Главная       Продать работу       Блог       Контакты       Оплата       О нас       Как мы работаем       Регистрация       Вход в кабинет
Тех. дипломные работы
   автомобили
   спец. техника
   станки
   тех. маш.
   строительство
   электроснабжение
   пищевая промышленность
   водоснабжение
   газоснабжение
   автоматизация
   теплоснабжение
   холодильники
   машиностроение
   др. тех. специальности

Тех. курсовые работы
   автомобили
   спец. техника
   станки
   тех. маш.
   строительство
   детали машин
   электроснабжение
   газоснабжение
   водоснабжение
   пищевая промышленность
   автоматизация
   теплоснабжение
   ТММ
   ВСТИ
   гидравлика и пневматика
   машиностроение
   др. тех. специальности

Тех. дополнения
   Отчеты
   Расчетно-графические работы
   Лекции
   Задачи
   Лабораторные работы
   Литература
   Контрольные работы
   Чертежи и 3D моделирование
   Тех. soft
   Рефераты
   Общий раздел
   Технологический раздел
   Конструкторский раздел
   Эксплуатационный раздел
   БЖД раздел
   Экономический раздел
   Экологический раздел
   Автоматизация раздел
   Расчетные работы

Гум. дипломные работы
   педагогика и психология
   астрономия и космонавтика
   банковское, биржевое дело
   БЖД и экология
   биология и естествознание
   бухгалтерский счет и аудит
   военное дело
   география
   геология
   государство и право
   журналистика и СМИ
   иностранные языки
   история
   коммуникации
   краеведение
   кулинария
   культура и искусство
   литература
   экономика и торговля
   математика
   медицина
   международное отношение
   менеджмент
   политология
   музыка
   религия
   социология
   спорт и туризм
   таможенная система
   физика
   химия
   философия
   финансы
   этика и эстетика
   правознавство

Гум. курсовые работы
   педагогика и психология
   астрономия и космонавтика
   банковское, биржевое дело
   БЖД и экология
   биология и естествознание
   бухгалтерский счет и аудит
   военное дело
   география
   геология
   государство и право
   журналистика и СМИ
   иностранные языки
   история
   коммуникации
   краеведение
   кулинария
   культура и искусство
   литература
   экономика и торговля
   математика
   медицина
   международное отношение
   менеджмент
   политология
   музыка
   религия
   социология
   спорт и туризм
   таможенная система
   физика
   химия
   философия
   финансы
   этика и эстетика
   правознавство

Гум. дополнения
   Отчеты
   Расчетные работы
   Лекции
   Задачи
   Лабораторные работы
   Литература
   Контрольные работы
   Сочинения
   Гум. soft
   Рефераты

Рефераты
   Авиация и космонавтика
   Административное право
   Арбитражный процесс
   Архитектура
   Астрология
   Астрономия
   Банковское дело
   Безопасность жизнедеятельнос
   Биографии
   Биология
   Биология и химия
   Биржевое дело
   Ботаника и сельское хоз-во
   Бухгалтерский учет и аудит
   Валютные отношения
   Ветеринария
   Военная кафедра
   ГДЗ
   География
   Геодезия
   Геология
   Геополитика
   Государство и право
   Гражданское право и процесс
   Делопроизводство
   Деньги и кредит
   ЕГЭ
   Естествознание
   Журналистика
   ЗНО
   Зоология
   Издательское дело и полиграф
   Инвестиции
   Иностранный язык
   Информатика
   Информатика, программировани
   Исторические личности
   История
   История техники
   Кибернетика
   Коммуникации и связь
   Компьютерные науки
   Косметология
   Краеведение и этнография
   Краткое содержание произведе
   Криминалистика
   Криминология
   Криптология
   Кулинария
   Культура и искусство
   Культурология
   Литература : зарубежная
   Литература и русский язык
   Логика
   Логистика
   Маркетинг
   Математика
   Медицина, здоровье
   Медицинские науки
   Международное публичное прав
   Международное частное право
   Международные отношения
   Менеджмент
   Металлургия
   Москвоведение
   Музыка
   Муниципальное право
   Налоги, налогообложение
   Наука и техника
   Начертательная геометрия
   Оккультизм и уфология
   Остальные рефераты
   Педагогика
   Политология
   Право
   Право, юриспруденция
   Предпринимательство
   Прикладные науки
   Промышленность, производство
   Психология
   психология, педагогика
   Радиоэлектроника
   Реклама
   Религия и мифология
   Риторика
   Сексология
   Социология
   Статистика
   Страхование
   Строительные науки
   Строительство
   Схемотехника
   Таможенная система
   Теория государства и права
   Теория организации
   Теплотехника
   Технология
   Товароведение
   Транспорт
   Трудовое право
   Туризм
   Уголовное право и процесс
   Управление
   Управленческие науки
   Физика
   Физкультура и спорт
   Философия
   Финансовые науки
   Финансы
   Фотография
   Химия
   Хозяйственное право
   Цифровые устройства
   Экологическое право
   Экология
   Экономика
   Экономико-математическое мод
   Экономическая география
   Экономическая теория
   Этика
   Юриспруденция
   Языковедение
   Языкознание, филология

Главная > Рефераты > Социология
Название:
Проблема формирования среднего класса в России

Тип: Рефераты
Категория: Рефераты
Подкатегория: Социология

Цена:
0 грн



Подробное описание:

Министерство образования и науки Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Государственный Университет Управления

Институт национальной и мировой экономики

Курсовая работа по дисциплине «Политика доходов и заработной платы» по теме

«Проблема формирования

среднего класса в России»

Выполнила студентка

очной формы обучения

специальности Антикризисное

управление

2 курса 1 группы Вдовиченко Анжелика

Преподаватель Балашова Н.В.

Москва - 2009

Содержание

Введение

Как-то Аристотель сказал: "В любом государстве есть три класса. Один - богат, другой беден и третий. Он наилучший"

Давно известно, что носителями культурно-исторических генотипов любого этно-

политического сообщества и его жизненных сил являются средние слои. Еще Арис-

тотель считал, что государство, в котором преобладают "средние люди", будет иметь

наилучший государственный строй.

Эта мысль актуальна и сегодня. Не случайно тема среднего класса - одна из

ключевых в идеологии российских реформ. Представители различных общественно-

политических направлений объявляли себя выразителями интересов среднего класса,

но интерпретировали эту тему по-разному.

Одни стремились перенести в Россию западное понятие эффективного собствен-

ника, другим был больше по душе "крепкий хозяин" столыпинского образца, третьи

выдвигали на первый план социальную и интеллектуальную самостоятельность, обес-

печенную экономической независимостью. Однако практически все сходились и схо-

дятся в том, что "толщина" среднего слоя российского общества и тот облик, который

он примет в ходе развернувшихся с начала 90-х годов социально-экономических и

политических преобразований, в значительной степени определят дальнейший путь

развития нации, общества и государства.

Глава 1

Структура общества

1.1. Социальная структура общества и социальная стратификация

Любое общество всегда имеет социальную структуру, под которой понимается вся совокупность классов, слоёв, общественных групп и т.д.

Социальная структура общества всегда обусловлена способом производства и соответственно изменяется по мере изменения социальных отношений.

Социальные общности - относительно устойчивые совокупности людей, отличающиеся более-менее сходными условиями и образом жизни, более-менее сходными интересами. Общества различных типов - формы совместной жизнедеятельности.

Общности бывают:

· статические (номинальные категории) - например, по прописке;

· реальные - те же горожане, в реальной обстановке;

· массовые (агрегаты) - совокупности людей, выделяемые на основе поведенческих различий, которые ситуационны и не фиксированы;

· групповые - малые и большие социальные группы.

Социальная стратификация (расслоение общества) - термин, применяемый для обозначения структурированного социального неравенства, условий, при которых социальные группы имеют неравный доступ к таким социальным благам, как деньги, власть, престиж, образование, информация, профессиональная карьера, самореализация и т.п. Социальное неравенство может проявляться как неравные возможности (или неравное вознаграждение за одни и те же усилия или достижения) не только для социальных групп, но и для отдельных людей внутри группы. Однако в контексте исследований С.С. рассматривается, главным образом, систематически проявляющееся неравенство между группами людей, возникающее как непреднамеренное следствие социальных отношений и воспроизводящееся в каждом следующем поколении. Таким образом, С.С. является важнейшей категорией макро-социологии, изучающей общество в целом, его стабильность и происходящие с ним изменения. [1]

Табл. 1 [2]

В таблице №1 представлены различные виды разделения на социальные общности и критерии их выделения, интересующий нас вид- Класс.

Классы (или страты) -основа социального скелета общества. Обычно выделяют три основных класса:

- Высший класс – социальный класс, состоящий из наиболее богатых членов общества, имеющих наследуемое состояние, собственный крупный бизнес или владеющих пакетами акций на большую сумму.

- Средний класс – социальный класс, состоящий в основном из “белых воротничков” и управленцев низшего уровня, занятых преимущественно умственным трудом, имеющих относительно высокие доходы.

- Низший класс – социальный класс, находящийся в самом низу классовой пирамиды .

1.2. Появление среднего класса

Впервые понятие «средние слои» применительно к обществу начал употреблять еще Аристотель. Именно он высказал идею, которая с тех пор регулярно повторяется многими учеными: чем больше будет эта средняя часть общества, тем стабильнее будет и само общество. В 20 в. понятие «среднего класса» получило очень широкое распространение, поскольку именно в это время наблюдалось его резкое численное увеличение. Анализом среднего класса занимались Макс Вебер, Норман Элиас, Л.Уорнер, Д.Голдторп и др. Даже марксисты, несмотря на абсолютизацию биполярности классовой структуры (пролетариат – буржуазия), признавали существование среднем классе, относя его к промежуточным социальным группам. Наиболее глубоко и всесторонне проблемы среднего класса рассматриваются в рамках стратификационного (функционального) подхода в социологии.

В начале 20 в. к среднему классу относили мелких собственников и независимых предпринимателей. Но по мере развития «общества массового благосостояния» в развитых странах произошло повышение жизненного уровня квалифицированных работников наемного труда, которые существенно пополнили ряды представителей среднего класса. Кроме представителей таких элитных высокооплачиваемых профессий как высшие менеджеры, адвокаты, бухгалтера, научные работники и т.д., на уровень среднего класса вышли и зарабатывающие немногим меньше торговые агенты, преподаватели школ и вузов, врачи, клерки, представители многих других массовых профессий.

Формирование среднего класса в дореволюционной России имело свои специфические особенности. Основной массой этого класса были не частные собственники, а очень пестрая и неоднородная группа людей – чиновники и служащие, студенты и разночинцы. В Советской России уже к 1960-м сформировался довольно многочисленный слой людей со средними доходами – руководящий персонал низшего и среднего звена, представители технической и творческой интеллигенции, высоквалифицированные рабочие. По многим характеристикам (прежде всего, по уровню образования) данный слой сопоставим с западным средним классом. Специфической особенностью оставалось отсутствие у этих людей сколько-нибудь значительной частной собственности (кроме квартиры и машины). В отличие от сильно дифференцированного среднего класса на Западе, советские средние слои отличались большой степенью однородности.

В дореволюционной и в советской России единственной формой осознания социальной общности средних слоев было ощущение их принадлежности к интеллигенции. Само понятие «средний класс» стало широко употребляться в нашей стране только в ходе перестройки.

С началом рыночных реформ в нашей стране начинает формироваться группа людей, которые по своим параметрам напоминали средний класс на Западе. Существенный удар по нарождающемуся среднему классу был нанесен кризисом 1998. Это событие практически низвело огромную массу российской интеллигенции на позиции низшего класса («новые бедные») и развело общество по доходам на два полюса. Последующий экономический подъем вновь усилил консолидацию среднего класса. Однако и в настоящее время этот процесс далек от завершения.

Понятие «средний класс» вошло в нашей стране в широкий обиход в 1997 году.

1.3. Теории стратификации

Основополагающей теорией стратификации считается теория Карла Маркса. Он впервые в истории социальной мысли показал борьбу между двумя соперничающими классами:социальными и экономическими как основную характеристику общества и источника разнообразных социальных изменений. По Марксу, возникновение классов обуславливается тем, что существуют различные позиции, которые заняты индивидами в общественной системе , эти позиции формируются на основе таких основных критериев:

· Экономическое положение

· Положение властных полномочий по отношению к государственной власти

Теория Макса Вебера, в некоторых своих аспектах, сочетается с теорией Маркса. К экономическому положению (или ,проще говоря, богатству), вебер добавил два других измерения : престиж и власть, которые просто разделяют на два более подробных критерия «Положение властных полномочий по отношению к государственной власти» по Марксу.

Немецкий социолог Р. Дарендорф предложил такой критерий социальной стратификации, как «Авторитет», которое,по его мнению, наиболее полно характеризует отношения между социальными группами. Дарендорф представляет общество как соединение и взаимодействие двух типов индивидов: управляющих и управляемых.

Американский социолог Уорнер предложил свою теорию социальной стратификации: он выделил четыре основных параметра разделения на страты

· Доход

· Престиж

· Образование

· Этническая принадлежность

Другой Американский социолог предложил стратификацию по 6-ти параметрам:

· Престиж, профессия, власть и могущество

· Уровень дохода

· Уровень образования

· Степень религиозности

· Положение родственников

· Этническая принадлежность

1.4. Модели стратификационных систем

Существует несколько моделей стратификационных систем. Среди них Западная и Восточная.

Западная (на примере США); включает семь статусных групп:

1. "Высший высший класс" - главные управляющие общенациональных компаний, совладельцы престижных юридических фирм, высшие военные чины, федеральные судьи, архиепископы, биржевики, медицинские светила, известные архитекторы, артисты;

2. "Высший класс" - главные управляющие средних фирм, инженер-механик, газетные издатели, врачи с частной практикой, практикующий юрист, преподаватель колледжа...;

3. "Высший средний класс" - банковские кассиры, преподаватели муниципальных колледжей, управляющие среднего звена, учителя средней школы;

4. "Средний средний класс" - банковские служащие, дантисты, учителя начальных школ, начальники смен на предприятиях, служащие страховых компаний, управляющие крупных магазинов,..;

5. "Низший средний класс" - автомеханики, парикмахеры, бармены, продавцы, служащие отелей, квалифицированные работники, работники почты, полицейские, водители грузовиков...;

6. "Средний низший класс" - таксисты, среднеквалифицированные рабочие, бензозаправщики, официанты, швейцары...;

7. "Низший низший класс" - домашняя прислуга, садовники, привратники, мусорщики,...

Восточная (на примере Индии - кастовая система). Имеет место, в основном в странах, с азиатским способом производства (способ производства определяет зависимость всех трудящихся от государства, чиновников, занимающихся распределением благ):

1. "Высший слой" (Кшатрии) - вначале, были воины, поработившие Индию и занявшие господствующее положение;

2. "Брахманы" или "Брамины" - священнослужители, обеспечивающие идеологическую поддержку высшего слоя;

3. "Обслуживающий слой" (Вайшьи) - заняты обслуживанием "Высшего слоя";

4. "Шудры" (Зависимые) - основная часть населения, имеет свою иерархию;

5. "Отверженные" (парии).

Нашу страну нужно относить к западной стратификационной модели:

Начиная с 30-х гг. В Советской литературе устоялось положение о том, что в социальной структуре СССР есть три класса:

1. Рабочий класс;

2. Колхозное крестьянство;

3. Интеллигенция.

Данное положение не соответствовало социальной структуре общества, являясь ненаучной. С начала перестройки (80-е - 90-е гг.) понимание социальной структуры общества изменилось, например академиком Заславской была предложена новая структура, основанная на конкретных социологических исследованиях:

1. Рабочий класс:

- высокообразованные, политически активные;

- средне-образованные (наиболее массовый тип);

- рабочие (берут от государства больше, чем дают);

2. Крестьянство:

- сельские рабочие;

- фермеры;

- колхозники;

3. Интеллигенция;

4. Военнослужащие;

5. Предприниматели;

6. Крупные хозяйственные руководители;

7. Государственные и партийные работники;

8. Высшее политическое руководство;

9. и т.д. (студенты, пенсионеры, деклассированные элементы, бомжи, священнослужители...).

Существуют смешанные стратификационные системы, кроме того, по мнению учённых, люди находятся в постоянном движении, а общество - в развитии. Поэтому важным механизмом социальной стратификации является социальная мобильность, которая определяется, как изменение индивидом, семьёй, социальной группой, местом в социальной структуре общества.

Вертикальная мобильность - перемещение индивидуумов, социальных групп из одной страты в другую, при котором существенно меняется социальное положение (восхождение, нисхождение).

Горизонтальная мобильность - переход от одной социальной группы к другой, находящейся на одном социальном уровне.

Географическая мобильность (миграция ) - смена места жительства, перемещение на другую территорию.

Некоторые стратификационные тенденции современного российского общества

1. Постепенное становление классовой системы, при сохраняющемся влиянии этакратической (этакратия - власть государства, основана на рангах во властной иерархии; классовая - размеры собственности и рыночный обмен);

2. Изменение в структуре занятости. Новые профессии, развитие самозанятости;

3. Поляризация по имущественному признаку;

4. Актуализация физико-технической системы стратификации.

Глава 2

Особенности формирования среднего класса в России

2.1. Роль среднего класса в индустриально-развитых странах

В самом названии - “средний класс” - подразумевается некая середина, сердцевина. Мы относим к “среднему классу” представителей среднего поколения. Средний класс - это среднее поколение. Принимая такое определение, мы видим, что средний класс является необходимым элементом социальной структуры.

1. Представители среднего класса определяют настоящий момент, поскольку “производят” духовные и материальные ценности сегодняшнего дня. Кроме того, у них есть пример и жизненный опыт предыдущего поколения. Сравнивая свой личный опыт с опытом родителей, представители среднего поколения могут в какой-то степени предвидеть судьбу будущего - поколения своих детей. А предвидение будущего дает возможность его формирования. Отсюда следует, что средний класс несет ответственность за будущее, в том числе и свое.

2. Средний класс определяет динамизм общества в целом. Его характерная черта - постоянное обновление и смешение. Выдвигая и выбирая руководство различных уровней, среднее поколение участвует в управлении обществом. Кроме того, расширение сферы занятости, введение новых технологий, улучшение качества труда зависит от способности представителей среднего класса принимать новые идеи и реализовывать их на практике, опираясь на полученные знания и опыт. Следовательно, средний класс отвечает за развитие общества, его поступательное движение и выступает основной силой, которая создает движение вперед.

3. Мы видим, что с одной стороны средний класс определяет динамизм общества и его будущее. С другой стороны, он выступает гарантом стабильности общества. Именно средний класс создает образцы и нормы социального поведения. На него смотрит подрастающее поколение, с него берет пример. Представители среднего класса сохраняют старые традиции и привносят новые. В любом обществе основная масса людей - это люди среднего возраста. Средний класс есть всегда и везде. И стабильность, уровень благосостояния общества зависит от стабильности и уровня благосостояния среднего поколения.

Основным индикатором того, что страна является «Развитой», считается показатель среднего класса, а именно его доля по отноению к двум другим классам( высшему и низшему), т.е. страта «средний класс» должна быть в несколько раз больше, чем остальные.

Подводя итог, можно сказать, что прогрессивная роль среднего класса в его динамизме и стабильности, в ответственности за настоящее и будущее, прогресс общества в целом. Средний класс можно сравнить с идущим человеком, который знает, куда идет и зачем идет.

В настоящее время средний класс занимает центральное место в социальной структуре западного индустриального общества. Благодаря своему положению, именно он стабилизирует политические порядки, способствует защите идеалов свободы и прав человека. Менталитет и поведение принадлежащих к данному классу граждан уравновешивают крайности социально-политических противоречий между бедными и богатыми слоями населения. А его социально лидирующая роль демонстрирует, что различия в собственности или других экономических показателях жизни являются временными различиями и не способны инициировать существенные политические потрясения.

Индикатором экономической стабильности в стране в большинстве случаев является защищенный, хорошо обеспеченный, с хорошим доходом и бытом средний класс.

Игорь Бестужев-Лада, академик РАО, зав. сектором Института социологии РАН на вопрос «Почему средний класс считается гарантом стабильности общества?» отвечает так: «Только потому, что остальные два совершенно не подходят для этой роли.

Горстка миллионеров, составляющих высший класс каждого общества (не более 1-2% населения), слишком много «гребет под себя» и слишком сильно ненавидима остальными 98-99 процентами.

С другой стороны, нищие, составляющие низший класс (те же 1-2% в благополучных странах и до 30% в неблагополучных, включая Россию), — тоже плохая опора государству. В России сегодня каждый третий формально живет на 3–5 долларов в месяц, а фактически — на свои «шесть соток» плюс все, что плохо лежит. За стакан водки он «выберет» любого проходимца не только депутатом, но и самим чертом-дьяволом. Какая уж тут «опора»!»

2.1.1. Классические функции среднего класса

1.основной экономический донор- бюджет страны складывается из широкого слоя налогоплательщиков. Средний класс всегда рассматривается как опора государства и по этой причине наделенных полномочием контролировать его расходы

2. Средний класс имеет ведущую роль в процессе вертикальной мобильности. То есть основные социальные перемещения в обществе , которые происходят как внутри класса, так и между ним и элементами других социальных структур. Именно свободные каналы для вертикальной мобильности есть явные перспективы социального роста, базой которого выступают выступание и уровень квалификации, что являеться основным показателем уровня благостояния представителей среднего класса.

3.в «Экономике дефицита » где уровень дохода ,отнюдь, не определяет уровень потребления, уровень престижного потребления достигался с помощью « Блата» , связей. Таким образоб была образована связь-зависимость соответствующего среднего слоя с властью( речь идет ,конечно не о полной зависимости, а о частичной, внутренней поддержке)

2.2. Критерии определения среднего класса

В настоящее время в состав среднего класса входит часть собственников и хорошо оплачиваемые профессионалы в различных отраслях экономики. Это экономически независимые, с с высоким стандартом потребления граждане, которые относительно свободно выбирают сферу приложения своих сил и не расходуют свою энергию на добывание «хлеба насущного». Наоборот , это те, кто занимается самостоятельным, самодостаточным и в какой то мере творческим трудом, ов котором они видят большой внутреннии смысл.

Люди , относящиеся к среднему классу, — это те, которым есть, что терять, а следовательно, и защищать в своей жизни. Поэтому принадлежащие к данной социальной группе люди в основном заинтересованы в укреплении существующего строя и, как правило, придерживаются консервативных политических воззрений.

Положение среднего класса характеризуется и определенной неравновесностью, промежуточностью, предполагающей, что принадлежащие к нему люди обладают статусом, размещающимся между высшими и низшими слоями населения

В данной таблице приведены семь основных критериев, по которым индивида можно отнести к той или иной страте.

Табл. 2 [3]

2.2.1. Рыночный подход и роль критерия Материальное благосостояние / текущий доход

С точки зрения рыночного прагматичного подхода любопытным нюансом является параметр текущий доход и заработная плата. А именно, как свобода потребительская связывается с тем доходом или с той зарплатой, которую человек получает и может использовать.

В этом плане нужно обратить внимание на интересную и весьма специфическую роль критерия доход и зарплата в структуре многих критериев определения Среднего Класса.

- Прежде всего надо заметить, что сама по себе величина дохода не определяет принадлежность личности к Среднему Классу. Если человек получает, пока можно назвать условную цифру в 100—200—500 или 1 000 долл., это не значит, что он автоматически становится представителем Среднего Класса. Конечно же, нет.

Как уже было выше сказано, доход не определяет принадлежность к Среднему Классу, скорее является «входным билетом»

- Однако можно посмотреть на специфику критерия Доход как на необходимое и в то же время достаточное условие, чтобы попробовать войти в Средний Класс. Другими словами, начав получать определенную сумму дохода, человек может начать формировать остальные пять, шесть или семь критериев.

2.2.2.Средняя заработная плата в России [4]

«300 долларов — это недостаточно!»

Вот несколько доводов, подкрепляющих данный аргумент. Используем метод от обратного — известный способ рассуждения в математике.

Возможно ли, имея на руках 100, 200, пусть даже 300 долл., реализовать все другие характеристики представителей Среднего Класса?

Например, много говорится о свободе: свободе передвижения, свободе выбора места жизни, свободе выбора работы, о свободе выражения своего мнения в конце концов. Если человек получает всего-навсего 200 долл., а элементарный билет на самолет уже стоит от 150—200 долл., то человек, очевидно, не сможет съездить в отпуск со всей семьей.

Вряд ли имея 150—200 долл. в месяц, можно реализовать и другие характеристики свободного человека: свободно выбирать работу или тем более место жительства. Скорее всего, невозможно. Отсюда возникает вопрос, в какой точке может начаться эта свобода, в какой точке могут начаться и другие характеристики Среднего Класса.

2.2.3.Средний Класс и доход в развитых странах

Средний Класс начинается от зарплаты хотя бы в 2 000 долл. в месяц или 1 000—1 400 долл. дохода на члена семьи. Ниже 500 долл. — бедность. Ниже 100 долл. — нищета (табл 3). Аналогичны, ±20%, показатели в Англии, Испании, Японии и других странах.

Шкала заработной платы классов с США:

Табл. 3 [5]

Если провести анализ ситуации в США или в Европе, бросается в глаза следующее. В таблице 3 приведена стандартная классификация, одна из многих принятых классификаций населения США по различным классам. Необходимо подчеркнуть, что здесь приведены первые два класса: низший и средний. Внутри каждого класса наблюдается еще свое деление на подуровни: например, низший-низший, низший-средний и низший-высший, затем средний — низший и так далее. На данном графике не отмечен высший класс, потому что его шкала доходов и зарплат уходит далеко вверх.

Необходимо обратить внимание на весьма интересный специальный момент: Средний Класс по этой классификации начинается от зарплаты хотя бы в 2 000 долл. в месяц. Все что ниже 2 000 долл. в месяц и до 500 — Низший Класс.

На всякий случай необходимо уточнить, конечно, существуют люди и в Америке и в других странах с доходом ниже 500 долл. Они официально называются бедными. Другими словами, ниже дохода в 500 долл. не существует понятия социальной стратификации, не существует понятия классов. Люди не могут реализовывать свои классовые признаки, имея на руках 100, 200 или 300 долл. в месяц.

Необходимо обратить внимание и на то, что зарплата в 2 000 долларов примерно соответствует уровню дохода от 1 200 до 1 500 долларов в месяц на человека, включая так называемых иждивенцев — детей, не работающих членов семьи и пр.

Очень важный и интересный момент: если провести такой же анализ по европейским странам, по другим развитым странам североамериканского континента, становится очевидной следующая тенденция.

Цифра дохода — 1 000 долларов в месяц на человека — является средней цифрой по разным странам. Она может быть несколько выше, как в США — 1 400, или в Великобритании — 1 200—1 400. В таких странах, как Португалия и Испания эта планка может опускаться до 750—800 долл. в месяц на человека. Такие колебания ±20% зависят и от налоговой системы, и от традиций ценообразования, и от социальной системы и других факторов.

Иными словами, 1 000 долл. в месяц на человека плюс-минус 20% — тот самый входной билет в Средний Класс, заявленный в виде гипотезы в начале параграфа. Не имея подобной суммы на руках, реализовать себя человеку как представителю Среднего Класса просто невозможно.

Еще раз необходимо подчеркнуть, что речь идет о поведении, которое осуществляют миллионы, а в масштабах России — десятки миллионов людей. Безусловно, можно представить отдельного индивидуума или даже несколько индивидуумов, которые, имея на руках 200 — 300 долл. в месяц, могут реализовать в своей жизни большинство характеристик Среднего Класса: и ценностные, и поведенческие. Однако они уже не смогут реализовать определенное потребительское поведение (отдых, машина, квартира, обучение детей, ...) и тем самым уже не станут движущей силой экономики и рынка.

.

2.3.проблемы формирования среднего класса в россии по Авраамовой «к проблеме формирования среднего класса в Росии»

Каковы же, все таки, предпосылки формирования среднего класса в нашей стране?

Итак, как уже было сказано выше, термин «Средний класс» появился у нас в стрене относительно недавно, а именно 15-18 лет назад. Этот факт объясняется тем, что в эпоху коммунизма, главной идеологической направленностью которой было равенство во всем, такого понятия , как средний класс, а уж тем более теорий о социальной стратификации не было как вообще. Исходя из этого , можно смело утверждать, что формирование среднего класса в России пришлось как раз на период посткоммунистический, а именно, после развала СССР. Именно поэтому, по моему мнению, для того , что бы разобраться в проблемах формирования среднего класса в нашей стране, необходимо изучить перио с 1992 по 1997 года. Это время как раз и будет характеризовать основные трудности, которые возникли на пути процесса «социальная стратификация».

Итак, в основном процесс формирования среднего класса зависит от:

· успешной адаптации населения

· формирования адекватных моделей социально-экономического поведения,

· адекватно сложившейся хозяйственной ситуации

Процессы адаптации для того времени очевидны.

Во первых, насмену раннее доминировавших належд на государство пришла ориентация населения на собственные возможности и силы., а на смену прямому властному хозяйствованию и идеологическому контролю приходят совершенно новые регуляторы – деньги и правовые нормативы. Новые способы и стандарты поведения обуславливаются
другими, различными источниками образования , но часто случается, что они не корректируются устойчивыми нравственными нормами или правовыми

санкциями. На таблице ниже представлена динамика изменения субъективных оценок адаптации граждан нашей страны.

Варианты ответов на вопрос :

“Удалось ли Вам приспособиться к новым социально-экономическим условиям?”

Число респондентов, в %
1994 год 1995 год 1997 год
Безусловно, да 13.6 5.9 8.4
Скорее, да 21.3 18.7 18.4
Скорее нет 32.4 37.9 41.3
Безусловно, нет 32.7 37.5 31.9

Табл.4 [6]

Результаты процесса адаптации как позитивные однозначно оце­нили менее 10% респондентов. Большинство этой « группы успеха » составляют мужчины в возрасте до 40 лет, имеющие высшее образова­ние и занятые в частном секторе экономике - предприниматели, на­емные работники в коммерческих структурах, а также руководители высшего звена. Основными адаптационными ресурсами представи­тели этой группы считают, во-первых, "умение приспособиться к осо­бенностям российского бизнеса", во-вторых, профессиональную подго­товку и, в-третьих, деловые связи. При решении своих экономичес­ких проблем эта группа ориентируется преимущественно на собствен­ные силы и возможности, предъявляя к внешней среде главное требо­вание - последовательность и предсказуемость мер экономической политики, стабильность и соблюдение "правил игры".

Примерно '/ 5 опрошенных видят определенные успехи в про­цессе адаптации, но эта "группа адаптации" фактически не расши­ряется за последние годы. Она также состоит преимущественно из людей в возрасте до 40 лет (большинство - до 30 лет), имеющих высшее образование - служащих и руководителей среднего и выс­шего звена. В этой группе опора на собственные силы дополняется зависимостью от успехов деятельности предприятия, фирмы, где заня­ты респонденты. Главными ресурсами для адаптации у этой группы является , во-первых, профессиональная подготовка, во-вторых, способность к переквалификации и, в-третьих, деловые связи.

Наиболее велика доля тех, кто не сумел приспособиться к но­вым условиям, но готов терпеть трудности переходного периода. В "группе выживания" большинство составляют женщины в возрасте свыше 40 лет, имеющие среднее специальное образование. За после­ дние годы численность этой группы неуклонно растет. Свои надеж ды ее представители связывают прежде всего с трудолюбием; вто­рую позицию занимает работа на приусадебном участке и третью позиции занимет профессиональная подготовка.

Наконец, 1 /з населения не приемлет новую реальность и гото­ва активно протестовать: за отмену проводимого курса выступают 87,6%. Значительную часть этой "группы протеста" составляют мужчины и женщины старше 50 лет, имеющие высшее и среднее специальное образование - рабочие и занятые в бюджетной сфе­ре. Среди факторов, помогающих выжить, они называют (в по­рядке убывания) работу на приусадебном участке, помощь род­ственников и профессиональную подготовку

Таким образом, подводя итоги , можно говорить , что всвязи с неравномерной социальной адаптацией, однородное расслоение общества в России практически невозможно. Это и есть одна из основных проблем формирования среднего класса в нашей стране.

В настоящее время две первые группы могут рассматриваться как протосредний класс, существуют некоторые препятствия для его превраще­ния в "классический". Так, профессиональная подготовка, не подкреп­ленная деловыми связями, по мнению респондентов, далеко не гарант успешной социально-экономической адаптации. В общественном мнении сформиро­валось вполне определенное понимание законов вертикальноой мобиль­ности подняться выше невозможно без связей и денег: и как не пародоксально, бывает, что деньги являются производной от связей. Дополнениями к деньгам и связям , на второе местно респонденты поставили трудолюбие и наличее профессии, пользующейся спросом, и на третье- наличие знаний и опыта.

Невостребованность квалифицированного персонала или востре­бованность только при наличии нужных связей деформирует цепоч­ку: образование - квалификация - доходы - долгосрочные сбереже­ния - уровень потребления, обеспечивающую формирование и разви­тие среднего класса. Вот некоторые вытекающие причины:

- Образование не гарантирует получение работы с перспективами роста.

- Работа не гарантирует доход: зарплата у пред­ставителей одной профессии в частном и государственном секторах различается на порядок.

- Доход не гарантирует статус, поскольку мно­гие источники высоких доходов незаконны.

- Противоречивость за­конодательства, несовершенство налоговой системы превращают прак­тически любое предприятие в правонарушителя и вынуждают вла­дельцев предприятий при найме работников обращать внимание не столько на их профессиональные и деловые качества, сколько на фак­торы, подтверждающие их безусловную "надежность". При этом дове­рие со стороны нанимателя и лояльность со стороны работника под­держиваются жесткими санкциями в виде "отлучения" от источни­ков дохода или потери рабочего места.

Интересно, что лишь малая часть респондентов отметила фактор наличия сбережений как одну из важнейших индикаторов принадлежности к среднему классу:

Объем сбережений респондентов в зависимости от степени адаптированности к новым экономическим условиям (в %):

Объем сбережений “Группа протеста” “Группа выживания” “Группа адаптации” “Группа успеха”
Нет сбережений 57,5 43,2 25,1 13,6
До 1 тыс. руб. 26,5 26,1 21,3 10,5
До 5 тыс. руб. 10,0 16,0 18,2 15,6
До 10 тыс. руб. 2,7 5,6 9,5 7,1
До 20 тыс. руб. 0,9 2,6 5,1 9,1
До 40 тыс. руб. 0,7 2,3 5,5 8,4
До 60 тыс. руб. 0,4 1,1 4,9 6,8
До 80 тыс. руб. 0,2 0,6 4,6 8,4
До 100 тыс. руб. 0,8 1,6 3,9 8,5
До 200 тыс. руб. 0,2 0,6 1,3 6,5
Свыше 200 тыс. руб. 0,1 0,3 0,6 5,5

Табл.5 [7]

Как показали исследования, с ростом объема сбережений увеличивается их доля в наличной валюте. В ответах, полученных в ходе фокусированных интервью, в качестве основных причин, снижающих частный инвестиционный потенциал, указывается на нестабильность в стране и ненадежность банков. Респонденты считают, что общество не вышло из полосы нестабильности, не исключено резкое изменение принципов финансовой политики. Отсутствие доверия к власти и ее финансовым институтам лишает потенциальный средний класс возможности строить долгосрочные стратегии роста благосостояния и переводит значительную часть возможных накоплений в сферу потребления.

В таблице №5 представлены данные об уровене потребления в зависимости от степени адаптированности к новым экономическим условиям (в %):

Группы респондентов Хватает только на питание Хватает только на питание и одежду Хватает на предметы длительного пользования Хватает на все, кроме недвижимости Хватает на все
“Группа протеста” 33,5 64,6 1,5 0,4 0,0
“Группа выживания” 7,7 85,8 6,2 0,3 0,0
“Группа адаптации” 1,3 18,2 62,3 11,8 0,4
“Группа успеха” 0,0 8,0 52,2 29,5 10,3

Табл. 6 [8]

Большинство из тех, кто относится к успешно адаптировавшимся слоям населения, вполне могут себе позволить хорошо питаться, поку­пать достаточно дорогую одежду, мебель, бытовую технику. Значитель­но меньшая доля (около 12% представителей "группы адаптации" и 1 /з "группы успеха") способна оплатить отдых за рубежом, покупку нового автомобиля, качественное образование детей. Покупка недви­жимости доступна лишь 10% из "группы успеха".

Ввиду недоверия к действиям властей и неуверенности в прочно­сти собственного материального положения (только 16% представите­лей "группы адаптации и 25% "группы успеха" абсолютно уверены в прочности своего финансового положения) затруднительно вступ­ление в длительные кредитные отношения населения с банками. Про­блематичны и получение, и возврат долгосрочных кредитов (прежде всего на покупку жилья). Между тем подобные кредиты считаются на Западе инструментом поддержания среднего класса, дающим ему воз­можность выстраивать долгосрочные жизненные стратегии.

В целом приведенные данные свидетельствуют об ограниченности масштабов адаптационных процессов и о кризисных явлениях в процессе адаптации, причем в субъективно худшем положении оказалось поколение 40-50 – летних респондентов, т.е. людей, находящиеся в активном трудоспособном возрасте и благодаря опыту и квалификации, обладающие достаточно высокими социальными амбициями. В этой группе респондентов нарастает или разочарование в реформах или укрепляется их неприятие. Это поколение , которое обычно составляет сердцевину среднего класса – слой социальной стабильности, - не стало таковым, а, напротив, превратилось в крупную дестабилизирующую группу. Подобные обстоятельства не могут не сказаться на социальной самоидентификации населения.

Уровень адаптации и оценка социального положения населения (в %):

Варианты ответа на вопрос “Удалось ли приспособиться к новым социально-экономическим условиям?” Оценка социального положения
Низкое Ниже среднего Среднее Выше среднего Высокое
Безусловно, да 0,0 9,5 57,1 16,7 16,7
Скорее, да 7,4 13,4 67,8 10,9 0,5
Скорее, нет 25,1 37,2 36,9 0,8 0,0
Безусловно, нет 20,4 29,9 49,7 0,0 0,0

Табл. 7 [9]

Данные, приведенные в таблице, отражают несоответствие представлений респондентов об уровне собственной адаптации и социальном положении. Так, слабо адаптированные слои в половине случаев рассматривают свой социальный статус как средний, что прежде всего свидетельствует о нереализованности образовательно и профессионально – квалификационного потенциала в процессе адаптации: сформированные в прежнее время статусные позиции не подтверждаются практикой адаптации, но сохраняются в сознании респондентов. Для “ группы успеха”, скорее, характерно занижение социального статуса (около 10% респондентов рассматривают свое социальное положение как ниже среднего). На наш взгляд, главной причиной заниженной социальной самооценки здесь является тот факт, что способы адаптации (например, источники дохода, формирующего ” достойное материальное положение”) не престижны по меркам, ранее принятым в обществе.

Таким образом, о кризисном характере адаптации говорит и несбалансированность взаимосвязи статусно- ролевых позиций и социальной идентичности, что “выливается” в неустойчивые формы социального поведения. Невозможность реализации большинством населения своих социально-экономических притязаний, повышения или хотя бы поддержание социального статуса будет блокировать продвижение по всем другим направлениям преобразований , создавать социальное напряжение.

Нельзя обойти вниманием и политическую самоидентификацию потенциального среднего класса, которая в принципе должна отражать его ориентацию на стабильность политической ситуации. Политическая самоидентификация заключается, прежде всего, в делегировании властных полномочий в форме электорального поведения. Оказавшись в сфере взаимодействия различных политических партий и движений, индивид должен сделать “осознанный выбор” в пользу политической организации, в наибольшей степени выражающий его интересы. В условиях, когда не “работает” традиционная политическая шкала западноевропейского типа, а рациональный прагматизм не подкреплен институционально, встает задача поиска “работающего” индикатора политической идентификации.

Результаты наших исследований с определенностю свидетельствуют о наличии социальной базы, поддерживающей реформаторов-прагматиков, , которые обладают рычагами реальной власти. Для этой части населения электората важны не столько идеологический контекст и популистская риторика, сколько гарантия стабильности и преемственности власти, обеспечивающая сохранение правил, по которым значительная часть населения уже научилась жить.

Таким образом, структурное оформление среднего класса возможно при наличии непротиворечивого и взаимодополняющего комплекса внутренних и внешних факторов. К числу внутренних можно отнести развитие автономной активности, четкое очерчивание круга социальных интересов, групповую идентификацию, формирование системы социокультурных ценностей, норм и санкций, а к числу внешних – стабилизацию социально-экономических и политических институтов и способность общества к воспроизводству этой стабильности , под которой следует понимать не консервацию существующего порядка, а предсказуемость и открытость действий власти.

Это крайне важный вопрос, ибо успех реформ, создание нового демократического общества с рыночным механизмом во многом зависит от возможностей формирования среднего класса. По некоторым данным, сегодня около 15% занятого в народном хозяйстве населения может быть отнесено к этой социальной категории, но, вероятно, что его социальное созревание до “ критической массы” потребует немало времени. Уже сейчас наметилась тенденция формирования отдельных социальных слоев, относимых к среднему классу – бизнесмены, предприниматели, менеджеры, отдельные категории научно-технической интеллигенции, высококвалифицированные рабочие, которые заинтересованы в осуществлении реформ. Однако эта тенденция весьма противоречива, т.к. общие социально- политические интересы различных социальных слоев, потенциально образующих средний класс, не подкрепляются процессами сближения их по такому важному критерию как уровень доходов и престиж профессий.

Глава 3

Примеры

Описание среднего класса в россии по доходам, обладанию собственности,местам отдыха и т.п.(сводные таблицы)


[1] Энциклопедия социологии

[2] http://socio.rin.ru

[3] Татьяна Малева «Формирование среднего класса в России»

[4] Данная цифра актуальна для 2004 года.

[5] «Практический маркетинг» №1 2004

«Существует ли средний класс в России?» И. Качалов

[6] Общественные науки и современность №3/2002; Авраамова «Проблемы формирования среднего класса в россии»

[7] Сбережения населения Российской Федерации. М., Инфограф,1997

[8] ОНС №3/2002; Авраамова «Проблемы формирования среднего класса в россии»

[9] ОНС №3/2002; Авраамова «Проблемы формирования среднего класса в россии»




Комментарий:

Министерство образования и науки Российской Федерации Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Государственный Университет Управления


Рекомендовать другу
50/50         Партнёрка
Отзывы