Главная       Продать работу       Блог       Контакты       Оплата       О нас       Как мы работаем       Регистрация       Вход в кабинет
Тех. дипломные работы
   автомобили
   спец. техника
   станки
   тех. маш.
   строительство
   электроснабжение
   пищевая промышленность
   водоснабжение
   газоснабжение
   автоматизация
   теплоснабжение
   холодильники
   машиностроение
   др. тех. специальности

Тех. курсовые работы
   автомобили
   спец. техника
   станки
   тех. маш.
   строительство
   детали машин
   электроснабжение
   газоснабжение
   водоснабжение
   пищевая промышленность
   автоматизация
   теплоснабжение
   ТММ
   ВСТИ
   гидравлика и пневматика
   машиностроение
   др. тех. специальности

Тех. дополнения
   Отчеты
   Расчетно-графические работы
   Лекции
   Задачи
   Лабораторные работы
   Литература
   Контрольные работы
   Чертежи и 3D моделирование
   Тех. soft
   Рефераты
   Общий раздел
   Технологический раздел
   Конструкторский раздел
   Эксплуатационный раздел
   БЖД раздел
   Экономический раздел
   Экологический раздел
   Автоматизация раздел
   Расчетные работы

Гум. дипломные работы
   педагогика и психология
   астрономия и космонавтика
   банковское, биржевое дело
   БЖД и экология
   биология и естествознание
   бухгалтерский счет и аудит
   военное дело
   география
   геология
   государство и право
   журналистика и СМИ
   иностранные языки
   история
   коммуникации
   краеведение
   кулинария
   культура и искусство
   литература
   экономика и торговля
   математика
   медицина
   международное отношение
   менеджмент
   политология
   музыка
   религия
   социология
   спорт и туризм
   таможенная система
   физика
   химия
   философия
   финансы
   этика и эстетика
   правознавство

Гум. курсовые работы
   педагогика и психология
   астрономия и космонавтика
   банковское, биржевое дело
   БЖД и экология
   биология и естествознание
   бухгалтерский счет и аудит
   военное дело
   география
   геология
   государство и право
   журналистика и СМИ
   иностранные языки
   история
   коммуникации
   краеведение
   кулинария
   культура и искусство
   литература
   экономика и торговля
   математика
   медицина
   международное отношение
   менеджмент
   политология
   музыка
   религия
   социология
   спорт и туризм
   таможенная система
   физика
   химия
   философия
   финансы
   этика и эстетика
   правознавство

Гум. дополнения
   Отчеты
   Расчетные работы
   Лекции
   Задачи
   Лабораторные работы
   Литература
   Контрольные работы
   Сочинения
   Гум. soft
   Рефераты

Рефераты
   Авиация и космонавтика
   Административное право
   Арбитражный процесс
   Архитектура
   Астрология
   Астрономия
   Банковское дело
   Безопасность жизнедеятельнос
   Биографии
   Биология
   Биология и химия
   Биржевое дело
   Ботаника и сельское хоз-во
   Бухгалтерский учет и аудит
   Валютные отношения
   Ветеринария
   Военная кафедра
   ГДЗ
   География
   Геодезия
   Геология
   Геополитика
   Государство и право
   Гражданское право и процесс
   Делопроизводство
   Деньги и кредит
   ЕГЭ
   Естествознание
   Журналистика
   ЗНО
   Зоология
   Издательское дело и полиграф
   Инвестиции
   Иностранный язык
   Информатика
   Информатика, программировани
   Исторические личности
   История
   История техники
   Кибернетика
   Коммуникации и связь
   Компьютерные науки
   Косметология
   Краеведение и этнография
   Краткое содержание произведе
   Криминалистика
   Криминология
   Криптология
   Кулинария
   Культура и искусство
   Культурология
   Литература : зарубежная
   Литература и русский язык
   Логика
   Логистика
   Маркетинг
   Математика
   Медицина, здоровье
   Медицинские науки
   Международное публичное прав
   Международное частное право
   Международные отношения
   Менеджмент
   Металлургия
   Москвоведение
   Музыка
   Муниципальное право
   Налоги, налогообложение
   Наука и техника
   Начертательная геометрия
   Оккультизм и уфология
   Остальные рефераты
   Педагогика
   Политология
   Право
   Право, юриспруденция
   Предпринимательство
   Прикладные науки
   Промышленность, производство
   Психология
   психология, педагогика
   Радиоэлектроника
   Реклама
   Религия и мифология
   Риторика
   Сексология
   Социология
   Статистика
   Страхование
   Строительные науки
   Строительство
   Схемотехника
   Таможенная система
   Теория государства и права
   Теория организации
   Теплотехника
   Технология
   Товароведение
   Транспорт
   Трудовое право
   Туризм
   Уголовное право и процесс
   Управление
   Управленческие науки
   Физика
   Физкультура и спорт
   Философия
   Финансовые науки
   Финансы
   Фотография
   Химия
   Хозяйственное право
   Цифровые устройства
   Экологическое право
   Экология
   Экономика
   Экономико-математическое мод
   Экономическая география
   Экономическая теория
   Этика
   Юриспруденция
   Языковедение
   Языкознание, филология

Главная > Гум. курсовые работы > медицина
Название:
СУ и реабилитация детей с неврологической патологией

Тип: Курсовые работы
Категория: Гум. курсовые работы
Подкатегория: медицина

Цена:
75 грн



Подробное описание:

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………........3
ГЛАВА 1. Неврологические патологии у детей ………………………….5
1.1Перинатальная мозговая депрессия (нервная гиповозбудимость)…5

1.2 Перинатальная мозговая гипервозбудимость………………………..8
1.3 Гипоксически-ишемическая энцефалопатия………………………..10
ГЛАВА 2. Сестринский уход и реабилитация детей с неврологической патологией…………………………………………………………………….13
2.1. Сестринский уход за детьми с неврологической патологией……..13
2.2. Реабилитация детей с неврологической патологией………………..22
ОБЩИЕ ВЫВОДЫ…………………………………………………………..24
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………..26

 

Введение

Актуальность темы, заключается в том, что неврологические заболевания детей являются весьма распространенной патологией в наши дни. Правильный уход и своевременное, грамотное лечение резко снижают процент инвалидности и летальности среди таких больных. Выяснение причин перинатальных повреждений нервной системы, их предупреждения и лечения являются проблемой детской неврологии. Сохранение здоровья детей, которые составляют 30% мирового населения, в настоящее время является основным условием создания здорового общества завтра. Охрана здоровья и обеспечение нормального развития детей - глобальная обязанность и высокая ответственность настоящих поколений людей за будущее развитие человеческого общества. Осознание этих условий на уровне правительств стран мира привело к принятию ряда международных актов. Декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей рекомендовала разработать национальные планы действий. Указом Президента России от 1 июня 1992 г. "О первоочередных мерах по реализации Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей в 90-е годы" принято Постановление Правительства России и разработан национальный план. Реальным его воплощением стала президентская программа "Дети России", включающая ряд федеральных подпрограмм, адаптирующих общие цели к реальным условиям России. Российское общество переживает сегодня один из сложнейших периодов развития. Детское население страны за 5 лет сократилось на 12,3%, количество новорожденных с врожденными заболеваниями увеличится до 35%. Основным источником инвалидности (до 70%) является патология перинатального периода . Эксперты ВОЗ прогнозируют в новом тысячелетии увеличение числа детей-инвалидов на десятки миллионов человек за счет повышения удельного веса нарушений нервно-психического развития и врожденных аномалий. В настоящее время 6-9% новорожденных имеют хронические инвалидизирующие заболевания ЦНС и дефекты интеллекта. Перинатальные поражения ЦНС занимают одно из важнейших мест по значимости для дальнейшей жизни человека, отклонения нервно-психического развития, обусловленные перинатальной патологией диагностируются у 27-44% детей в школьном возрасте. Детский возраст - важнейший период для проведения реабилитационных мероприятий, т.к. возможность компенсации органических поражений мозга наибольшая. Сестринский уход является неотъемлемой частью процесса лечения и реабилитации детей с неврологической патологией. [3]

 

Цель: рассмотреть осуществление сестринского ухода и реабилитации детей
с неврологической патологией
Задачи:
1. расширить представления об перинатальных поражениях ЦНС у детей.
2. рассмотреть виды неврологических патологий у детей
3. конкретизировать сестринский уход и реабилитацию детей с неврологической патологией

 

 


Глава 1. Неврологические патологии у детей
1.1Перинатальная мозговая депрессия (нервная гиповозбудимость)

Малая двигательная и психическая активность ребенка, которая всегда ниже его двигательных и интеллектуальных возможностей; высокий порог и длительный отсроченный период возникновения всех рефлекторных и произвольных реакций. Депрессия часто сочетается с низкими мышечным напряжением и рефлексами, замедленной переключаемостью нервных процессов, эмоциональной вялостью, пониженной мотивацией и слабостью волевых усилий.
Гиповозбудимость может быть выражена в различна степени и проявляться либо эпизодически, либо стойко. Эпизодическое возникновение синдрома характерно для соматических заболеваний, особенно патологии желудочно-кишечного тракта, сопровождающихся гипотрофией. Иногда легкие, но стойкие проявления синдрома могут быть обусловлены типом высшей нервной деятельности. Преобладание мозговой депрессии в первые месяцы жизни наблюдают при недоношенности, у детей, перенесших кислородное голодание, внутричерепную родовую травму. Выраженная и стойкая депрессия часто сопровождается задержкой психомоторного развития, которая приобретает некоторые характерные особенности.
Задержка психомоторного развития при гиподинамическом синдроме характеризуется замедленным формированием всех условных рефлексов. В период новорожденности и в первые месяцы жизни это проявляется в отставании развития условного рефлекса на время кормления; в дальнейшем задерживается развитие всех пищевых условных рефлексов (рефлекс на положение кормления, вид груди или бутылки с молоком и т. д.), задерживается развитие пищевой, а затем зрительной и слуховой доминанты и чувствительных локальных реакций. Особенно характерна задержка развития цепных двигательных сочетанных рефлексов, что наиболее отчетливо начинает проявляться со второго полугодия жизни! Такой ребенок в возрасте 6-8:мес не похлопывает рукой по одеялу или игрушке, не стучит предметом об предмет, к концу года не производит повторных выбрасываний предмета, не вкладывает предмет в предмет. Это проявляется также в голосовых реакциях: ребенок редко повторяет звуки, слоги, т. е. выполняя однократные движения и произнося отдельные звуки, он не стремится к их повторению. В результат задержки формирования условных рефлексов на сочетании слова с предметом или действием как в конкретной, так и в неконкретной ситуации начальное понимание речи и подчинение словесным :командам у этих детей происходит в более поздние сроки. При этом формируется отставание таких функций, как предметно-манипулятивная деятельность, ползанье, лепет, понимание речи, собственная речь. [2] При варианте гиповозбудимости в более поздние сроки отмечают формирование положительных эмоциональных реакций. Это проявляется как при общении со взрослым, так и в спонтанном поведении ребенка. В период новорожденности при общении со взрослым у таких детей обычно отсутствует ротовое внимание, в возрасте 2 мес не выражена или слабо выражена реакция радостного оживления при виде взрослого и ласковом голосе. Часто вместо мимики оживления у ребенка можно видеть только реакцию сосредоточения. Улыбка появляется позже 8-9 нед, для ее возникновения требуется комплекс раздражителей, включая и проприоцептивные, их повторность; латентный период возникновения улыбки в ответ на раздражитель удлинен.
В состоянии бодрствования ребенок остается вялым, пассивным, ориентировочные реакции возникают в основном на сильные раздражители. Реакция на новизну вялая и в большинстве случаев имеет характер пассивного изумления, когда ребенок с широко раскрытыми глазами остается неподвиж-ным при виде нового предмета, не предпринимая активных попыток приблизиться к нему, захватить его. Чем более длительный период отсутствуют активное бодрствование и ориентировочно-исследовательское поведение, тем более выражено отставание в психомоторном развитии. Комплекс оживления - одно из основных проявлений активных форм эмоционального поведения у ребенка первых месяцев жизни - при гиповозбудимости либо отсутствует, либо проявляется в рудиментарной форме: слабой мимической реакцией без блеска глаз и голосовых реакций или отсутствием двигательного компонента, отчетливых вегетативных проявлений. Активные отрицательные эмоцио-нальные реакции также слабо выражены и почти не отражаются на общем поведении ребенка. Особенности эмоциональной сферы определяют вторичное недоразвитие интонационной выразительности голосовых реакций, а также специфику формирования сенсорных функций. Так, на втором возрастном этапе гиповозбудимый ребенок обычно хорошо фиксирует и прослеживает предмет, но движения глазных яблок за перемещающимся предметом у него начинаются не сразу, а после определенного латентно-го периода, как это характерно для новорожденного: глаза как бы постоянно догоняют перемещающийся в поле зрения предмет. Эти зрительные реакции отличаются непостоянством, и для их возникновения часто необходимы специальные оптимальные условия: определенное состояние ребенка, достаточная сила и длительность раздражителя и др. Во второй возрастной период указанные реакции наиболее отчетливо и часто возникают не в положении на спине, а в вертикальном положении на руках у взрослого. Особенностью зрительного восприятия при гиповозбудимости на этом возрастном этапе является также то, что ребенок спонтанно почти не рассматривает окружающие предметы, у него отсутствует активный поиск раздражителя. Гиповозбудимый ребенок обычно поворачивает голову и глаза к невидимому источнику звука после неоднократного повторения и длительного латентного периода; слуховое восприятие, так же как и зрительное, обычно не приобретает доминантного характера. Задержка психомоторного развития при синдроме гиповозбудимости характеризуется диспропорцией развития, которая проявляется во всех формах сенсорно-моторного поведения. Так, при достаточном развитии дифференцирована эмоциональных реакций на "своих" и "чужих" ребенок проявляет активной радости на общение со знакомыми протеста на общение с незнакомыми лицами, т. е. на в возрастных этапах остается выраженной недостаточная активность общения. Наряду со своевременным развитием отдельных сенсорных функций наблюдается отставание в формировании интерсенсорных связей, особенно в системе тактильно-кинестетического анализатора, поэтому гиповозбудимые дети позже начинают рассматривать и сосать свои руки, ощупывать игрушки, у них с задержкой формируется зрительно-моторная координация. Отсутствие активного исследовательского поведения выражается в диспропорциональности развития зрительного восприятия. Поэтому при достаточном развитии у ребенка дифференцированного зрительного восприятия может сохраняться автоматический характер прослеживания предмета. При динамической количественной оценке возрастного развития ребенок с синдромом гиповозбудимости в разные периоды теряет 7-9 баллов, причем максимальную потерю наблюдают в возрасте 4-5 мес, когда в норме должны активно формироваться первые интерсенсорные связи и активные формы поведения. [4]

1.2 Перинатальная мозговая гипервозбудимость
Двигательное беспокойство, эмоциональная неустойчивость, нарушение сна, усиление врожденных рефлексов, повышенная рефлекторная возбудимость, тенденция к патологическим движениям часто в сочетании со сниженным порогом судорожной готовности. Гипервозбудимость в причинном отношении мало специфична и может наблюдаться у детей с перинатальной патологией, некоторыми наследственными ферментопатиями и другими обменными нарушениями, врожденной детской нервностью и при минимальной мозговой дисфункции. Выраженного отставания в психомоторном развитии у этих детей может и не быть, но при тщательном обследовании обычно удается отметить некоторые негрубые отклонения. Для нарушения психомоторного развития при синдроме гипервозбудимости характерно отставание в формировании произвольного внимания, дифференцированных двигательных и психических реакций, что придает психомоторному развитию своеобразную неравномерность. У таких детей к концу первого года жизни обычно хорошо выражены познавательный интерес к окружающему, активные формы общения, и в то же время при сильных эмоциях может проявляться общий комплекс оживления с диффузными двигательными реакциями. [2] Все двигательные, сенсорные и эмоциональные реакции на внешние стимулы у гипервозбудимого ребенка возникают быстро, после короткого латентного периода и так же быстро угасают. Освоив те или иные двигательные навыки, дети беспрерывно двигаются, меняют позы, постоянно тянутся каким-либо предметам и захватывают их. При этом манипулятивная исследовательская деятельность, подражательные игры и жесты у них выражены слабо. Обычно дети проявляют живой интерес к окружающему, но повышенная эмоциональная лабильность нередко затрудняет их контакт с окружающими. У многих из них отмечается длительная реакция страха на общение с незнакомыми взрослыми с активными реакциями протеста. Обычно синдром гипервозбудизмости сочетается с повышенной психичской истощаемостью. При оценке возрастного развития гипервозбудимого ребенка обычно относят не к группе задержки, а к "группе риска", если гипервозбудимость не сочетается с другими неврологическими нарушениями.
1.3.Энцефалопатия новорожденных
Энцефалопатия у детей – это органическое поражение головного мозга. Причинами возникновения патологии в перинатальном периоде являются: внутриутробная гипоксия (может возникать при соматических болезнях матери, патологическом течении беременности и родов, вредных привычках при беременности, злоупотреблении медикаментами);
У детей старшего возраста заболевание может возникать вследствие: инфекционных заболеваний (краснуха, корь); токсического воздействия на ЦНС; черепно-мозговых травм.
Виды и степени тяжести болезни
Энцефалопатия у детей может быть:
Врожденная или перинатальная – развивается вследствие пороков развития ЦНС и воздействий на плод повреждающих факторов, начиная с 28 недели беременности и до 7 дня жизни новорожденного. К перинатальным энцефалопатиям относятся:
резидуальная энцефалопатия – характеризуется отсроченным появлением первых симптомов, т.е. клиническая картина болезни появляется через какое-то время после повреждения;
транзиторная перинатальная энцефалопатия – характеризуется эпизодическим нарушением мозгового кровообращения; билирубиновая энцефалопатия – появляется при интоксикации ЦНС свободным билирубином вследствие нарушения оттока желчи;
гипоксически-ишемическая энцефалопатия у новорожденных – характеризуется закупоркой сосудов и локальным нарушением мозгового кровообращения в результате гипоксии;
неуточненная энцефалопатия – причины патологии установить не удается. Приобретенная – возникает в результате патологических состояний ребенка после рождения.
Бывает:
посттравматическая – появляется в результате травм головы;
метаболическая – является следствием заболеваний внутренних органов;
токсическая – вызывается влиянием на ЦНС нейротропных и бактериальных токсинов; сосудистая – хроническое нарушение кровоснабжения мозга;
дисциркуляторная – перманентное прогрессирующее изменение ткани мозга.
Степени тяжести болезни:
I степень – изменения тканей головного мозга, которые выявляются только с помощью инструментальных методов диагностики, клинические проявления заболевания отсутствуют;
II степень – клиническая картина выражена слабо или носит скрытый характер;
III степень – наличие выраженных неврологических расстройств, приводящих к инвалидизации ребенка.
Симптомы детской энцефалопатии
Признаки разных видов энцефалопатий разнообразны и специфичны. Но среди них можно выделить общие симптомы патологии. Первыми признаками энцефалопатии у новорожденного могут быть: поздний и слабый крик после рождения; отсутствие сосательного рефлекса; нарушения сердцебиения. Симптомы заболевания у грудничка: беспокойство, нарушение сна; неадекватная реакция на свет или разные звуки; вялость или гипертонус; рефлекторное вздрагивание; выпучивание глаз; запрокидывание головки; срыгивания во время еды; плач на протяжении большей части дня. Эти признаки могут проявляться эпизодически. У 50% детей симптомы не появляются в будущем, у остальной половины может развиваться резидуальная энцефалопатия, при которой симптомы заболевания периодически повторяются или возникают через годы после поражения ЦНС. Спровоцировать симптоматику могут инфекционные болезни, травмы или она появляется без видимых причин. В старшем возрасте заболевание проявляется: расстройствами мышления и памяти; гиподинамией, апатией; склонностью к депрессии; слезливостью, быстрой утомляемостью, раздражительностью, рассеянностью; плохим сном, бессонницей; снижением аппетита; головными болями, головокружением; нарушением слуха; признаками расстройства ЖКТ; дизартрией; патологическими рефлексами, гипертонусом мышц; нарушением координации движений; повышенным внутричерепным давлением; судорожной готовностью. Последствием энцефалопатии у новорожденных может быть: эпилепсия; гидроцефалия; необратимые неврологические нарушения.
Лабораторные методы диагностики: общий анализ крови и мочи; биохимический анализ крови; анализ крови на токсины; оксигемометрия (измерение уровня кислорода в крови); анализ спинномозговой жидкости.
Инструментальная диагностика: компьютерная томография; электроэнцефалография; магнитнорезонансная ангиография; УЗИ головного мозга. [5]

 

 

 

 

 


Глава 2 . Сестринский уход и реабилитация детей с неврологической патологией
2.1 Сестринский уход за детьми с неврологической патологией
В последнее десятилетие произошли существенные изменения в практике ухода за детьми раннего возраста. На смену примитивным вате и марле пришли современные предметы детской гигиены, удобные разовые тампоны, электронные весы, детские ушные термометры, «умные» игрушки, детские зубные щетки с ограничителем, бутылочки с индикатором нагрева, соски с антивакуумным эффектом, назальные аспираторы, детские щипчики-кусачки (ножницы), разноообразные губки, варежки-мочалки, детские кремы, масло, лосьоны, гели, памперсы-подгузники и т.д. Тем не менее, основополагающий принцип ухода за ребенком остался прежним - соблюдение режима дня, в котором особенно нуждаются заболевшие дети. Так называемый свободный режим, когда ребенок спит, бодрствует и кормится в зависимости от его желания (метод распространен в нашей стране благодаря книгам американского педиатра Б. Спока) в условиях стационара неприемлем. Для детей первого года жизни должны быть фиксированы основные элементы режима дня: время бодрствования, сна, частота и время кормления больного ребенка. [4] У новорожденных и детей грудного возраста все патологические процессы в организме протекают чрезвычайно бурно. Поэтому важно своевременно отмечать любые изменения в состоянии больного, точно их фиксировать и вовремя ставить в известность врача для принятия неотложных мер. Роль медицинской сестры в выхаживании больного ребенка грудного возраста трудно переоценить. Основой ухода является соблюдение строжайшей чистоты, а для новорожденного ребенка - и стерильности (асептики). Уход за детьми грудного возраста проводится средним медицинским персоналом при обязательном контроле и участии врача-неонатолога (первые недели жизни) или врача-педиатра. К работе с детьми не допускаются лица с инфекционными заболеваниями и гнойными процессами, недомоганием или повышенной температурой тела. Медицинским работникам отделения грудных детей не разрешается носить шерстяные вещи, бижутерию, кольца, пользоваться духами, яркой косметикой и пр.
Медицинский персонал отделения, где находятся дети грудного возраста, должен носить одноразовые или белые, тщательно выглаженные халаты (при выходе из отделения заменяют их другими), шапочки, при отсутствии режима принудительной вентиляции - одноразовые или четырехслойные маркированные маски из марли и сменную обувь. Обязательно строгое соблюдение личной гигиены. [5]
Уход за кожей и слизистыми оболочками новорожденного. Цель ухода - здоровая кожа. Целости защитного слоя кожи новорожденного способствуют абсолютная чистота, исключение контактов с сильнодействующими веществами, снижение степени увлажненности и трения кожи о пеленки и другие внешние поверхности. Любые предметы ухода за новорожденным, белье - все должно быть одноразового применения. Оборудование детской палаты или комнаты включает лишь необходимые предметы ухода и мебель. Температура воздуха должна достигать 22-23°С, палаты необходимо постоянно проветривать или использовать кондиционер. Воздух обеззараживают УФ-лучами. После окончания периода адаптации в детской поддерживается температура воздуха в пределах 19-22 °С.
Утренний и вечерний туалет новорожденного заключается в обмывании лица теплой кипяченой водой, промывании глаз смоченным кипяченой водой стерильным ватным тампоном. Каждый глаз промывают отдельным тампоном в направлении от наружного угла к переносице, затем сушат чистыми салфетками. В течение дня глаза промывают по мере надобности. Носовые ходы ребенка приходится очищать довольно часто. Для этого используют ватные жгутики, приготовленные из стерильной ваты. Жгутик смазывают стерильным вазелиновым или растительным маслом и вращательными движениями осторожно продвигают в глубь носовых ходов на 1,0-1,5 см; правый и левый носовые ходы очищают отдельными жгутиками. Не следует слишком долго проводить эту манипуляцию. Категорически запрещается использовать плотные предметы, например палочки (спички) с накрученной ватой и т.п.Туалет наружных слуховых проходов проводят по мере необходимости, их протирают сухими ватными жгутиками. Полость рта здоровым детям не протирают, так как слизистые оболочки легко травмируются. Тампоном, смоченным растительным маслом, обрабатывают складки, удаляя избытки сыровидной смазки. Для профилактики опрелостей кожу ягодиц, подмышечных областей, складки бедер смазывают 5 % таниновой мазью. Ногти новорожденному ребенку и ребенку грудного возраста нужно обрезать. Удобнее пользоваться ножницами с закругленными браншами или щипчиками для ногтей.По окончании периода новорожденности (3-4 нед) ребенка умывают утром и вечером, а также по мере необходимости. Лицо, шею, ушные раковины (но не слуховой проход), руки ребенка обмывают теплой кипяченой водой или протирают ватой, смоченной водой, затем обтирают насухо. В возрасте 1-2 мес эту процедуру проводят не менее двух раз в день. С 4-5 мес можно умывать ребенка водопроводной водой комнатной температуры. После мочеиспускания и дефекации ребенка подмывают, соблюдая определенные правила. Девочек подмывают спереди назад, чтобы избежать загрязнения и инфицирования мочеполовых путей. Подмывание проводят рукой, на которую направляют струю теплой воды (37-38 °С). При сильном загрязнении используют нейтральное мыло («Детское», «Тик-так» и др.).
Недопустимо подмывать детей непроточной водой, например в тазике.
После подмывания ребенка кладут на пеленальный стол и чистой пеленкой промокают кожу. Затем складки кожи смазывают стерильным ватным тампоном, смоченным стерильным растительным (подсолнечным, персиковым) или вазелиновым маслом. Для профилактики опрелостей кожные складки смазывают стерильным растительным маслом или детскими кремами (косметические масла типа «Алиса», «Бэби Джонсон-и-Джонсон», мази «Деситин», «Драполен» и др.) в определенной последовательности: за ушами, шейную складку, подмышечные, локтевые, лучезапястные, подколенные, голеностопные и паховые области. Метод нанесения масла или крема называется «дозированием через материнские руки»: мать (медсестра) сначала втирает масло или крем в свои ладони, а затем остатки наносит на кожу ребенка.
Обработка пупочной ранки проводится 1 раз в сутки. В последнее время рекомендуется воздерживаться от применения красящих веществ, чтобы не пропустить красноту и другие признаки воспаления пупочной ранки. Обычно используют 70 % этиловый спирт, спиртовую настойку багульника и др. После отпадения пуповины (4-5-е сутки) пупочную ранку промывают 3 % раствором пероксида водорода, затем 70 % этиловым спиртом и прижигают 5% раствором калия перманганата или карандашом ляписа.
Купание. Моют новорожденных детей с детским мылом под теплой (температура 36,5-37 °С) проточной водой, насухо вытирают кожу пеленкой легкими промокательными движениями.
Первую гигиеническую ванну проводят новорожденному обычно после отпадения пуповины и эпителизации пупочной ранки (7-10-й день жизни), хотя никаких противопоказаний к приему ванны с 2-4 дня жизни нет. В течение первых 6 мес ребенка купают ежедневно, во втором полугодии - через день. Для купания необходимы ванночка (эмалированная), детское мыло, мягкая губка, водяной термометр, кувшин для ополаскивания ребенка теплой водой, пеленка, простыня.
Ванночку предварительно моют горячей водой с мылом и щеткой, затем обрабатывают 0,5 % раствором хлорамина (если купание проводится в детском учреждении) и ополаскивают горячей водой.
Для детей первого полугодия температура воды в ванне должна быть 36,5-37 °С, для детей второго полугодия - 36-36,5 °С. Продолжительность ванны на первом году жизни должна составлять не более 5-10 мин. Одной рукой осторожно поддерживают голову и спину ребенка, другой намыливают шею, туловище и ягодицы; особенно тщательно промывают складки в области шеи, в локтевых, паховых областях, за ушами, под коленками, между ягодицами .На заключительном этапе купания ребенка вынимают из ванны, поворачивают спинкой кверху и обливают чистой водой.
Ребенка быстро завертывают в пеленку и обсушивают промокательными движениями, после чего, обработав кожные складки стерильным вазелиновым маслом, одевают и укладывают в кроватку.
Мыло при купании используют не чаще 2 раз в неделю, лучше пенку-шампунь «от макушки до пяток» Johnson's baby или «Детское». У некоторых детей ежедневное купание, особенно в жесткой воде, может вызвать раздражение кожи. В этих условиях рекомендуется ванна с добавлением крахмала: 100-150 г крахмала разводят теплой водой и выливают полученную взвесь в ванну. Детей первого полугодия купают в положении лежа, второго полугодия - сидя.
Иногда после частого мытья с мылом волосы становятся сухими. В подобных случаях после купания их смазывают прокипяченным растительным маслом или смесью, состоящей из 1/3 касторового масла и 2/3 вазелинового (или прокипяченного подсолнечного) масла. После обработки волосы протирают сухим ватным тампоном.
Косметические средства ухода за новорожденным. Детская косметика- особый вид косметической продукции, предназначенной для ежедневного ухода и полноценной защиты чувствительной кожи ребенка. Косметические линии компаний «Мир детства», «Свобода», «Невская косметика», «Уральские самоцветы» (серии «Дракоша» и «Маленькая фея»), «Инфарма», «Johnson's baby», «Avent'a», «Huggies», «Bubchen», «Ducray» (A-Derma), «Noelken GmbH» (Babyline), «Qiicco» и др. содержат
все необходимые средства для ухода за малышом: увлажняющие, защитные кремы, туалетное мыло, шампунь, пенки для купания, лосьоны, кремы, присыпки и др. Как и многие другие средства, детская косметика имеет в своем составе экстракты лекарственных растений: ромашки, череды, чистотела, календулы, тысячелистника и зародышей пшеницы. Эти экстракты хорошо переносятся и мягко влияют на кожу ребенка. Обычно рекомендуют использовать средства одной косметической линии, так как они дополняют и усиливают действие друг друга. Отечественные детские косметические средства не уступают импортным. При изготовлении большинства из них соблюдаются основные дерматологические требования: нейтральный рН, отсутствие консервантов, преобладание минеральных компонентов над органическими (в маслах), используются высококачественные животные жиры, экстракты трав, в шампунях применена формула «без слез», в кремы для опрелостей включаются эксклюзивные лечебные компоненты - пантенол или цинк. Иногда после частого мытья с мылом волосы становятся сухими. В подобных случаях после купания их смазывают прокипяченным растительным маслом или смесью, состоящей из 1/3 касторового масла и 2/3 вазелинового (или прокипяченного подсолнечного) масла. После обработки волосы протирают сухим ватным тампоном. [5]
Пеленания и одежда детей первого года жизни. Доношенного новорожденного первые 2-3 нед лучше пеленать с руками, а в последующем при соответствующей температуре воздуха в палате руки кладут поверх одеяла. Учитывая, что тугое пеленание стесняет движения, новорожденного одевают в специальную одежду: сначала надевают две распашонки с длинными рукавами (одну легкую, вторую фланелевую), затем заворачивают в пеленку. В таком виде ребенка помещают в конверт из хлопчатобумажной ткани. Обычно в конверт кладут мягкое байковое одеяло, а если необходимо, второе байковое одеяло кладут поверх конверта.
Пеленание проводят перед каждым кормлением, а детей с опрелостями или заболеваниями кожи - чаще.
Пеленальный стол и клеенчатый матрац после пеленания каждого ребенка тщательно протирают дезинфицирующими растворами. На пеленальном столе пеленают детей без гнойных проявлений; при необходимости изоляции ребенка все манипуляции (в том числе пеленание) проводят в кровати. С 1-2-месячного возраста на время дневного «бодрствования» пеленки заменяют ползунками или «боди», с 2-3-месячного возраста начинают использовать памперсы (обычно на прогулках), которые меняют каждые 3 ч, а в 3-4 мес, когда начинается обильное слюнотечение, поверх распашонки надевают надгрудничек.
Чепчики, косынку или шапочку из хлопчатобумажной ткани надевают на голову лишь после ванны и на время прогулки.
В 9-10 мес распашонки заменяют рубашкой, а ползунки - колготками (зимой с носками или пинетками).
Подгузники. В современной системе ухода за детьми первого года жизни одноразовые подгузники уверенно занимают главенствующее место, вытесняя многоразовые. Одноразовые подгузники - это иная система ухода за малышом, высвобождающая время родителям для занятия с младенцем, обеспечивающая реальные «сухие» ночи, возможность длительных прогулок, спокойного посещения медицинских учреждений.
Основная «цель» применения одноразовых подгузников - обеспечение сухости кожи ребенка и минимальной ее травматизации. Достигается это подбором подгузника по размеру, его правильным
использованием, своевременной сменой и соответствующим уходом за кожей под подгузником.
Одноразовый подгузник работает по следующему принципу: жидкость проходит через покровный слой и поглощается впитывающим материалом. При этом жидкость превращается в гель, что позволяет ей удерживаться внутри подгузника, оставляя поверхность сухой. В настоящее время уже не встречаются полиэтиленовые подгузники со сменными впитывающими вставками, которые задерживали влагу и создавали эффект «компресса». При выборе подгузника необходимо обязательно узнать у родителей, какой маркой подгузников они пользуются.
При появлении раздражения или опрелости необходимо как можно чаще делать воздушные ванны, а после нанесения лечебных мазей или кремов следует выждать не менее 5-10 мин для их максимального впитывания, остатки снять влажной салфеткой, и лишь потом надеть одноразовый подгузник.
Менять подгузник необходимо при его наполнении и обязательно после стула - это является важнейшим фактором в профилактике инфекции нижних мочевыводящих путей у детей, вульвита у девочек и баланита у мальчиков.
Кормление детей первого года жизни. Различают три вида вскармливания: естественное (грудное), смешанное и искусственное.
Естественным (грудным) называется вскармливание ребенка молоком матери. Женское молоко является уникальным и единственно сбалансированным для новорожденного ребенка продуктом питания. Никакие молочные смеси, даже приближенные по составу к женскому молоку, его заменить не могут. Долг и обязанность любого медицинского работника, будь то врач или медицинская сестра, постоянно подчеркивать преимущества женского молока, прилагать все усилия к тому, чтобы каждая мать кормила ребенка грудью как можно более продолжительное время.
Материнское молоко содержит в оптимальных соотношениях белки, жиры, углеводы, макро- и микроэлементы. Вот почему раннее прикладывание ребенка к груди матери (некоторые авторы рекомендуют в настоящее время осуществлять прикладывание в родильном зале) улучшает лактацию матери и обеспечивает передачу новорожденному от нескольких (5-8) до десятков (20-30) г полноценного в иммунологическом отношении белка. Большое значение придается раннему прикладыванию ребенка к груди - в этом случае у новорожденного лучше и быстрее формируется микрофлора кишечника. Само по себе вскармливание приводит к выработке так называемого динамического пищевого стереотипа, обеспечивающего взаимодействие организма ребенка с внешней средой. Немаловажно, что естественное вскармливание позволяет новорожденному лучше перенести состояния, свойственные этому периоду жизни. Они называются переходными или пограничными - это транзиторная потеря первоначальной массы тела, гипертермия и т.п.
С момента первого прикладывания ребенка к груди матери между ними постепенно устанавливаются особые взаимоотношения, по существу начинается процесс воспитания новорожденного
Наблюдение за стулом и его регистрация. У новорожденных первородный кал (меконий), представляющий собой густую вязкую массу темного цвета, отходит к концу первых суток жизни. На 2-3-й сутки появляется так называемый переходный стул, имеющий кашицеобразную консистенцию, темноватого цвета, а затем устанавливается нормальный стул желтого цвета с кислым запахом. Частота стула у новорожденных - 2-6 раз в сутки, к году - 2-4 раза в сутки.
Характер и частота стула зависят от вида вскармливания. При грудном вскармливании стул бывает 3-4 раза в сутки, желтого цвета, кашицеобразный, с кислым запахом. При искусственном вскармливании стул наблюдается реже - 1-2 раза в сутки, более плотный, оформленный, светло-зеленый, иногда серовато-глинистый, по консистенции напоминает замазку, с резким запахом. Жидкий стул может быть при расстройствах пищеварения; цвет кала меняется, появляются патологические примеси в виде слизи, зелени, крови и т.д. Медицинская сестра должна уметь определять характер стула, так как по его виду можно выявить начальные признаки заболевания. Следует докладывать о патологических изменениях стула врачу и показывать испражнения. В сестринском листе обязательно отмечают, сколько раз был стул, а специальным условным знаком - его характер: кашицеобразный (нормальный); разжиженный; с примесью слизи; с примесью зелени; кровь в стуле; оформленный стул. [5]


2.2 Реабилитация детей с неврологической патологией
У детей раннего возраста реабилитация должна быть направлена на восстановление (оптимальный вариант) или компенсацию утраченных функций вследствие перенесенных болезней или травм
Основное показание к реабилитации — наличие болезни, т.е. клинически проявляющегося или прогрессирующего патологического процесса. Лечение и реабилитация — два взаимосвязанных процесса, направленных на восстановление здоровья, улучшение качества жизни и социальной интеграции. В остром же периоде болезни главным и первоочередным является лечение, потому что оно направлено прежде всего на сохранение жизни. Реабилитация должна начинаться в подостром периоде болезни, достигать максимально адекватного уровня в восстановительном периоде и не прекращаться в резидуальном периоде заболевания. В то же время она в большинстве случаев сочетается с лечением, т.е. применением медицинских, в том числе медикаментозных методов терапии.
Необходимо отметить, что проведение реабилитации детей с врожденной неврологической патологией должно быть направлено не только на больного ребенка, но и на его родителей. Это касается нормализации внутрисемейных отношений родителей с целью сохранения семьи, обучения их навыкам кормления ребенка с тяжелыми неврологическими нарушениями, понимания больного, его потребностей и различных аспектов ухода за ним.
В этом плане мы придерживаемся ряда принципов медицинской этики и деонтологии, которые внедряются в сознание врача при подготовке детских неврологов и повышении их квалификации на нашей кафедре детской неврологии, а также доводятся до сведения родителей. Кратко их можно сформулировать в виде следующих положений:
1. Врачам запрещается давать советы родителям отказаться от детей с тяжелой врожденной патологией, так как это жестоко по отношению к больному ребенку, в большинстве случаев необоснованно и указывает на черствость и бездушие врача, его профессиональную некомпетентность.
2. Необходимо максимально содействовать родителям в оказании помощи больному ребенку, не делая окончательных заключений о бесперспективности лечения.
3. Ребенка необходимо воспринимать таким, какой он есть.
4. Больной ребенок должен находиться с родителями, породившими его, что является потребностью живого организма и четко представлено даже в животном мире.
5. При тяжелом врожденном заболевании ребенка нет вины одного из родителей, ошибочно виновницей считать мать.
6. Лечить и реабилитировать больного ребенка необходимо не только медикаментами и реабилитационными технологиями, но и своей любовью к нему. Не ищите напрасно виновников болезни, если их нет. Направьте свою энергию, доброту, ласку и тепло души на оказание помощи больному. [4]

 

Общие выводы
В настоящее время 6-9% новорожденных имеют хронические инвалидизирующие заболевания ЦН . Детский возраст - важнейший период для проведения реабилитационных мероприятий, т.к. возможность компенсации органических поражений мозга наибольшая. Перинатальные поражения ЦНС занимают одно из важнейших мест по значимости для дальнейшей жизни человека. Сестринский уход является неотъемлемой частью лечебного процесса в лечении и реабилитации детей с неврологической патологией. Реабилитация должна начинаться в подостром периоде болезни, достигать максимально адекватного уровня в восстановительном периоде и не прекращаться в резидуальном периоде заболевания. В то же время она в большинстве случаев сочетается с лечением, т.е. применением медицинских, в том числе медикаментозных методов терапии.
В последнее десятилетие произошли существенные изменения в практике ухода за детьми раннего возраста. На смену примитивным вате и марле пришли современные предметы детской гигиены, удобные разовые тампоны, электронные весы, детские ушные термометры, «умные» игрушки, детские зубные щетки с ограничителем, бутылочки с индикатором нагрева, соски с антивакуумным эффектом, назальные аспираторы, детские щипчики-кусачки (ножницы), разноообразные губки, варежки-мочалки, детские кремы, масло, лосьоны, гели, памперсы-подгузники и т.д. Тем не менее, основополагающий принцип ухода за ребенком остался прежним - соблюдение режима дня, в котором особенно нуждаются заболевшие дети.
Медицинская реабилитация включает в себя систему профессиональных, психологических, педагогических, социально-экономических, государственных и других мероприятий, которые направлены на предупреждение развития патологического процесса, приводящего к потере стойкой или временной трудоспособности, а так же на помощь инвалидам для приобщения их к посильному труду с пользой для общества и самого пациента.
Необходимо отметить, что проведение реабилитации детей с врожденной неврологической патологией должно быть направлено не только на больного ребенка, но и на его родителей.
После изучения материалов из дополнительных источников можно сделать вывод:
современное развитие медицины и реабилитационных технологий делает возможным практически во всех случаях, кроме наличия несовместимых с жизнью повреждений, добиться определенного положительного эффекта.
Таким образом:
1. применение комплекса реабилитационных мероприятий, способствующих клиническому выздоровлению или уменьшению степени инвалидизации, улучшает качество жизни не только больных детей, но и членов их семей.
2. лечение, уход и реабилитация — взаимосвязанные процессы, направленные на восстановление или коррекцию утраченного здоровья и улучшение качества жизни, в случае врожденной неврологической патологии.
3. Цель сестринского ухода - усилить вовлеченность семьи ребенка с нарушенными возможностями в реабилитационный процесс, помочь решить практические и личностные проблемы.

 

Список литературы

1. Алиев А.Ф. Роль перинатальной патологии в формировании "груза болезней".//Российский вестник перинатологии и педиатрии.-2009.-№3
2. Бадалян Л.О. Детская неврология.-М.: Медицина, 2012г
3 Баранов A.A., Щеплягина Л.А. Фундаментальные и прикладные исследования по проблемам роста и развития детей и подростков.//Российский медицинский журнал.-2010.-№5.
4. Барашнев Ю.И. Перинатальная неврология.-М.:Триада-Х, 2011
5.Интернет ресурсы:
http://doktordetok.ru/nevrolog/entsefalopatiya-u-detey-rezidualnaya-perinatalnaya.html
http://medical-diss.com/medicina/printsipy-immunoreabilitatsii-i-vosstanovitelnogo-lecheniya-detey-rannego-vozrasta-s-nevrologicheskoy-patologiey#ixzz3qKYLCXUS




Комментарий:

Работа полностью авторская,защита прошла на отлично


Рекомендовать другу
50/50         Партнёрка
Отзывы