Главная       Продать работу       Блог       Контакты       Оплата       О нас       Как мы работаем       Регистрация       Вход в кабинет
Тех. дипломные работы
   автомобили
   спец. техника
   станки
   тех. маш.
   строительство
   электроснабжение
   пищевая промышленность
   водоснабжение
   газоснабжение
   автоматизация
   теплоснабжение
   холодильники
   машиностроение
   др. тех. специальности

Тех. курсовые работы
   автомобили
   спец. техника
   станки
   тех. маш.
   строительство
   детали машин
   электроснабжение
   газоснабжение
   водоснабжение
   пищевая промышленность
   автоматизация
   теплоснабжение
   ТММ
   ВСТИ
   гидравлика и пневматика
   машиностроение
   др. тех. специальности

Тех. дополнения
   Отчеты
   Расчетно-графические работы
   Лекции
   Задачи
   Лабораторные работы
   Литература
   Контрольные работы
   Чертежи и 3D моделирование
   Тех. soft
   Рефераты
   Общий раздел
   Технологический раздел
   Конструкторский раздел
   Эксплуатационный раздел
   БЖД раздел
   Экономический раздел
   Экологический раздел
   Автоматизация раздел
   Расчетные работы

Гум. дипломные работы
   педагогика и психология
   астрономия и космонавтика
   банковское, биржевое дело
   БЖД и экология
   биология и естествознание
   бухгалтерский счет и аудит
   военное дело
   география
   геология
   государство и право
   журналистика и СМИ
   иностранные языки
   история
   коммуникации
   краеведение
   кулинария
   культура и искусство
   литература
   экономика и торговля
   математика
   медицина
   международное отношение
   менеджмент
   политология
   музыка
   религия
   социология
   спорт и туризм
   таможенная система
   физика
   химия
   философия
   финансы
   этика и эстетика
   правознавство

Гум. курсовые работы
   педагогика и психология
   астрономия и космонавтика
   банковское, биржевое дело
   БЖД и экология
   биология и естествознание
   бухгалтерский счет и аудит
   военное дело
   география
   геология
   государство и право
   журналистика и СМИ
   иностранные языки
   история
   коммуникации
   краеведение
   кулинария
   культура и искусство
   литература
   экономика и торговля
   математика
   медицина
   международное отношение
   менеджмент
   политология
   музыка
   религия
   социология
   спорт и туризм
   таможенная система
   физика
   химия
   философия
   финансы
   этика и эстетика
   правознавство

Гум. дополнения
   Отчеты
   Расчетные работы
   Лекции
   Задачи
   Лабораторные работы
   Литература
   Контрольные работы
   Сочинения
   Гум. soft
   Рефераты

Рефераты
   Авиация и космонавтика
   Административное право
   Арбитражный процесс
   Архитектура
   Астрология
   Астрономия
   Банковское дело
   Безопасность жизнедеятельнос
   Биографии
   Биология
   Биология и химия
   Биржевое дело
   Ботаника и сельское хоз-во
   Бухгалтерский учет и аудит
   Валютные отношения
   Ветеринария
   Военная кафедра
   ГДЗ
   География
   Геодезия
   Геология
   Геополитика
   Государство и право
   Гражданское право и процесс
   Делопроизводство
   Деньги и кредит
   ЕГЭ
   Естествознание
   Журналистика
   ЗНО
   Зоология
   Издательское дело и полиграф
   Инвестиции
   Иностранный язык
   Информатика
   Информатика, программировани
   Исторические личности
   История
   История техники
   Кибернетика
   Коммуникации и связь
   Компьютерные науки
   Косметология
   Краеведение и этнография
   Краткое содержание произведе
   Криминалистика
   Криминология
   Криптология
   Кулинария
   Культура и искусство
   Культурология
   Литература : зарубежная
   Литература и русский язык
   Логика
   Логистика
   Маркетинг
   Математика
   Медицина, здоровье
   Медицинские науки
   Международное публичное прав
   Международное частное право
   Международные отношения
   Менеджмент
   Металлургия
   Москвоведение
   Музыка
   Муниципальное право
   Налоги, налогообложение
   Наука и техника
   Начертательная геометрия
   Оккультизм и уфология
   Остальные рефераты
   Педагогика
   Политология
   Право
   Право, юриспруденция
   Предпринимательство
   Прикладные науки
   Промышленность, производство
   Психология
   психология, педагогика
   Радиоэлектроника
   Реклама
   Религия и мифология
   Риторика
   Сексология
   Социология
   Статистика
   Страхование
   Строительные науки
   Строительство
   Схемотехника
   Таможенная система
   Теория государства и права
   Теория организации
   Теплотехника
   Технология
   Товароведение
   Транспорт
   Трудовое право
   Туризм
   Уголовное право и процесс
   Управление
   Управленческие науки
   Физика
   Физкультура и спорт
   Философия
   Финансовые науки
   Финансы
   Фотография
   Химия
   Хозяйственное право
   Цифровые устройства
   Экологическое право
   Экология
   Экономика
   Экономико-математическое мод
   Экономическая география
   Экономическая теория
   Этика
   Юриспруденция
   Языковедение
   Языкознание, филология

Главная > Тех. курсовые работы > автомобили
Название:
Разработка лаборатории по ремонту тормозной системы переднеприводного автомобиля ВАЗ-2108 с конструкторской разработкой макета тормозной системы

Тип: Дипломные работы
Категория: Тех. курсовые работы
Подкатегория: автомобили

Цена:
0 руб



Подробное описание:

Аннотация


Расчетно – пояснительная записка содержит 49 страниц, в том числе 2 рисунка, 17 источников. Графическая часть выполнена на 2 листах формата А 1, имеется приложение А.
В данном проекте изложены основные положения и произведен расчет рабочих мест в лаборатории ПО и ТВР №2. Указан план загрузки лаборатории, требуемое количество обучающихся.
Проектом предусмотрено применение разработанного макета в учебных лабораториях, данный проект разработан в соответствии с гостами.
В разделе «Технологическая часть» произведен расчет лаборатории: площади, объема, естественного и искусственного освещения, отопления, количества рабочих мест.
В разделе «Конструкторская часть» указан подбор материала для изготовления макета тормозной системы, а также произведен расчет подставки на изгиб.
В разделе «Охрана труда» описаны возможные опасные и вредные производственные факторы, санитарные требования к лабораториям, рабочим местам, инструменту и техника безопасности при выполнении технического обслуживания и ремонта тормозной системы.
В разделе «Пожарная безопасность и постановка транспорта на воинский учет» описаны средства пожаротушения, причины пожаров.
В разделе «Охрана окружающей среды» описано влияние производственных факторов на окружающую среду при техническом обслуживании и ремонте сцепления.
В разделе «Экономическая часть» указаны статьи затрат необходимые для создания макета тормозной системы автомобиля ВАЗ - 2108.


1 Технологическая часть

1.1 Характеристика учебно-производственных мастерских колледжа


Лаборатория профессионального обучения и технологии выполнения работ №1 находится на территории главного корпуса БКПТ по адресу улица 1 Мая, 35 и предназначена для обучения студентов, повышения навыков и умений в осваиваемой профессии.
В лаборатории имеется 14 специализированных рабочих мест. Каждое рабочее место предназначено для выполнения определенного вида работ и оснащено инструментом. Для изучения устройства и обучения навыкам разборки-сборки, регулировки и замены деталей агрегатов автомобиля лаборатория оборудована следующими макетами:
1) макеты двигателей автомобилей ВАЗ-2101, ВАЗ-2108;
2) макет передней подвески автомобиля ВАЗ-2101 ВАЗ-2108;
3) макет коробки передач автомобиля ВАЗ-2101;
4) макет задней подвески автомобиля;
5) макет карданной передачи автомобиля.
Лаборатория оснащена всем необходимым инструментом для проведения работ. Весь инструмент хранится отдельно в шкафах. Для наглядности применяются плакаты, планшеты по системам автомобиля: охлаждения, питания, смазки, зажигания, тормозной системе. Также на смотровой яме установлен автомобиль ВАЗ-2105.
В целях пожарной безопасности лаборатория оснащена огнетушителями и стендами по правилам пожарной безопасности.
В лаборатории предусмотрено естественное и искусственное освещение, отвечающее требованиям при проведении работ технического обслуживания и ремонта. Для соблюдения санитарных и гигиенических норм в лаборатории имеется умывальник, вешалка для верхней одежды и рабочих халатов студентов. Выполнение практических работ в лаборатории тесно связано с теоретическими знаниями студентов.

Таблица 1.1 – Тематика практических занятий

Курс № занятия Тема занятия
2 1 Устройство КШМ двигателя
2 Устройство газораспределительного механизма
3 Устройство систем охлаждения и смазки
4 Устройство систем подачи воздуха, топлива и отработавших газов
5 Устройство сцепления
6 Устройство КПП

 

 


Продолжение таблицы 1.1

Курс № занятия Тема занятия
7 Устройство КПП
8 Устройство привода ведущих колес
9 Устройство передней и задней подвески, ступиц и колес
10 Устройство рулевого управления
11 Устройство тормозной системы
12 Устройство источников электрического тока
13 Устройство кузова (кабины) и их вентиляция
3 14 ТО двигателя
15 ТО систем охлаждения и смазки
16 ТО систем питания двигателя
17 ТО электрооборудования двигателя
18 ТО трансмиссии автомобиля
19 ТО ходовой части автомобиля
20 ТО рулевого управления
21 ТО тормозной системы автомобиля
22 ТО дополнительного оборудования
23 ТО подъемного механизма
24 ТО прицепов и полуприцепов
25 ТО кузовов, кабин автомобиля
26 Работа на постах диагностики
27 Разборка автомобиля
28 Ремонт двигателя
4 29 Ремонт электрооборудования
30 Ремонт сцепления
31 Ремонт КПП и раздаточной коробки
32 Ремонт карданной передачи и заднего моста
33 Ремонт передней подвески и рулевого управления
34 Ремонт тормозной системы
35 Ремонт дополнительного оборудования
5 36 Ремонт кузова, кабины автомобиля
37 Окраска автомобиля
38 Сборка автомобиля
39 Обкатка автомобиля

 

 

 


1.2 Годовой план загрузки мастерской


В лаборатории «ПО и ТВР» занимаются 5 групп по данной дисциплине. Занятия проходят в две смены.

Таблица 1.1 – План загрузки мастерской на сентябрь

Сентябрь
4 5 6 7 8 11 12 13 14 15 18 19
Пн 44 44 44
Вт
Ср 37 37
Чт 44 44
Пт 37 37

Продолжение таблицы 1.1

Сентябрь
20 21 22 25 26 27 28 29
Пн 44
Вт
Ср 37 37
Чт 44 44
Пт 37 37

Таблица 1.2 – План загрузки мастерской на октябрь

Октябрь
2 3 4 5 6 9 10 11 12 13 16 17
Пн 44 44 44
Вт
Ср 37 37
Чт 44 44
Пт 37 37

 

 

 


Продолжение таблицы 1.2

Октябрь
18 19 20 23 24 25 26 27 30 31
Пн 44 44
Вт
Ср 37 37
Чт 44 44
Пт 37 37

Таблица 1.3 – План загрузки мастерской на ноябрь

Ноябрь
1 2 3 6 7 8 9 10 13 14 15 16
Пн 44 44
Вт
Ср 37 37 37
Чт 44 44 44
Пт 37 37

Продолжение таблицы 1.3

Ноябрь
17 20 21 22 23 24 27 28 29 30
Пн 44 44
Вт
Ср 37 37
Чт 44 44
Пт 37 37

Таблица 1.4 – План загрузки мастерской на декабрь

Декабрь
1 4 5 6 7 8 11 12 13 14 15
Пн 44 44
Вт
Ср 37 37
Чт 44 44
Пт 37 37 37

 

 

 


Таблица 1.5 – План загрузки мастерской на январь

Январь
16 17 18 19 22 23 24 25 26 29 30 31
Пн 44 44
Вт 23 23 23
Ср 37 37 37
Чт 44 44
Пт 37 37

Таблица 1.6 – План загрузки мастерской на февраль

Февраль
1 2 5 6 7 8 9 12 13 14 15 16
Пн
Вт 23 23
Ср 37 37
Чт
Пт 37 37 37

Продолжение таблицы 1.6

февраль
19 20 21 22 26 27 28
Пн
Вт 23 23
Ср 37 37
Чт
Пт

Таблица 1.7 – План загрузки мастерской на март

Март
1 2 5 6 7 12 13 14 15 16 19 20
Пн
Вт 23 23 23
Ср 37 37
Чт
Пт 37 37

 

 

 


Продолжение таблицы 1.7

Март
21 22 23 26 27 28 29 30
Пн
Вт 23
Ср 37 37
Чт
Пт 37 37

Таблица 1.8 – План загрузки мастерской на апрель

Апрель
2 3 4 5 6 9 10 11 12 13 16 17
Пн
Вт 23 23 23
Ср 37 37
Чт
Пт 37 37

Продолжение таблицы 1.8

Апрель
18 19 20 23 24 25 26 27 30
Пн
Вт 23 23
Ср 37
Чт 37
Пт

Таблица 1.9 – План загрузки мастерской на май

Май
3 4 7 8 10 11 14 15 16 17 18 21
Пн
Вт 23 23
Ср
Чт 23 23 23
Пт

 

 

 


Продолжение таблицы 1.9

Май
22 23 24 25 28 29 30 31
Пн
Вт 23 23
Ср
Чт 23 23
Пт


1.3 Фонды времени


Таблица 1.7 – Фонды времени

Наименование дисциплины Номер группы Количество часов
ПО и ТВР 23 134
ПО и ТВР 37 330
ПО и ТВР 44 200
Итого 664


1.4 Требуемое количество рабочих мест в лаборатории


Требуемое количество рабочих мест в лаборатории зависит от площади лаборатории и степени загруженности лаборатории. Как и на ремонтных предприятиях в лаборатории предусматривается выполнение работ по разборке-сборке. Они производятся на одном рабочем месте, работы выполняют по двое учащихся на одном неподвижном месте или стенде, к которому подают необходимые детали и сборочные единицы. Для каждого типа работ в лаборатории оборудовано рабочее место. Всего в лаборатории 10 рабочих мест.

 

 

 


1.4.1 Расчет площади мастерской


Площадь мастерской S, м2, определяем по формуле1.1:

S=a.∙ b (1.1)

где a – ширина мастерской, равна 7,6 м, установленная исследовательским путем,
b – длина мастерской, равна 9,4 м, установленная исследовательским путем,

S= 7,6・9,4= 71,44 м2

В лаборатории должно располагаться 10 рабочих мест. По нормам охраны труда и технике безопасности площадь одного рабочего места с учетом рабочей зоны должна быть не менее 4 м2.


1.4.2 Расчет площади рабочего места


Площадь одно рабочего места Sрм, м2, в лаборатории определяем по формуле 1.2:

Sрм= S/n (1.2)

где n – количество рабочих мест в лаборатории, равное 10 единицам, установлено исследовательским путем.

Sрм=70,96/10=7,1 м2

Таким образом, площадь, отводимая на одно рабочее место в лаборатории превышает минимальные допустимые нормы, что вполне удовлетворяет требования охраны труда.


1.5 Требуемое количество обучаемых для выполнения работ в лаборатории


В соответствии с законодательством о труде администрация предприятий, учреждений, организаций обязана обеспечивать надлежащее техническое состояние всех рабочих мест и создавать на них условия работы, соответствующие требованием охраны труда. «Правила по технике безопасности и производственной санитарии для школьных, учебно-производственных мастерских, а также для учебных комбинатов, цехов и предприятий, в которых проводятся трудовая

 

 


подготовка учащихся». Эти правила предъявляют высокие требования к гигиене труда. Помещения учебных, учебно-производственных мастерских, расстановка в них оборудования и механизмов должны удовлетворять требованиям санитарных норм.
Помещения мастерских должны быть светлыми, теплыми и сухими. Они могут быть расположены на любом этаже, за исключением подвального и
полуподвального, изолированно от классных помещений. Площади рабочих помещений должны быть такими, чтобы на одного обучающегося приходилось не менее 4 м2. Объем производственного помещения на каждого работающего – не менее 15 м3. Высота помещений – не менее 3,2 м, расстояние от пола до выступающих конструктивных элементов не менее 2,6 м. Окна проектируют так, чтобы подающий свет освещал все рабочие места.

Объем лаборатории V, м3, определяем по формуле 1.3:

V= a・b・h (1.3)

где h – высота лаборатории, равна 3,2 м, установленная исследовательским путем.

V=7,7・9,5・3,2=234 м3 (1.4)

Количество учащихся N, чел, одновременно обучающихся в лаборатории определяем по формуле 1.5:

N=V/V1 (1.5)

где V1 – объем помещения приходящегося на одного учащегося равен 15 м3.

N=234/15=15,6 16 чел

Таким образом, в лаборатории одновременно могут заниматься 16 человек, так как имеется 10 рабочих мест. На каждом рабочем месте могут заниматься не более 3 человек, поэтому лаборатория соответствует выше изложенным правилам.

 

 

 

 


1.6 Необходимое основное и вспомогательное оборудование для рабочего места
1.6.1 Основное оборудование для рабочего места

Для обеспечения учебного процесса, соответствующего требованиям методике производственного обучения рабочее место должно быть оборудовано:
1) рулевая рейка;
2) набор ключей, индикатор, динамометр, необходимые для выполнения ремонтных и регулировочных работ;
3) съёмник, оправка.


1.6.2 Вспомогательное оборудование для рабочего места


Для рабочего места необходимо следующее вспомогательное
оборудование:
1) индивидуальные средства защиты: перчатки, халат, головной убор;
2) ветошь;
3) инструкция по технике безопасности по выполнению работ на данном
месте.


1.7 Проверочный расчет площади мастерской

1.7.1 Расчет естественного и искусственного освещения

1.7.1.1 Расчет световой мощности


Общую световую мощность Рсв, Вт, определяем по формуле 1.6:

Рсв=R・S (1.6)

где R – удельная световая мощность, равна 15 Вт/м2.

Рсв=15∙71,44=1428,8 Вт

 

 

 


1.7.1.2 Расчёт количества ламп


Количество ламп Пл, шт, необходимых для освещения лаборатории определяем по формуле 1.7:

Пл= Рсв/р (1.7)

где р – мощность одной лампы, равна 100 Вт.


Пл=1428,8/100 14 шт

В лаборатории имеется 11 ламп, что соответствует требованиям.


1.7.1.3 Расчёт площади окон


Площадь окон So, м2, для естественного освещения определяем по формуле 1.8:

So= S∙L (1.8)

где L – коэффициент освещенности, равен 0,25. / /

So =71,44・0,25=17,86м2


1.7.1.4 Расчёт количества окон


Количество окон Nок, шт, определяем по формуле 1.9:

Nок= So/ So1 (1.9)

где So1 - площадь одного окна, равна 2,76м2, установлено исследовательским путем.

Nок=17,86/2,76= 6 шт

Так как в лаборатории имеется всего два окна вместо 6, то даже в светлое время суток будем применять искусственное освещение.

 

 


1.7.2 Расчет вентиляции


Согласно санитарно-гигиеническим требованиям часовая кратность обмена воздуха в лаборатории менее трех, применяем естественную вентиляцию.

Таблица 1.8 – Данные по расчету естественной вентиляции

Лаборатория
Площадь пола, м2
Отношение площади фрамуг к площади пола, % Площадь фрамуг или форточек, м2
ПО и ТВР 71,44 2:100 1,4

 

1.7.3 Расчет отопления


Лаборатория оборудована водяным отоплением. Расчет отопления ведется по укрупненным показателям и сводится к определению площади нагревательных приборов.


1.7.3.1 Расчёт часового расхода тепла


Максимальный часовой расход тепла Qм, ккал/ч, определяем по формуле 1.10:

Qм=Vн・(qo+qв)・(tв – tн) (1.10)

где Vн – объем здания по наружному обмеру, м3,
qo и qв – удельный расход тепла на отопление вентиляцию при разности внутренней и наружной температуры, равна 0,5 ккал/ч и 0,2 ккал/ч,
tв – внутренняя температура, равна 16оС,
tн – наружная температура, равна-31оС.

Vн=(а+0,5)・(b+0,5)・(h+0,5) (1.11)

Vн=(7,6+0,5)・(9,4+0,5)・(3,2+0,5)=303 м3

Qм=303・(0,5+0,2)・(16 – (-31))=9969 ккал/ч

 

 

 


1.7.3.2 Расчёт площади нагревательных приборов


Площадь нагревательных приборов Fн, м2, для поддержания соответствующей температуры в лаборатории определяем по формуле 1.12:

Fн= Qм/Кр・(tср – tв) (1.12)

где Кр – коэффициент теплоотдачи труб, равен 7,4 ккал/ч∙м2,
tср – средняя расчетная температура воды в приборе равна 80оС.

Fн=9969/7,4・(80 – 16)=21 м2

Площадь нагревательных приборов в лаборатории составляет 19,6 м2, определено исследовательским путем, что практически соответствует требованиям.

 

 

 


2 Конструкторская часть

2.1 Подбор материала для изготовления макета тормозной системы


Для того чтобы изготовить данный макет необходимо подобрать материал для изготовления подставки и подготовить необходимые детали тормозной системы. Так же необходимо иметь дрель и сверла для сверления отверстий. Для изготовления подставки необходимо подготовить сварочный аппарат и электроды для соединения заготовок в конструкцию. С учетом экономических соображений выбираем не дефицитные, широко применяемые материалы в виде профилей стандартного проката - лист стали длинной 500 мм, шириной 300 мм, толщиной 1,5 мм, уголок 1000 мм, вакуумный усилитель, главный тормозной цилиндр. Для изготовления макета необходимо снять замеры и нанести разметку. Для этого используем линейки, штангенциркули, кернеры, чертилку, а для резания трубы, уголка, листа стали необходим режущий инструмент ножовка с полотнами и болгарка с дисками.
После того как вся работа будет выполнена, макет приводим в порядок, готовим к покраске. Для того чтобы покрасить макет нужно 300 г. черной и 100 г. красной краски.


2.2 Технологический процесс ремонта


Таблица 2.1 - Возможные неисправности, их причины и способы устранения

Неисправности тормозной системы Причины неисправности Способ устранения Применяемый инструмент
Неисправность главного тормозного цилиндра

 

Повреждены резиновые уплотнители в главном тормозном цилиндре Заменить уплотнители и прокачать систему Набор ключей
Засорение компенсационного отверстия в главном цилиндре Прочистить отверстия и прокачать систему гидропривода
Заедание поршня главного цилиндра Поверить и при необходимости заменить главный тормозной цилиндр Набор ключей

 

 

 


Продолжение таблицы 2.1

Неисправности тормозной системы Причины неисправности Способ устранения Применяемый инструмент
Неполное растормаживание
всех колес Выступание регулировочного болта вакуумного усилителя относительно плоскости крепления главного цилиндра превышает 1,25мм Отрегулировать положения регулировочного болта Набор ключей,
линейка
Заедание корпуса клапана вакуумного усилителя вследствие разбухания диафрагмы Заменить вакуумный усилитель Набор ключей, емкость для слива жидкости при сливе и прокачке
Утечка жидкости из главного цилиндра или цилиндра привода тормозов Заменить уплотнительные кольца, прокачать систему. Набор ключей, емкость для сбора жидкости при прокачке

Засорен воздушный фильтр вакуумного усилителя Заменить воздушный фильтр Набор ключей

Скрип или визг тормозов Овальность тормозных барабанов задних тормозов Расточить барабаны Набор гаечных ключей

 

 

 

 

 


Продолжение таблицы 2.1

Неисправности сцепления Причины неисправности Способ устранения Применяемый инструмент
Скрип или визг тормозов Износ накладок или включения в них инородных тел Заменить накладки Набор гаечных ключей
Притормаживание
одного из колес при отпущенной педали тормоза Ослабла или поломалась стяжная пружина Заменить пружину Набор гаечных ключей Отвертка
Заедание поршня в колесном цилиндре вследствие коррозии Разобрать цилиндр, очистить и помыть детали, поврежденные заменить Набор гаечных ключей
Отсутствие зазора между колодками и барабаном Отрегулировать стояночный и задний тормоз
Недостаточная эффективность торможения Утечка тормозной жидкости из колесных цилиндров передних или задних тормозов Заменить негодные детали колесных цилиндров, промыть и просушить колодки и барабаны , прокачать систему гидропривода Набор гаечных ключей
Повреждены резиновые шланги системы гидропривода Заменить шланги Набор гаечных ключей
Занос или увод автомобиля в сторону при торможении Утечка тормозной жидкости в одном из колесных цилиндров передних или задних тормозов Заменить негодные детали колесных цилиндров, промыть и просушить колодки и барабаны, систему гидро привода Набор гаечных ключей

 

 

 


2.3 Расчет подставки на прочность

 

Рисунок 2.1 – Подставка для макета тормозной системы

На подставку для макета тормозной системы будут действовать силы сжатия, поэтому необходимо рассчитать реакции опоры. Для расчета реакции опоры необходимо знать массу макета, площадь поперечного сечения уголка.

Реакция опоры определяется по формуле 2.1:

(2.1)

где N – сила тяжести равная 120 МПа,
А – площадь поперечного сечения уголка равная 0.0096 м2,
- максимально допустимое напряжение стали, равное 240 МПа.

МПа 240

Так как реакция опоры меньше допустимых напряжений в металле, выбранный материал можно оставить для изготовления конструкции.

 

 

 

 

3 Охрана труда

3.1 Анализ возможных опасных и вредных и производственных факторов


Проектируемая лаборатория производственного обучения и технологии выполнения работ расположена в отдельно стоящем здании на территории колледжа. В ней производятся работы по диагностике и ремонту основных узлов легковых автомобилей. При выполнении этих работ на человека могут воздействовать такие опасные факторы, как электрический ток. Источниками электрической опасности являются ручной электрифицированный инструмент, стационарные и переносные светильники, электродвигатели, электрические сети. Помещение лаборатории по степени электрической опасности относится к помещениям с повышенной опасностью, так как токопроводящие асфальтовые полы, двери открываются наружу без тамбур–шлюзов. Электрический ток оказывает на человека термическое, биологическое и механическое воздействия, которые могут привести к тяжёлой травме вплоть до летального исхода.
К опасным факторам относятся также движущиеся машины и механизмы, механизированный и ручной инструменты, смотровая яма, которые могут явиться причиной механического травмирования работающих.
Наряду с опасными факторами на работающих могут оказывать негативное влияние вредные производственные факторы.
При выполнении ремонтных работ используется нефтепродукты: бензин, дизельное топливо, смазочные материалы. Пары нефтепродуктов попадают в организм человека через органы дыхания, при длительном воздействии могут вызвать различные заболевания органов дыхания, центральной нервной системы. При попадании на кожные покровы нефтепродукты могут вызвать аллергические реакции, экземы.
Недостаточная освещенность может привести к ошибкам в работе, которые чреваты травмами, а так же к заболеваниям органов зрения из–за постоянного их напряжения.
К вредным факторам относятся также:
- повышенная влажность из-за отсутствия промежуточных помещений между лабораторией и улицей, сквозняки;
- превышение допустимых концентраций вредных веществ в атмосфере помещения: выхлопные газы, пыль, пары кислот и других технических жидкостей.
Для снижения воздействия на человека негативных производственных факторов, которые рассмотрены выше, в данном дипломном проекте предусмотрены организационные мероприятия и технические средства безопасности труда, которые изложены в соответствующих разделах.

 

 


3.2 Санитарные требования к учебным лабораториям


Согласно нормам помещения соответствует характеру производства и числу работающих в них. Объем помещения на одного работающего составлять не менее 15 м3, площадь 4,5 м2, высота не менее 3,2 м. Помещение и участки производства с избыт¬ками явного тепла, а также со значительным выделением вредных газов, паров и пыли размещены у на¬ружных стен. Например, действующий макет двигателя ВАЗ 2108, размещён у окна с целью лучшего отвода выхлопных газов, приняты меры, предотвращающие проникновение вредностей на дру¬гие участки, отделение для зарядки аккумуляторных батарей изолировано от основного помещения.
Пол помещения асфальтобетонный, материал пола соответствует характеру производства. Напри¬мер, при использовании в производстве кислот или других агрессивных жидкостей материал пола должен быть устой¬чивым к воздействию этих жидкостей.
В помещении рационально устроены естественное и искусственное освещение, отопление и венти¬ляция, обеспечивающая необходимую чистоту воздуха. Для верхней одежды работающих предусмотрены настенные вешалки.
Для обеспечения работающих водой для питья организовано централизованное водоснабжение с фильтром для очистки воды, а также кран с раковиной для мытья рук с необходимыми санитарно – гигиеническими принадлежностями.


3.3 Требования к организации рабочего места


Рабочее место по ремонту тормозной системы ВАЗ 2108 организованно с учётом основных требований эргономики.
Организация рабочего места заключается в выборе рабо¬чей позы, определении рабочих зон, размещении органов управления, инструментов, приспособлений, заготовок и готовой продукции.
Правильное конструирование и выбор рабочих зон за¬ключаются в строгом соответствии их оптимальному полю зрения работающего, рациональному движению рук в плече или локте на уровне рабочей поверхности и с учетом антропометрических данных, усредненных размеров человече¬ского тела — роста, размаха и длины рук, ширины плеч, высоты колен и другое.
При организации рабочего места учитывалось, чтобы работа выполнялась только существенно необходи¬мыми кратковременными, легкими и безопасными движения¬ми.
Режущий и слесарный инструменты размещены на полочках шкафа, сгруппированы по размеру и назначению. На рабочем месте находятся только

 

 

 


предметы, нужные для выпол¬няемой работы. С левой стороны располагают предметы, ко¬торые берутся левой рукой, с правой стороны — правой, а впереди те, что берутся обеими руками. При этом учтены последовательность применения предметов труда; частота применения инструмента и приспособлений; расположение предметов относительно рук рабочего; постоянство места расположения инструмента, приспособлений, деталей и узлов.
Рабочее место по техническому обслуживанию сцепления оборудовано подставкой для макета, стеллажами, стендами с инструментами, приспособлениями, съёмниками, столом, шка¬фом.
Номенклатура технологической оснастки на рабочем месте соответствует его назначению. С точки зрения техники безопасности рабочее место оснащено минимальным безопасным количеством средств труда с учетом механиза¬ции погрузочно-разгрузочных работ и технологических процессов.
Для обтирки оборудо¬вания применяют специальные щетки и обтирочный мате¬риал, предусмотрена ёмкость с герметично закрывающейся крышкой, с надписью «яд» для слива тормозной жидкости.


3.4 Требования охраны труда к инструменту и приспособлениям


При ремонте тормозной системы ВАЗ 2108 используются следующие инструменты и приспособления: слесарный инструмент, набор гаечных ключей, механический домкрат, измерительные инструменты.
Конструкции инструментов, приспособлений обеспечивают максимальную производительность и безопасность труда.
Масса механизированного инструмента не должна пре¬вышать 15 килограмм. Более тяжелый инструмент при необходимости под¬вешивают над рабочим местом. Инструмент не должен само¬произвольно включаться и выключаться. Электроинструмент должен иметь заземление, надежную изоляцию корпуса и проводов.
К работе по техническому обслуживанию сцепления допу¬скаются лица, прошедшие соответствующее обучение и ин¬структаж.
Слесарно-монтажный инструмент в процессе использования изна¬шивается, нарушается его форма и размеры, а в некоторых случаях появляются трещины и изломы. При таких дефектах работать не рекомендуется, так как это может привести к травмированию рабочего. Расстояния между губками ключей должны соответствовать размерам гаек. На торцо¬вых и накидных ключах не допускаются трещины, смятые грани.
Переносные лампы питаются от напряжения 220 вольт, имеют двойную изоляцию, а также предохранительную сетку, укрепленную не на пат¬роне, а на рукоятке лампы с тем, чтобы она не оказалась под напряжением при повреждении

 

 

 


патрона. Кроме того, пере¬носная лампа имеет крючки для удобства подвешива¬ния ее в нужном положении.
Измерительный инструмент хранится в специальных футлярах во избежания деформации.


3. 5 Электробезопасность


Помещения лаборатории ПО и ТВР по электробезопасности относится к помещениям с повышенной опасностью, так как токопроводящие полы, ворота открываются наружу без тамбура.
При работе в помещениях с повышенной опасно¬стью поражения людей электрическим током, а также вне помещений и на металлоконструкциях допускается работа с электроинструментом, в котором напряжение тока не выше 36 В. При работе в помещениях без повышенной опасности допускается применять электроинструмент напряжением 127 и 220 В, но с обязательным использованием ди¬электрических перчаток, галош или ковриков; при этом корпус электроинструмента должен быть надежно заземлен; открыто проложенные заземляющие проводки окрашивают в черный цвет.
Перед началом работы с электроинструментом необходимо прове¬рить:
1) затяжку винтов;
2) исправность редуктора, шпиндель дол¬жен проворачиваться рукой при отключенном электродвигателе;
3) исправность выключателя, заземления, состояние переносных прово¬дов, целость изоляции.
Оборудование, размещённое в лаборатории заземлено.
Запрещается использовать заземление в качестве нулевого прово¬да, поскольку рабочие токи могут иметь значительную величину, на¬пример, при сварке, на которую не рассчитана сеть заземления.
По условиям электробезопасности заземляющее устройство долж¬но иметь сопротивление растеканию тока в земле во много раз мень¬ше, чем сопротивление организма человека, например, в установках напряжени¬ем до 1000 В в пределах не более 4 Ом, при повторном заземлении не более 10 Ом. Учитывая, что сопротивление почвы растеканию тока за¬висит от ее состава, влажности, температуры и колеблется в довольно значительных пределах, необходимо периодически, но не реже одного ра¬за в три месяца измерять сопротивление и проверять действие защит¬ного заземления.
При напряжении свыше 36 В, независимо от частоты тока, кор¬пуса электроинструментов должны быть заземлены. Кроме этого, в качестве защитных мер применение находит покрытие рукояток и кор¬пусов защитным слоем или использование изолирующего материала, например, фибры, дерева твердых пород. Для защиты от поражения током при работе электроинструмен¬том

 

 


применяют отключающее устройство в качестве дополнения «за¬землению, а также в случаях, когда устройство заземления затруднено или нецелесообразно из-за подвижного характера работ. Отключающее устройство обеспечивает защиту при прямом касании токоведущих частей.


3.6 Техника безопасности при ремонте тормозной системы


В общем ремонте разборочно-сборочные работы составляют 52 - 56 % по трудоёмкости. Поэтому на ремонтных предприятиях для повышения производительности труда, снижения повреждаемости деталей и повышения безопасности используют разнообразные стенды, прессы, съёмники, гайковёрты и другие приспособления.
Для обеспечения требований безопасности при ремонте тормозной системы необходимо строго соблюдать правила техники безопасности при разборочных работах, очерёдность выполнения обязательных операций.
В соответствии с выявленными неисправностями тормозной системы разрабатываются основные этапы ремонта.
При проведении контрольно-осмотровых и крепёжных работ по элементам тормозной системы следует проверить уровень тормозной жидкости в бачке гидроцилиндра. При необходимости для долива тормозной жидкости использовать стандартные приспособления, избегая попадания на кожные покровы. Тормозная жидкость это сильный яд, поэтому она хранится в герметично закрытых ёмкостях с надписью «яд».
При регулировании свободного хода педали тормоза применяется измерительный инструмент: линейка слесарная стандартная.
Разобранные детали очищают от ржавчины, грязи с помощью металлических щёток, моют в специальных ваннах с применением поверхностно активных веществ, в специальной одежде, которая включает резиновый фартук и резиновые перчатки.

 

 


4 Правила пожарной безопасности

4.1 Противопожарные мероприятия


Пожары на производстве представляют большую опасность для работы и причиняют значительный материальный ущерб. Поэтому вопросы пожарной безопасности в России рассматриваются как имеющие государственность.
С необходимостью обеспечение противопожарной защиты рабочие постоянно сталкиваются при рассмотрении проектов строительства и реконструкции цехов, при эксплуатации существующих объектов: в процессе разработке механизмов, технологических процессов, при эксплуатации действующего оборудования и выполнении существующей технологии производства. Для успешного разрешения возникающих вопросов, в части обеспечения пожарной безопасности им необходимо приобретение знаний об основах горения, возникновении и распространении пожаров; о мерах противопожарной защиты в технологических процессах; о механизме подавления горения, основных способах и средствах тушения пожаров; об организации пожарной охраны и профилактической работы в мастерских.
Вещества или материалы, при помощи которых прекращается горение, называется огнегасящими средствами.
Наиболее распространенными огнегасящими средствами являются следующие средства:
- вода в жидком или парообразном состоянии;
- пена, получаемая в результате химического соединения и механическим путем;
- углекислый газ;
- песок и все виды грунта;
- различные покрытия, изолирующие горящую поверхность от кислорода воздуха.
При использовании воды для тушения надо иметь в виду, что она имеет так же и отрицательные свойства. Так, вода является хорошим проводником электрического тока, что представляет определенную опасность при использовании ее в качестве огнегасящего средства в помещениях, где оборудование и установки находятся под электрическим напряжением.
В качестве огнетушителя при пожарах широко используют химическую воздушно-механическую пену. В качестве пенообразующих составов используют
следующие пенообразователи: ПО-1; ПО-6. Воздушно-механическая пена применяется для тушения некоторых горящих жидкостей, порошкообразных веществ, а также тлеющих и трудно смачиваемых материалов.
Углекислым газам нельзя тушить этиловый спирт, в котором углекислый газ растворяется, а также химические соединения термит, целлулоид способны гореть без доступа воздуха.

 

 

 


Для ликвидации небольших очагов пожара при горении веществ, не поддающихся тушению водой или другими огнегасящими средствами, применяются твердые огнегасящие вещества в виде порошков. Порошки хранятся в ящиках и наносятся на горящее вещество лопатой или подаются в очаг горения при помощи ручных огнетушителей; ОПС-6, ОПС-10,ОП-5,ОХП-10, ОУ-2,
ОУ-5,ОУ-8, ручных порошковых огнетушителей или передвижного огнетушителя ОППЭ-100, где выброс порошка осуществляется сжатым воздухом или азотом.
В учебных лабораториях для предотвращения пожаров нужно правильно обращаться с инструментом, оборудованием, осветительными приборами. При окончании работы необходимо обесточить оборудование и весь цех, проверить состояние оборудования и рабочего места. В ремонтных лабораториях должны быть вывешены:
- схема эвакуации личного состава и материальных ценностей;
- ящики для хранения протирочных материалов и уборка, ящики с песком;
- план размещения смотровых ям и автомобилей.
К первичным средствам пожаротушения относятся простейшие приборы, используемые работающими и членами ДПД при возникновении пожара. К ним относятся ручные огнетушители, внутренние пожарные краны, песок, кошма или асбестовое покрывало, пожарный инвентарь. Эти средства применяют для тушения загораний и пожаров в начале их возникновения, а также для разборки конструкций в ходе тушения. По типу огнетушащего вещества существующие огнетушители делят на пенные, газовые, порошковые.
В химически - пенных огнетушителях образование пены в момент их использования происходит за счет химической реакции, протекающей при смешивании кислотной и щелочной частей заряда. В настоящее время применяют ручные химически - пенные огнетушители ОХП-10, ОП-М, ОП-9ММ.


4.2 Пожар и его причины


Пожаром называется не контролируемое горение вне специального очага, наносящее материальный ущерб. Причины пожаров разнообразны. Обычно они возникают по вине человека, иногда происходят от электрических разрядов молнии, статического электричества или стихийных бедствий.
Наше помещение лаборатории по степени взрывопожароопасности относится к категории «Д» - помещения и здания, где обращаются технологические процессы с использованием твердых негорючих веществ и материалов в холодном состоянии НПБ 105-95. На объектах категории «Д» возникновение отдельных пожаров будет зависеть от степени огнестойкости

 

 


зданий. Стены нашей лаборатории кирпичные, изнутри они отштукатурены. Потолок лаборатории подшит ДВП.
Возможные причины возникновения пожара:
- короткое замыкание;
- перегрузки в оборудовании;
- неправильное обращение с электроприборами, электроинструментами;
- несанкционированное применение горючих материалов.
Причинами возникновения короткого замыкания могут быть:
- ошибки при проектировании;
- старение изоляции;
- увлажнение изоляции;
- механические перегрузки.
Чрезмерное нагревание отдельных элементов электрооборудования также может привести к возникновению пожара, так как при повышении мощности в 1,5 раза резисторы нагреваются до 200-300 0С.
При воздействии пожара на людей возникают следующие опасные факторы:
открытый огонь и искры, повышенная температура воздуха и предметов, токсичные продукты горения, дым, пониженная концентрация кислорода, обрушение и повреждение зданий, сооружений и установок. Опасность этих факторов зависит от продолжительности пожара.
Продолжительность любого пожара можно определить по формуле 4.1:


Т п = N/v (4.1)


где N – количество горючего вещества, кг/м 3 ,
v – скорость выгорания вещества, кг/м 3 ч.

Пожар легче предупредить, чем потушить. Поэтому руководители предприятий и производственных участков должны знать причины возникновения пожаров, выполнять правила пожарной безопасности и проводить мероприятия по предупреждению пожаров.
Любой пожар, своевременно замеченный и не получивший значительного распространения, может быть быстро ликвидирован. Успех ликвидации пожара зависит от быстроты оповещения о его начале и немедленного введения в действие эффективных средств тушения пожара. Для оповещения о пожаре служит телефон и пожарная сигнализация. В случае возникновения пожара необходимо немедленно сообщить об этом по телефону 01.

 

 

 

 

 

 


4.3 Пожарная безопасность в мастерских и лабораториях


Ответственность за пожарную безопасность в мастерских несут преподаватели, заведующие мастерскими, мастера. Они обязаны:
- знать пожарную опасность используемых в производстве материалов и всего технологического процесса;
- обеспечить соблюдение установленного противопожарного режима в мастерских;
- следить за исправностью отопления, вентиляции, электроустановок, технического оборудования, принимать немедленные меры к устранению обнаруженных неисправностей, которые могут привести к пожару;
- следить за тем, чтобы после окончания работы проводилась уборка рабочих мест и помещений, отключалась электросеть;
- обеспечить исправное содержание и постоянную готовность к действию имеющихся средств пожаротушения, связи и сигнализации;
- в случае возникновения пожара немедленно вывести людей, вызвать пожарную команду и приступить к ликвидации пожара имеющимися средствами.
Каждый работающий в мастерских обязан четко знать и строго выполнять установленные правила пожарной безопасности, не допускать действий, которые могут привести к пожару или загоранию. Студенты, работающие в лабораториях, должны пройти специальный противопожарный инструктаж о соблюдении мер пожарной безопасности. Лица, не прошедшие инструктажа, к работе не допускаются.
При работе в лабораториях учащиеся должны знать пожарную опасность используемых материалов и оборудования и соблюдать меры безопасности при работе с ним. Хранение в лаборатории веществ и материалов необходимо производить строго по ассортименту. Не допустимо совместное хранение веществ, химическое взаимодействие которых может вызвать пожар или взрыв. Оборудование следует устанавливать так, чтобы оно не препятствовало эвакуации. Ширина проходов между станками должна быть не менее 1 метра. Масла, эмульсии следует хранить только в той таре, которая определена инструкцией. Общий запас одновременно хранящихся в мастерских легковоспламеняющихся жидкостей не может превышать сменной потребности.
В каждой лаборатории должны находиться специальные металлические ящики с плотно закрывающимися крышками, предназначенные для сбора отработанных тряпок, обтирочных концов. Ящики следует регулярно после окончания занятий очищать; отходы сжигать или выносить на специально отведенные места. Оборудование, электросветильники, вентиляционные

 

 

 


установки и радиаторы парового отопления в мастерских необходимо регулярно очищать от пыли.
Проходы, выходы, коридоры, лестницы, чердачные помещения следует постоянно держать в исправном состоянии и ничем не загромождать. Преподаватели, администрация учебного заведения обязаны следить за тем, чтобы дороги, проходы, проезды, поездные пути к водоисточникам и местам расположения пожарного инвентаря и оборудования были свободными для движения, а пожарная сигнализация доступной. Нельзя в мастерских и лабораториях пользоваться открытым огнем и курить. Во всех местах, опасных в пожарном отношении, должны быть вывешены: предупредительные надписи о запрещении курения, плакаты на противопожарные темы, инструкции о соблюдении мер пожарной безопасности.
Мастерские и лаборатории должны быть полностью обеспечены средствами пожаротушения, пенными и углекислотными огнетушителями, специальными средствами тушения пожаров на случай обработки легковоспламеняющихся материалов, сигналами и прочим оборудованием.
В последнее время в учебных мастерских и лабораториях для изготовления различных изделий стали широко применять пластические массы и некоторые неметаллические материалы: органическое стекло, пенополистирол, пенополиуретан, плиточный пенопласт, капрон, текстолит, гетинакс, эбонит и другие. Эти материалы легко обрабатывать, они стойки против коррозии и гниения, достаточно прочны и имеют красивый внешний вид, что делает их весьма перспективными для разнообразного использования.
Однако существенным недостатком большинства из них является их горючесть, что требует при работе с ними соблюдения мер пожарной безопасности. Так, например, у оргстекла не высокая температура воспламенения, он пожароопасен в пылевидном состоянии, минимальная концентрация кислорода, необходимая для горения аэровзвеси – 14 %. Пенополистирол воспламеняется даже от маломощных источников зажигания - пламя спички.
При работе с указанными выше и подобными горючими материалами необходимо руководствоваться действующими санитарными нормами. При их обработке нужно соблюдать все необходимые меры пожарной безопасности. В мастерской нельзя курить и пользоваться открытым огнем, работы следует проводить при наличии принудительной вентиляции.


4.4 Огнегасительные вещества и их свойства


Наиболее распространенные средства огнетушения: вода, водяной пар, углекислота, смачиватели, химическая и воздушно-механическая пена, галоидированные углеводороды, порошковые составы, бромэтиловые соединения, двуокись углерода, инертные газы и другие.

 

 

 


Огнегасительные вещества классифицируют по способу прекращения горения:
- охлаждающие - вода, твердая углекислота;
- разбавляющие, то есть снижающие содержание кислорода в зоне горения до предела, когда горение становится невозможным вводится определенное количество углекислого газа, тонко распыленной воды, водяного пара или инертного газа;
- изолирующего действия, зона горения изолируется от поступления в нее кислорода путем покрытия ее слоем пены или сухих порошков;
- ингибирующие, разнообразные галоидосодержащие углеводороды, в состав которых входят бромэтил.
По электропроводности они классифицируются на:
- электропроводные: вода, водяной пар и пена;
- неэлектропроводные - газы, порошки.
По токсичности:
- нетоксичные - вода, пена и порошки;
- малотоксичные - углекислота и азот;
- токсичные, состав 3,5-бромэтил, фреоны.
Вода может применяться самостоятельно или в смеси с различными химикатами. В сравнении с другими огнетушащими веществами она отличается широкой доступностью, большой теплоемкостью, химической нейтральностью, высокой транспортабельностью, низкой стоимостью. Огнетушащая эффективность воды заключается в охлаждении. Горючее вещество охлаждается ниже температуры воспламенения. Тепло, отнятое из очага пожара, поглощается водой и отводится с водяным паром.


4.5 Огнетушители, их типы


Огнетушители предназначены для тушения пожаров в начальной стадии их горения.
Химические пенные огнетушители ОХП-10, ОП-М и ОП – 9ММ предназначены для тушения твердых и жидких веществ. Продолжительность их действия 60 секунд при кратности пены 5. Заряды этих огнетушителей состоят из щелочной и кислотной частей. Щелочная часть заряда состоит из водного раствора, содержащего 450-560 грамм смеси бикарбоната натрия и экстракта солодкового корня, кислотная – водный раствор сернокислого железа и серой кислоты. Чтобы огнетушитель не замерзал в зимнее время, в щелочную часть заряда добавляют этиленгликоль или вспениватель РАС.
Углекислый газ изолирует доступ кислорода к зоне горения. Его применяют при тушении легковоспламеняющихся и горючих жидкостей в емкостях, горящего

 

 

 

 


Промышленность выпускает ручные воздушно-пенные огнетушители типа ОВП-5; ОВП-10 и стационарные ОВП-100; ОВПУ-250 с повышенной кратностью пены. Заряд этих огнетушителей состоит из 6 % водного раствора пенообразователя ПО-1. Раствор из корпуса огнетушителя выталкивается углекислым газом, находящемся в специальном баллончике, где он перемешивается с воздухом и образует воздушно-механическую пену.
Углекислотные огнетушители предназначены для тушения веществ, материалов и электроустановок. В качестве огнегасительного вещества в них используется двуокись углерода СО2. Промышленность выпускает углекислотные огнетушители в ручном ОУ-5, ОУ-10 и транспортном вариантах ОУ-25, ОУ-80, ОУ-400 с емкостью указанных цифр.
Порошковые огнетушители предназначены для тушения небольших загораний, когда применение вышеописанных огнетушителей неэффективно.
Потребное количество огнетушителей для производственных помещений определяют по формуле 4.2:

N=M∙S (4.2)


где S – площадь производственного помещения или цеха, м²,
M – нормированное количество огнетушителей на площадь, м², принимается: для лабораторий на 50 м² - два огнетушителя.

 

 

 

 


4.6 Автоматические средства обнаружения и тушения пожаров


Автоматические средства обнаружения и тушения пожаров применяются в тех случаях, если развитие пожара может отразиться на работе всего предприятия и привести к большому материальному ущербу. Установки автоматических средств обнаружения пожара подразделяются на установки обнаружения очага пожара и подачи сигнала тревоги, включения установок тушения пожара.
В основу автоматических средств обнаружения пожара положен принцип контроля среды охраняемого объекта с помощью преобразователей неэлектрических физических величин в электрические. Электрический сигнал в случае возникновения пожара образуется в автоматическом пожарном извещателе. Затем сигнал по проводам передается на приемную станцию. Наиболее эффективными являются установки автоматического тушения пожаров, которые активно воздействуют непосредственно на источник развития пожара и в ряде случаев ликвидируют пожар в начальной стадии его развития.
В зависимости от использования средств тушения, установки автоматического тушения пожаров бывают:
- водяного тушения - спринклерные и дренчерные;
- водо-пенного тушения;
- воздушно-пенного тушения;
- газового тушения, содержащие двуокись углерода, азот и негорючие газы;
- порошкового тушения;
- комбинированные.
По времени пуска в действие автоматические установки различны: сверхбыстродействующие, у которых время пуска не более 0,1 секунды, быстродействующие, малоинерционных, у которых время пуска до 30 секунд, средней инерционности, у которых время пуска от 31 до 60 секунд, инерционные со временем пуска свыше 60 секунд.
По продолжительности работы установки разделяют на: установки кратковременного действия – до 15 минут; средней продолжительности – 15-30 минут и длительного действия – более 30 минут.
Наибольшее распространение получили спринклерные и дренчерные установки тушения пожара.

 

 


4.7 Пожарная связь и сигнализация


В мастерских и лабораториях обязательно предусматривается пожарная связь и сигнализация, которые предназначены для своевременного автоматического обнаружения пожара и сообщения о нем пожарно-сторожевой охране, отделениям ДПД, а также для руководства тушением пожара. К ним относятся телефонная и радиосвязь, установки пожарной сигнализации с автоматическим и ручным пуском, электрические сирины, звонки, колокола и гудки транспортных средств.
На пожароопасных объектах категории А , Б и В устанавливают пожарные извещатели или датчики, которые при возникновении пожара по проводам или без них, передают сигналы к приемным аппаратам. Эти системы называют установками автоматической пожарной сигнализации. Их монтируют по лучевой и кольцевой схемам. В зависимости от применения датчиков они бывают тепловые, дымовые, охранные и комбинированные.
Установки пожарной сигнализации делят на: пожарную и охранно-пожарную. Основными элементами пожарной и охранно-пожарной сигнализации являются пожарные извещатели, приемные станции, линии связи, источники питания, звуковые или световые сигнальные устройства.
Автоматическая пожарная сигнализация теплового действия состоит из приемной станции с блоком питания, пожарных извещателей и вызывающего устройства-ревуна. В один луч приемной станции включается параллельно до 75 извещателей. Общая контролируемая площадь достигает 1500 м2. Станция работает от сети переменного тока 127/220 Вольт при температуре от –30 до 30 градусов и влажности воздуха до 80 %.
Промышленность выпускает и приемную аппаратуру, не зависящую от работы пожарных извещателей, которая позволяет осуществлять автоматический контроль за состоянием извещателей на охраняемых объектах и соединительных линий, управлять световыми и звуковыми сигналами и транслировать сигнал по назначению.
Установки пожарной сигнализации работают с извещателями, реагирующими на повышенную температуру воздуха, на дым и повышенную температуру, на световую энергию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


5 Охрана окружающей среды


Наше государство располагает всеми видами современного транспорта, образующими единую транспортную систему, которая является одним из важнейших звеньев народнохозяйственного комплекса страны. Транспорт сделал доступными для человека и колоссальные скорости, и отдаленнейшие уголки планеты, позволил ему вырваться из околоземного пространства. Благодаря развитой транспортной сети стало возможным быстрое перемещение грузов и пассажиров в нужном направлении. Транспорт – могучий и незаменимый помощник в освоении и использовании природных ресурсов.
Развитие транспортных средств является частью общего научно-технического прогресса, оно необходимо и не может быть приостановлено. Конфликты между транспортными средствами и средой обитания человека серьезны. Однако эти конфликты вызваны целым комплексом разнородных факторов и в принципе поддаются устранению. И в настоящее время ученые и специалисты упорно работают над созданием условий для гармоничного сосуществования транспорта и экологических систем.
Важную роль в решении этой проблемы играет комплекс организационно-технических мероприятий, проводимых в сфере эксплуатации транспортных средств. К ним также относятся: совершенствование транспортной планировки городов, организация безопасного движения и, конечно улучшение технического обслуживания, ремонта и контроля за техническим состоянием транспортных средств. Осуществление этих мероприятий позволит существенно повысить эффективность борьбы за чистоту окружающей человека природной среды.
В первую очередь это относится к техническим наукам: по ремонту и обслуживанию автомобилей, к водителям всех транспортных средств разных категорий. Они должны не только иметь необходимый объем знаний по охране окружающей среды, уметь передать эти знания учащимся, молодым рабочим, но и применять их на практике.
На участке по ремонту тормозной системы производят такие операции как мойку механизмов тормозной системы, слив технических жидкостей, которые могут привести к экологическому загрязнению окружающей среды.
Загрязненные воды от производственных зданий и хозяйственно-бытовых сооружений автотранспортных предприятий, а также ливневые стоки с их территории сбрасываются в городской водосток, в поверхностные водоемы и на почву только после их очистки. ООО «АТП» имеет очистные сооружения с системой оборотного водоснабжения для предварительной очистки стоков от производственных участков и накопитель-отстойник для очистки стоков с территории. Осадки и нефтепродукты, скапливающиеся в очистных сооружениях, обезвоживают и утилизируют.

 

 

 


6 Экономическая часть


Для технико-экономической оценки необходимо определить затраты на изготовление или модернизацию конструкции.


6.1 Расчёт затрат на изготовление или модернизацию конструкции


Затраты на изготовление или модернизацию конструкции определяют по формуле 6.1:

З =Зо.д.+Зп.д.+З з/п (6.1)

где Зо.д. – стоимость изготовленных оригинальных деталей, руб,
Зп.д. – затраты на покупные детали, изделия, агрегаты, руб,
З з/п – затраты на заработанную плату рабочих по сборке конструкции, руб.

Стоимость изготовленного макета включает в себя: заработанную плату по изготовлению макета, амортизацию оборудования, затраты на текущий ремонт и обслуживание оборудования, затраты на электроэнергию, стоимость материалов и покупных деталей, для изготовления макета, прочие затраты.
Стоимость материалов, необходимых для изготовления конструкции определяют по таблице 6.1.

Таблица 6.1 – Материалы, необходимые для изготовления конструкции

Наименование материала Количество Цена за единицу, руб Общая стоимость, руб
Диск на болгарку 1 20 20
Уголок 1,5 м 45 67,5
Металлический лист 0,35 м2 80 280
Краска чёрная 95 г 0,16 12
Краска красная 50 г 0,16 1,6
Электроды 2 2 4
Итого 385,1

Затраты времени на выполнения работ:
1) cлесарные работы – 1,5 часа;
2) электросварочные работы – 0,5 часа;
3) крепежные работы – 0,2 часа.
Итого: 2,2 часа.

 

 


Заработанную плату, ЗП, рассчитывают по формуле 6.2:

ЗП = Σ Тί ∙ Счί ∙ Кί (6.2)

где Тί – средняя трудоемкость изготовления отдельных деталей, чел/час,
Счί – часовые тарифные ставки соответствующего разряда,
Кί – коэффициенты, учитывающие дополнительную заработанную плату, премии, доплаты, отчисления в фонд социального страхования и районный коэффициент.

ЗП за выполненные работы= 2,2∙14,2∙1,15∙1,26= 45,2руб

 

Амортизационные отчисления рассчитывают по всем видам работ по формуле 6.3:

Са = (6.3)

где Бо – балансовая стоимость единицы оборудования,
Тр – время работы оборудования,
а – годовые нормы амортизационных отчислений, % к балансовой стоимости.

Са свар = руб

Са слесар = руб

Са общ = 0,17+0,07 = 0,24 руб

Затраты на текущий ремонт и техническое оборудование рассчитывают аналогично, лишь меняют норматив отчислений, 4%.

Са свар = руб

Са свар = руб

 

 

 


Са общ = 0,14+0,05 = 0,19 руб

 

Затраты на электроэнергию рассчитывают по таблице 6.2.

Таблица 6.2 – Затраты на электроэнергию

Оборудование Потребление мощности, кВт Продолжительность работы, час Стоимость руб Затраты, руб
Болгарка 1,3 1,5 1,20 2,34
Электродуговая сварка 15 0,5 1,20 9
Итого 11,34

Прочие затраты принимают в размере 5% от суммы затрат на заработанную плату, амортизационные отчисления, текущий ремонт, энергетические источники.

(45,2+0,24+0,19+11,34)∙0,05 = 2,84 руб

 

 

 


6.2 Определение стоимости покупных деталей


Для определения стоимости покупных деталей, Зпд, составляют таблицу 6.3.

Таблица 6.3 – Стоимость покупных деталей

Наименование детали Количество, шт Цена за единицу, руб Общая стоимость, руб
Вакуумный регулятор 1 745 745
Главный тормозной цилиндр 1 820 820
Итого 1565


6.3 Составление сметы затрат на изготовление конструкции


Итак, составим смету затрат на изготовление продукции.

Таблица 6.4 – Смета затрат на изготовление продукции

Статьи затрат Сумма, руб
Стоимость материалов 395,1
Заработная плата на изготовление макета 45,2
Амортизационные отчисления 0,24
Затраты на ТР и ТО оборудования 0,17
Затраты на энергию 11,34
Стоимость покупных деталей, агрегатов 1565
Прочие затраты 2,84
Итого 2020,26

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



Сбор и использование отработанных рабочих жидко¬стей имеют большое техническое, экономическое и экологичес¬кое значение. Сбор отработанных нефтепродуктов производится на пунктах технического обслуживания, в ремонтных мастерских, пунктах заправки и смазки машин и других объектах.
Для сбора отработанных нефтепродуктов в зависимости от кон¬структивных особенностей техники должны применяться обору¬дование и устройства, ускоряющие и облегчающие операции по сливу нефтепродуктов.
Сбор и использование отработанных масел и рабочих жидко¬стей имеют большое техническое, экономическое и экологичес¬кое значение. Сбор отработанных нефтепродуктов производится на пунктах технического обслуживания, в ремонтных мастерских, пунктах заправки и смазки машин и других объектах.
Для сбора отработанных нефтепродуктов в зависимости от кон¬структивных особенностей техники должны применяться обору¬дование и устройства, ускоряющие и облегчающие операции по сливу нефтепродуктов.
На рисунке 5.1 показано устройство передвижного маслосборника. Шарнирное соединение труб 3 дает возможность подводить во¬ронку 2 под маслосливное отверстие картера. Отработанное масло из воронки по трубам 3 поступает в бак 4.
1 – смотровой люк; 2 – воронка; 3 – шарнирные трубы; 4 – бак

Рисунок 5.1 – Передвижной сборник тормозной жидкости

Через смотровой люк 7 контролируют уровень заполнения бака маслом.
Слитые масла и другие жидкости нефтяного происхождения должны храниться в герметичных резервуарах и транспортироваться на базы сдачи специализированным или приспособленным для этой цели транспортом. Все стационарные или передвижные пункты слива и сбора отработанных нефтепродуктов должны оснащаться средствами, обеспечивающими минимальные потери и загрязне¬ние окружающей среды.
Расширяются сферы использования отработанного масла пу¬тем его очистки на местах потребления и специальных пунктах.
Смешение отработавших моторных и трансмиссионных масел в резервуарах и трубопроводах не допускается.
Допускается установка одного насоса для отгрузки отработавших моторных и трансмиссионных масел с раздельными системами трубопроводов. Загрязненные воды от производственных зданий и хозяйственно-бытовых сооружений АТП, а также ливневые стоки с их территории сбрасываются в городской водосток, в поверхностные водоемы и на почву только после их очистки. ООО «АТП» имеет очистные сооружения с системой оборотного водоснабжения для предварительной очистки стоков от производственных участков и накопитель-отстойник для очистки стоков с территории. Осадки и нефтепродукты, скапливающиеся в очистных сооружениях, обезвоживают и утилизируют.
Слитые жидкости нефтяного происхождения должны храниться в герметичных резервуарах и транспортироваться на базы сдачи специализированным или приспособленным для этой цели транспортом. Все стационарные или передвижные пункты слива и сбора отработанных нефтепродуктов должны оснащаться средствами, обеспечивающими минимальные потери и загрязне¬ние окружающей среды.
Почва является индикатором многолетних природных процес¬сов, и ее состояние — это результат длительного воздействия раз¬нообразных источников загрязнения. Загрязнение почв оказывает неблагоприятное воздействие на здоровье населе¬ния, так как вредные вещества по трофическим цепям могут попадать в организм человека. Особенно на загрязнение почвы оказывает – это слив воды с мыльным раствором, которая приводит к заг¬рязнению почв, ухудшению их физического и химического со¬стояния и в результате к снижению плодородия. Загрязнение почв оказывает неблагоприятное воздействие на здоровье населе¬ния, так как вредные вещества по трофическим цепям могут по¬падать в организм человека.
Расширяются сферы использования отработанных жидкостей пу¬тем их очистки на местах потребления и специальных пунктах.

 

 

 


6 Экономическая часть


Для технико-экономической оценки необходимо определить затраты на изготовление или модернизацию конструкции.


6.1 Расчёт затрат на изготовление или модернизацию конструкции


Затраты на изготовление или модернизацию конструкции определяют по формуле 6.1:

З =Зо.д.+Зп.д.+З з/п (6.1)

где Зо.д. – стоимость изготовленных оригинальных деталей, руб,
Зп.д. – затраты на покупные детали, изделия, агрегаты, руб,
З з/п – затраты на заработанную плату рабочих по сборке конструкции, руб.

Стоимость изготовленного макета включает в себя: заработанную плату по изготовлению макета, амортизацию оборудования, затраты на текущий ремонт и обслуживание оборудования, затраты на электроэнергию, стоимость материалов и покупных деталей, для изготовления макета, прочие затраты.
Стоимость материалов, необходимых для изготовления конструкции определяют по таблице 6.1.

Таблица 6.1 – Материалы, необходимые для изготовления конструкции

Наименование материала Количество Цена за единицу, руб Общая стоимость, руб
Диск на болгарку 1 20 20
Уголок 1,5 м 45 67,5
Металлический лист 0,35 м2 80 280
Краска чёрная 95 г 0,16 12
Краска красная 50 г 0,16 1,6
Электроды 2 2 4
Итого 385,1

Затраты времени на выполнения работ;
1) Слесарные работы – 1,5 часа
2) Электросварочные работы – 0,5 часа
3) Крепежные работы – 0,2 часа
Итого: 2,2 часа


Заработанную плату, ЗП, рассчитывают по формуле 6.2:

ЗП = Σ Тί ∙ Счί ∙ Кί (6.2)

где Тί – средняя трудоемкость изготовления отдельных деталей, чел/час,
Счί – часовые тарифные ставки соответствующего разряда,
Кί – коэффициенты, учитывающие дополнительную заработанную плату, премии, доплаты, отчисления в фонд социального страхования и районный коэффициент.

ЗП за выполненные работы= 2,2∙14,2∙1,15∙1,26= 45,2руб

 

Амортизационные отчисления рассчитывают по всем видам работ по формуле 6.3:

Са = (6.3)

где Бо – балансовая стоимость единицы оборудования,
Тр – время работы оборудования,
а – годовые нормы амортизационных отчислений, % к балансовой стоимости.

Са свар = руб

Са слесар = руб

Са общ = 0,17+0,07 = 0,24 руб

Затраты на текущий ремонт и техническое оборудование рассчитывают аналогично, лишь меняют норматив отчислений, 4%.

Са свар = руб

Са свар = руб

Са общ = 0,14+0,05 = 0,19 руб

 

Затраты на электроэнергию рассчитывают по таблице 6.2.

Таблица 6.2 – Затраты на электроэнергию

Оборудование Потребление мощности, кВт Продолжительность работы, час Стоимость 1 кВт, руб Затраты, руб
Болгарка 1,3 1,5 1,20 2,34
Электродуговая сварка 15 0,5 1,20 9
Итого 11,34

Прочие затраты принимают в размере 5% от суммы затрат на заработанную плату, амортизационные отчисления, текущий ремонт, энергетические источники.

(45,2+0,24+0,19+11,34)∙0,05 = 2,84 руб

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


6.2 Определение стоимости покупных деталей


Для определения стоимости покупных деталей, Зпд, составляют таблицу 6.3.

Таблица 6.3 – Стоимость покупных деталей

Наименование детали Количество, шт Цена за единицу, руб Общая стоимость, руб
Вакуумный регулятор 1 745 745
Главный тормозной цилиндр 1 820 820
Итого 1565


6.3 Составление сметы затрат на изготовление конструкции


Итак, составим смету затрат на изготовление продукции.

Таблица 6.4 – Смета затрат на изготовление продукции

Статьи затрат Сумма, руб
Стоимость материалов 395,1
Заработная плата на изготовление макета 45,2
Амортизационные отчисления 0,24
Затраты на ТР и ТО оборудования 0,17
Затраты на энергию 11,34
Стоимость покупных деталей, агрегатов 1565
Прочие затраты 2,84
Итого 2020,26

 




Комментарий:

Дипломная работа - отлично!


Рекомендовать другу
50/50         Партнёрка
Отзывы