Главная       Продать работу       Блог       Контакты       Оплата       О нас       Как мы работаем       Регистрация       Вход в кабинет
Тех. дипломные работы
   автомобили
   спец. техника
   станки
   тех. маш.
   строительство
   электроснабжение
   пищевая промышленность
   водоснабжение
   газоснабжение
   автоматизация
   теплоснабжение
   холодильники
   машиностроение
   др. тех. специальности

Тех. курсовые работы
   автомобили
   спец. техника
   станки
   тех. маш.
   строительство
   детали машин
   электроснабжение
   газоснабжение
   водоснабжение
   пищевая промышленность
   автоматизация
   теплоснабжение
   ТММ
   ВСТИ
   гидравлика и пневматика
   машиностроение
   др. тех. специальности

Тех. дополнения
   Отчеты
   Расчетно-графические работы
   Лекции
   Задачи
   Лабораторные работы
   Литература
   Контрольные работы
   Чертежи и 3D моделирование
   Тех. soft
   Рефераты
   Общий раздел
   Технологический раздел
   Конструкторский раздел
   Эксплуатационный раздел
   БЖД раздел
   Экономический раздел
   Экологический раздел
   Автоматизация раздел
   Расчетные работы

Гум. дипломные работы
   педагогика и психология
   астрономия и космонавтика
   банковское, биржевое дело
   БЖД и экология
   биология и естествознание
   бухгалтерский счет и аудит
   военное дело
   география
   геология
   государство и право
   журналистика и СМИ
   иностранные языки
   история
   коммуникации
   краеведение
   кулинария
   культура и искусство
   литература
   экономика и торговля
   математика
   медицина
   международное отношение
   менеджмент
   политология
   музыка
   религия
   социология
   спорт и туризм
   таможенная система
   физика
   химия
   философия
   финансы
   этика и эстетика
   правознавство

Гум. курсовые работы
   педагогика и психология
   астрономия и космонавтика
   банковское, биржевое дело
   БЖД и экология
   биология и естествознание
   бухгалтерский счет и аудит
   военное дело
   география
   геология
   государство и право
   журналистика и СМИ
   иностранные языки
   история
   коммуникации
   краеведение
   кулинария
   культура и искусство
   литература
   экономика и торговля
   математика
   медицина
   международное отношение
   менеджмент
   политология
   музыка
   религия
   социология
   спорт и туризм
   таможенная система
   физика
   химия
   философия
   финансы
   этика и эстетика
   правознавство

Гум. дополнения
   Отчеты
   Расчетные работы
   Лекции
   Задачи
   Лабораторные работы
   Литература
   Контрольные работы
   Сочинения
   Гум. soft
   Рефераты

Рефераты
   Авиация и космонавтика
   Административное право
   Арбитражный процесс
   Архитектура
   Астрология
   Астрономия
   Банковское дело
   Безопасность жизнедеятельнос
   Биографии
   Биология
   Биология и химия
   Биржевое дело
   Ботаника и сельское хоз-во
   Бухгалтерский учет и аудит
   Валютные отношения
   Ветеринария
   Военная кафедра
   ГДЗ
   География
   Геодезия
   Геология
   Геополитика
   Государство и право
   Гражданское право и процесс
   Делопроизводство
   Деньги и кредит
   ЕГЭ
   Естествознание
   Журналистика
   ЗНО
   Зоология
   Издательское дело и полиграф
   Инвестиции
   Иностранный язык
   Информатика
   Информатика, программировани
   Исторические личности
   История
   История техники
   Кибернетика
   Коммуникации и связь
   Компьютерные науки
   Косметология
   Краеведение и этнография
   Краткое содержание произведе
   Криминалистика
   Криминология
   Криптология
   Кулинария
   Культура и искусство
   Культурология
   Литература : зарубежная
   Литература и русский язык
   Логика
   Логистика
   Маркетинг
   Математика
   Медицина, здоровье
   Медицинские науки
   Международное публичное прав
   Международное частное право
   Международные отношения
   Менеджмент
   Металлургия
   Москвоведение
   Музыка
   Муниципальное право
   Налоги, налогообложение
   Наука и техника
   Начертательная геометрия
   Оккультизм и уфология
   Остальные рефераты
   Педагогика
   Политология
   Право
   Право, юриспруденция
   Предпринимательство
   Прикладные науки
   Промышленность, производство
   Психология
   психология, педагогика
   Радиоэлектроника
   Реклама
   Религия и мифология
   Риторика
   Сексология
   Социология
   Статистика
   Страхование
   Строительные науки
   Строительство
   Схемотехника
   Таможенная система
   Теория государства и права
   Теория организации
   Теплотехника
   Технология
   Товароведение
   Транспорт
   Трудовое право
   Туризм
   Уголовное право и процесс
   Управление
   Управленческие науки
   Физика
   Физкультура и спорт
   Философия
   Финансовые науки
   Финансы
   Фотография
   Химия
   Хозяйственное право
   Цифровые устройства
   Экологическое право
   Экология
   Экономика
   Экономико-математическое мод
   Экономическая география
   Экономическая теория
   Этика
   Юриспруденция
   Языковедение
   Языкознание, филология

Главная > Тех. курсовые работы > автомобили
Название:
ТЕХНОЛОГИЯ РЕМОНТА РАБОЧЕЙ ТОРМОЗНОЙ СИСТЕМЫ АВТОМОБИЛЯ ЗИЛ 431410

Тип: Курсовые работы
Категория: Тех. курсовые работы
Подкатегория: автомобили

Цена:
0 руб



Подробное описание:

Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего
профессионального образования
«Ярославский государственный технический университет»
Кафедра «Автомобильный транспорт»


Курсовая работа защищена
с оценкой ___________
Руководитель,
канд. техн. наук, доцент
__________ Ю. П. Романов
_______________

 


ТЕХНОЛОГИЯ РЕМОНТА РАБОЧЕЙ ТОРМОЗНОЙ СИСТЕМЫ АВТОМОБИЛЯ ЗИЛ 431410


Расчетно-пояснительная записка к курсовой работе
по дисциплине “Основы технологии производства
и ремонт автомобилей”

ЯГТУ 190601.65-013 КР

 

 

Нормоконтролер Работу выполнил
доктор техн. наук, профессор студент гр. АТ-45
_____________ Б. С. Антропов ____________ Н. А. Разживин
_________________ _______________

 


2008
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«ЯРОСЛАВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра _______________________________________ __________

З А Д А Н И Е №________
ПО КУРСОВОМУ ПРОЕКТИРОВАНИЮ

Студенту__________________________________________________________
факультет ______________________ курс _____ группа _______ __________

I. Тема проекта и исходные данные
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
II. Представить следующие материалы
1) текстовые
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2) графические
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
III. Рекомендуемая литература и материалы
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
IV. Дата выдачи задания______________________
V. Срок сдачи законченного проекта___________
VI. Отметка о явке на консультацию:
1)____________________ 2)___________________ 3)_______________
4)____________________ 5)___________________ 6)_______________

Руководитель проекта Зав кафедрой

Задание принял к исполнению «_____» __________ Студент ___________
Содержание

Введение 4
1 Анализ рабочей тормозной системы и описание тормозного механизма 5
2 Анализ характерных неисправностей рабочей тормозной системы 14
3 Технология ремонта тормозного механизма заднего колеса 17
3.1 Технология снятия 17
3.2 Технология разборки 19
3.3 Технология сборки 20
3.4 Технология установки 21
Заключение 23
Список использованных источников 24

Приложение А. Спецификация к тормозному механизму 25
Приложение Б. Маршрутная карта снятия и разборки тормозного
механизма 26

Перечень графического материала
Лист 1. Тормозной механизм ведущего колеса

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение
Тормозная система — это устройство, предназначенное для искусственного уменьшения скорости или полной остановки автомобиля, а также для удержания автомобиля во время стоянки на месте без движения.
Современные автомобили для обеспечения безопасности движения оснащаются несколькими тормозными системами, имеющими различное назначение:
— рабочая тормозная система служит для снижения скорости движения автомобиля вплоть до полной его остановки вне зависимости от его скорости, нагрузки и уклонов дороги;
— стояночная тормозная система служит для удержания неподвижного автомобиля на горизонтальном участке или уклоне дороги;
— запасная тормозная система предназначена для плавного снижения скорости движения автомобиля до остановки, в случаи отказа полной или частичной рабочей системы;
— вспомогательная система тормозов предназначена для поддержания постоянной скорости автомобиля, при движении его на затяжных спусках горных дорог, с целью снижения нагрузки на рабочею тормозную систему при длительном торможении.
Безопасность движения автомобилей с высокими скоростями в значительной степени определяется эффективностью действия и безопасностью тормозов.
Чем эффективнее действие тормозов, тем выше безопасная скорость, которую может допустить водитель, и тем выше скорость движения автомобиля на всем маршруте.
Таким образом тормозная система играет важнейшую роль в безопасности дорожного движения, поэтому необходимо постоянно следить за ее исправностью.

 

 

 

 

 

 



1 Анализ рабочей тормозной системы и описание тормозного механизма
Автомобиль оборудован независимыми один от другого тормоза¬ми — рабочим и стояночным.
Рабочий тормоз (рисунок 4) — барабанного типа, с двумя внутрен¬ними колодками, установлен на всех колесах автомобиля. Привод рабочего тормоза пневматический, обеспечивает возможность автома¬тического (синхронного с тормозами автомобиля) приведения в дей¬ствие тормозов прицепа, если последний оборудован тормозами с пнев¬матическим однопроводным приводом.
Стояночный тормоз автомобиля — трансмиссионный, барабанного типа, с двумя внутренними колодками. При движении его можно использовать только в аварийных случаях. Пользоваться стояночным тормозом при обычной езде не разрешается, так как он сильно нагружает механизмы трансмиссии, а при длительном притор¬маживании тормоз нагревается и может выйти из строя.
Пневматический привод тормозов автомобиля показан на рисунке 1.
Воздушный компрессор (рисунок 2) — поршневого типа, двухцилинд-ровый. Поршни — алюминиевые, с плавающими поршневыми паль¬цами; от осевого перемещения пальцы в бобышках поршня фиксиру¬ются стопорными кольцами.

Рисунок 1 – Схема пневматической системы автомобиля:
1 – компрессор; 2 – регулятор давления; 3 – стеклоочиститель; 4 – ручка управления стеклоочистителем; 5 – двухстрелочный манометр; 6 – воздушный баллон; 7 – предохранительный клапан; 8 – кран отбора воздуха; 9 – педаль тормоза; 10 – комбинированный тормозной кран; 11 – сливной кран; 12 – тормозная камера; 13 – соединительная головка


Рисунок 2 - Воздушный компрессор:
1 — нижняя крышка картера; 2 — передняя крышка картера; 3 — шкив: 4 — сальник коленчатого вала; 5 — картер; 6 — блок цилиндров: 7 — шатун; 8 —поршень с кольцами; 9 —поршневой палец со стопорными кольцами; 10 — головка блока; // — пробка нагнетательного клапана; /2 —пружина нагнетательного клапана; 13 — нагнетательный клапан; 14 — седло нагнетательного клапана; 15 — задний подшипник коленча¬того вала- /6 —пружина уплотнителя; 17 — крышка картера; 18 — уплотнитель; 19 — коленчатый вал; 20 — впускной клапан; 21 — направ¬ляющая впускного клапана; 22 — шток впускного клапана; 23 — пружина коромысла; 24 — коромысло: 25 — плунжер; 26 — уплотнительные кольца; 27—гнездо плунжера; 28 — регулировочный болт; 29 — пружина впускного клапана

Блок и головка охлаждаются жидкостью, подводимой из системы охлаждения двигателя. Жидкость в систему охлаждения компрес¬сора подается из водяной рубашки впускного трубопровода двигателя, поступает в головку компрессора и сливается во всасывающую по¬лость водяного насоса.
При каждом техническом обслуживании необходимо проверять затяжку гаек крепления компрессора на головке двигателя, крепле¬ние шкива, натяжение приводного ремня, затяжку гаек шпилек, крепящих головку и других крепежных деталей. Гайки шпилек, крепящих головку, следует затягивать равномерно в два приема. Окончательный момент затяжки должен быть равен 12—17 Н-м (1,2—1,7 кгсм).
Ремень привода компрессора нужно натягивать так, чтобы при приложении усилия 40 Н (4 кгс) прогиб ветви ремня, расположенной между шкивами компрессора и вентилятора, был равен 5—8 мм. Натяжение ремня надо проверять ежедневно и в случае необходи¬мости регулировать перемещением компрессора. Для этого нужно ослабить гайки крепления нижней крышки к кронштейну и с по¬мощью регулировочного болта обеспечить необходимое натяже¬ние. После этого затянуть гайки крепления компрессора и застопо¬рить регулировочный болт контргайкой.
Регулятор давления автоматически поддерживает необходимое давление сжатого воздуха в пневматической системе, впуская воздух в разгрузочное устройство компрессора или выпуская воздух из него.
Регулятор регулируют в такой последовательности.
1. Вращая колпак, добиваются, чтобы компрессор включался в работу при давлении 600—640 кПа (6—6,4 кгс/см2). При завинчи¬вании колпака давление увеличивается, при отвинчивании — умень¬шается. Колпак закрепляют контргайкой.
2. Изменяя число прокладок, получают давление 730—770 кПа (7,3—7,7 кгс/см2), при котором компрессор отключается. С увеличе¬нием числа прокладок давление понижается, с уменьшением — по¬вышается.
Комбинированный тормозной кран 10 (рисунок 1) предназначен для регулирования подачи сжатого воздуха из воздушного баллона к тормозным камерам. Его устанавливают на автомобили-тягачи и самосвалы, работающие с прицепами или полуприцепами.
Комбинированный тормозной кран одновременно управляет тормозами автомобиля-тягача и прицепа (или полуприцепа). Кран состоит из двух секций, объединенных общим приводом. Одна секция управляет тормозами автомобиля-тягача, а вторая — тормозами прицепа или полуприцепа.
Уход за тормозным краном заключается в периодическом осмотре, проверке герметичности, проверке работы крана и очистке его от грязи. Необходимо следить за состоянием защитного резинового чехла и плотностью крепления крышек к корпусу, так как попадание грязи внутрь крана на трущиеся поверхности может привести к прекращению работы крана. Для проверки герметичности тормозного крана следует использовать мыльную эмульсию.
Предохранительный клапан (рисунок 3) предназначен для предохра-нения пневматической системы от чрезмерного повышения давления в случае выхода из строя регулятора давления. Клапан установлен на переднем правом баллоне и отрегулирован так, что он открывается при достижении в пневматической системе давления воздуха 900— 950 кПа (9—9,5 кгс/сма). Клапан регулируют на заданное давление регулировочным винтом 6, который стопорится контргайкой 5.
Соединительная головка служит для соединения воздухопроводов автомобиля и прицепа. Если соединительная головка автомобиля не соединена с головкой прицепа, то крышка должна быть закрыта.
Кран отбора воздуха 8 (см. рисунок 1) предназначен для отбора возду¬ха из воздушных баллонов и находится на правом переднем воздуш¬ном баллоне.

 


Рисунок 3 – предохранительный клапан:
1 — седло; 2 — корпус; 3 — ша¬рик; 4 — пружина; 5 — контр¬гайка; 6 — регулировочный винт; 7 — стержень

Тормозные камеры предназначены для приведения в действие ра¬бочих тормозов автомобиля. Шток тормозной камеры при помощи вил¬ки и пальца соединен с регулировочным рычагом разжимного кулака рабочего тормоза.
Периодически следует проверять герметичность тормозных камер. Для этого, нажимая на педаль тормоза, наполняют камеры сжатым воздухом, затем смачивают мыльной эмульсией кромки фланца тормозной камеры, места прохода болтов и штока через корпус камеры, отверстия в корпусе и место присоединения трубопровода к камере. Утечку воздуха обнаруживают по образованию мыльных пузырей. Чтобы устранить утечку, необходимо равномерно подтянуть все болты крепления крышки камеры. Если утечка воздуха продолжается, то надо сменить мембрану камеры. В случае деформации корпуса или крышки их нужно выправить. Срок службы мембран тормозных камер 2 года. По окончании этого срока их рекомендуется заменять.
На рисунке 4 показан тормозной механизм рабочего тормоза.

Рисунок 4 – Тормозной механизм рабочего тормоза:
1 – суппорт; 2 – ось колодки; 3 – колодка; 4 – фрикционная накладка; 5 – оттяжная пружина; 6 – опора ролика; 7 – ролик; 8 – тормозная камера; 9 – кронштейн тормозной камеры; 10 – регулировочный рычаг; 11 – разжимной кулак; 12 – тормозной барабан
Тормозные механизмы рабочей тормозной системы смонтированы на суппортах, которые крепятся болтами к фланцам поворотных цапф переднего моста и к фланцам картера заднего моста. На эксцентриковые оси, закрепленные в суппорте, свободно опираются две тормозные колодки с прикрепленными к ним фрикционными накладками серповидного профиля в соответствии с характером их изнашивания. Оси колодок с эксцентричными опорными поверхностями позволяют при сборке тормозного механизма правильно сцентрировать колодки с тормозным барабаном. Тормозной барабан крепится к ступице колеса болтами.
При нажатии на педаль тормозной кран открывает доступ сжатому воздуху из баллонов в тормозные камеры. Под давлением воздуха што¬ки тормозных камер перемещаются, поворачивая при этом разжимные кулаки, которые прижимают колодки к тормозным барабанам. При отпускании педали тормозной кран перекрывает доступ воздуха из баллонов и выпускает воздух из тормозных камер в атмосферу.
При торможении колодки раздвигаются разжимным кулаком и прижимаются к внутренней поверхности барабана. Между разжимным кулаком и колодками установлены ролики, снижающие трение и повышающие эффективность торможения. В отторможенное состояние колодки возвращаются стяжными пружинами.
Вал разжимного кулака вращается в кронштейне, прикрепленном к суппорту болтами. На шлицевом конце вала разжимного кулака установлен регулировочный рычаг червячного типа, соединенный со штоком тормозной камеры при помощи вилки и пальца. Щиток, прикрепленный болтами к суппорту тормозного механизма заднего моста, защищает тормозной механизм от грязи, а маслоуловитель, прикрепленный болтами к внутренней стороне тормозного барабана, предохраняет тормозной механизм от попадания смазочного материала из ступицы.
Регулировочный рычаг предназначен для уменьшения зазоров между колодками и тормозным барабаном, увеличивающихся вследствие изнашивания фрикционных накладок. В корпусе регулировочного рычага установлены червячная шестерня со шлицевым отверстием для установки на вал разжимного кулака и червяка с осью. Для фиксации оси червяка имеется стопорное устройство, состоящее из шарика и пружины. Шестерня удерживается крышками, прикрепленными к корпусу рычага. При повороте червяк поворачивает шестерню с валом и разжимным кулаком, раздвигающим колодки и прижимающим их к тормозному барабану. При торможении регулировочный рычаг поворачивается штоком тормозной камеры. Интенсивность торможения зависит от давления сжатого воздуха и от величины хода штока тормозной камеры.
Регулирование рабочего тормоза может быть полным или частич¬ным. При регулировке тормоза должны быть холодными. Полная ре¬гулировка проводится только после разборки и ремонта тормозов или нарушения концентричности рабочих поверхностей тормозных коло¬док и барабанов в результате ослабления крепления осей колодок. Полное регулирование надо проводить в следующем порядке.
1. Ослабить гайки крепления осей колодок и сблизить эксцентри¬ки, повернув оси метками одну к другой. Метки поставлены на наруж¬ных, выступающих над гайками, торцах осей. Слегка отвернуть гайки болтов крепления кронштейна разжимного кулака, а на заднем мосту слегка отвернуть также и болты крепления кронштейна разжимного кулака к картеру моста, предварительно сняв щитки.
2. Подать в тормозную камеру сжатый воздух под давлением 100— 150 кПа (1—1,5 кгс/см2), нажимая на педаль тормоза при наличии воз¬духа в системе или воспользовавшись сжатым воздухом из гаражной установки. При отсутствии сжатого воздуха вынуть палец штока тормозной камеры и, нажимая на регулировочный рычаг в сторону хо¬да штока тормозной камеры при затормаживании, прижать колодки к тормозному барабану. Поворачивая эксцентрики то в одну, то в другую сторону, сцентри¬ровать колодки, обеспечив плотное прилегание их к тормозному бара¬бану. Прилегание колодок к барабану надо проверять щупом через окно в переднем тормозном барабане на расстоянии 20—30 мм от на¬ружных концов накладок. На задних тормозах прилегание удобнее проверять со стороны редуктора моста. Щуп 0,1 мм не должен прохо¬дить вдоль всей ширины накладки.
3. Не прекращая подачу сжатого воздуха в тормозную камеру, а при отсутствии сжатого воздуха не отпуская регулировочный рычаг и удерживая оси колодок от проворачивания, надежно затянуть гайки осей и гайки болтов крепления кронштейна разжимного кулака к опор¬ному диску тормоза. У тормозов заднего моста затянуть болты крепле¬ния кронштейна разжимного кулака на суппорте.
4. Прекратить подачу сжатого воздуха, а при отсутствии сжатого воздуха отпустить регулировочный рычаг и присоединить шток тор¬мозной камеры.
5. Повернуть ось червяка регулировочного рычага так, чтобы ход штока тормозной камеры был в пределах 15—25 мм для передних тормозов и 20—30 мм — для задних. Убедиться, что при включении и выключении подачи воздуха штоки тормозных камер перемещаются быстро.
6. Проверить как вращаются в отторможенном состоянии бараба¬ны: они должны вращаться равномерно и свободно, не касаясь колодок. Затем на задних тормозах установить щитки.
Частичное регулирование проводится для уменьшения зазора между колодками и барабаном. Наличие больших зазоров, при кото¬рых требуется проведение частичной регулировки, обнаруживают по увеличению хода штока тормозных камер, который не должен превы¬шать для передних тормозов 35 мм, для задних тормозов 40 мм. При большем ходе штоков требуется частичная регулировка.
Частичную регулировку выполняют только вращением осей чер¬вяков регулировочных рычагов, так же как и при полной регулировке(см. пп. 5 и 6). При частичной регулировке не следует ослаблять гайки осей колодок и изменять установку осей, так как это может привести к нарушению плотности прилегания колодок к барабану при тормо¬жении.
В случае изменения установки осей необходимо проводить полную регулировку. При регулировании надо устанавливать наименьший ход штоков тормозных камер. Для получения одинаковой эффективности торможения правых и левых колес следует стремиться к тому, чтобы ходы штоков правых и левых камер не отличались один от дру¬гого.
Уход за тормозами заключается в регулировании зазоров между колодками и барабанами, а также в периодическом осмотре, очистке тормозов и проверке креплений.
При осмотре необходимо проверить следующее.
1. Надежность крепления тормозных дисков к поворотным кула¬кам переднего моста.
2. Затяжку гаек осей колодок.
3. Состояние фрикционных накладок:
а) если расстояние от поверхности накладок до головок заклепок составляет менее 0,5 мм, то надо сменить тормозные накладки;
б) при смазывании деталей необходимо предохранять тормозные накладки стояночного и рабочего тормозов от попадания на них масла, так как фрикционные свойства промасленных накладок нельзя пол¬ностью восстановить чисткой и промывкой;
в) в случае выхода из строя одной из накладок левого или правого тормоза необходимо заменить все накладки обоих тормозов.
4. Состояние осей колодок. Если колодки не вращаются свободно на осях, то нужно, не нарушая установку осей, снять колодки, очис¬тить рабочие поверхности от ржавчины и наложить на них тонкий слой смазочного материала. После установки колодок лишний смазочный материал удалить.
5. Вращение вала разжимных кулаков. Валы должны вращаться в кронштейне свободно, без заеданий. Смазывают валы в соответствии с картой смазывания. Следует иметь в виду, что применение смазочного материала должно быть умеренным, так как при его излишке он может попасть в тормозной механизм.
6. Действие педали. Педаль после нажатия должна легко возвра¬щаться в исходное положение; если этого не происходит, то нужно проверить действие оттяжной пружины и перемещение деталей при¬вода тормозного крана, которое должно быть свободным.
Перед выездом необходимо убедиться, что давление в системе не ниже 450 кПа (4,5 кгс/см2). Во время движения давление в пневмати¬ческой системе тормозов должно быть в пределах 600—770 кПа (6— 7,7 кгс/см2). Можно допускать только кратковременное снижение дав¬ления при частых повторных торможениях. Во избежание полного израсходования воздуха при частых торможениях запрещается оста¬навливать двигатель на длинных спусках.
Повышение давления в системе более 770 кПа (7,7 кгс/см2) указы¬вает на неисправность регулятора давления или разгрузочного устрой¬ства; повышение давления более 1000 кПа (10 кгс/см2) указывает, кроме того, на неисправность предохранительного клапана. В этом случае необходимо немедленно устранить неисправности.
При резком полном нажатии на педаль тормоза (при неработаю¬щем двигателе) давление в баллонах (верхняя шкала манометра) долж¬но несколько снизиться, а давление в тормозных камерах (нижняя шкала манометра) должно стать равным давлению в воздушных бал¬лонах. После этого за время, пока педаль нажата, не должно быть за¬метного перемещения стрелок манометра. Дальнейшее понижение дав¬ления свидетельствует о нарушении герметичности пневматической системы. После того как педаль тормоза резко отпущена, время умень¬шения давления в тормозных камерах (по нижней шкале манометра) не должно превышать 2 с.
При свободном положении тормозной педали при неработающем двигателе снижение давления в системе тормозов по показанию верх¬ней шкалы манометра не должно превышать 100 кПа (1 кгс/см2) в те¬чение 60 мин.
Быстрое падение давления в пневматической системе при останов¬ке двигателя указывает на повышенную утечку воздуха из системы. Место сильной утечки воздуха может быть определено на слух. Не¬большая утечка может быть определена с помощью мыльной эмульсии. Утечку воздуха через соединения устраняют, подтягивая соединитель¬ную арматуру.
Следует периодически проверять, не касаются ли шланги передних тормозных камер колес, повернутых до отказа влево и вправо.
Для обеспечения нормальной работы системы пневматического привода рабочих тормозов необходимо при технических обслуживаниях открывать спускные краны в воздушных баллонах и сливать кон¬денсат. Не следует допускать скопления конденсата в баллонах, так как это может привести к попаданию конденсата в приборы пневмати¬ческого привода рабочих тормозов. Количество образующегося кон¬денсата зависит от состояния компрессора и влажности окружающего воздуха, поэтому иногда необходимо сливать конденсат ежедневно. Зимой нужно особенно тщательно следить за сливом конденсата из воздушных баллонов во избежание замерзания его в трубопроводах пневматического привода рабочих тормозов. В случае замерзания кон¬денсата нельзя подогревать баллоны открытым огнем (факелом, паяль¬ной лампой и др.). Наличие большого количества масла в конденсате указывает на неисправность компрессора.
Необходимо периодически проверять регулировку пневматического привода рабочего тормоза и хода штоков тормозных камер. Давление воздуха в пневматическом приводе рабочего тормоза нужно регулиро¬вать в следующем порядке.
При работе двигателя на режиме холостого хода надо увеличить давление воздуха в пневматической системе до 730—770 кПа (7,3— 7,7 кгс/см'2) по показанию верхней шкалы манометра на щитке прибо¬ров; при этом показание нижней шкалы должно быть равно нулю (давление воздуха в тормозных камерах). Затем следует нажать до отказа на педаль тормоза. При приложении к концу педали усилия 200—300 Н (20—30 кгс) давление воздуха в тормозных камерах долж¬но стать равным давлению воздуха в баллонах, а промежуточным поло¬жениям педали в пределах рабочего хода должны соответствовать про¬межуточные давления. При этом конец педали не должен доходить до поля на 10—30 мм. Если педаль упирается в пол или если зазор не со¬ответствует указанной величине, необходимо отрегулировать ход педали тормоза, изменяя длину тяги, соединяющей рычаг тормозного кра¬на с промежуточным рычагом привода, при помощи регулировочной вилки, навернутой на резьбовой конец тяги.
Если привод тормозного крана отрегулирован правильно, то сво¬бодный ход конца тормозной педали должен быть в пределах 20— 30 мм при установке на автомобиле одинарного тормозного крана и 40—60 мм при установке комбинированного тормозного крана.
У автомобилей, оборудованных пневматическим приводом для уп-равления тормозами прицепа, кроме того, необходимо проверить дав¬ление воздуха в соединительной магистрали. Для этого надо присое¬динить манометр к соединительной головке. В отторможенном состоя¬нии этот манометр должен показывать давление в пределах 480 — 530 кПа (4,8—5,3 кгс/см2). Если показание манометра не соответствует указанному, необходимо отрегулировать секцию крана, управляющую тормозами прицепа.
При плавном нажатии на педаль тормоза давление по показанию манометра, подключенного к соединительной головке, должно плавно уменьшаться до нуля. Промежуточным положениям педали должны соответствовать промежуточные показания манометра.

 

 

 

 

 

 

 

 

 


2 Анализ характерных неисправностей рабочей тормозной системы
Устранение неисправностей в тормозных механизмах и приборах пневматического привода в условиях эксплуатации ограничивается заменой вышедших из строя механизмов и приборов новыми, полу¬чаемыми в качестве запасных частей, а также восстановлением их работоспособности без изготовления новых деталей.
Механизмы и приборы, поступившие в ремонт, нужно проверить для определения дефекта. Затем узел разбирают, все детали очищают и промывают от грязи. Детали и узлы осматривают, дефектные детали и узлы исправляют или заменяют. После этого механизма или прибор собирают и испытывают.
Сборка должна проходить в условиях, исключающих возможность попадания на собираемые детали и узлы стружки, абразивной пыли и т.п. Особое внимание при сборке следует обращать на правильность взаимоположения деталей.
С резиновыми деталями (уплотнителями, мембранами, клапанами, чехлами и т.д.) нужно обращаться осторожно, чтобы исключить возможность их повреждения при сборке. Наличие на поверхностях резиновых деталей порезов, рисок и т.п. не допускается.
В таблице 1 приведены возможные неисправности рабочей тормозной системы и способы их устранения.

Таблица 1 - Возможные неисправности рабочей тормозной системы и способы их устранения
Наименование неисправности Признак
неисправности Причина
неисправности Способ устранения
1. Неисправна тормозная камера 1. Утечка сжатого воздуха из торм. камеры при торможении Разгерметизирован разъем крышки корпуса камеры Подтянуть болты стяжного хомута
Разрушена мембрана Заменить мембрану
2. Большое начальное давление срабатывания камеры Мембрана потеряла эластичность Заменить мембрану
3. Шток камеры не возвращается в исходное положение Ослабла возвратная пружина Заменить пружину
4. Большое давление срабатывания пружинного энергоаккумулятора Повреждена рабочая поверхность цилиндра Восстановить рабочую поверхность, либо заменить цилиндр
Разбухла манжета поршня Заменить манжету
Продолжение таблицы 1
5. При подаче воздуха в цилиндр пружина энергоаккумулятора не сжимается Повреждено уплотнение поршня Заменить уплотнение
6. Воздух выходит из дренажных отверстий корпуса тормозной камеры Повреждено уплотнительное кольцо поршня Заменить кольцо
7. Воздух выходит из входного отверстия корпуса тормозной камеры Повреждено уплотнительное кольцо толкателя Заменить кольцо
8. Утечка воздуха по разъему цилиндра и фланца Повреждено уплотнительное кольцо в разъеме цилиндра и фланца Заменить кольцо
9. Недостаточная эффективность работы пружинного энергоаккумулятора Ослабла силовая пружина Заменить пружину
2. Неисправен компрессор 1. Появление шума и стука, увеличенное количество масла в конденсате, сливаемом из воздушных баллонов Изношены поршневые кольца, подшипники нижних головок шатунов, уплотнитель заднего торца коленчатого вала Заменить изношенные детали
2. Утечка воздуха через клапаны Изношены клапаны Заменить клапаны. При установке притереть их к седлам
3. Неисправен регулятор давления 1. Утечка воздуха через атмосферный вывод при заполнении системы Загрязнен разгрузочный клапан Очистить от грязи корпус и седло клапана, при необходимости заменить
Повреждено уплотнительное кольцо корпуса седла Заменить кольцо
2. Регулятор не переключает компрессор на режим холостого хода Засорился канал Очистить канал
Верхний поршень зажат разбухшей манжетой Заменить манжету
Окончание таблицы 1
3. Регулятор не переключает компрессор на режим заполнения системы Засорилось отверстие в крышке Очистить отверстие
Засорился или поврежден впускной клапан Очистить клапан, при необходимости заменить
Поломка пружины Заменить пружину
Повреждено уплотнительное кольцо Заменить кольцо
Повреждена манжета Заменить манжету
4. Утечка воздуха через атмосферное отверстие Изношены клапаны Заменить клапаны
Ослабла пружина Заменить пружину
5. Воздух не проходит в пневматическую систему Засорен фильтр Очистить и промыть фильтр
6. Короткий интервал между включением и выключением регулятора Загрязнен или поврежден обратный клапан Очистить клапан, при необходимости заменить
4. Неисправны соединитель-ные головки 1. Утечка воздуха через соединение Ослабло крепление направляющей Подтянуть крепление
Дефект уплотнителя Заменить уплотнитель
2. Клапан или поршень не возвращаются в исходное положение Поломка пружины Заменить пружину
Плотная посадка клапана или поршня в гнезде Обеспечить подвижность деталей, при необходимости заменить
5. Неисправен кран слива конденсата Негерметичность крана Загрязнен кран Продуть сжатым воздухом, при необходимости промыть

 

 

 

3 Технология ремонта тормозного механизма заднего колеса
3.1 Технология снятия
Сначала вывешивают заднее колесо с помощью гидравлического домкрата. Затем отворачивают гайки крепления наружного колеса и колпачковые гайки крепления внутреннего колеса, снимают наружное и внутреннее колеса.
Отворачивают центральную гайку 1 (рисунок 5), вынимают замочное кольцо 49, корпус сальника 47 с набивкой 48 и отворачивают гайку 46. После этого снимают тормозной барабан 10 в сборе со ступицей 5 и наружными кольцами подшипников.

 

 

 

 

 

 

 


Рисунок 5 – Полная разборка тормозного механизма задних колес:
1 – гайка подшипника ступицы колеса внешняя в сборе; 2 – гайка; 3 – гайка; 4 – шпилька ступицы колеса; 5 – ступица; 6 – подшипник ступицы заднего колеса наружный; 7 – кольцо уплотнителя манжеты; 8 – кольцо предохранительное; 9 – манжета в сборе; 10 – барабан тормозной задний; 11 – кольцо уплотнительное маслоуловителя тормоза; 12 – гайка внутренняя шпильки ступицы заднего колеса; 13 – маслоотражатель; 14 – винт; 15 – опора; 16 – ролик; 17 – кулак поворотный; 18 – колодка заднего тормоза в сборе; 19 – накладка колодки тормоза; 20 – заклепка; 21 – суппорт; 22 – шайба регулировочная; 23 – кольцо разжимного кулака уплотнительное; 24 – втулка кронштейна разжимного кулака заднего тормоза; 25 – опора в сборе; 26 – масленка в сборе; 27 – гайка; 28 – шайба пружинная; 29 – гайка; 30 – заклепка; 31 – втулка регулировочная; 32 – кронштейн тормозной камеры левый в сборе; 33 – шплинт; 34 - шайба разжимного кулака тормоза; 35 – рычаг тормоза регулировочный в сборе; 36 - шайба регулировочная; 37 – шайба пружинная; 38 – болт; 39 – шайба пружинная; 40 – болт; 41 – щиток заднего тормоза левый в сборе; 42 – шайба пружинная; 43 - ось колодки заднего тормоза; 44 – пружина оттяжная колодок тормоза; 45 – подшипник ступицы заднего колеса внутренний; 46 - гайка подшипника ступицы колеса внутренняя со штифтом; 47 – корпус манжеты полуоси; 48 – набивка сальника 173х117х8; 49 - шайба замочная гайки подшипника ступицы заднего колеса; 50 – ось червяка; 51 - корпус рычага задних тормозов в сборе; 52 – пробка коническая; 53 – крышка корпуса регулировочного рычага; 54 – шарик-фиксатор; 55 – пружина; 56 – пробка; 57 – втулка регулировочного рычага; 58 – заглушка; 59 – шестерня регулировочного рычага; 60 – червяк регулировочного рычага; 61 – крышка регулировочного рычага

 

3.2 Технология разборки
Для разборки тормозной барабан 10 (рисунок 5) со ступицей 5 устанавливают на стенд, где отворачивают гайки шпилек крепления тормозного барабана к ступице 12 и снимают маслоуловитель 13 с кольцом 11. Затем выбивают шпильки 4, выпрессовывают наружное кольцо подшипника 6, предохранительное и наружное кольцо внутреннего подшипника 45 и выворачивают шпильки крепления полуоси 43.
Для демонтажа тормозных колодок 18 снимают оттяжную пружину 44, чеку осей колодок и накладку 20 с осей 43. Затем вынимают шплинт 33 пальца вилки штока тормозной камеры, выбивают палец, вынимают шплинт разжимного кулака 17 и шайбу 36, выбивают кулак из отверстия регулировочного рычага 35 и последовательно снимают регулировочный рычаг, предохранительный шплинт и разжимной кулак.
С регулировочного рычага снимают крышку 53, вынимают пробку 52 из корпуса 51, вынимают пробку 56 вместе с пружиной 55 и фиксатором 54. Выбивают ось червяка 50 и вынимают шестерню 59 с червяком 60.
Отвернув болты крепления тормозной камеры 38 к кронштейну 32, снимают тормозную камеру, а затем ее кронштейн.
Предварительно отвернув масленку 26 опоры разжимного кулака, гайки болтов крепления опоры 27 и расшплинтовав болты, снимают опору 25 разжимного кулака с диска крепления колодок 41. Затем отворачивают гайки с осей колодок 43 и выбивают оси из гнезд.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


3.3 Технология сборки
В отверстие ступицы запрессовывают наружные обоймы подшипников и шпильки так, чтобы выточки фланцев шпилек попали в паз на ступице. Затем на шпильки ступицы устанавливают тормозной барабан и маслоотражатель с прокладкой, которую предварительно приклеивают резиновым клеем к внутренней поверхности тормозного барабана, заворачивают гайки и раскернивают торцы шпилек.
В отверстие диска тормозных колодок вставляют опору разжимного кулака в сборе со втулкой со стороны тормозной камеры так, чтобы пресс-масленка располагалась в верхнем положении. Опору разжимного кулака закрепляют болтами и шплинтуют вязальной проволокой. В отверстие под разжимной кулак в кронштейне и опоре закладывают солидол. Вставив в отверстие опоры кольцо со стороны диска, устанавливают разжимной кулак с опорной шайбой колодок тормоза. Разжимной кулак должен свободно вращаться в отверстиях кронштейна и опоры. В отверстие разжимного кулака, расположенное у тормозного диска, вставляют предохранительный шплинт, концы которого отгибают, надевают на шлицевой конец разжимного кулака регулировочную шайбу и регулировочный рычаг тормоза так, чтобы отверстие под палец вилки штока совпало с отверстием вилки тормозной камеры.
На шлицевой конец разжимного кулака надевают шайбу, фиксируют шплинтом, и вставляют совмещенные отверстия вилки штока тормозной камеры и корпуса регулировочного рычага палец, который закрепляют шайбой и шплинтом.
В отверстия кронштейна опорного диска крепления колодок вставляют резьбовым концом оси колодок, эксцентрики которых устанавливают в положение сближения и закрепляют их гайками. На оси колодок устанавливают колодки в сборе со втулкой, накладки осей колодок, а затем в пазы осей колодок вставляют чеку, концы которой обжимают для предотвращения ее выпадания. Оттяжной пружиной соединяют между собой тормозные колодки.

 

 

 

 

 

 


3.4 Технология установки
На шейки картера заднего моста напрессовывают сальник и внутренние кольца подшипников ступицы, ролики которых смазывают солидолом.
В отверстие ступицы колеса в сборе с барабаном вставляют кольцо сальника, предохранительное кольцо и сальник, который запрессовывают в предохранительное кольцо до упора.
Тормозной барабан устанавливают на кожух полуоси и в отверстие ступицы закладывают 800 г солидола. Затем на кожух полуоси напрессовывают внутреннее кольцо наружного подшипника, наворачивают на резьбовой наконечник кожуха гайку в сборе со штифтом так, чтобы штифт был обращен наружу. Гайку затягивают до отказа, поворачивая при этом барабан для правильной установки роликов по коническим поверхностям колец подшипников, а затем отворачивают ее на 1/5 оборота.
На кожух полуоси устанавливают сальник так, чтобы штифт гайки подшипников вошел в отверстие под штифт в корпусе сальника, надевают замочную шайбу, при этом штифт гайки подшипников должен войти в отверстие замочной шайбы, и заворачивают внешнюю гайку подшипников. Предварительно завернув в отверстие ступицы шпильки и надев на них прокладку, в отверстие картера заднего моста вставляют полуось так, чтобы шпильки на ступице вошли в отверстия под шпильки полуоси, устанавливают на шпильки разжимные втулки и закрепляют полуось гайками. Предварительно проводят полную регулировку тормозов задних колес.
Полное регулирование надо проводить в следующем порядке.
1. Ослабить гайки крепления осей колодок и сблизить эксцентри¬ки, повернув оси метками одну к другой. Метки поставлены на наруж¬ных, выступающих над гайками, торцах осей. Слегка отвернуть гайки болтов крепления кронштейна разжимного кулака, а на заднем мосту слегка отвернуть также и болты крепления кронштейна разжимного кулака к картеру моста, предварительно сняв щитки.
2. Подать в тормозную камеру сжатый воздух под давлением 100— 150 кПа (1—1,5 кгс/см2), нажимая на педаль тормоза при наличии воз¬духа в системе или воспользовавшись сжатым воздухом из гаражной установки. При отсутствии сжатого воздуха вынуть палец штока тормозной камеры и, нажимая на регулировочный рычаг в сторону хо¬да штока тормозной камеры при затормаживании, прижать колодки к тормозному барабану. Поворачивая эксцентрики то в одну, то в другую сторону, сцентри¬ровать колодки, обеспечив плотное прилегание их к тормозному бара¬бану. Прилегание колодок к барабану надо проверять щупом через окно в переднем тормозном барабане на расстоянии 20—30 мм от на¬ружных концов накладок. На задних тормозах прилегание удобнее проверять со стороны редуктора моста. Щуп 0,1 мм не должен прохо¬дить вдоль всей ширины накладки.
3. Не прекращая подачу сжатого воздуха в тормозную камеру, а при отсутствии сжатого воздуха не отпуская регулировочный рычаг и удерживая оси колодок от проворачивания, надежно затянуть гайки осей и гайки болтов крепления кронштейна разжимного кулака к опор¬ному диску тормоза. У тормозов заднего моста затянуть болты крепле¬ния кронштейна разжимного кулака на суппорте.
4. Прекратить подачу сжатого воздуха, а при отсутствии сжатого воздуха отпустить регулировочный рычаг и присоединить шток тор¬мозной камеры.
5. Повернуть ось червяка регулировочного рычага так, чтобы ход штока тормозной камеры был в пределах 15—25 мм для передних тормозов и 20—30 мм — для задних. Убедиться, что при включении и выключении подачи воздуха штоки тормозных камер перемещаются быстро.
6. Проверить как вращаются в отторможенном состоянии бараба¬ны: они должны вращаться равномерно и свободно, не касаясь колодок. Затем на задних тормозах установить щитки.
После регулировки на шпильки крепления колес одевают внутреннее колесо и приворачивают его колпачковыми гайками к тормозному барабану. Далее на шпильки одевают наружное колесо, приворачивают и затягивают гайки крепления наружного колеса и снимают вывешенное заднее колесо с домкрата.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Заключение
В ходе выполнения курсовой работы по теме «Технология ремонта рабочей тормозной системы автомобиля ЗИЛ – 431410» был проведен анализ дефектов основных узлов и агрегатов автомобиля. Были описаны особенности конструкции и условия работы узла, приведены причины возникновения неисправностей и методы их устранения. Были также представлены: разработка технологического процесса разборки и сборки тормозного механизма задних колес. В приложении приведена разработка маршрутной карты, а на формате А1 дан чертеж тормозного механизма заднего колеса.
Одной из важнейших проблем, стоящих перед автомобильным транспортом, является повышение эксплуатационной надежности автомобилей, снижение затрат на их содержание. Решение этой проблемы, с одной стороны, обеспечивается автомобильной промышленностью за счет выпуска автомобилей с большой надежностью и технологичностью (ремонтопригодностью), с другой стороны - совершенствованием методов технической эксплуатации автомобилей; повышением производительности труда, снижением трудоемкости работ по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей; увеличением их межремонтных пробегов. Это требует создания необходимой производственной базы для поддержания производственного состава в исправном состоянии, широкого применения средств механизации и автоматизации производственных процессов, расширения строительства и улучшения качества дорог.

 

 

 

 

 

Список использованных источников
1. Автомобили ЗИЛ-130, ЗИЛ-138 и их модификации: Руководство по эксплуатации / Московский автомобильный завод им. И. А. Лихачева. – М.: Машиностроение, 1985. - 280 с.

2. Липкинд А. Г. Ремонт автомобиля ЗИЛ-130 / А.Г. Липкинд, П.И. Гринберг, А.И. Ильин – М.: Транспорт, 1970. – 360 с.

3. Кленников В.М. Учебник шофера первого класса. Издание второе, переработанное / В.М. Кленников, Н.М. Ильин – М.: Транспорт, 1966. – 411с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 




Комментарий:

Курсовая работа - отлично!


Рекомендовать другу
50/50         Партнёрка
Отзывы