грузов автомобилями в дальнейшем еще более увеличится. Основной задачей, которая поставлена перед автомобиль-ной промышленностью и главным образом перед авторемонтным производством, является увеличение надежности подвижного состава автомобильного транспорта.
Увеличение интенсивности эксплуатации автомобильного транспорта приводит к тому, что они раньше достигают своего предельного состояния при котором не-обходим капитальный ремонт, и соотношение между до ремонтными и после ре-монтными периодами эксплуатации автомобиля за весь срок его службы сокраща-ется. Восстановление работоспособности автомобиля путем капитального ремонта позволяет поддерживать численность автомобильного парка страны на требуемом уровне при ограниченных трудовых и материальных ресурсах.
Решениями правительства предусмотрено «повысить уровень специализации, кооперирования и концентрации производства, значительно расширить масштабы технического перевооружения и реконструкции действующих предприятий.
Во исполнение решений правительство заводами производственными объедине-ниями министерств автомобильного транспорта и других ведомств проводится большая работа по централизации и специализации ремонтного производства, ре-конструкции и техническому перевооружению действующих предприятий, строи-тельству крупных специализированных авторемонтных заводов, внедрению на предприятиях прогрессивных технологических процессов и современного высоко-производительного оборудования.
Продолжают совершенствовать связи авторемонтного производства с автомобильной промышленностью, на заводах автомобильной промышленности созданы специальные подразделения, в обязанности которых входят организация и проведение комплекса целенаправленных работ по повышению долговечности, безотказности, ремонтопригодности автомобилей, а так же разработка предложе-ний, направленных на улучшение организации и качества их капитального ремон-та.
Постоянно растущая потребность в ремонтах автомобилей, прогрессивные изме-нения их конструкций, ремонтного оборудования и технологий ремонта требуют непрерывного совершенствования авторемонтного производства, строительства новых, реконструкций действующих на предприятии.
Система проектирования авторемонтного предприятия призвана исключить воз-можность строительства экономически неэффективных предприятий и обеспечить строгое обоснование проектных решений.
Особое внимание уделено внедрению вычислительной техники и математических методов на транспорте. В этой области страны переходят от решения отдельных задач с помощью ЭВМ к применению кибернетики в более широких масштабах для управления национальными транспортными системами и перевозками в меж-дународном сообщении.

Целью данной курсовой работы является разработка технологического процесса восстановительного ремонта блока цилиндров автомобиля КамАЗ.

Большегрузные автомобили КамАЗ, предназначены для перевозки различных грузов, в основном на большие расстояния, отличаются высокой экономичностью и эксплуатационной надёжностью, комфортабельностью рабочего места водителя. Эти преимущества, выдвигают грузовик КамАЗ на одно из первых мест среди гру-зовых автомобилей.
Массовое производство автомобилей КамАЗ и их поступление в народное хозяй-ство, началось в 1976 году. На автомобиль КамАЗ устанавливается дизельный восьмицилиндровый четырёхтактный двигатель с воспламенением от сжатия и V-образным расположением цилиндров, угол развала равен 90 градусов. Двигатель КамАЗ-7403.10 отличающийся высокой мощностью, надёжностью и повышенным ресурсом благодаря применению:
-поршней, отлитых из высококремнистого алюминиевого сплава с чугунной упрочняющей вставкой под верхнее компрессионное кольцо и коллоидно-графитным приработочным покрытием юбки;
-поршневых колец с хромовым и молибденовым покрытием боковых поверхно-стей;
-азотированного или упрочнённого индукционной закалкой коленчатого вала;
-трёхслойных тонкостенных сталебронзовых вкладышей коренных и шатунных подшипников;
-закрытой системы охлаждения, заполняемой низкозамерзающей охлаждающей жидкостью, с автоматическим регулированием температурного режима, гидромуф-той привода вентилятора и термостатами;
-высокоэффективных бумажных фильтрующих элементов для фильтрации мас-ла, топлива и воздуха;
-гильз цилиндров, объемно-закаленных и обработанных плосковершинным хо-нингованием;
-электрофакельного устройства подогрева воздуха, обеспечивающего надёжный пуск двигателя при отрицательных температурах окружающего воздуха до -25 С.
Полученные в процессе исследований закономерности интенсивности изнашива-ния агрегатов автомобилей позволили усовершенствовать действующую методику корректирования нормативов технической эксплуатации автомобильного транс-порта.

1. Назначение, устройство и работа детали.

У V-образных двигателей блок цилиндров представляет собой массивный литой корпус, снаружи и внутри которого монтируются все механизмы и системы.
Нижняя часть блока является картером, в литых поперечинах которого располо-жены опорные гнезда для подшипников коленчатого вала. Такую отливку часто на-зывают блок-картером.
В средней части блока цилиндров имеются отверстия для установки подшипников скольжения под опорные шейки распределительного вала. Плоскость разъема блока может проходить по оси коленчатого вала или быть смещенной относительно ее вниз. К нижней части блок-картера крепится стальной штампованный поддон, служащий резервуаром для масла. По каналам в блоке масло из поддона подается к трущимся деталям двигателя.
На V-образных двигателях для повышения жесткости блока цилиндров его плос-кость разъема, расположена ниже оси коленчатого вала.
В отливке блока цилиндров имеется рубашка для жидкостного охлаждения двига-теля, представляющая собой полость между стенками блока и наружной поверхно-стью вставных гильз. Охлаждающая жидкость подается в рубашку охлаждения че-рез два канала, расположенные по обеим сторонам блока цилиндров. К передней части блока цилиндров крепится крышка распределительных шестерен, а к задней - картер сцепления.
Блок цилиндров отливается из серого чугуна или из алюминиевого сплава.
Блок цилиндров относится к классу "корпусных деталей с толстыми стенками".
Их изготовляют у двигателей:
● ЗИЛ-130 из серого чугуна № 3, НВ 170…229;
● ЗМЗ-53 из алюминиевого сплава АЛ 4 (крышки коренных подшипников - из ковкого чугуна КЧ 35-10);
● ЯМЗ - из легированного чугуна, НВ 170… 241;
● КамАЗ - из серого чугуна СЧ 21-44, НВ 187…241, а крышки коренных подшип-ников - КЧ 35-10, НВ 121…163.
Крышки коренных подшипников в процессе ремонта с блоками цилиндров не разукомплектовываются, как и картеры сцепления.
Трещины на блоках цилиндров (как и пробоины) являются их браковочными признаками. Однако допускается устранение пробоин постановкой заплат, а тре-щины - заваркой и заделкой синтетическими материалами с последующей поста-новкой усиливающих деталей.
Основные дефекты в блоке цилиндров:
- пробоины на стенках рубашки охлаждения или картера;
- износ торцов первого коренного подшипника;
- трещины и отколы;
- износ нижнего посадочного отверстия под гильзу;
- износ верхнего посадочного отверстия под гильзу;
- износ отверстий под толкатели;
- износ отверстий во втулках под опорные шейки распределительного вала;
- износ гнезд вкладышей коренных подшипников и их несоосность;
- износ отверстий под втулки распределительного вала;

 

 

 

 

 

2. Карта разборки\сборки двигателя КамАЗ-740
Общая норма времени 1591,0 чел-мин. Исполнитель: слесарь по ремонту автомо-билей 6 разряда.

№ п./п Наименование и содержание работ Количе-ство мест или точек воздей-ствия Приборы, инструмент, при-способления. Модель, тип Норма времени (чел-мин) Технические тре-бования и указания
1 Установить двигатель на подставку. 1 Подставка для двигателя,
кран-балка, подвеска. 12 Двигатель без
коробки передач и
сцепления.
Моторное масло из поддона двигателя должно быть слито.
2 Демонтировать стартер:
- отвернуть гайку крепления стартера;
- снять стартер. 1 Пневмогайковерт, сменная головка S =24, отвертка. 10
3 Демонтировать компрессор тормозной системы и трубки подвода охлаждающей жидкости и подачи воздуха в тормозную систему. 3 Пневмогайковерт, сменная головка S =17, S=13, отвертка, ключи гаечные. 15
4 Демонтировать насос гидроусилителя руля, отсоединить трубки. 1 Пневмогайковерт, сменная головка S =17, отвертка; гаечные ключи. 10
5 Демонтировать жидко-масляный фильтр-теплообменник с трубками подвода и отвода охлаждающей жид-кости. 3 Пневмогайковерт, сменная головка S = 19, S=13, от-вертка. 7
6 Демонтировать заглушки отверстий слива охлаждающей жидкости из блока цилиндров. 3 Пневмогайковерт, сменная головка S = 13, отвертка. 5
7 Демонтировать генератор и ремень привода генератора. 2 Гаечные ключи. 7
8 Демонтировать тросики ручного управления рычагами подачи топлива и останова в сборе с кронштейном. 3 Гаечные ключи; отвертка. 7
9 Отсоединить трубки подвода и слива масла от турбокомпрессоров. 4 Пневмогайковерт, сменные
головки S = 13, S=19,
гаечные ключи. 8
10 Демонтировать впускной коллектор - тройник с турбокомпрессоров. 1 Пневмогайковерт, сменная
головка S = 17, отвертка. 5
11 Демонтировать трубки высокого давления ТНВД, отсоединить тягу привода рейки ТНВД. 8 Ключи гаечные S=l9 и
S=13. 10 Левые и правые трубки связать веревкой от-дельно друг от друга.
12 Демонтировать топливные трубки низкого давления ТНВД. 3 Ключ гаечный S= 19. 5
13 Демонтировать топливный фильтр тонкой очистки дизельного топлива. 1 Пневмогайковерт, сменная
головка S =17. 3
14 Демонтировать трубки насоса гидро-усилителя руля. 2 Пневмогайковерт, сменная
головка S = 13, отвертка. 3
15 Отсоединить топливные шланги све-чей ЭФУ. 2 Ключ гаечный S=10. 5
16 Демонтировать выпускные коллекто-ры с турбокомпрессорами и впускными патрубками в
сборе. 2 Пневмогайковерт, сменная
головка S = 17, отвертка,
молоток. 10

 

 

17 Демонтировать впускные коллекторы:
-вывернуть болты крепления и снять задний объединительный впускной коллектор;
-вывернуть болты крепления правого и левого впускных коллекторов к головкам цилиндров и
снять коллекторы 3 Пневмогайковерт, сменная
головка S = 17, отвертка. 15
18 Демонтировать водяные патрубки головок цилиндров в сборе. 2 Пневмогайковерт, сменная
головка S = 13, отвертка, ключ гаечный S=13. 10
19 Отсоединить дренажные трубки топ-ливных форсунок, вывернув штуцеры из форсунок. 2 Пневмогайковерт, сменная головка S = 14, отвертка. 5 Закрепить трубки на
картере маховика.
20 Демонтировать клапанные крышки головок цилиндров с прокладками . 8 Пневмогайковерт, сменная
головка S =13 , молоток. 8
21 Демонтировать головки цилиндров в сборе, вывернув болты крепления головок. 8 Пневмогайковерт, сменная
головка S = 19, Г-образный рычаг 20 Головки цилиндров
класть на боковую
рычаг (см. рис. п. 30). поверхность, чтобы
не повредить распыли-тели форсунок.
22 Вынуть штанги толкателей из блока. 16 3
23 Снять прокладки головок цилиндров. 8 3
24 Установить двигатель на стенд сбор-ки-разборки и закрепить двигатель на стенде. 1 Кран-балка, подвеска. 15
25 Повернуть двигатель поддоном вверх. 1 Стенд сборки-разборки. 3
26 Демонтировать поддон двигателя и прокладку масляного поддона. 2 Пневмогайковерт, сменная головка S = 13. 10
27 Демонтировать масляный насос в сборе с трубой маслозаборника и регулировочными прокладками. 1 Пневмогайковерт, сменная
головка S = 13. 5
28 Повернуть двигатель маховиком вверх. 1 Стенд сборки-разборки. 2
29 Удалить нагар с гильз цилиндров, проворачивая, при необходимости, коленчатый вал. 8 Монтажка, нож. 10
30 Вынуть поршни с шатунами:
-повернуть коленчатый вал и устано-вить 1-ю шатунную шейку в нижнее положение;
-отвернуть шатунные гайки шатунов 1-го и 5-го
цилиндров и снять шатунные крышки; -вытолкнуть поочередно поршни 1-го и 5-го цилиндров до выхода поршневых колец из гильз;
-вынуть поршни с шатунами и на болты шатунов надеть шатунные крышки с вкладышами согласно нанесенных на боковой поверхности номеров;
-повторить указанные операции для 2-го и 6-го; 3-го и 7-го; 4-го и 8-го цилиндров. 8 Монтажка,
пневмогайковерт, сменная головка S =19, Г-образный рычаг, отвертка; рукоятка молотка, съемник И801.17.000. 30 Запрещается при раз-борке ударять по шату-ну метал¬лическими предметами. См. рис. 2, 3.
Крышки шатунов и шатуны должны совпадать по номерам.
31 Повернуть двигатель развалом блока цилиндров вверх 1 Стенд разборки 3
32 Демонтировать шкив коленчатого вала. 1 Пневмогайковерт, сменная
головка S =17; Г-образный
рычаг. 5
33 Демонтировать переднюю крышку блока цилиндров в сборе:
-вынуть масляный щуп и отсоединить направляющую щупа;
-вывернуть болты крепления передней крышки к блоку цилиндров;
-удерживая переднюю крышки двумя руками, снять ее со штифтов легким постукиванием по выступающим краям. 3 Монтажка;
пневмогайковерт, сменные
головки S =13,
S= 17, S =19; Г-образный
рычаг, отвертка; молоток. 25
34 Демонтировать корпус водяных кана-лов в сборе с водяным насосом. Снять прокладки. 3 Г-образный рычаг; сменная
головка S=17, пневмогайко-верт, отвертка, молоток. 10
35 Снять трубки подвода и отвода масла ТНВД. Демонтировать ТНВД в сборе с валом привода ТНВД и ведущей полумуфтой. 4 Пневмогайковерт; сменные головки S=13 и S=14. 8
36 Демонтировать угловой патрубок системы вентиляции двигателя. 1 Молоток, отвертка,
монтажка. 8
37 Демонтировать маховик в сборе:
-зафиксировать от проворота коленчатый вал двигателя фиксатором маховика;
-вывернуть 8 болтов крепления махо-вика;
-снять шайбу;
-завернуть в отверстия маховика под болты крепления сцепления два тех-нологических длинных болта Ml0 для удержания маховика при снятии;
-поднять фиксатор маховика;
-демонтировать маховик с помощью двух технологических болтов со штифтов коленчатого вала. 1 Подставка для двигателя,
Г-образный рычаг, сменная
12-тигранная головка
S=19, пневмогайковерт,
технологические болты. 24
38 Демонтировать трубки системы вен-тиляции двигателя. 3 Сменная головка S=13 и
S=17, пневмогайковерг,
отвертка. 15
39 Демонтировать корпус заднего под-шипника вала шестерни привода ТНВД с прокладкой и вынуть вал шестерни, ослабив стяжной болт ведущей полумуфты привода ТНВ. 3 Сменная головка S=13 и
S=17, пневмогайковерт,
отвертка, молоток. 15
40 Демонтировать картер маховика со штифтов, вывернув болты крепления картера. 2 Г-образный рычаг; сменная
головка S=19 и S=17,
пневмогайковерт, отвертка,
молоток. 10
41 Демонтировать блок промежуточных шестерен механизма газораспределе-ния:
-вывернуть болт крепления и снять шайбу;
-снять блок шестерен и подшипник с оси;
-демонтировать ось блока промежу-точных шестерен. 3 Сменная головка S=17,
пневмогайковерт, отвертка,
молоток. 15
42 Повернуть двигатель развалом блока цилиндров вниз. 1 Стенд сборки-разборки. 3
43 Демонтировать крышки коренных опор блока цилиндров с нижними коренными вкладышами и упорными полукольцами, вывернув стяжные болты блока и болты крепления кры-шек коренных опор. 5 Г-образный рычаг; сменная
головка S=19 и S=24,
пневмогайковерт, отвертка,
молоток,
Съемник И801.18.000. 15 рис.3
44 Вынуть коленчатый вал в сборе с гасителем крутильных колебаний и фланцем отбора мощности:
-повернуть коленчатый вал в постелях задними
противовесами вверх;
-ввернуть в фланец отбора мощности и хвостовик
вала болты для закрепления строп;
-вынуть коленчатый вал с помощью кран-балки. 1 Кран-балка, канат. 10
45 Вынуть вкладыши коренных подшип-ников коленчатого вала из блока цилиндров и крышек коренных опор. 10 Отвертка. 5
46 Вынуть распределительный вал из блока цилиндров, вывернув три болта крепления. 1 Пневмогайковерт, сменная
головка S = 13, отвертка, молоток. 15
47 Вынуть толкатели. 16 5 Толкатели разложить по порядку с 1го по 16й
48 Повернуть блок цилиндров развалом вверх. 1 Стенд сборки-разборки. 3
49 Вывернуть аварийный датчик давле-ния масла в центральной масляной магистрали, 1 Гаечный ключ 3
50 Демонтировать корпус водяных кана-лов в сборе с водяным насосом, снять прокладки. 3 Г-образный рычаг; сменная головка S=17, пневмогайко-верт, отвертка, молоток. 10
51 Снять трубки подвода и отвода масла в ТНВД, демонтировать ТНВД в сборе с валом привода ТНВД 4 Пневмогайковерт; сменные головки S--13 и S=14. 8
52 Демонтировать угловой патрубок системы вентиляции двигателя 1 Молоток, отвертка,
монтажка. 8
53 Вынуть из блока цилиндров гильзы и нижние уплотнительные кольца гильз цилиндров. 8 Съемник И8О1.О5.ОО0. Скоба-крючок, отвертка, молоток, цифровые штифты. 30 На верхних торцах гильз цилиндров со стороны вентилятора выбить номера цилиндров.
См. рис. 4.
54 Если двигатель был укомплектован блоком цилиндров 7403.1002015, то необходимо: демонтировать направ-ляющие толкателей, вывернув болты крепления и сбив направляющие тол-кателей со штифтов. 4 Сменная головка S= 19, пневмогайковерт, отвертка, молоток. 15
55 Снять блок цилиндров со стенда. 1 Кран-балка, канат, гаечные
ключи. 5
56 Вымыть детали двигателя и очистить от нагара головки поршней. Установка для мойки
деталей мод.196М;
пистолет для обдува
деталей сжатым воздухом;
нож; ветошь; щетки. 30 Мойку деталей проводить параллельно с разборкой двигателя.
57 Провести выбраковку негодных дета-лей. Внешний осмотр; лупа ЛИ-
4-10ГОСТ8309;
индикаторные нутромеры
НИ 18-50, НИ 50-100-1;
НИ 100-160 ГОСТ 9244;
микрометр гладкий
МК 150-1, МК 125-1 ГОСТ
6507; штангенциркуль
ШЦ 11-160-0,05
ГОСТ 166; микрометр
рычажный МР 50
ГОСТ 4381; ролики 0 3,43
мм и 0 2,96 мм;
приспособление для
контроля
непараллельности
отверстий шатуна мод.
30701.
58 Установить новый блок цилиндров на стенд 1 Кран-балка, канат, стенд
сборки-разборки; гаечные
ключи. 15 Двигатель должен ком-плектоваться бликом цилиндров 740.21-1002015 (7482.1002015).
59 Повернуть блок цилиндров развалом вниз и снять крышки коренных опор. 1 Стенд сборки-разборки; Г-образный рычаг; сменные головки S=19 и S=24, пнев-могайковерт, отвертка, мо-лоток, съемник И801.18.000. 15
60 Прочистить «ершами» и продуть сжатым воздухом все масляные каналы и внутренние полости блока цилиндров. 1 Пистолет для обдува дета-лей сжатым воздухом. Стенд сборки-разборки. 30
61 Собрать блок цилиндров:
-заглушить масляные каналы резьбо-выми пробками
и тарельчатыми заглушками;
-заглушить резьбовыми пробками отверстия
каналов подвода масла к оси подшипника блока
промежуточных шестерен механизма
газораспределения и к включателю гидромуфты;
-забить штифты;
-забить втулки-штифты с уплотни-тельными кольцами подвода масла в головки цилиндров;
-заглушить заподлицо дренажное отверстие водяного насоса на переднем торце блока цилиндров штифтом длиной не более 10 мм. 1 Молоток, проставки, ключи-шестигранники, гаечные ключи, силиконовый и анаэробный герметики. 30 Тарельчатую заглушку передней опоры
распределительного вала временно не уста-навливать до проведе-ния опрессовки блока
цилиндров по маслу.
Штифт не должен
иметь контакта с
гильзой 5-го
цилиндра.
62 Подготовить блок цилиндров к опрессовке:
-заглушить болтами с плоскими мед-ными шайбами
отверстия подвода масла к масляным форсункам
охлаждения, ТНВД;
-заглушить пластиной с прокладкой отверстие
подвода масла к дифференциальному клапану
масляного насоса;
-установить крышки коренных опор и затянуть
коренными болтами с шайбами;
-установить распорные резиновые заглушки в
расточки опор коленчатого и распре-делительного
валов;
-заглушить скобой с резиновой про-кладкой
отверстие канала подвода масла к компрессору
тормозной системы;
-установить заглушки на втулки-штифты,
подводящие масло в головки цилинд-ров. Стенд сборки-разборки; ключи-шестигранники, га-ечные ключи; Г-образный рычаг; сменная головка S=24, пневмогайковерт. 30
63 Опрессовать блок цилиндров, подав воду под давлением в главную масляную магистраль двигателя. 1 Приспособления для про-верки герметичности блока цилиндров. 10
64 Слить воду из блока цилиндров. 1 Ведро, канализация. 10
65 Демонтировать технологические заглушки масляных каналов блока цилиндров, снять крышки коренных опор. 1 Стенд сборки-разборки, ключи шестигранники, га-ечные ключи; Г-образный рычаг; сменная головка S=24, пневмогайковерт. 15
66 Повернуть блок цилиндров развалом вверх. 1 Стенд сборки-разборки. 3
67 Установить заглушку передней опоры распределительного вала. 1 Молоток, анаэробный гер-метик. 5
68 Установить угловой патрубок системы вентиляции двигателя, смазав поверхность герметикой. 1 Молоток, анаэробный гер-метик. 5
69 Установить ось блока промежуточных шестерен механизма газораспределения. 1 Сменная головка S=13, мо-лоток, пневмогайковерт. 5
70 Установить уплотнитсльные кольца нижнего посадочного отверстия в блоке цилиндров под установку гиль-зы и смазать поверхность
уплотнительных колец моторным маслом. 16 Отвертка, масленка, скоба-крючок. 5
71 Установить гильзы в блок цилиндров:
-заменить под верхним буртом гильз цилиндров
тонкие уплотнительные кольца и смазать их
моторным маслом;
-смазать нижнюю посадочную по-верхность гильз
цилиндров моторным маслом;
-вставить гильзы в блок цилиндров до упора в
нижние уплотнительные кольца и резким нажатием
на верхний бурт посадить гильзы в блок до упора. 8 Масленка, деревянная про-ставка, молоток. 15
72 Установить ТНВД в сборе с валом привода и трубки подвода и отвода масла ТНВД. 4 Пневмогайковерт; сменные головки S=13 и S=14. 15
73 Установить прокладки и корпус водяных каналов в сборе с водяным насосом. 3 Г-образный рычаг; сменная головка S=17, пневмогайко-верт, отвертка, молоток, консистентная смазка. 10
74 Повернуть блок цилиндров развал вниз. 1 Стенд сборки-разборки. 3
75 Установить масляные форсунки охлаждения поршня. 8 Шестигранник S=8. 18
76 Если двигатель комплектуется блоком цилиндров 7403.1002015, то установить направляющие толкателей, надев направляющие толкателей на штифты и завернув болты крепления с уплотнительными кольцами и замковыми шайбами. 4 Сменная головка S=19, пневмогайковерт, отвертка, молоток. 15
77 Установить толкатели по порядку. 16 5
78 Установить распределительный вал в блок цилиндров, предварительно смазав моторным маслом опорные втулки блока цилиндров и шейки распределительного вала.
Завернуть три болты крепления кор-пуса подшипника распределительного вала в блок и отогнуть «усы» замковых шайб. 1 Масленка, сменная головка
S=13, отвертка, молоток, пневмогайковерт. 15
79 Установить коленчатый вал в сборе с гасителем крутильных колебаний и фланцем отбора мощности в постель блока цилиндров:
-протереть и смазать моторным мас-лом верхние вкладыши коренных подшипников коленчатого вала и установить их в постели блока цилиндров;
-положить коленчатый вал с помощью кран-балки задними противовесами вверх в постели коренных опор блока цилиндров;
-установить нижние коренные вкладыши в крышки опор, протереть и смазать их моторным маслом;
-установить нижние полукольца упорных подшипников коленчатого вала канавками к щекам вала;
-установить крышку 5-ой коренной опоры одновременно с верхними полукольцами упорных подшипников (см. рис. 7, 8);
-установить крышки коренных опор в блок
цилиндров согласно порядковых номеров;
- смазать резьбу болтов моторным маслом (слегка) и затянуть болты согласно указаний;
-затянуть предварительно болты крепления крышек
коренных опор моментом 95... 120 Нм
(9,6...12,0кгсм);
-затянуть окончательно болты крепления крышек
коренных опор моментом 275...295 Нм
(28...30кгсм);
-затянуть стяжные болты блока ци-линдров моментом 147... 167 Нм (15... 17 кгс м);
-проверить осевой зазор коленчатого вала и легкость его вращения в блоке цилиндров. 1 Кран-балка, масленка, от-вертка, пневмогайковерт, сменные головки S=24 и S=19, динамометрический ключ, магнитная стойка с индикатором (цена деления 0,01 мм), набор щупов, монтажка. 30 Забоины и вмятины на гасителе недопустимы.
ВНИМАНИЕ:
Если двигатель укомплектован блоком цилиндров 7403.1002015, то болты крепления крышек коренных опор затянуть окончательно моментом 206...230НМ (21,0...23,5кгсм),а стяжные болты моментом 88,1... 108 Н м (9... 11 кгсм) Затяжку болтов производить от средней опоры к край-ним (по номерам опор 3-4-2-5-1), начиная с правого ряда (со сторо-ны главной масляной магистрали) в два прие-ма. Осевой зазор колен-чатого вала в блоке цилиндров должен быть не менее 0,05 мм.
После затяжки болтов коленчатый вал должен легко без заеданий вра-щаться в блоке цилинд-ров.
80 Повернуть двигатель развалом блока цилиндров вверх. 1 Стенд сборки-разборки. 3
81 Установить блок промежуточных шестерен газораспределительного механизма:
-повернуть коленчатый и распределительный валы таким образом, чтобы метки на их шестернях совпали с со-ответствующими метками на блоке
шестерен;
-надеть подшипник и блок шестерен на ось;
-ввернуть болт крепления блока шес-терен в сборе с упорной шайбой под-шипника;
-проверить наличие зазора в зубчатом зацеплении, а также между шайбой и блоком шестерен. 1 Сменная головка S=17, пневмогайковерт, отвертка, молоток. 20
82 Установить картер маховика:
-надеть на штифты блока цилиндров прокладку картера маховика;
-надеть на хвостовик коленчатого вала оправку манжеты;
-надеть на штифты блока цилиндров картер маховика до упора;
-снять оправку манжеты;
-завернуть болты крепления. 1 Г-образный рычаг; сменная головка S=17, S=19 пневмо-гайковерт, отвертка, моло-ток, консистентная смазка, оправка манжеты для уста-новки картера маховика. 15
83 Установить маховик в сборе на двигатель:
- завернуть в отверстия маховика под болты крепления сцепления два тех-нологических длинных болта Ml0 для удержания маховика при установке;
- вставить установочную втулку маховика в отверстие хвостовика коленчатого вала и надеть маховик на штифты коленчатого вала;
- смазать резьбу болтов тонким слоем моторного масла;
- установить болты крепления махо-вика вместе с шайбой (фаски на от-верстиях в шайбе должны быть обра-щены к торцам головок болтов) и равномерно завернуть их до соприкосновения маховика с торцом коленчатого вала;
- зафиксировать от проворота колен-чатый вал двигателя фиксатором маховика;
- затянуть все болты крепления махо-вика в два приема, окончательно с моментом затяжки Мк=167...186Нм(17...19кгсм);
- поднять фиксатор маховика. Г-образный рычаг; сменная 12-тигранная головка S=19, пневмогайковерт, техноло-гические болты, динамометрический ключ. 24
84 Установить вал шестерни привода ТНВД: -установить по меткам фланец ТНВД; -метка «О» шестерни распределительного вала должна находиться вверху; в противном случае проверните коленчатый вал до появления метки и совпадения паза маховика с фиксатором;
-вставить шпонку в паз вала шестер-ни; -вставить вал в полумуфту приво-да ТНВД до упора шестерни в стенку картера маховика, при этом метка «О» на шестерни привода должна совпасть с меткой «О» на шестерни распределительного вала (см.рис. к опер.78);
-затяните болт полумуфты привода ГНВД моментом 58,8.. .64,7 Нм (6,0. ..6,6 кгс м). 1 Отвертка, сменная головка S=13, молоток. 15 Не допускайте заворота рабочей кромки манже-ты вала шестерни при-вода ТНВД.
Если ТНВД без муфты опережения впрыскива-ния топлива, то должны совпадать метка «Е» на шестерни привода
с меткой «О» на
шестерни
распределительного
вала.
85 Вставить корпус заднего подшипника вала шестерни привода ТНВД с про-кладкой в картер маховика и завер-нуть два нижних болта крепления. 3 Сменные головки S=13 и S=17, пневмогайковерт, отвертка, молоток. 15
86 Установить трубки системы вентиля-ции двигателя в сборе. 3 Сменные головки S=13;S=17; пневмогайко-верт, отвертка. 15
87 Установить переднюю крышку блока цилиндров в сборе:
-надеть прокладку на штифты блока цилиндров;
-удерживая переднюю крышки двумя руками, надеть ее на штифты блока цилиндров;
-завернуть болты крепления передней крышки в блок цилиндров;
-закрепить направляющую щупа и вставить щуп. 3 Монтажка;
пневмогайковерт, сменные головки S =13, S =17, S =19; Г-образный рычаг, отвертка; молоток, консистентная смазка. 25 Не допускайте заворота рабочей кромки манже-ты передней крышки.
88 Установить шкив коленчатого вала и завернуть крепежные болты. 1 Пневмогайковерт, сменная головка S =17; Г-образный рычаг. 5
89 Повернуть двигатель маховиком вверх. 1 Стенд сборки-разборки. 3
90 Установить поршни с шатунами:
-смазать рабочие поверхности гильз цилиндров моторным маслом;
- снять крышки шатунов;
-установить шатунные вкладыши в шатунные крышки и шатуны, предва-рительно смазав их моторным маслом;
-повернуть коленчатый вал и устано-вить 1-ю шатунную шейку в нижнее положение, соответствующее нахож-дению поршня 1 -го цилиндра в НМТ;
-смазать поршневые кольца и головку поршня 1-го цилиндра моторным маслом и аккуратно со стороны шатуна надеть на поршневые кольца обойму (заходным конусом вперед);
-вставить поршень с шатуном в гильзу 1-го цилиндра до соприкосновения обоймы с торцом верхнего бурта гильзы (нековки под клапаны должны располагаться параллельно оси коленчатого вала в сторону развала);
-протолкнуть поршень в гильзу ци-линдров нажатием на днище поршня, плотно удерживая обойму по центру гильзы, до полного захода поршневых колец;
-продвинуть поршень с шатуном до полной посадки шатунного вкладыша на шатунную шейку;
-проверить расположение большого выступа кривошипной кривошипной головки шатуна по отношению к щеке коленчатого вала;
-надеть шатунную крышку и завер-нуть гайки крепления крышки до совмещения крышки шатуна с шатуном;
-повторить указанные операции сна-чала для 5-го цилиндра, а затем по-парно для 2-го и 6-го. 3-го и 7-го, 4-го и 8-го цилиндров, устанавливая для каждой пары соответствующую шатунную шейку в крайнее нижнее положения как было рекомендовано для 1-го поршня. 8 Масленка, отвертка, рукоятка молотка, пневмогайковерт, сменная головка S=19 мм Обойма И801.00.001-01. 60 Запрещает при установке ударять по днищам поршней металлическими предметами; поль-зуйтесь деревянной рукояткой молотка. Развести замки поршне-вых колец на 180° относительно друг друга Если в двигателе установлены поршни 20, 30 или 40 группы, необходимо проверить
надпоршневой зазор, который должен быть не менее 0,87 мм. Надпоршневой зазор поршней 10 группы можно не проверять.
91 Проверить надпоршневой зазор (дни-ще поршня – головка цилиндра):
-нарубить из свинца небольшие пла-стинки толщиной 1,5-2 мм
-повернуть двигатель развалом блока цилиндров вверх
-закрепить на каждом из проверяемых поршней с помощью консистентной смазки по две свинцовые пластинки – свидетели в верхней и нижней части днища порщня
-установить соответствующие головки цилиндров на блок цилидров и затянуть болты крепления головок (крестообразно, в три приёма) до момента затяжки 186…206 Нм(19…21 кгсм)
-провернуть коленчатый вал, преодо-левая сопротивление пластинок-свидетелей, не менее 4…6 оборотов;
-вывернуть болты крепления головок цилиндров и демонтировать головки
-замерить размеры пластинок свиде-телей попарно для каждого поршня
-полученные размеры сложить и раз-делить на 2 (полусумма не менее 0,87 мм)
-если зазор менее, необходимо демонтировать поршневую группу согласно операции 30, снять поршневые кольца и отсоединить шатун согласно операций 92 и 93
-подрезать торец днища поршня на токарном станке на необходимую величину
-собрать поршень с шатуном и поршневыми кольцами и установить в блок цилиндров согласно операций 93,94 и 90. 8 Стенд разборки-сборки; монтажка, рычаг молоток; нож, сменная головка S=19;съёмник И801.08.000; съёмник стопорных колец; съёмник И801.17.000; обой-ма И801.00.001-01, микро-метр 125-1 ГОСТ 6507 60 После замены коленча-того вала необходимо проверить надпоршне-вые зазоры всех порш-ней за исколючением поршней 10 группы. В запасные части для ТО и ТР поступают, как правило, только поршни 10й группы, которые можно устанавливать вместо любой другой группы поршней и не проводить проверки надпрошневого зазора
92 Снять поршневые кольца с поршней и разложить по номерам поршней 24 Съёмник И801.08.000 10
93 Разборка-сборка поршневой группы:
-вынуть поршневые стопорные кольца с одной стороны поршней;
-нагреть до 80…100С
-выбить поршневые пальцы
-подрезать днища поршней на задан-ную величину
-нагреть поршни до 80…10С
-задвинуть в поршни, нагретые до 80…100С и шатуны поршневые пальцы до упора в стопорные кольца;
-установить вторые стопорные кольца и канавки поршней. 8 Съемник стопорных колец
И801.22.000-01,печь, (мас-ляная или водяная манна с подогревом); молоток; вы-колотка. 60 При установке шатуна в поршень, шатун ориентировать так, чтобы при установке в двигатель больший выступ кривошипной головки шатуна был расположен к щеке коленчатого вала (рис п. 90, поз А и В)
94 Установить поршневые кольца и соответствующие канавки поршней. 24 Съёмник И801.08.000 15 Поршневые кольца установить в поршни, соответствующих раз-меров
95 Затянуть окончательно ганки шатун-ных болтом:
-повернуть двигатель картерпой частью блока цилиндров вверх;
-затянуть гайки шатунных болтов и два приема: предварительно момен-том чатяжки 76,8...80,4 Нм (7,8...8,2 кгс м) и окончательно моментом 127,5... 137,3 Нм (13... 14 кгс м), попарно выводя поршни с шатунами в нижнее положение;
-проверить отверткой осевую подвижность шатунов па шейках коленчатого вала.
16 Стенд разборки-сборки;
монтажка; рычаг, сменная головка S=19, динамометрический ключ 10
96 Установить головки цилиндров:
-повернуть двигатель развалом ци-линдров вверх
-проверить и при необходимости заменить уплотнительные кольца маслоподводящих втулок-штифтов головок цилиндров;
-установить прокладки головок ци-линдров
-установить штанги толкателей в толкатели
-надеть аккуратно головки цилиндров на штифты, не допуская смещения прокладок
-вставить болты крепления головок цилиндров в отверстия и завернуть крестообразно до посадки головок на гильзы цилиндров, следя за тем, чтобы регулировочные винты тепловых зазоров коромысел совпали со сферическими углублениями в наконечниках штанг толкателей;
-затянуть в три приема крестообразно болты крепления головок цилиндров до момента затяжки
186...206 Нм (19...21 кгсм). 8 Отвёртка, пневмогайко-верт,сменная головка , Г-образный рычаг, сменная головка S=19, динамометрический ключ 30 Не допускать попадания краев прокладки головки цилиндра в стык гильза-головка цилинд-ра.
Резьбу болтов крепле-ния головок цилиндров смазать графитовой смазкой. Затяжку про-изводить следуя после-довательности, указан-ной на рис 8.
97 Установить паронитовые прокладки впускного и водяного каналов головки цилиндров 8 5
98 Установить водяные патрубки подво-да охлаждаю¬щей жидкости к головкам цилиндров в сборе с фланцами и уплотнительными кольцами и завернуть болты крепления патрубков. 2 Пневмогайковерт; сменная головка S=13; гаечный ключ S=13. 10 При использовании прокладок и колец б/у допускается примене-ние силиконового гер-метика.
99 Заглушить отверстия системы охлаждения двигателя, заполнить систему охлаждения водой и опрессовать двигатель. 1 Приспособление для
опрессовки двигателя. 30
100 Слить воду из системы охлаждения двигателя. 1 Ведра, канализация. 15
101 Отрегулировать тепловые зазоры механизма газораспределения:
-впускные клапаны 0,25.. .0,30 мм;
-выпускные клапаны 0,35...0,40 мм;
-установить на фиксатор маховик коленчатого вала так, чтобы клапаны 1-го цилиндра были полностью закрыты, т.е. чтобы между торцами клапанов и коромысел был зазор;
-поднять фиксатор и провернуть ко-ленчатый вал по ходу вращения на 60е;
-отрегулировать тепловые зазоры 1-го и 5-го цилиндров;
-провернуть коленчатый вал по ходу вращения на 180° и отрегулировать тепловые зазоры 4-го и 2-го цилинд-ров;
-провернуть коленчатый вал по ходу вращения на 180° и отрегулировать тепловые зазоры 3-го и 6-го цилинд-ров;
-провернуть коленчатый вал по ходу вращения на 180° и отрегулировать тепловые зазоры 7-го и 8-го цилинд-ров. 16 Приспособление для
регулировки клапанов;
рычаг; монтажка; отвертка;
гаечный ключ S=14;
набор щупов,
приспособление
И801.14.000. 30 На наружной боковой поверхности маховика отверстия для проворота коленчатого вала выполнены через 30°.
102 Установить правый и левый впускные коллекторы и завернуть болты крепления впускных коллекторов к головкам цилиндров.
Установить задний объединительный впускной коллектор и завернуть бол-ты крепления. 4 Пневмогайковерт, гаечные ключи и сменная головка S=17. 20
103 Установить и закрепить трубки насоса гидроусилителя руля. 2 Пневмогайковерт, гаечные ключи, сменная
головка S=13. 5
104 Установить и закрепить топливные трубки высокого давления ТНВД и дренажные трубки форсунок. 10 Гаечные ключи S=19 и
S=14, пневмогайковерт,
сменные головки S=13 и
S=14. 15
105 Установить и закрепить болтами клапанные крышки головок цилиндров с уплотнительными прокладками в сборе. 10 Пневмогайковерт, сменная головка S=13 отвертка. 5
106 Повернуть двигатель развалом блока цилиндров вниз. 1 Стенд разборки-сборки. 3
107 Установить и закрепить масляный насос в сборе с трубой маслозаборника и регулировочными прокладками.
Проверить зазор шестерни привода насоса в трех положениях. 1 Пневмогайковерт, сменные головки S=13 и S=17; маг-нитная стойка с рычажным индикатором (цена деления 0,01 мм). 15 Зазор шестерни привода должен
находиться в пределах
0,15...0,35 мм.
108 Установить и закрепить прокладку поддона и поддон двигателя. 2 Пневмогайковерт, сменная головка S=13, отвертка.
10
109 Повернуть двигатель развалом блока цилиндров вверх, снять со стенда и установить на подставку. Стенд сборки-разборки, кран-балка, подвеска, под-ставка. 8
110 Установить и закрепить болтами на головках цилиндров прокладки и выпускные коллекторы в сборе с турбокомпрессорами и впускными
патрубками.
Патрубки привернуть к впускным коллекторам. 2 Пневмогайковерт, сменная головка S= 17, отвертка, молоток. 15
111 Установить и подсоединить рукавами к турбокомпрессорам впускной коллектор - тройник 1 Пневмогайковерт, сменная головка S=17, отвертка 7
112 Подсоединить трубки подвода и слива масла к турбокомпрессорам. 5 Пневмогайковерт, сменные головки S = 13, S=19. 15
113 Установить и закрепить гайками топ-ливный фильтр тонкой очистки.
Установить топливные трубки низко-го давления ТНВД. 4 Пневмогайковерт, сменная головка S=17, отвертка, гаечные ключи S=19 и S=13. 15
114 Установить и закрепить болтами прокладку и насос гидроусилителя руля с бачком. Подсоединить трубки подвода и отвода гидравлической жидкости. 3 Пневмогайковерт, сменная головка S=17 отвертка, га-ечные ключи. 20
115 Установить и закрепить пневмоком-прессор с уплотнительными кольцами каналов подвода и отвода масла.
Подсоединить трубки подвода охлаждающей жидкости и подачи воздуха в пневмосистему. 3 Пневмогайковерт, сменная головка S=17 отвертка, га-ечные ключи. 20 При установке уплотнительных колец б/у допускается примене¬ние силиконового гермети-ка.
Осторожно: не допус-кается перекрытие гер-метикой отверстие ка-нала подвода масла.
116 Установить генератор и ремень при-вода генератора. 2 15
117 Установить тросики ручного управления рычагами подачи топлива и останова в сборе с кронштейном. 3 10
118 Установить и закрепить болтами заглушки с прокладками сливных отверстий блока цилиндров. 3 Пневмогайковерт, сменная головка S=13, отвертка. 5 При наличии системы предпусковой подготовки двигателя
вместо заглушек уста-навливаются патрубки.
119 Установить и закрепить болтами прокладку и жидко-масляный фильтр-теплообменник. Подсоединить трубки подвода и отвода охлаждающей жидкости и трубку подвода масла к тур-бокомпрессору. 1 Пневмогайковерт, сменные головки S=19 и S=13, от-вертка, гаечные ключи. 15
120 Установить и закрепить стартер. 1 Пневмогайковерт, сменная головка S= 22, отвертка. 5
121 Присоединить топливные шланги свечей ЭФУ. 2 Ключ гаечный S=10. 5
122 Установить и закрепить ранее демон-тированную арматуру силового агре-гата. Пневмогайковерт, сменные головки, отвертка, ключи гаечные, молоток. 15
123 Осмотреть двигатель и устранить вредные контакты трубок, шлангов и т.п. Пневмогайковерт, сменные головки, отвертка, ключи гаечные, молоток. 10

3. Выбор способа восстановления детали

Каждая деталь должна быть восстановлена с минимальными трудовыми и мате-риальными затратами при обеспечении максимального срока службы детали после ремонта.
Карта дефектации

№ дефекта Обо¬зна-чение Возможный дефект Размеры, мм Способ ремонта



номи-нальный предельно допустимый





без ремонта для ремон-та

1 А Трещины, пробоины на стен-ках рубашки охлаждения, не выхо¬дящие на перегород¬ки цилиндров, в коли¬честве не более 3-х на блок, но не более 2-х на сторону - - - Приварить заплату
2 — То же, выходящие на перего-родки между цилиндрами - - - Браковать
3 Б Трещины длиной не более 30 мм, ракови¬ны в развале и на
торцах блока, не захваты-вающие масляные каналы - - - Заварить
4 В Трещины, сколы бо¬бышек под болты крепления головок, не выходящие на бурт под гильзу - - - Установить ввертыши на гер-метик
5 Г Трещины и сколы пе¬ремычек между отвер¬стиями под гильзы и болт крепления голо¬вок цилиндров и на буртиках водоотводящих отверстий глуби¬ной не более 8 мм - - - Разделка трещины или скола на всю глубину
6 Д Трещина по бурту под гильзу по глубине окружности - 1/3 длины 1 окружности - Браковать
7 — Трещины и сколы резьбовых бобышек - - - 1. Поставить ввертыш
2. Наплавить
8 Е Трещина в перегород¬ке меж-ду цилиндрами на поверхно-сти приле¬гания головок, не вы¬ходящая на нижнее поса-дочное место гильзы - - - 1 Конец трещины засверлить диаметром 3-4 мм. Трещину за¬полнить клеющим составом под давлением и стянуть бол-том.
9 Ж Трещина по бобышке болта крепления
крышки подшипника колен-чатого вала - - - Место окончания трещины засверлить, установить резьбо¬вую вставку или ввертыш
10 И Трещина по масляно¬му кана-лу, выходящая на постель коленчато¬го вала - - до 30 мм Место окончания трещины засверлить,
установить резьбо¬вую втулку на герме¬тик
11 К Трещины, обломы, срыв резьбы на повер¬хности креп-ления мас¬ляного насоса и на по¬верхности прилега¬ния поддона - - - Заварить,зачистить заподлицо, расверлить отверстия, нарезать резьбу
12

Л Сколы по технологи¬ческим отверстиям глубиной не бо-лее 15 мм по дуге не бо¬лее 90°, не выходя¬щие на поверхность прилегания проклад¬ки поддона - - - Зачистить кромки скола


М Сколы бобышек под устано-вочные штиф¬ты передней крышки и картер маховика - - -
13 Н Кавитациопное разру¬шение в зоне крепле¬ния водяного насоса: — без пробоины
— с пробоиной - - - 1. Заполнить кавита¬ционные полости клеевым составом
2. Расточить, установить ча-шеч¬ную заглушку
3. Заварить
14

 

 

О Раковины, коррозия
на плоскостях прилегания головок цилиндров: 1. Заварить 2. Установить втулку
П —коррозия паро-водоотводящих отвер¬стий не более 1,5 мм (3 отв.) на сто-рону от номинального расположения Ø10 13
Р — в местах прилега¬ния уп-лотняющих выступов про-кладки головки - - - Заварить
С


— вне мест прилега¬ния уп-лотняющих выступов про-кладки головки

 

-


-

-


Зачистить


15


Т


Кавитационные раз¬рушения в зоне ниж¬него посадочного мес¬та гильзы цилиндра, не выходящие в канав¬ки Ø134+0,04


-


-


1. Заварить
2. Покрыть эпоксид¬ной композицией
или герметиком

16 У Износ, задир, прижог посте-лен коренных подшипников: — не более Ø100,3 мм Ø100+0,03 100+0,04-0,03 - 1. Обработать в ремонтный размер
100,5+0,03
— более Ø 100,3 - - 100,3 2. Расточить в размер 104 мм, приварить промежу¬точные вкладыши
17 Ф Износ, задир втулок распре-делительного вала Ø54+0,03 - Заменить втулки
18 Ш Износ, задир поверх¬ностей под упорные полукольца 28-0,021 27,97 - 1. Обработать торцы
в ремонтный размер
27,4-0,021 мм
2. При глубоком про-вороте: занизить ши¬рину постели, заплавить, расточить в размер 28-0,021мм
19 Щ Смятие (скол) на гра¬ни паза под "усик" 14+0,07 14,1 - Подварить, зачистить в размер 14+0,02 мм
20 Залом шпилек, износ, срыв резьб в разных местах - - - Удалить шпильку, установить ввертыш или резьбовую вставку
21 Э Срыв резьбы под рым-болт, скол или трещи¬на на бобыш-ке - - - Резьбу заглушить (забить, заварить). При сборке двигате¬ля установить грузо-вой кронштейн под болты крепления го¬ловки цилиндров

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис.1 Дефекты блока цилиндров

Обнаруживаемый дефект: трещины на верхней плоскости блока длиной 30 мм, в районе отверстий под болты головки.
Причины:
- блок перед сборкой был плохо промыт и не продут, в результате чего осталась жидкость или грязь в резьбовых отверстиях для болтов, крепящих головку блока;
- неправильная затяжка болтов головки блока;
- перегрев двигателя.
Действия: заварка трещин и последующая механообработка блока.

4. Технологический процесс восстановления детали

Перед выполнением работ блоки цилиндров подвергаются мойке и очистке от эксплуатационных загрязнений в высокопроизводительной моечной установке струйного типа MAGIDO L210E. Установка обеспечивает качественную мойку в автоматическом режиме деталей длиной до 1500 мм и массой до 700 кг при темпе-ратуре моющего раствора 75 градусов и давлении 4,7 бар.
Очищенные от загрязнений блоки цилиндров поступают на стенд для выявления скрытых трещин в корпусных деталях (блок цилиндров, головка блока и пр.) их подвергают гидравлическому испытанию.
При гидравлическом испытании корпусную деталь устанавливают на стенд и герметизируют заглушками наружные отверстия, после чего во внутренние
полости детали насосом нагнетают воду до давления 0,3— 0,4 МПа.
Течь воды показывает местонахождение трещины. Её отмечают мелом.
Затем блоки цилиндров поступают на слесарно-механический участок, где выполняется необходимый для конкретного блока цилиндров комплекс работ по восстановлению его работоспособного состояния.
После этого деталь поступает на сварочно-наплавочный участок
Горячая сварка чугуна предполагает необходимость применения специального нагревательного оборудования: термической печи, которая, нагревая деталь до температуры 650-680 0С, задерживает охлаждение сварочной ванны,что способствует выравниванию состава металла ванны; освобождает свариваемую деталь от внутренних напряжений литейного и эксплуатационного характера; предупреждает появление сварочных напряжений и трещин.
При сварке необходимо обязательно применять флюс, который выполняет следующие функции: растворяет образующиеся оксиды кремния и марганца,
переводя их в шлак; окисляет и частично растворяет графитные включения чугуна, находящиеся на свариваемых поверхностях;образует микроуглубления, которые повышают свариваемость чугуна; предохраняет от окисления расплавленную ванну; увеличивает текучесть сварочных шлаков. В качестве флюса применяют техническую безводную буру (Na2B4O7). Бура в чистом виде для сварки непригод-на, так как высокая температура её плавления вызывает образование в сварочной ванне густых шлаков, которые плохо всплывают на поверхность металла, в резуль-тате чего образуются шлаковые раковины. Применение в качестве флюса смеси из 50% переплавленной измельчённой буры и 50% кальцинированной соды увеличивает текучесть шлаков и расплавленного металла в ванне, улучшает качество сварки. Лучшие результаты даёт флюс ФСЧ-1 следующего состава (% по массе): буры – 23, кальцинированной соды – 27, азотнокислого натрия – 50.
Кромки трещины для сваривания готовят механическим способом или оплав-
лением металла газовой горелкой с избытком кислорода. Перед сваркой подог-
гретые кромки и конец стержня покрывают слоем флюса. Пламя горелки должно быть строго нейтральным. В ванну расплавленного металла вводят присадочную проволоку с флюсом, подогретые перед этим до температуры плавления. Затем сварщик концом чугунной проволоки воздейтсвует на кромки ванны, делая круговые движения. На чугунных блоках цилиндров перед сваркой концы трещины заваривают сверлом диаметром 5 мм и затем разделывают по всей длине при помощи шлифовального круга, установленного на пневматической или электрической шлифовальной машине, под углом 90… 120° на 4/5 толщины стенки, для снятия окисной плёнки.
Очень удобна шлифовальная машина ИП-2009А.
Заварку ведут после нагрева блока до температуры 600…650°С ацителено-кислородным пламенем горелкой с мундштуком № 3, используя чугунные прутки диаметром 5 мм и флюс-буру. Шов должен выступать над поверхностью основ-ного металла не более чем на 1,5 мм; руковины и шлаковые включения не допускаются. При охлаждении блока до 450°С сварку останавливают и его вновь нагревают до заданной температуры. По окончании сварки блок медленно и равномерно охлаждают асбестом.
После сварки шов следует проковать по всей длине. Затем блок цилиндров испытывают на гидравлическом стенде под давлением 0,4 МПа в течение 2—3 мин. Течь воды или запотевание шва не допускается.
Расход ацетилена: A = SR’, где S – толщина детали; R’ – коэффициент, характе-ризующий удельный расход ацетилена на 1 мм толщины детали, (м3/ч*мм), для чу-гуна R’ = 0,11...0…14
Расход кислорода на 10…20% больше, чем ацетилена.
Пламя направляют на свариваемые кромки так, чтобы они находились в восста-новительной зоне на расстоянии 2…6 мм от конца ядра. Конец присадочной про-волоки также держат в восстановительной зоне или в сварочной ванне.

Мундштуки наконечников горелок
Номер наконечника Расход ацетилена, дм3/ч Диаметр канала сопла, мм
1
2
3
4
5
6
7 150
250
400
500
1000
1700
2500 1,0
1,3
1,6
2,0
2,5
3,0
3,5

Диаметр присадочной проволоки металла толщиной S до 15 мм равен d = S/2+1. При толщине металла более 15 мм применяют проволоку диаметром 6…8 мм.
Режим шлифования определяется материалом обрабатываемой детали, скоростью
вращения круга и его давлением на поверхность детали.
Для обработки чугуна, цветных металлов и сплавов, титановых сплавов обычно применяют абразивные зерна из черного (53С...55С) и зеленого карбида кремния (63С...64С).
Круги из карбида кремния (64С) пригодны для обработки покрытий средней и вы-сокой износостойкости, однако в большинстве случаев эта обработка нерентабельна для покрытий твердостью 40...50 HRC.
Скорость вращения вала 12000 об/мин

5. Техническое нормирование работ по восстановлению блока цилинд-ров ав¬томобиля КамАЗ

Техническое нормирование труда представляет собой систему установления техни¬чески обоснованных норм времени, т. е. необходимых затрат времени на ка-чественное выполнение определенной работы.
Главная задача технического нормирования — это обеспечение более высо¬ких темпов роста производительности труда. Реализация этой задачи осуществ¬ляется за счет разработки мероприятий, направленных на:
● выявление и использование резервов повышения производительности труда, ко-торые имеются практически на каждом предприятии в силу наличия как явных, так и скрытых потерь рабочего времени;
● повышение производительности труда;
● разработку и установление технически обоснованных норм на раз¬личные работы с учетом наиболее полного и эффективного использования имеющейся техники. При этом предусматривается четкая организация рабо¬чих мест и построение тех-нологических процессов, использование передовых приемов и методов труда.

Нормирование сварочных работ

Скорость сварки
vсв=А/S=12/6=2 м/ч=0,00055 м/с
S - толщина свариваемого металла, мм;
А - коэффициент, зависящий от свойств свариваемого металла и частично от его толщины, м*мм/ч (12-15)

Норма штучного времени при газовой сварке
Тш=[(Т’осн+Твс)lk+То.рn+Tв.у+Тд ]=[(2,5+10)0,03*1+0,5*2+12+5]=20 мин
Т’осн – удельное основное время на 1 м шва, мин
Твс – вспомогательное время при сварке 1 м шва, мин
l – длина шва, м
k – коэффициент, учитывающий условия при которых выполняется сварка
То.р – основное время на один разогрев кромок
n – число разогревов на отдельных участках шва
Tв.у – вспомогательное время, связанное с установкой изделия и управлением го-релкой
Тд – дополнительное время, мин

Нормирование сверлильных работ

Вспомогательное время на установку, tуст
Вспомогательное время на переход, t пер
Вспомогательное время на измерения, t изм
t пер = 0,10 мин.
tуст = 0,7 мин.
t изм = 0,11мин.
Вспомогательное время на всю операцию, определяем следующим образом
Тв = tуст + t пер + t изм
Tв= 0,7 + 0,10 + 0,11 = 0,28 мин.
Время на обслуживание рабочего места, £обс и время на отдых £отл
£обс = 4 %
£отл = 4 %
Штучное время
Тш =( То + Тв ) (1 + £обс +£отл ) мин
Тш = (0,2+0,28) (1 + 4+4) = 0,48 х 1,08 = 0,5184 мин. = 0,5 мин.
Подготовительно-заключительное время Тпз,
Тпз = 11 мин.

Нормирование шлифовальных работ

Шлифовальная операция
Рассчитываем время выпуска
Тв = Твсу + Твпр
где Твсу - Вспомогательное время на установку и снятие детали, = 0,6 мин
Твпр - Вспомогательное время связанное с проходом, = 1 мин
Тв = 0,6 + 1 =1,6
Рассчитываем дополнительное время
Tд = (То + Тв / 100) * К
где То - Общее время, мин
Тв - Время выпуска, мин
К - Коэффициент корректирования, 9%
Tд = (10 + 1,6) * 9 / 100 = 1,04 мин
Рассчитываем штучное время
Тшт = То + Тв + Т д
где То - Общее время, мин
Тв - Время выпуска, мин
Т д - Дополнительное время, мин
Тшт = 10 + 1,6 + 1,04 = 12,64 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

В данной курсовой работе был разработан технологический процесс вос-становления блока цилиндров двигателя КамАЗ-740
В данной работе приводится техническое описание конструкции и технологи-ческого процесса разборки, сборки двигателя, применяемого при этом оборудо-вания, регулировочных работ, таблица дефектации, а также сравнительная оценка существующих способов восстановления блока цилиндров, выбор и способа вос-становления, технологический процесс восстановления и техническое нормирова-ние операций технологи¬ческого процесса.
Технологии восстановления деталей относятся к разряду наиболее ресурсосбе-регающих, так как по сравнению с изготовлением новых деталей сокращаются за-траты (на 70%). Основным источником экономии ресурсов являются затраты на ма-териалы. Средние затраты на материалы при изготовлении деталей составляют 38%, а при восстановлении — 6,6% от общей себестоимости. Для восстановления рабо-тоспособности изношенных деталей требуется в 5...8 раз меньше технологических операций по сравнению с изготовлением новых деталей.
Несмотря на рентабельность, трудоемкость восстановления деталей еще неоп-равданно высока и даже на крупных ремонтных предприятиях в среднем до 1,7 раз больше трудоемкости изготовления одноименных деталей на автомобильных заво-дах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Приложение.


Рис.2 Снятие съёмником крышки нижней головки шатуна

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис.3 Г-образный рычаг

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Рис.4 Снятие крышек коренных опор коленчатого вала:
1-тяга;2-толкатель;3-рукоятка;4-штифт
Рис.5 Снятие гильзы цилиндра съёмником:
1-винт;2-рукоятка;3-корпус;4-опора;5-гильза;6-захват

 

 

 

 

 

 

 


Рис.6 Схема установки шестерен ГРМ
2-блок промежуточных шестерен

 

 

 

 

 


Рис.7 Оправка манжеты для установки картера маховика

Рис.8 Установка поршня и шатуна в сборе с кольцами в гильзу цилиндра:
1-поршень;2-обойма И801.00.001-01;3-гильза цилиндра

 

Рис.9 Последовательность затяжки болтов крепления головки цилиндра.

Рис. 10 Поворотный стенд Р-770

 

 

 

 

Список использованной литературы.

1. В.И. Карагодин, Н.Н. Митрохин. Ремонт автомобилей и двигателей. Учеб. для студ. сред. проф. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 496 с.
2. Р.А. Азаматов, В.Г.Дажин, А.Т.Кулаков, А.И.Модин. Восстановление деталей автомобиля КамАЗ. Под ред.В.Г.Дажина. - Набережные Челны: КамАЗ, 1994. - 215 с.
3. Технологические карты текущего ремонта агрегатов автомобилей КамАЗ
4. delta-grup.ru




Комментарий:

Курсовая работа - отлично!


Рекомендовать другу
50/50         Партнёрка
Отзывы